Файл: Программа курса внеурочной деятельности функциональная грамотность учимся для жизни (основное общее образование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 356

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7 класс

1   2   3   4   5   6   7   8

Тема
Кол-
во
часов
Основное содержание
Основные виды деятельности
Формы проведения
занятий
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 7 класса.
1. Введение
1
Знакомство участников программы. Обсуждение понятий
«функциональная грамотность»,
«составляющие функциональной грамотности
(читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление).
Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы.
Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах
Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия.
Беседа, работа в группах, планирование работы.
Портал Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/
); портал ФГБНУ ИСРО
РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
(
http://skiv.instrao.ru/
); материалы из пособий
«Функциональная грамотность.
Учимся для жизни» издательства
«Просвещение».
Модуль 1: Читательская грамотность: В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч)
2.
Смысл жизни (Я и моя жизнь)
1
Авторский замысел и читательские установки
(художественный текст)
Интегрировать и интерпретировать информацию


Дискуссия
«Чудо на своём месте»
Демонстрационный вариант 2019
(
http://skiv.instrao.ru
)
3. Человек и книга
1
Особенности чтения и понимания электронных текстов (учебно- справочный текст)
Использовать информацию из текста для решения практической задачи
Практикум в компьютерном классе
«Справочное бюро» http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
4.
Проблемы повседневности
(выбор товаров и услуг)
1
Чтение и понимание несплошных текстов
(инструкция, этикетка)
Использовать информацию из текста для решения практической задачи
Ролевая игра
«Сгущёнка» http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
5.
Будущее (человек и технический прогресс)
1
Особенности чтения и понимания смешанных текстов (соотнесение текста статьи и инфографики)
Интегрировать и интерпретировать информацию
Пресс-конференция
«Погружение»
Демонстрационный вариант 2019
(
http://skiv.instrao.ru
)
6.
Планета людей
(взаимоотношения)
Интегрированные занятия:
2
Особенности чтения и понимания множественных текстов
(публицистический текст)
Интегрировать и интерпретировать информацию
Дискуссия
«Тихая дискотека»
Открытый банк заданий 2020
(
http://skiv.instrao.ru
)

Читательская грамотность+
Глобальные компетенции
Естественно-научная_грамотность:_«Узнаем_новое_и_объясняем»_(5_ч)'>Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (5 ч)
7.
Наука и технологии
1
Выполнение заданий
«Луна» и «Вавилонские сады»
Объяснение процессов и принципов действия технологий.
Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.
Естественно-
научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М.
; СПб. : Просвещение, 2021.
8. Мир живого
1
Выполнение заданий
«Зеленые водоросли» и
«Трава Геракла»
Объяснение происходящих процессов.
Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов.
Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.
Портал РЭШ (Российская электронная школа) https://fg.resh.edu.ru
9.
Вещества, которые нас окружают
1
Выполнение задания
«Заросший пруд»
Проведение простых исследований и анализ их результатов.
Получение выводов на основе нтерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений.
Выдвижение и анализ способов исследования вопросов.
Работа в парах или группах.
Презентация результатов выполнения заданий.
Естественно-
научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М.
; СПб. : Просвещение, 2021.
10. Мои увлечения
2
Выполнение заданий
«Мячи» ИЛИ «Антиграв и хватка осьминога»
Проведение простых исследований и анализ их результатов.
Работа в парах или группах. Презентация результатов экспериментов.
Естественно-
научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М.
; СПб. : Просвещение, 2020.
11.
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)
12.
Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия
1
Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
-сюжеты, сценарии,
-эмблемы, плакаты, постеры, значки,
-проблемы экологии,
-выдвижение гипотез.
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения главного.
Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций.
Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности в ситуациях:
-создания сюжетов и сценариев.
-создания эмблем, плакатов, постеров и других аналогичных рисунков,
-решения экологических проблем (ресурсо- и энергосбережения, утилизации и переработки и др.),
-выдвижения гипотез.
Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями.
Презентация результатов обсуждения и подведение итогов
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
Комплексные задания
· 7 кл., В поисках правды, задания 1, 2, 3
· 7 кл., Поможем друг другу, задания 1, 2
· 7 кл., Хранители природы, задания 1, 2
· 7 кл., За чистоту воды, задания 1, 2, 3


13.
Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления.
1
Разные сюжеты. Два основных способа, которыми могут различаться идеи для историй:
-Связи идей с легендой основаны на разных
смысловых
ассоциациях, что явно отражается на сюжете,
ИЛИ
-Идеи имеют схожие сюжеты, однако каждая идея основана на своём
способе воплощения.
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований.
Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций и сюжетов.
Выдвижение идей своих заданий по созданию сюжетов и сценариев, на основе иллюстраций, комиксов. Работа с поисковой системой Интернета по подбору /коллажу интересных иллюстраций.
Выдвижение идей своих заданий по ресурсо- и энергосбережению, утилизации и переработки отходов.
Подведение итогов:
-Чем могут различаться схожие сюжеты?
· Каждая история описана с иной точки зрения, и это влияет на то, как представлен сюжет;
· В каждой истории есть различающееся место действия, что влияет на взаимодействие героев или на значимость предметов и событий;
· Каждая история отражает различные взаимоотношения между героями, что влияет на взаимодействие героев или на значимость предметов и событий;
· Действия и/или выбор, совершаемые героями в каждой истории отличаются, из-за чего сюжет развивается по-разному;
· Характеристики героев в каждой из историй отличаются, влияя на их мотивацию или роль, которую они играют в истории
(например, у героев может быть разное происхождение, способности, характеры и т.д.).
-Какие решения социальных проблем относятся к разным категориям? (
Нормативное регулирование, экономия, экологическое просвещение, профилактика и др.)
Работа в парах и малых группах.
Презентация результатов обсуждения
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
Комплексные задания
· 7 кл., Путь сказочного героя,
· 7 кл., Фотохудожник,
· 7 кл., Геометрические фигуры
· 7 кл., Танцующий лес, задание 1 14.
Выдвижение креативных идей и их доработка.
1
Оригинальность и проработанность.
Обсуждение проблемы:
Когда возникает необходимость доработать идею?
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований.
Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций.
Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи.
Подведение итогов:
-По каким причинам бывает нужна доработка идеи? (
появилась дополнительная информация, надо сказать яснее, надо устранить/смягчить недостатки, нужно более простое/удобное/красивое и т.п. решение, …)
Работа в малых группах по поиску аналогий, связей, ассоциаций
Игра типа «Что? Где?
Когда?»
Работа в парах и малых группах по анализу и моделированию ситуаций, по подведению итогов.
Презентация результатов обсуждения
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
Комплексные задания
•7 кл., В поисках правды
•7 кл., Кафе для подростков
•7 кл., Поможем друг другу
•7 кл., За чистоту воды


15.
От выдвижения до доработки идей
1
Использование навыков креативного мышления для создания продукта.
Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя):
-Создание игры для пятиклассников «Знакомство со школой»,
-Социальное проектирование. «Как я вижу своё будущее?»,
-Подготовка и проведение социально значимого мероприятия
(например, книжной выставки),
-Подготовка и проведение классного часа с выбором девиза класса,
-Планирование и организация системы мероприятий по помощи в учёбе.
Работа в малых группах
Презентация результатов обсуждения
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
По выбору учителя
· 7 кл., Путешествие по школе, Креативное мышление, выпуск 1, Просвещение,
· 7 кл., Нужный предмет,
· 7 кл., Книжная выставка,
· 7кл., Мечтайте о великом,
· 7 кл., Как помочь отстающему. Креативное мышление, выпуск 1,
Просвещение,
· 7 кл., Поможем друг другу
16.
Диагностика и рефлексия.
Самооценка
1
Креативное мышление.
Диагностическая работа для 7 класса.
Выполнение итоговой работы.
Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения
Индивидуальная работа.
Работа в парах.
Портал
РЭШ https://fg.resh.edu.ru
Портал ИСРО
РАО http://skiv.instrao.ru
Диагностическая работа для 7 класса. Креативное мышление.
Вариант 1. Настольные игры
Вариант 2. Книжный магазин
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
17.
Подведение итогов первой части программы.
Самооценка результатов деятельности на занятиях
1
Самооценка уверенности при решении жизненных проблем.
Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности.
Оценивать результаты своей деятельности.
Аргументировать и обосновывать свою позицию.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Предлагать варианты решений поставленной проблемы.
Беседа
Приложение
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4ч)
18.
В домашних делах: ремонт и обустройство дома 1
Геометрические фигуры и их свойства,
Измерение длин и расстояний, периметр
Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математические объекты, Описывать ход и результаты действий, Предлагать и обсуждать способы
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа
(измерение)
Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru