ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки - быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка - глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и творенье -
Русская звонкая гжель.
II этап. Основной
Педагог: а сейчас, перед тем, как рисовать мы поиграем.
Физминутка пальчиковая игра «Бельчата»
Пять бельчат (показываем ладонь ведущей руки, растопырив пальцы)
Сидят в дупле (кисть правой руки поместить в ладошку левой),
Вместе им сидеть теплей (соединяем кисти в замок).
Пока мамы дома нет (широко разводим руки в стороны),
Будут тихо ждать обед (подносим указательный палец к губам).
Практическая работа.
Педагог: Ребята, давайте научимся получать различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами. А теперь выполним задание — научимся изображать орнамент-сеточку,проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки (бордюры гжельской росписи).
Для этой работы лучше воспользоваться тонкой кистью.
III этап. Заключительный
Подведение итогов работы ребят на занятии.
Ребята, давайте вспомним:
1. Из какого материала делают гжельскую посуду?
1. Как украшали свои изделия гжельские мастера?
2. Какие цвета использовали?
3. Где расположен узор?
4. Какие части изделия закрашиваются синей краской полностью?
5. С каких элементов начинают писать узор?
Просмотр и оценка детьми своих работ.
Тема: «Городецкая роспись»
Цель:Сформировать целостное представление о городецкой росписи и о последовательности её выполнения, показать основные технологические приёмы.
Задачи:
Образовательные
Познакомить детей с декоративно-прикладным творчеством - уникальной городецкой росписью по дереву.
Научить технологическим приемами городецкой росписи: свободный кистевой мазок, подмалевок, “оживка”.
Закрепить исполнение традиционных композиций: “Городецкая роза” с элементами цветочной росписи.
Развивающие
Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные
Воспитывать чувство любви к народной культуре и к традиционным прикладным искусствам.
Осуществлять эстетическое воспитание.
Информационно-методическое обеспечение
Наглядно – демонстрационные:
1. Мультимедийная презентация.
2. Схемы поэтапной работы.
3. Демонстрационные экспонаты: разделочные доски, чаши.
Инструменты и материалы
-
Кисти беличьи, колонковые №3,№5. -
Банка для воды. -
Палитра. -
Краска – гуашь.
План занятия
-
Начало занятия. -
Введение в историю городецкого промысла. -
Мультимедийная презентация “Городецкая роспись”. -
Физминутка. -
Практическая работа. -
Итоги занятия.
I этап. Организационно-подготовительный
Подготовка детей к работе на занятии, сообщение темы.
Слайд 1. - Дети, мы продолжаем путешествие по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас ещё в один старинный русский город на реке Волге – Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам.
- Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны! Это, ребята, знаменитая на весь мир городецкая роспись. Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла. В старину изделия мастера украшали резьбой. Роспись появилась здесь в 60-х годах 19 века и положила начало новому городецкому стилю – росписи яркими красками.
- Все изделия сделаны из дерева. Посмотрите, какие необычные цветы в городецкой росписи.
- Растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот –вот раскроются. Также в этой росписи есть ягодки, цветы – розетки, розаны, листья. Ещё городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями, сюжетами из крестьянского и городского быта,
Слайд 2. Материалом для изделий служит древесина. Роспись выполняют масляными красками. Городецкие мастера изготавливают детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения, предметы декоративного характера.
Слайд 3. Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.
Особенность городецкого промысла - исполнение рисунка на цветных фонах: жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном.
Слайд 4. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: посуду, лукошки, короба, солонки,игрушки и т.д.
Слайд 5. Городецкую роспись можно разделить на 3 вида: цветочная роспись; цветочная роспись с включением мотива: “птица”, “кот”, “конь”; сюжетная роспись.
Роспись дополнялась “оживкой” - тонкими линиями белилами, которые наносились на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объёмность.
Слайд 6-10. Элементы городецкой росписи.
II этап. Основной
Прежде чем мы начнем рисовать, давайте проведем физминутку.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
Практическая работа.
- Сегодня мы превратимся в мастеров и будем учиться рисовать элементы городецкой росписи. Цветок розан или купавка.
- Самые крупные цветы в городецкой росписи - розан и купавка. Отличаются они тем, что у купавки есть верхушка, то есть видно, где верх цветка. У розана лепестки со всех сторон серединки. Изображение розана, купавки начинается с подмалёвка – цветочного круга. Подготовив на палитре, например, розовый цвет и голубой цвет, намечаем кистью размер круга и закрашиваем ровно всю поверхность. На розовом круге - рисуем красные дуги, на голубом - синие. Далее делаем оживку - белым цветом. На листьях - оживка может быть как белого цвета, так и чёрного.
III этап. Заключительный
Подведение итогов работы ребят на занятии.
Ребята, как называется роспись, которую мы сегодня изучили? (Городецкая роспись)
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
Занятие окончено. До свидания.
Тема "Дымковская игрушка"
Цель: Продолжение знакомства детей с традиционным русским художественным промыслом — «Дымковская игрушка» и закрепление традиционных элементов росписи.
Задачи:
Образовательные
Продолжить знакомство детей с народным прикладным искусством «Дымковская игрушка», его характерными особенностями.
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги).
Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи.
Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
Развивающие
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные
Воспитывать интерес к народному искусству, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Материалы и инструменты: Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; альбом, гуашевые краски, кисточки, ватные палочки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.
План занятия:
-
Начало занятия -
Просмотр видеопрезентации. -
Беседа. -
Физминутка. -
Практическая работа. -
Подведение итогов.
I этап. Организационно-подготовительный
Задача: подготовка детей к работе на занятии, сообщение темы, рассказ о традиционном русском художественном промысле Дымка
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в Кировскую область, где до сих пор делают удивительной красоты игрушки. (Просмотр слайдов на компьютере и рассказ педагога.)
Слайд 1, 2.
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом
Голубые дали
И село большое Дымково
Назвали
Там любили песни, пляски
В селе рождались чудо- сказки
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные
Белоснежны как березки
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор
Но отвести не в силах взор
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду
Удивительному чуду.
Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся в селе Дымково, (Кировской области), где издавна селились печники и гончары. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые формы: круги, клетку, волны. В каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.
Слайд 3.
С давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие, нарядные игрушки. Да игрушки не простые! Они сделаны из глины.
Слайд 4
В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин.
Слепит игрушку, высушит и в печь!
От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек. Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет.
Слайд 5
Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в белый цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем.
Слайд 6
Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!.. Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце. Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.
Слайд 7
Очень стройный и красивый,