ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ювелирных изделиях, выполненных без применения филиграни, выявляется в основном красота граненого или полированного камня. Одной из лучших работ, выполненных в этом плане, можно считать позолоченную брошь с прямоугольным темным камнем художника М. Н. Фир-сова.
С приходом на завод мастера великоустюжской черни М. А. Угловской-Чулковой ассортимент предприятия пополнился изделиями в технике чернения по серебру. Созданы портсигары, подстаканники, туалетный гарнитур «Березка», декоративная ваза «Москва» и другие, черновой орнамент которых строг и прост, отличается высокими художественными качествами. Завод выпускает также изделия со штампованными рельефными изображениями.
В творчестве мастеров ценно тонкое понимание особенностей современного ювелирного украшения, использование и дальнейшее развитие традиционных приемов русского ювелирного искусства. Собрание изделий завода находится в Музее народного искусства в Москве.
В начале XX века в Мстере был открыт меднопрокатный завод, преобразованный в 1925 году в Мсгерскую металлообрабатывающую артель, впоследствии получившую название «Мстерский ювелир» (поселок городского типа Мстера, Вязниковский район, Владимирская область). В 30-х годах артель производила латунные, а позже серебряные посудные изделия. Подстаканники, стопки, ложки и другие предметы украшали орнаментом, выполненным штамповкой и гравировкой с позолотой. С 1937 года мстерцы освоили технологию филиграни, переняв приемы красносельского промысла.
Мастерские ювелиры стремились создать собственный художественный стиль. В 50-х годах появились новые интересно задуманные вещи, в которых узорный ажур филиграни сочетался с гладко отполированным металлом. На предприятии усовершенствованы подготовительные и отделочные работы, строго разграничено выполнение основных операций. Элементы филигранного узора заготавливают маете ра-деталыцики; монтаж, заключающийся в сборке и подгонке деталей, выполняют специалисты более высокой квалификации.
Ассортимент изделий весьма широк; помимо филигранных изделий из мельхиора и серебра делают солонки, десертные и чайные ложки, вазочки, чашечки для кофе, винные и чайные сервизы. Отделывают предметы серебрением, позолотой, полированием и украшают штампованным или выгравированным орнаментом.
Филигранные изделия (конфетницы, сухарницы, туалетные лоточки, экранчики-суве-ниры) очень изящны по форме и ажуру ска-ного узора. Узорчатость и легкость серебристо-белой матовой филиграни иногда дополняется зернью. В сканых предметах преобладают элементы орнамента несложной конфигурации (завитки, скобочки, колечки и т. п.), поддающиеся унификации,
В некоторых изделиях ажурное филигранное украшение сочетается с вкладышами из цветного стекла. Выпускают также латунные вазочки, простые по форме, но очень нарядные благодаря умелому использованию эффектного блеска гладко отполированной поверхности металла.
Ведущие мастера и художники предприятия периодически выполняют также отдельные образцы филигранных изделий выставочного и подарочного назначения: декоративные вазы, спортивные кубки. Изделия фабрики неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках и ярмарках. Коллекции изделий фабрики имеются в Государственном Русском музее, музеях народного искусства в Москве, во Владимире и других городах.
Ювелирно-художественные изделия. В XVI — XVII веках в подмосковном селе Бронницы делали кольчуги и разнообразные металлические военные доспехи. Создавая из кованых и сеченых стальных колец боевые доспехи и плетеные из золота, серебра или меди цепи, мастера применяли различные способы соединения и плетения самого узора. В результате конструкция цепочек и кольчуг приобретала декоративность.
Постепенно все большее .развитие получал цепочный промысел. Цепочки выполняли самого различного назначения: для ношения часов, нагрудных украшений светского и культового характера, для украшения костюма.
После установления Советской власти местные мастера объединились в артель «Синьковский ювелир» и продолжали развивать навыки традиционного исполнения различного вида цепей, выполняли новые образцы сложных видов плетения. В ассортименте изделий наряду с цепочками появились браслеты для часов. На основе артели была создана Бронницкая ювелирно-художественная фабрика (г. Бронницы Московской области, филиал в селе Синькове Раменского района). С 50-х годов, используя традиционное плетение, мастера фабрики разрабатывают оригинальные женские украшения — воротнички-ожерелья, подвески, браслеты, серьги, кольца. Подвижное соединение элементов, дополнение плетеной сетки зернью, накладками из металла или вставками из цветного камня делают бронницкие изделия оригинальными произведениями ювелирного искусства.
В этих изделиях ценится не только прекрасное качество обработки. Знание свойств материала позволяет ювелирам разнообразно использовать его для создания художественной вещи. Золотая или серебряная цепочка-колье может быть в виде «Змейки» и образует рисунок, напоминающий плетение косы; цепь «Ленточка» — одна из наиболее нарядных, в ней соединены звенья, набранные каждое из отдельных колечек; «Якорная» цепь связывается из округлых и толстых гладких колец, плотно прилегающих друг к другу.
Выполняют на фабрике украшения и обычного типа — металлические штампованные кольца с цветными стеклами и камнями. Основной ассортимент изделий делают из золота, серебра и цветного металла. Некоторые изделия изготовляют из нейзильбера (сплава меди и цинка). Для серийного производства используют станки и автоматы. Цепочки фигурного плетения делают вручную. Изделия бронницких мастеров неоднократно экспонировали на выставках. На Всероссийском смотре-выставке в 1960 году фабрике присужден Диплом II степени.
Синьковские мастера сохранили свое оригинальное искусство и успешно развивают его. Изготовляемые ими золотые цепочки поражают изяществом рисунка, ювелирным совершенством техники исполнения. Коллекция изделий фабрики находится в Музее народного искусства.
Высокое мастерство синьковских умельцев роднит их с древними русскими потомственными кузнецами, чья слава была известна за пределами той округи, где жили бронницкие мастера.
Изучая традиции промысла, нельзя не отметить еще одну особенность их творчества. В изделиях промысла всегда высоко ценились не столько собственно декоративная сторона изделий, сколько профессиональная тонкость отделки, чистота и точность работы. Высокое техническое мастерство, передающееся из поколения в поколение, сохраняется и современными мастерами.
Знания декоративных особенностей металла позволили синьковским мастерам добиться высоких результатов в лицевой отделке всевозможных видов цепочек и других ювелирных украшений.
В 1930 году в Приволжске основана артель, которая в 1967 году преобразована в фабрику. Фабрика «Красная Пресня» (г. Приволжск, Фурмановский район, Ивановская область) выпускает ювелирные украшения из металла и серебра со вставками цветного стекла: кольца, серьги, клипсы, кулоны, броши, брелоки, бусы, зажимы для галстуков, запонки. Вещи из цветного металла подвергают гальваническому покрытию серебром или золотом, кроме того, используют оксидирование. Стеклянные вставки искусно имитируют под цвет естественных. Сочетание элементов филиграни и штампованных деталей позволяет добиться некоторого разнообразия художественных решений при монтаже изделий.
На фабрике есть экспериментальная группа, работающая над созданием новых образцов изделий. В 1 962 году на Конгрессе мод в Будапеште высокую оценку получили работы Ю. К. Волкова и М. П. Иконникова, отвечавшие современному направлению в моделировании одежды. Коллекция изделий находится в Музее народного искусства.
Известным центром художественной обработки металла в Российской Федерации является Кубачинский художественный комбинат (аул Кубачи, Дахадаевский район, Дагестанская АССР). Дагестанские мастера всегда были не только прекрасными оружейниками, литейщиками, но и создавали высокую культуру орнаментального декоративного искусства.
21. Л. Голиков. Браслеты. Нейзильбер, медь, эмаль. Бронницкая ювелирно-художественная фабрика. 1967 год
Из всех видов декоративно-прикладного искусства дагестанских мастеров особенно многогранное развитие получило ювелирное дело. Дорогие образцы оружия украшали эмалевыми вставками, узорами чеканки или насечки. Чернь обычно являлась либо фоном, либо обрамляла медальоны чеканного и пасечного орнамента, а иногда густо покрывала крупный рельефный чеканный узор. Кроме оружия, мастера изготовляли серебряные пряжки и накладки поясов, браслеты, серьги и другие ювелирные изделия.
22. Г. В. Драгун. Охотничий топорик «Тлулсорь». Златоустовский машиностроительный завод имени В. И. Ленина
23. Р. В. Алиханов. Вазочка декоративная. Серебро, чернь, гравировка. Кубачинский художественный комбинат
В наши дни комбинат выпускает серебряную посуду, украшенную чернью, гравировкой и просечными узорами: подстаканники, вазочки, сухарницы, сахарницы, чайники, стопки, ложки, а также изделия, изготовляемые как в единственном числе, так и небольшими сериями, украшаемые чернью, чеканкой, золотой насечкой по кости и железу, ажурной резной костью и гравировкой.
Замечательные по своему орнаментальному убранству работы мастеров старшего поколения — Алихана Ахмедова, братьев Бахмуды и Абдуллы Топчиевых, Сеида Маго-медова. На протяже нии нескольких лет на предприятии ведется большая творческая работа по созданию новых образцов изделий, отвечающих эстетическим требованиям и запросам сегодняшнего дня. Разнообразие орнаментальных сюжетов и новизна технических решений находят свое отражение в последних изделиях ведущих художников Дагестана: Гаджи Бахмуда Магомедова, Расула Алиханова и других, удостоенных Государственных премий и получивших звания заслуженных деятелей искусства. Искусство художественной обработки металла Дагестана оказало определенное влияние на развитие русского искусства гравировки и черни на серебре.
24. И. И. Солдатов. Серьги, эмаль. Фабрика «Ростовская финифть». 1966 год
Изделия дагестанских ювелиров неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках. Коллекции изделий находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном музее этнографии народов СССР, Государственном музее культуры народов Востока, Музее народного искусства, республиканском Дагестанском краеведческом музее. Аул Гоцатль, находящийся в Среднем нагорном Дагестане, населенном аварцами, еще около 300 — 350 лет назад приобрел известность как центр медночеканного искусства. Гоцатлинские металлисты ковали котлы, чеканили из меди и латуни водоносные сосуды и кухонную утварь.
В XVIII веке в Гоцатле и окружающих его селениях стали изготовлять массивные серебряные украшения: подвески с чернеными узорами, витые и плоские браслеты со вставками из сердолика и цветного стекла, позже серебряную оправку ножен для кинжалов и шашек, художественно оформленные пистолеты, газыри и накладки поясов, украшавших одежду горцев.
В 1965 году был образован Гоцатлинский художественный комбинат (аул Гоцатль, Хунзахский район, Дагестанская АССР), который стал выпускать сувениры (небольшие кувшинчики, брелоки) и ювелирные украшения (броши, кулоны, кольца, перстни, браслеты и т. п.)
В развитии промысла заметную роль сыграл старейший мастер Магомед Джама-лутдинов. Большую известность получили мастера Базарган Гимбатов и молодой чеканщик Магомед Нурмагомедов. Художественные произведения Гоцатлинского комбината неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках.
Коллекции изделий предприятия хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном музее этнографии народов СССР, Государственном музее культуры народов Востока, Музее народного искусства, Государственном Историческом музее, Махачкалинском музее изобразительного искусства, Дагестанском республиканском краеведческом музее.
Искусство златоустовской гравюры на металле (г. Златоуст, Челябинская область) зародилось на бывшем Косотурском заводе, основанном в начале XIX века, и было связано с оформлением холодного оружия. Заслуженной известностью пользуются имена талантливых заводских художников XIX века — И. Н. Бушуева, И. П. Бояршинова, позднее С. А. Фетисова, М. С. Пе-тухова, А. П. Агаркова; многие из них являются авторами орнаментальных украшений и их исполнителями.
Златоустовские мастера занимались в основном украшением сабельных клинков, используя при этом гравировку с последующим вытравлением узора, насечку золотом и серебром, золочение и серебрение, сочетающееся с воронением.
В первые годы Советской власти златоустовские мастера начинают осваивать новые виды изделий: столовые приборы, ножи для бумаги, топорики, корпуса для часов, настенные декоративные тарелочки-панно.
Мотивами украшений для гравировки по стали являются стилизованные растительные орнаменты, овальные клейма с тематической композицией, эмблемы нашего государства или характерные для Урала горные пейзажи и сцены охоты.
Большое влияние на формирование особенностей златоустовской гравюры оказало творчество художника М. Д. Ракова, выполнявшего образцы специально для этого предприятия. Произведения златоустовских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках.
Коллекции изделий завода находятся в Музее народного искусства, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Златоустовском краеведческом музее, Государственном Историческом музее, Государственном Эрмитаже.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА
В середине XIX века в далеком уральском поселке Касли, затерянном среди гор и озер, на небольшом чугунолитейном заводе сложилось замечательное искусство, прославившее уральских умельцев на весь мир, — художественное литье из чугуна. Неподатливый, грубоватый с виду чугун под руками уральских мастеров приобретал удивительные качества, позволившие создать вещи, по своему художественному совершенству не уступающие лучшим образцам ювелирного искусства.
Примером их великолепного мастерства может служить отлитый целиком браслет, состоящий из 100 звеньев, или цепочка для часов, весящая всего лишь 20 граммов. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году многие посетители с восхищением рассматривали различные вещи — узорчатые канделябры, кружевные блюда, миниатюрную скульптуру и многие другие художественные изделия каслинских мастеров. Велико было их удивление, когда они узнали, что эти превосходные вещи необычного глубокого черного цвета изготовлены из чугуна. Литой чугунный портсигар там же на выставке оценивался как равный ему по массе серебряный.
25. Неизвестный автор. Шкатулка ажурная. Чугунное литье. Касли. Вторая половина XIX века
Успех каслинских изделий был вполне закономерен, так как они отличались не только высокими художественными качествами, но и мастерством обработки вещи в целом. И сейчас искусство каслинских мастеров стоит в одном ряду с искусством народных художественных промыслов России.
Истоки мастерства каслинских умельцев лежат в богатейших традициях литейного дела, в освоении лучших образцов русской классической скульптуры. Превосходные произведения чугунного художественного литья каслинских мастеров получают признание как на советских художественных выставках прикладного искусства, так и за рубежом. Приемы художественного литья из чугуна на Каслинском заводе в настоящее время мало чем отличаются от сложившихся ранее приемов. Технология изготовления скульптуры из чугуна, несмотря на некоторые особенности, близка к технологии изготовления изделий из других металлов: бронзы, латуни, алюминия, серебра.
Над чугунной скульптурой в основном трудятся три разных специалиста — формовщик, чеканщик и специалист по окраске готовых художественных вещей. Формовка скульптуры требует от мастера больших знаний, мастерства и художественного вкуса. Прежде всего готовят опоку — металлический ящик без крышки и дна. Если скульптура имеет сложную форму, то собирают ее из нескольких опок. Каслинцы используют главным образом литье в песчаные формы, реже прибегая к литью по восковым моделям.
Готовую гипсовую или бронзовую модель укладывают в опоку, наполненную смесью песка и глины. Укладывают модель как можно плотнее, стараясь расположить ее по центру ящика. Затем, разрезав опоку пополам, извлекают модель, после чего снова складывают части опоки вместе и заливают через питатель образовавшуюся пустоту металлом. Песчаную форму разрушают, и получают готовую отливку. Если модель имеет сложную форму с резкими выступами или углублениями, то с такой формы делают отпечатки на отдельных кусках песчаной формы, которые потом собирают в опоках в одну целую форму. Сложность формования состоит в том, чтобы поделить поверхность модели на наименьшее число кусков формы, от чего во многом зависит качество отливки. Крупные, многофигурные композиции отливают по частям (фигурам), которые собирают в группы. Труд специалиста-формовщика — труд творческий, он требует не только большого технического мастерства, но и большого искусства. Стремясь к точному воспроизведению скульптуры, мастер проникает в замысел автора, стараясь понять пластические формы модели и сохранить их выразительность.
Чугунная скульптура, как бы она хорошо ни была отформована и отлита, выглядит еще незаконченной, ее поверхность требует доработки. Но стоит чеканщику, применив свой инструмент, отработать поверхность неясно выраженных мест, подчеркнуть форму волос, глаз, а также удалить ненужные выступы и впадины, как скульптура примет вид художественного произведения. Такие выдающиеся каслинские мастера-чеканщики, как М. О. Глухов, Н. А. Вихляев, П. Малыш-кин, Д. И. Широков и П. Козлов были не только великолепными исполнителями деталей, но и умело решали композицию в целом.
Полную законченность каслинская скульптура приобретает после окраски. Черный цвет органически связан с особенностями материала, с его пластическими и цветовыми свойствами. Правильно окрасить отливку — очень большое и важное дело. Каслинские мастера, владеющие секретом окраски изделия в черный цвет, всегда были в почете и ценились как специалисты очень высоко.
26. С. Ф. Карпеченко. Лауреатка. Чугунное литье. Касли. 1938 год
27. Е. П. Шильниковский. Винный прибор и вазочка-конфетница. Серебро, гравировка, чернь. Фабрика Северная чернь». 50-е годы XX века
Профессии формовщика, чеканщика и специалиста по окраске чугунных изделий тесно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга. Им каслинское искусство литья и обязано своей славой, всемирной известностью. Искусство каслинского чугунного литья, в особенности скульптура, складывались в непосредственной связи с развитием русской скульптуры XIX — XX веков.
Значительное место в истории каслинского художественного литья занимал местный скульптор М. Д. Канаев. Большой заслугой его была организация при заводе художественной школы, в которой обучали молодых мастеров. Педагогическая работа М. Д. Канаева в этой школе оставила заметный след в творческой деятельности коллектива завода, что отразилось на художественных достоинствах чугунного литья.
Большое значение имело и то, что для массового выпуска изделий М. Д. Канаев предложил отливать некоторые образцы классической скульптуры. Реалистический путь в искусстве, начатый в каслинской скульптуре М. Д. Канаевым, нашел свое продолжение и в творчестве молодого талантливого скульптора Н. Р. Баха. Одно из первых мест в каслинском литье занимали и занимают произведения скульптора П. К. Клодта. Популярность произведений П. К. Клодта объясняется тем, что они выполнены скульптором с большим знанием литейного дела.
Этим можно объяснить близкую связь скульптора с особенностями подхода каслинских мастеров к чугунной скульптуре. На Каслинском заводе в малом размере отливали более двадцати работ П. К. Клодта, среди них: «Конь с попоной», «Упавший всадник», «Садящийся всадник», «Кони на воле», «Конь за изгородью», «Кобыла с жеребенком», «Бык» и др.
Творческому росту каслинских мастеров и улучшению технологического художественного литья способствовали произведения русского скульптора Е. А. Лансере, работавшего в мелкой камерной пластике. Верные реалистическим традициям творчества П. К. Клодта отлитые из бронзы и чугуна произведения этого скульптора принесли широкую славу каслинским мастерам.
Многие годы по моделям П. К. Клодта и Е. А. Лансере каслинские мастера изготовляют художественные вещи то в виде бытовых предметов, то в виде настольной скульптуры, и каждый раз из-под рук мастеров каслинского литья появляются произведения, новые, не похожие друг на-друга. У каждого мастера, будь то формовщик, чеканщик или отделочник, свой творческий почерк, свой вкус, своя полюбившаяся манера исполнения.
Одним из замечательных умельцев XIX века был каслинский мастер-художник В. Ф. Торокин. Являясь создателем многих моделей, он был и их исполнителем, сам лепил скульптуру, отливал и чеканил ее.
В. Ф. Торокин одним из первых художников обращается к теме труда; созданные им вещи («Старуха с прялкой», «Литейщик на работе», «Углевоз», «Крестьянин на пашне») приобретают социальную окраску и критическую направленность, свойственную русскому реалистическому искусству второй половины XIX века. В. Ф. Торокин был единственным скульптором, вышедшим из среды каслинских мастеров.
Наряду с замечательными сюжетными композициями, портретами и декоративно решенными предметами быта в Касли выполняли чугунное архитектурное литье: колонны, ограды, решетки, садовую мебель. Каслинское чугунное литье до сих пор украшает парки, сады, набережные, особняки многих городов России, в том числе Москвы и Ленинграда.
28. В. П. Моисеев. Туалетный прибор. Накладная филигрань. Фабрика «Красносельский ювелир»