Файл: Программа курса внеурочной деятельности функциональная грамотность учимся для жизни (основное общее образование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 359

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и животны е в нашей жизни заданий «Как растения пьют воду» и
«Понаблюдаем за тиграми» анализ их результатов. Получение выводов на основе нтерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений.
Выдвижение и анализ способов исследования вопросов. или группах.
Презентация результатов выполнения заданий.
научная грамот ность. Сборник эталонных заданий. Выпуск
1: учеб. пособие для общеобразовате льных организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ;
СПб. :
Просвещение,
2020.
Портал
РЭШ https://fg.re sh.edu.ru
9.
Загадочн ые явления
2
Выполнение заданий «Загадка магнитов» и
«Вода на стеклах»
Проведение простых исследований и анализ их результатов.
Работа в парах или группах.
Презентация результатов исследования.
Естественно-
научная грамот ность. Сборник эталонных заданий.
Выпуски 2: учеб. пособие для общеобразовате льных организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ;
СПб. :
Просвещение,
2021.
Портал
РЭШ https://fg.re sh.edu.ru
Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)
1 2.
Креативн ость в бытовых и учебных ситуация х:
Модели и ситуации
1
Модели заданий:
-названия и заголовки,
-рисунки и формы, что скрыто за рисунком?
-межличностные
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения главного.
Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций.
Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности в ситуациях:
Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями.
Презентация результатов обсуждения
Портал ИСРО
РАО http://skiv.in strao.ru
Комплексные
задания
· 6 кл,
отношения,
- исследовательски е вопросы.
-создания названий и заголовков.
-анализа рисунков и форм,
-решения проблем межличностных отношений,
-выдвижения исследовательских вопросов и/или гипотез.
Кружок по музыке, задания
1, 2, 3
· 6 кл,
Друдлы, задания
1-4,
· 6 кл.,
Новенький в классе, задания
1, 2, 3
· 6 кл.,
Питание растений, задания 1, 2, 3
· 5 кл.,
Вопросы
Почемучки,
Креативное мышление, выпуск 1,
Просвещение
1 3.
Выдвиже ние разнообр азных идей.
Учимся проявлят ь гибкость и беглость мышлени я.
1
Разные группы и категории. Такой же, но другой.
Разные образы и ассоциации. Два основных способа, которыми могут различаться идеи для названий и заголовков:
-Связи названия с иллюстрацией или текстов основаны на разных
деталях и/или
образах, на
разных смысло
вых
ассоциациях, И
ЛИ
-названия основываются на одних и тех же деталях, образах, однако каждое название реализуется свои
м
способом, напри мер, за счёт использования различных
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения основных требований.
Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций и сюжетов.
Выдвижение идей своих заданий по подбору названий и заголовков к иллюстрациям. Работа с поисковой системой Интернета по подбору
/коллажу интересных иллюстраций.
Подведение итогов:
-Чем могут различаться схожие названия, заголовки?
· Некоторые названия состоят из буквального описания изображ ения или его элементов, а другие названия состоят из абстрактных
ассоциаций или образных
выражений.
· Каждое название отражает различные точки зрения
или интерпретации иллюстрации в целом или ее отдельных элементов.
· В названиях для создания различных значений использована пунктуация, заглавные буквы, орфографические особенности или другие грамматические элементы.
Работа в парах и малых группах.
Презентация результатов обсуждения
Портал ИСРО
РАО http://skiv.in strao.ru
Комплексные
задания
· 6 кл.,
Марафон чистоты, задания 2, 3
· 6 кл.,
Посткроссинг, задания 1, 3
· 6 кл.,
Создай персонажа, задания 1, 4,
· 6 кл., На седьмом небе, задание 1,
· 6 кл.,
Сломать голову, задание 1

языковых средств.
1 4.
Выдвиже ние креативн ых идей и их доработк а.
1
Оригинальность и проработанность.
Обсуждение проблемы:
-Как вдохнуть в идею жизнь?
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения основных требований.
Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций.
Выполнение теста «Круги» по методике «Вартега». Подсчёт количества оригинальных и проработанных идей.
Моделируем ситуацию: нужны оригинальные идеи
Подведение итогов:
-Что помогает оживить идею? (
Юмор, детальные проработки, учёт интересов различных людей, другие факторы)
-Есть ли особенности в подходе к выдвижению идей у разных членов вашей группы? Какие?
-Как составить «идеальную группу» по выдвижению идей?
-Каких правил мы будем придерживаться при выдвижении и доработке идей?
Индивидуальна я работа по выполнению теста «Круги».
Взаимооценка результатов.
Работа в малых группах способом
«перекрестная наметка идей».
Работа в парах и малых группах по анализу и моделировани ю ситуаций, по подведению итогов.
Презентация результатов обсуждения
Портал ИСРО
РАО http://skiv.in strao.ru
Комплексные
задания
· 6 кл., В шутку и всерьёз, задание 1,
· 6 кл.,
Марафон чистоты, задания 2, 3
· 6 кл.,
Посткроссинг, задания 1, 3
· 6 кл.,
Создай персонажа, задания 1, 4,
1 5.
От выдвиже ния до доработк и идей
1
Использование навыков креативного мышления для создания продукта.
Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя):
-Создание школьной газеты (о помощи в учебе, о правилах поведения и др.)
-Подготовка и проведение социально значимого мероприятия (например, обмен книгами, или сохранение природы, друзья по переписке)
-Создание классного журнала или классного уголка по вопросам здоровья и профилактике вредных привычек;
-Социальное проектирование.
Конкурс идей «Школа будущего».
Работа в малых группах
Презентация результатов обсуждения
Портал ИСРО
РАО http://skiv.in strao.ru
По выбору
учителя
· 5 кл.,
Трудный предмет,
· 6 кл., В шутку и всерьёз
· 5 кл.,
Буккроссинг,
· 6 кл.,
Марафон чистоты,
· 6 кл.,
Наша жизнь
зависит от природы.
· 6 кл,
Посткроссинг,
· 5 кл, Нет вредным привычкам,
· 5 кл,
Школа будущего
1 6.
Диагност ика и рефлекси я.
Самооцен ка
1
Креативное мышление.
Диагностическая работа для 6 класса.
Выполнение итоговой работы.
Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения
Индивидуальна я работа.
Работа в парах.
Портал
РЭШ https://fg.re sh.edu.ru
Портал ИСРО
РАО http://skiv.in strao.ru
Диагностическая работа для 6 класса.
Креативное мышление.
Вариант 1. Ёлка
Вариант 2. Наш театр
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
1 7.
Подведен ие итогов первой части программ ы.
Самооцен ка результат ов деятельн ости на занятиях
1
Самооценка уверенности при решении жизненных проблем.
Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности.
Оценивать результаты своей деятельности.
Аргументировать и обосновывать свою позицию.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Предлагать варианты решений поставленной проблемы.
Беседа
Приложение
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч)
1 8.
Новое об известно м
(«Футбол ьное поле»,
«Электро
1
Зависимости между величинами.
Сравнение чисел и величин.
Действия с
Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математ ические объекты, Описывать ход и результаты действий, Предлагать и
обсуждать способы решения, Прикидывать,
оценивать,
Беседа, групповая работа, индивидуальна я работа
«Электробус»: открытый банк заданий, 2021
(
http://skiv.instra o.ru
)

бус») натуральными числами, с десятичными дробями.
Нахождение процента от числа, отношения двух чисел.
Числовая последовательнос ть (правило составления последовательнос ти).
вычислять результат, Устанавлива
ть и использовать зависимости между величинами, данными,
Читать, записывать,
сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерпретировать отве т, данные,
Выдвигать и
обосновывать гипотезу, Формулир
овать обобщения и выводы, Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах,
Строить высказывания, доказывать их соответствие условиям задачи
Приводить примеры и контрпримеры, Выявлять сходства и различия объектов, Измерять объекты, Конст
руировать математические отношения,
Моделировать ситуацию математически, Доказывать
истинность утверждения
на основе данных и решения
Планировать ход и контролировать результат решения математической задачи
Фиксировать ответ в заданной форме
1 9.
Геометри ческие формы вокруг нас
(«Поделк и из пластико вой бутылки»
,
«Коврова я дорожка»
)
1
Размеры пространственно й и плоской геометрических фигур.
Действия с геометрическими величинами - длиной, площадью, объемом
(вычисление, переход от одних единиц к другим, сравнение).
Прямо пропорциональна я зависимость величин.
Действия с натуральными числами, десятичными дробями.
Процент от числа.
Беседа, групповая работа, индивидуальна я работа
«Поделки из пластиковой бутылки»: открытый банк заданий, 2021
(
http://skiv.instra o.ru
)
2 0.
Здоровый образ жизни
(«Калори йность питания»
, «Игра на льду»)
1
Действия с натуральными числами, десятичными дробями
(вычисление, округление, сравнение).
Прямо пропорциональна я зависимость
Беседа, групповая работа, индивидуальна я работа
«Калорийность питания»: открытый банк заданий,
2019/2020
(
http://skiv.instra o.ru
)
величин.
Площадь прямоугольника.
Представление данных: таблица, столбчатая диаграмма.
Метод перебора вариантов.
2 1.
В школе и после школы
(«Игры в сети»,
«Занятия
Алины»)
1
Числовое выражение, значение выражения.
Единицы времени.
Масштаб карты, оценка расстояния.
Прямо пропорциональна я зависимость величин.
Признаки делимости натуральных чисел.
Чтение диаграммы.
Беседа, групповая работа, индивидуальна я работа
«Занятия
Алины»: открытый банк заданий, 2021
(
http://skiv.instra o.ru
)
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)
2 2.
Семейны й бюджет:
: по доходам
– и расход
1
Бюджет семьи, доходы и расходы семьи, постоянные и переменные доходы, обязательные и необязательные расходы.
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/ Мини- проект/
Работа в группах/
Составление словаря- глоссария по теме. http://skiv.instrao
.ru/bank- zadaniy/finansova ya-gramotnost
Комплекс
«Доходы семьи»
(2021, 5 класс)
Комплекс «Две семьи»
(Просвещение, вып1: Финансова

я грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск
1: Учебное пособие для общеобразовате льных организаций.
Под редакцией
Г. С. Ковалёвой,
Е. Л. Рутковской.
– М.; СПб.:
Просвещение,
2020.)
2 3.
Непредви денные расходы: как снизить риски финансов ых затрудне ний
1
Непредвиденные расходы, финансовый риск.
Что такое и зачем нужна финансовая подушка безопасности.
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/
Командная игра/ мини- диспут. http://skiv.instrao
.ru/bank- zadaniy/finansova ya-gramotnost
Комплекс
«Непредвиденна я трата», (2022,
5 класс)
Комплекс
«Интересные выходные»
(2021, 6 класс)
2 4.
На чем можно сэкономи ть: тот без нужды живет, кто деньги бережет
1
Финансовое планирование, рациональное поведение, экономия семейного бюджета
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/ конкурс плакатов. http://skiv.instrao
.ru/bank- zadaniy/finansova ya-gramotnost
Комплекс «Как составляли семейный бюджет» (2020,
5 класс)
Комплекс
«Экономичные и неэкономичные привычки»
(2021, 7 класс)
2 5.
Самое главное о правилах ведения семейног о бюджета
1
Семейный бюджет, финансовое планирование, доходы и расходы семьи.
Рациональное по
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/ http://skiv.instrao
.ru/bank- zadaniy/finansova ya-gramotnost
ведение.
Дискуссия/ мини-проект/
Составление советов по рациональному планированию семейного бюджета для публикации поста в социальных сетях
(название, хэштеги, иллюстрации, текст).
Комплекс
«Нужен ли семье автомобиль»,
. Сборник эталонных заданий. Выпуск
2, часть 1:
Учебное пособие для общеобразовате льных организаций.
Под редакцией
Г. С. Ковалёвой,
Е. Л. Рутковской.
– М.; СПб.:
Просвещение,
2020.
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
2 6
-
2 7.
«Копейка к копейке
– проживет семейка»
«Семейн ый бюджет»
2
Финансовая грамотность:
Семейный бюджет, финансовое планирование, доходы и расходы семьи, рациональное поведение.
Математическая грамотность:
Зависимость
«цена – количество- стоимость».
Вычисления с десятичными и обыкновенными дробями.
Вычисление процентов.
Финансовая грамотность:
Выявление и анализ финансовой информации
Оценка финансовых проблем
Применение финансовых знаний
Математическая грамотность:
Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математ ические объекты, Моделировать ситуацию математически,
Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными,
Предлагать и обсуждать способы решения, Прикидывать,
оценивать, вычислять результат.
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/ Игра- квест.
Групповая работа, индивидуальна я работа http://skiv.instrao
.ru/bank- zadaniy/finansova ya-gramotnost
Комплекс
«Дорога в школу» (2022, 6 класс)
Комплекс «День рождения мечты» (2022, 6 класс)
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу » (5 ч)
2 8.
Мы разные, но решаем общие задачи
1
Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми, понимание и оценка различных взглядов и мировоззрений.
Приводить примеры взаимодействия между людьми, представляющими различные культуры.
Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о роли традиций и обычаев в общении между людьми.
Аргументировать свое мнения.
Объяснять сложные ситуации и
Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательны х задач и разбор ситуаций http://skiv.instrao
.ru/
Ситуации «И как вы там живете»
«Привет, меня зовут Грун»
«Учим иностранный»


Обычаи и традиции разных стран и народов. проблемы, которые могут возникнуть при незнании или игнорировании традиций представителей других народов.
Оценивать их последствия и предлагать пути решения возникших проблем.
2 9
-
3 0.
Узнаем традиции и обычаи и учитывае м их в общении.
Соблюда ем правила.
Участвуе м в самоупра влении
2
Межкультурное взаимодействие: изучение проблем межкультурного взаимодействия, успешное и уважительное взаимодействие между людьми.
Нормы и правила в школе и дома.
Правила поведения в обществе.
Самоуправление в школьном коллективе
Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о роли норм и правил в жизни семьи, школьного коллектива, общества в целом.
Аргументировать свое мнения.
Объяснять пути решения сложных ситуаций и проблем, которые могут возникнуть в коллективе.
Беседа / обсуждение / решение познавательны х задач и разбор ситуаций http://skiv.instrao
.ru/
«Как отметить день рождения»
«Кого выбрать в школьный совет»
«Тишина в библиотеке»
«Подарок»
3 1.
Глобальн ые проблем ы в нашей жизни
1
Глобальные проблемы: изуче ние взаимосвязи глобальных и локальных проблем, проявления глобальных проблем на локальном уровне; действия в интересах общественного благополучия и устойчивого развития.
Экологические проблемы.
Глобальные проблемы, связанные со здравоохранение м. Отношение к здоровью как ценности.
Анализировать локальные ситуации, в которых проявляются глобальные проблемы.
Приводить примеры взаимосвязи глобальных и локальных (местных) проблем.
Решение познавательны х задач и разбор ситуаций / игровая деятельность http://skiv.instrao
.ru/
Ситуации
«Руководство для лентяев»
«Новая игра»
«В лесу родилась елочка»
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий. Выпуск
1.
Ситуации
«Здоровье»
«Новенькая»
3 2.
Заботимс я о
1
Глобальные проблемы:
Приводить примеры участия в
Беседа / обсуждение / http://skiv.instrao
природе возможности общества в преодолении воздействия глобальных проблем или в их решении.
Экологические проблемы и возможности их решения. решении экологических проблем.
Аргументировать свое мнение о необходимости и возможности решения экологических проблем.
Оценивать действич, которые ведут к преодолению глобальных проблем. решение познавательны х задач и разбор ситуаций
.ru/
Ситуации
«Спасем орангутанов»
«Зачем так много животных»
«Где мне посадить дерево»
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий. Выпуск
1.
Ситуация
«Зоопарк»
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
3 3.
Подведен ие итогов программ ы.
Самооцен ка результат ов деятельн ости на занятиях
1
Оценка
(самооценка) уровня сформированност и функциональной грамотности по шести составляющим.
Обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом.
Оценивать результаты своей деятельности.
Аргументировать и обосновывать свою позицию.
Осуществлять сотрудничество со сверстниками.
Учитывать разные мнения.
Групповая работа
Для конкретизации проявления сформированнос ти отдельных уров ней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ
(
http://skiv.instra o.ru/
)
3 4.
Итоговое занятие
1
Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ
(открытое мероприятие для школы и родителей).
Решение практических задач, успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.
Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий.
Благодарности друг другу за совместную работу.
Театрализован ное представление, фестиваль, выставка работ