ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема занятия: «Филимоновская игрушка».

Цель: Продолжение знакомства  с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно - прикладного искусства. Приобщение к золотому фонду творческого наследия человечества.

Задачи:

Образовательные

-     формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами пользуются мастера (глина, печь);

-  учить детей лепить скульптурным способом, создавать выразительные образы фигурки коня.

Развивающие

-     развивать мелкую моторику рук, глазомер (моделировать пальцами рук: раскатывать шар, вытягивать и заострять, вдавливать и сглаживать);

-     синхронизировать движение обеих рук;

-     развивать способности к формообразованию;

- развитие художественно-образного, творческого мышления и воображения;

- научить изображать орнамент филимоновской росписи.

Воспитательные

-   воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров, любовь к народному творчеству;

- воспитывать уважение к труду мастеров народных промыслов.

Демонстрационный материал:

Подлинные филимоновские игрушки; игрушки, сделанные по образцу данного промысла; технологические карты с изображением изделий филимоновского промысла; демонстрационный столик для показа готовых изделий.

Материалы и инструменты:  пластилин; дощечки для лепки; влажные салфетки; лотки для готовых изделий.

I этап. Организационно - подготовительный

Подготовка детей к работе на занятии, сообщение темы, рассказ о филимоновской игрушке.

Просмотр слайдов на компьютере и рассказ педагога.

Слайд 1. Дорогие ребята! Телевизор и компьютер дает возможность путешествовать, не выходя из дома. Вот и мы с вами сегодня, благодаря компьютеру и интерактивной доске, отправимся в музей Филимоновской игрушки. По всей России и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки. Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России ему 400 лет. Ро­дина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготавливали глиняную посуду
, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина.

Слайд 2. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, и начинали обучать девочек уже с семи лет. Для изготовления игрушки использовали пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига используются муфельные электрические печи.

Слайд 3. После обжига игрушки расписывали красками незамысловатым узором: полоски, волнистые линии, точки, веточки. До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Слайд 4. В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять.

Слайд 5. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:



  • сначала накладывают желтые полосы и пятна;

  • потом их обводят красным;

  • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме:

поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Девичье ремесло приносило семьям немалый доход. Каждая мастерица за сезон изготовляла 2-3 тысячи игрушек, продавались они по цене от 3 до 7 копеек за штуку. Заработки позволяли девушкам не только помогать семьям, но и готовить себе приданое. Трудиться для этого приходилось много. «По целым дням, бывало, спины не разгибали, - вспоминала пожилая мастерица Петровна Кочеткова, - по сотне и более игрушек гнали на одну мастерицу в день. Круги цветные в глазах от такой работы шли. Зато наши девки в праздники из округи лучше всех одевались».

На всю жизнь запомнилось Екатерине Петровне, как ее отец, потомственный гончар, собираясь на ярмарку, забрал у нее, тогда еще совсем маленькой девочки, первые вылепленные игрушки. Он положил их в лукошко, собираясь продать, а она побежала вслед за ним, горько плача – жалко было, потому, что своими руками их сделала. Маленькая мастерица успокоилась только тогда, когда отец принес ей пальто, купленное на выручку от ее детских произведений. Благодаря своему ремеслу филимоновские девушки считались самой завидной партией в округе и слыли разборчивыми невестами, ведь они зарабатывали порой больше мужчин гончаров.

Мастерицы лепили:

1) людей – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем и др.

2) животных – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птиц - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке. Затем готовые игрушки везли в Тулу на ярмарку и продавали.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.


Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.

Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

II этап. Основной

А сейчас мы подготовимся к выполнению задания

Пальчиковая гимнастика:

Пальчик-мальчик, где ты был? (пальцы левой руки сжимают в кулак)

Где ты с братцами ходил? (выпрямляют-сгибают большой палец)

С этим я в снегу валялся,

С этим с горочки катался,

С этим в парке я гулял,

С этим я в снежки играл (поочередно, начиная с указательного разжимают пальцы)

Все мы, пальчики, друзья (сжимают-разжимают пальцы).

Где они (показывают четыре пальца, прижав большой к ладони),

Там и я! (показывают большой палец, подняв его вверх, остальные пальцы прижаты к ладони)

Педагог: Вам надо вылепить фигурку коня, украсить его, используя орнамент филимоновских мастеров. Сегодня будем лепить игрушку – свистульку. В качестве материала будем использовать цельный кусок белого пластилина. Исходная форма – удлиненное яйцо. Слегка загибаем оба конца вверх. От большего конца слегка оттягиваем часть и формируем шею, голову и мордочку (нос). На голове прищипываем ушки. Меньший конец тоже слегка вытягиваем и формируем хвост-свистульку и четыре ноги.

III этап. Итоговый

Подведение итогов работы ребят на занятии.

Вопросы:

Почему игрушка называется филимоновской?

Особенности филимоновской игрушки?

Какие цвета традиционны при росписи игрушки?

В конце занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с педагогом выбирают лучшие работы. Педагог отмечает в игрушке то, что лучше всего удалось у каждого обучающегося.
Занятия в рамках сквозной комплексной программы

«Отечество»
Тема занятия: «День Победы»

Цель: Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, уточнить представление о защитниках страны в годы войны; продолжать формирование патриотических чувств на основе ознакомления с боевым подвигом нашего народа.

Задачи:

Образовательные

Обогащать знания о Великой Отечественной войне, всенародном празднике Дне Победы. Помочь детям сохранить в памяти подвиг русского народа.


Учить отражать в рисунке свои впечатления от праздника Победы.

Познакомить с репродукциями картин, которые отражают Праздник Победы.

Учить видеть средства художественной выразительности, которые используют художники для раскрытия темы.

Продолжать учить детей работать в технике «плоскостная лепка».

Развивающие

Развивать воображение, творческие способности.

Закреплять умение детей работать вместе коллективно, сотрудничать и договариваться.

Воспитательные

Воспитывать любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за свой народ.

Материалы и инструменты: видео материалы о войне, ноутбук, телевизор, пластилин, салфетки, готовые шаблонные рисунки.

План занятия:

1. Беседа.

2. Физминутка.

3. Постановака задачи.

4. Практическия часть.

5. Подведение итогов.

  1. Организационно-подготовительный этап

Подготовка детей к работе на занятии, сообщение темы

Педагог: Праздники бывают разные. Праздник - это веселье, смех, радость. Мы всегда с большой радостью встречаем их. Но есть среди всех праздников один очень важный - День Победы, 9 мая. Более 70 лет мы живем в мире, а что такое война, какое она приносит горе и зло всем людям знаем по рассказам ветеранов войны и фильмам.

- Как вы думаете, дети, этот праздник весёлый или грустный?

Ответы детей.

- Я думаю этот праздник веселый. Люди радуются Победе.

- Мне кажется, что этот праздник - грустный, потому что много людей погибло.

Педагог: Этот праздник одновременно грустный и радостный, счастливый и печальный. Люди радуются Победе и скорбят, вспоминая погибших в этой войне. День этот начинается с поклонения погибшим. Люди идут к памятникам воинов – защитников, к могилам неизвестных героев, чтобы возложить цветы, почтить память всех, кто погиб, защищая Родину. Мы от всей души радуемся великому празднику, поздравляем всех ветеранов – участников войны, говорим им «спасибо» за спасённый мир.

  1. Основной этап

Мотивация учебной деятельности.

Ход занятия

Беседа

Педагог: Давайте представим. Конец 30-х, начало 40-х годов, мирное предвоенное время. Наша страна крепла и развивалась, росло благосостояние народа, строились заводы, фабрики, в деревнях выращивали большие урожаи. Дети ходили в школы и детские сады. Шла мирная жизнь. А советские солдаты несли почетную службу в армии.