ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чтобы достичь сверхрезультата, нужно перестать быть обычным человеком.
Обычная жизнь закончилась. Ее больше нет.
Блог Федора
Вот так обыкновенный житель города Сыктывкара Федор
Овчинников подошел к своему самому важному решению, которое он принял, гуляя с дочкой в Кировском парке.
Вот так он задумал стать предпринимателем и начать собственное дело. Хотя у него не было денег, связей, эконо- мического образования и опыта, а была только вера в себя.
Просто, гуляя в парке и осмысляя все, что с ним случилось,
Федор понял: вера и решимость — это уже немало, потому как скептики никогда не становятся успешными коммерсан- тами. А даже самые безнадежные ботаники иногда добива- ются своего.
Настоящий предприниматель тем и отличается от про- стых смертных, что ни с кем ни о чем не советуется, а делает то, во что верит. И поэтому вера для предпринимателя важ- нее капитала, связей и экономического образования. А Фе- дор верил, что для достижения успеха даже в этом городе совсем не обязательно воровать деньги государства, давать взятки или становиться депутатом. Федор хотел верить, что достаточно просто много трудиться, делать все по прави- лам, но при этом проявлять изобретательность и смелость, а не пережидать свою жизнь от одного Большого Отказа до другого. И раз уж Федор жил в этом городе, затерянном между Ы, он должен был, обязан был доказать — хотя бы самому себе, — что он не ошибается.
Он задумал, ничего никому не говоря и не тратя времени на бессмысленные препирательства, просто взять и открыть книжный магазин, о котором уже давно мечтал. Он решил назвать его «Сила ума».
Глава 2
Сила ума
Личные сбережения Федора насчитывали пятьдесят четы- ре тысячи рублей. Для города с двумя Ы это была сумма: за семьдесят рублей житель Сыктывкара мог уехать на так- си на другой конец города, на сто пятьдесят — пообедать в «Блинном дворике», на десять тысяч можно было жить целый месяц. Но даже для самого маленького бизнеса, какой задумал Федор, этих денег было недостаточно.
Хорошо приходилось предпринимателям лет десять назад, когда в стране ничего не было и утроить капитал не составляло большого труда: одолжи денег у знакомых, купи грузовик экземпляров книги «Анжелика и султан» или детективов Чейза, привези в свой город, и невиданную прежде бульварную литературу люди сметут за пару-другую дней — не надо даже везти в магазин, можно продать прямо с машины, как картошку. Теперь о таком можно было только мечтать. Жизнь круто изменилась: повсюду выросли светя- щиеся торговые центры, открылись магазины, заработали рестораны. И вроде бы теперь оставалось не так уж много очевидных возможностей, чтобы внести свой вклад в созда- ние иной реальности и начать новое дело.
Впрочем, идеалистам, подобным Федору, так совсем не казалось.
Когда Федор бывал в Москве или Петербурге, он заходил в книжные магазины и проводил там часы, бродя между
28
стеллажами, листая книги и наслаждаясь атмосферой, сво- бодой передвижения, большим выбором хороших изданий и дружелюбием продавцов. Но такого магазина с атмосфе- рой и дружелюбием не было в городе, где он вырос. В «Доме книги», главном книжном магазине, усталые обреченные женщины торговали из-за прилавка скудным ассортимен- том никому не нужных изданий. Они не работали по воскре- сеньям, а основные усилия, кажется, направляли на борьбу с протекающей крышей.
А Федор хотел открыть не просто хорошую книжную лавку, что уже стало бы здесь достижением, — он задумал сделать первый в городе магазин интеллектуальной литературы. Фе- дор мечтал, чтобы веселые и знающие продавцы-консультанты торговали бы там по-настоящему хорошими книжками.
Предприниматели-первопроходцы, которые начинали свое дело после развала Советского Союза, нередко шли в бизнес от безысходности, потому как не видели другого способа заработать деньги, когда рушилась плановая эко- номика. Федор же мог спокойно продолжать карьеру мар- кетолога, но он хотел не только заработать гораздо больше денег — он прежде всего хотел подтолкнуть скрипучую телегу прогресса, которая тащилась недостаточно быстро.
Во всяком случае в городе с двумя Ы.
Чтобы сделать это, Федор решил отправиться за день- гами в банк. По телевизору и в газетах часто рассуждали о том, как важно поддерживать малый бизнес и как много у государства и банков существует программ поддержки малого бизнеса. Возможно, поэтому ему казалось, что при определенной удачливости достаточно будет рассказать про свой бизнес-план. В банке увидят, что бизнес-план хорош, — дадут под бизнес-план кредит. Федор только переживал, что выглядит недостаточно солидно: в его двадцать пять
29
Сила ума ему в лучшем случае давали восемнадцать. И поэтому его бизнес-план, может быть, не произведет нужного эффекта.
Двухэтажное здание сыктывкарского отделения банка
ВТБ находилось в трех шагах от городской администрации и в одном шаге от ржавых гаражей, где счастливые автовла- дельцы гремели разводными ключами. Федор вошел и от- правился прямиком в отдел кредитования юридических лиц. Однако на предложение ознакомиться с бизнес-планом там только улыбнулись и спросили, что начинающий пред- приниматель может заложить. Федор мог заложить старый, побитый автомобиль «Лада-112». Менеджер банка сказал, что больше ста или в крайнем случае двухсот тысяч ему не дадут. И то если повезет.
И тогда Федор пошел в Сбербанк и попросил там самый обыкновенный потребительский кредит, для которого не нужно было почти ничего, кроме паспорта и справки о зарплате с работы (а получить при этом можно было вдвое больше, чем предпринимателю в ВТБ). Такой кредит назы- вался в Сбербанке «кредитом на неотложные нужды». Самые обыкновенные люди брали такой кредит на ремонт квар- тиры, покупку подержанного импортного автомобиля или даже холодильника. Но у самого обыкновенного человека
Федора Овчинникова была неотложная нужда иного рода.
Ему надо было срочно изменить свою жизнь.
Что необходимо, чтобы войти в число тех немногих лю- дей на планете, которые могут создавать новые механизмы жизни и кроить ткань бытия по-своему? Что нужно, чтобы стать предпринимателем?
Часто кажется, что для этого нужны знания, связи, удача и — главное — деньги. В действительности зачастую для того, чтобы стать предпринимателем, не нужно ничего, кро- ме решимости быть им. Ничего, кроме решимости быть.
Если вы ищете помещение, будьте готовы сразу принять решение и внести
предоплату, так как свято место пусто не бывает. У меня несколько раз
из-под носа уводили хорошие места.
Блог Федора
Когда люди просят кредит, они заполняют в банке анке- ты, сдают необходимые документы и несколько недель ждут, пока банк примет решение, стоит давать кредит или нет.
Банк может отказать, причем стабильные доходы и отсут- ствие судимостей — далеко не гарантия успеха.
После того как Федор отнес бумаги в банк, в его финан- совом состоянии ничего не изменилось. Тем не менее его состояние уже стало меняться. Не имея еще денег, он уже покупал газеты, читал объявления о сдаче в аренду помеще- ний и ходил на переговоры с арендодателями, то есть делал то, что делают настоящие предприниматели, когда хотят открыть магазин.
Для спешки, впрочем, имелась причина: Федор понимал, что четыреста тысяч — это мало. Его знакомый потратил на магазин полтора миллиона.
Федор чувствовал, что семнадцать процентов годовых по кредиту — это много. Когда Рэй Крок строил в Америке сеть «Макдоналдсов», он платил за кредиты шесть процен- тов годовых.
Федор осознавал, что Сыктывкар — не самое замечатель- ное место для того, чтобы открыть книжный магазин. Дела у будущих конкурентов шли не лучшим образом и не внуша- ли веры в перспективы этого бизнеса.
Федор знал, что нужны сверхусилия, чтобы что-то по- лучилось. Поэтому нужно найти помещение заранее, что- бы не затянуть открытие магазина. Если ты уже получил кредит, но еще не открылся, значит, ты уже платишь банку проценты за бизнес, который еще не работает. Значит, ты бездарно растрачиваешь деньги.
Федор нашел помещение в торговом центре «Торговый двор». Оно располагалось в деловом квартале и стоило недо- рого — всего семьсот пятьдесят рублей за квадратный метр
31
Сила ума в месяц. Кроме того, оно было небольшим — всего сорок ме- тров, а значит, ежемесячный платеж мог уложиться в трид- цать тысяч рублей. К тому же оно выглядело полностью готовым к работе, а значит, не нужно было тратить деньги на ремонт.
Смущало только одно: расположение на шестом этаже.
Слишком высоко для того, чтобы обычный посетитель тор- гового центра добрался туда.
Когда Федор пришел оценить обстановку на месте, он убедился, что сомневался не зря: в отличие от других этажей шестой пустовал. Почти все секции стояли без арендаторов.
Только владельцы парикмахерской решили, что шестой этаж не проблема для людей, желающих постричься.
Но, взвесив все хорошенько, Федор решил, что ради отличного магазина люди поднимутся и на шестой этаж.
Федор пришел к выводу, что при его возможностях ничего лучше он не найдет. Федор подумал, что на шестой этаж в книжный магазин «Сила ума» он привлечет покупателей силой ума.
Не надо ныть, будто нет денег на лучшее место, а значит, ничего не получится. Надо просто придумать что-то нетри- виальное, чтобы приподнять покупателей так высоко над землей. Нужно просто превратить магазин в культовое место.
И Федору казалось, что он придумал, как это сделать. Он решил просто-напросто вести в интернете блог о том, как он открывает свой магазин, и превратить таким образом открытие магазина в реалити-шоу.
Основатель легендарной американской компании Wal-
Mart Сэм Уолтон закончил мемуары в год своей смерти, когда ему было уже за семьдесят.
Создатель огромной империи Virgin британец Ричард
Брэнсон опубликовал свою книгу воспоминаний «Теряя
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 26
Возьмите меня замуж! :)
Комментарий в блоге Федора невинность » за год до своего пятидесятилетия. И даже книга о русском бизнесмене Евгении Чичваркине вышла, когда его компания «Евросеть» стала лидером рынка, а ее выручка превысила два миллиарда долларов, хотя самому Евгению
Чичваркину было тогда всего тридцать четыре года.
Все известные Федору книги и истории о бизнесе всегда создавались после того, как бизнес был построен и признан успешным, а авторитет его создателя уже считался почти не- пререкаемым. Федор подумал, что будет интересно провести эксперимент и сделать все наоборот. То есть писать мемуа- ры, ничего еще не добившись.
Федор решил просто рассказывать о своем предпри- нимательском опыте шаг за шагом, откровенно и честно делиться в блоге как удачами, так и ошибками, даже если они окажутся глупыми и стыдными. Причем Федор решил делать это не избирательно, что неизбежно для хозяина огромного бизнеса, который несет ответственность за судь- бу сотен и тысяч людей. Федор решил делать это беском- промиссно.
Блог должен был принести известность его магазину, ведь его потенциальные покупатели — это люди, нацелен- ные на профессиональный и личный рост, многие из кото- рых строили карьеру, и им, наверное, любопытно было бы следить за предпринимательским реалити-шоу. Кроме того, они же не вылезали из интернета. Уж точно они не смотрели телепрограмму «Время», которая выходила в девять часов вечера по Первому каналу и называлась точно так же, как называлась девятичасовая телепрограмма еще в советские времена, когда предпринимательство приравнивалось к уго- ловному преступлению.
Первую запись в блоге Федор Овчинников сделал 15 октя- бря 2006 года.
33
Сила ума
«Я всегда хотел открыть свой книжный магазин, — напи- сал он. — Я люблю книжные магазины. Это похоже на чув- ства модницы к бутикам или гурмана к ресторанам. Я долго думал об этом проекте. И в один момент решил, что надо действовать. Это будет новый магазин, в котором будут про- даваться те книги, которые я не мог найти в нашем городе.
Они будут продаваться так, как они не продавались в на- шем городе. Я уверен, что если вложить в проект душу, то он будет успешен».
Мало кто из близких, друзей и знакомых Федора пред- рекал ему успех, почитав его блог. Они говорили: будешь торговать интеллектуальной литературой в Сыктывкаре — в первый же месяц вылетишь в трубу. Они предупреждали: будешь честно рассказывать обо всем в блоге и публиковать выручку — к тебе в магазин рано или поздно придут либо бандиты, либо налоговая, а скорее всего — и те и другие сра- зу. Прогоришь ты на глазах у всего города, пророчили друзья и знакомые Федора.
Но он тем не менее начал вести блог. За месяц до откры- тия магазина, когда банк наконец одобрил получение креди- та, он написал: «Будет ли этот проект успешным, вы смо- жете узнать из этого блога. Я никогда до этого не открывал магазины… Я не собираюсь ничего скрывать — инвестиции, прибыль… Возможно, это будет самая открытая компания
Сыктывкара».
Вечерами, сидя за компьютерным столиком в своей однокомнатной квартире на улице Коммунистической и не столько слыша, сколько угадывая ровное дыхание своей дочери, спящей в кроватке, он писал о том, сколько денег удалось получить в банке, как выбирал мебель для мага- зина, как заказывал книги у московского оптовика и как забирал их из транспортной конторы на железнодорожном