Файл: Программа курса внеурочной деятельности функциональная грамотность учимся для жизни (основное общее образование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 358

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вариантов.
Соотношения между величинами, размеры объекта.
Единицы времени.
Зависимости между величинами, прямо пропорциональная зависимость величин при решении задачи.
2021
(
http://skiv.instrao.r u
)
«Земляника»: открытый банк заданий
2021
(
http://skiv.instrao.r u
)
«Спортивный праздник» - в
Приложении
21
Домашнее хозяйство 1
Размеры реального объекта, единицы длины.
Площадь, сравнение площад ей данных фигур.
Перевод единиц длины и площади.
Зависимости между величинами.
Деление с остатком, округление результата по смыслу ситуации.
Доля числа.
Измерения и объём прямоугольного параллелепипеда, сравнение объемов, переход от одних единиц объёма к другим.
Представление данных: чтение и интерпретация данных диаграммы.
Беседа, групповая работа, индивидуал ьная работа
«Выкладывание плитки»: открытый банк заданий
2019/2020
(
http://skiv.instrao.r u
)
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)

22
Собираемс я за покупками
: что важно знать
1
Финансы.
Значение финансо вой грамотности.
Деньги. Виды денег. Наличные и безналичные деньги.
Запланированная покупка.
Незапланированна я покупка.
Финансовая выгода.
Финансовый риск.
Финансовое планирование.
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Решение ситуативны х и проблемны х задач
Беседа/
Дискуссия/
Проект/
Игра http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/finansovaya
-gramotnost
Комплекс
«Способы оплаты»
(2021, 5 класс)
Комплекс
«Наличные и безналичные деньги» (2020, 5 класс)
23
Делаем покупки: как правильно выбирать товары
1
Покупки. Виды покупок.
Товар.
Планирование покупки товара.
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Решение ситуативны х и проблемны х задач
Беседа/
Практическ ая работа/
Работа в парах/ Игра
Портал
РЭШ https://fg.resh
.edu.ru
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
Комплекс
«Интересный журнал» (2022, 5 класс)
24
Приобрета ем услуги: знаем, умеем, практикуе м
1
Услуга.
Планирование покупки услуги.
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Решение ситуативны х и проблемны х задач
Беседа/
Практическ ая работа/
Работа в группах/
Игра http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/finansovaya
-gramotnost
Комплекс
«Поездка в зоопарк» (2021, 5 класс)
25
Самое главное о правилах поведении грамотног о
1
Финансовое планирование.
Экономия денег.
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Решение ситуативны х и проблемны http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/finansovaya
-gramotnost

покупател я
Акции на товары и услуги.
Скидка на покупку.
Правила поведения грамотного покупателя.
Применять финансовые знания. х задач
Беседа/ деловая игра
Комплекс
«Прогулка по магазину» (2020, 5 класс)
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)
26
-
27
«Деньги – не щепки, счетом крепки»
«Велопро кат»
2
Финансовая грамотность:
Финансы.
Финансовая выгода.
Финансовый риск.
Финансовое планирование
Математическая грамотность:
Зависимости «цена
– количество- стоимость»,
«скорость-время- расстояние».
Измерение и единицы длины, времени, стоимости, скорости.
Финансовая грамотность: Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания
Математическая грамотность:
Читать текст, разбирать инструкцию и обсуждать ситуации
Выявлять информацию в финансовом контексте.
Выявлять зависимости, вычислять стоимость.
Графически представлять алгоритм.
Планировать порядок выполнения действий, составлять арифметическое выражение.
Выполнять вычисления с натуральными числами, сравнивать результаты.
Конкретизировать тариф, выбирать выгодный тариф.
Решение ситуативны х и проблемны х задач
Беседа/ игра- соревнован ие http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/finansovaya
-gramotnost
Комплекс «Новые джинсы» (2019, 5 класс)
Комплекс
«Велопрокат»
(2022, 5 класс)
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (5 ч)
2 8.
Мы умеем дружить
1
Межкультурное взаимодействие: * успешное и уважительное взаимодействие между людьми.
Традиции и обычаи: многообразие культур и идентификация с определенной
Приводить примеры ситуаций уважительного и неуважительного, эффективного и неэффективного, взаимодействия между людьми.
Оценивать последствия этих взаимодействий.
Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о роли дружбы в жизни человека.
Аргументировать свое мнение о
Беседа / обсуждение
/ игровая деятельнос ть / решение познавател ьных задач и разбор ситуаций http://skiv.instrao.r u
Ситуация «Как подружиться с новенькой»
Открытый банк заданий 2020)
Ситуации «Футбол
культурой. **
Виды социальных взаимодействий.
Дружба в жизни человека роли дружбы в жизни человека. и дружба»
«Случай в гостях»
2 9.
Общаемся с одноклассн иками и живем интересно
1
Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми, действия в интересах коллектива.
Семья и школа.
Основы совместной деятельности.
Роль школы в нашей жизни
Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о взаимодействии в школьном коллективе.
Объяснять причины возникновения конфликтных ситуаций в школьном коллективе.
Обосновывать способы их решения.
Беседа / обсуждение
/ игровая деятельнос ть / решение познавател ьных задач и разбор ситуаций http://skiv.instrao.r u
Ситуации
«Соседи»
«В детском лагере»
3 0.
Какие проблемы называют глобальны ми? Что значит быть глобально компетент ным?
1
Глобальные проблемы: изучени е глобальных и локальных проблем.
Понятие
«глобальные проблемы»
Приводить примеры глобальных проблем.
Объяснять, какие проблемы называются глобальными.
Обсуждени е информаци и, предложен ной руководите лем занятия / решение познавател ьных задач и разбор ситуаций
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.
Стр. 4–10 http://skiv.instrao.r u
Ситуация «Один в поле воин»
3 1-
3 2.
Можем ли мы решать глобальны е проблемы?
Начинаем действоват ь.
2
Глобальные проблемы: изучени е глобальных и локальных проблем.
Глобальные проблемы в нашей жизни
Описывать ситуации проявления глобальных проблем на местном
(локальном) уровне.
Оценивать влияние глобальных проблем на жизнь каждого человека, на развитие общества.
Беседа / обсуждение
/ решение познавател ьных задач и разбор ситуаций http://skiv.instrao.r u
Ситуации
«Найденыш»,
«Загрязнение
Мирового океана»
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.
Стр. 11–19
Ситуации
«Добываем марганец в
Зедландии», «Дом для кошек и

собак»,
«Чистая вода» http://skiv.instrao.r u
Ситуации «Лечим скворца»
«Покупаем новое»
«Планета будет зеленой»
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
3 3.
Подведени е итогов программы
Самооценк а результато в деятельнос ти на занятиях
1
Оценка
(самооценка) уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим.
Обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня
ФГ отдельных учащихся и группы в целом.
Оценивать результаты своей деятельности.
Аргументировать и обосновывать свою позицию.
Осуществлять сотрудничество со сверстниками.
Учитывать разные мнения.
Групповая работа
Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровне й ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ
(
http://skiv.instrao.r u/
)
3 4.
Итоговое занятие
1
Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ
(открытое мероприятие для школы и родителей).
Решение практических задач, успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно- исследовательских, проектных и других творческих работах.
Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий.
Благодарности друг другу за совместную работу.
Театрализо ванное представле ние, фестиваль, выставка работ
6 класс

1   2   3   4   5   6   7   8

Тема
Ко
л-
во
ча
со
в
Основное
содержание
Основные виды деятельности
Формы
проведения
занятий
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 6 класса.
1. Введение 1
Знакомство участников программы.
Обсуждение понятий
«функциональная грамотность»,
«составляющие функциональной грамотности
(читательская, математическая, естественно- научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление).
Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы.
Обсуждение планов и организации работы в рамках программы.
Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно- исследовательских, проектных и других творческих работах
Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия.
Беседа, работа в группах, планирование работы.
Портал
Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.r esh.edu.ru/
); портал ФГБНУ
ИСРО
РАО, Сетевой комплекс информационног о взаимодействия субъектов
Российской
Федерации в проекте «Монит оринг формирования функциональной грамотности учащихся»
(
http://skiv.instra o.ru/
); материалы из пособий
«Функциональна я грамотность.
Учимся для жизни» издательства
«Просвещение».
Модуль 1: Читательская грамотность: «Читаем, различая факты и мнения» (5 ч)
2.
Нас ждёт путешест вие
(Путешес твие по родной земле)
1
Понятия «факт»,
«мнение»: работа со словарной статьей. Приемы различения фактов и мнений в множественном тексте

Устанавливать связи между событиями или утверждениями.
Понимать значение слова или выражения на основе контекста.
Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
Работа в группах
«Знакомьтесь:
Тула»:
Открытый банк заданий 2021 года
(
http://skiv.instra o.ru
)
3.
Открывае м тайны планеты
(Изучени
1
Языковые маркеры предъявления фактов и мнений
Различать факты и мнения с учетом языковых маркеров.
Устанавливать связи между
Самостоятельн ое выполнение работы с последующим
«Континент- призрак»:
Открытый банк
е планеты) в тексте: работа со словарной статьей. Приемы различения фактов и мнений в множественном тексте событиями или утверждениями
(причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) обсуждение ответов на задания заданий 2021 года
(http://skiv.instra o.ru )
4.
Открывае м мир науки
(Человек и природа)
1
Приемы распознавания фактов и мнений в тексте- интервью, в тексте-рекламе на сайте.
Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов. Сопоставлять факты и мнения в тексте-интервью, в тексте-рекламе на сайте
Игра- расследование
«В переводе на человеческий»:
Открытый банк заданий 2021
(
http://skiv.instra o.ru
)
5.
По страница м биографи й
(Великие люди нашей страны)
1
Приемы распознавания фактов и мнений в тексте- аннотации фильма, в тексте- интервью
Сопоставлять факты и мнения в тексте-аннотации фильма, в тексте- интервью Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов.
Работа в группах
«Люди, сделавшие люди круглой»:
Сборник эталонных заданий. Выпуск
2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В
2-х ч. Часть 1. ‒
Москва, Санкт-
Петербург:
«Просвещение»,
2021.
6.
Наши поступки
(межличн остные взаимоде йствия)
1
Приемы распознавания фактов и мнений в художественном тексте.
Фактические ошибки как художественный прием автора
Распознавать факты и мнения в художественном тексте.
Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями
(причинно-следственные отношения)
Ролевая игра
«В новой школе»
Открытый банк заданий 2021 года
(
http://skiv.instra o.ru
)
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» (5 ч)
7.
Мои увлечени я
1
Выполнение заданий «Мир аквариума» и
«Зеркальное отражение»
Объяснение происходящих процессов.
Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов.
Работа индивидуально или в парах.
Обсуждение результатов выполнения заданий.
Портал ИСРО
РАО http://skiv.in strao.ru
Естественно-
научная грамот ность. Сборник эталонных заданий.
Выпуски 1 и 2: учеб. пособие для общеобразовате льных организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ;
СПб. :
Просвещение,
2020, 2021 8. Растения 2 Выполнение
Проведение простых исследований и Работа в парах Естественно-