Файл: Научнопопулярное издание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время Красносельская ювелирная фабрика выпускает изделия из серебра, меди, латуни, бронзы, мельхиора, томпака, богато украшенные сканью и зернью, гравировкой и чеканкой. Старинное нацио­нальное искусство филиграни, сохранившееся в Красном селе на Волге, продолжает развиваться, и нет сомнения, что изделия, созданные руками мастеров промысла, долго будут радовать нас своей оригинальной кра­сотой и совершенством техники исполнения. Изделия Красносельской ювелирной фабрики демонстрировались на многих выставках в нашей стране и за рубежом и были отмечены дипломами и медалями. Коллекции изделий фабрики хранятся в Музее народного искусства в Москве, Госу­дарственном Русском музее, Костромском областном краеведческом му­зее и др.

Северная чернь. Чернь — это своеобразная гравюра по металлу. Го­товый, чаще всего серебряный, предмет гравируют, очищают и покрывают чернью. Затем изделие нагревают, чернь плавится и заполняет гравиров­ку. Остывший предмет очищают и полируют. На его поверхности появ­ляется прочный черневой рисунок, который в зависимости от состава сплава может быть светло-серым или более темных оттенком (до черно-бархатистого).

Одним из старейших центров является промысел художественной обработки металла в Великом Устюге Вологодской области. Серебряные с чернью изделия, выполненные замечательными мастерами этого про­мысла, отличаются высокими художественными качествами. Здесь на реке Сухоне в 1761 году возникла первая фабрика черневых серебряных изделий. Сменявшие друг друга стили нашли отражение во внешнем облике изделий. В период стиля барокко серебряные устюжские ларцы, табакерки, различной формы туалетные коробочки, флаконы украшали прихотливыми завитками, картушами и др. В пору классицизма появ­ляются более строгие, уравновешенные формы изделий и орнаменты в виде всевозможных розеток, пальмет и др.

В гравюре по металлу появляется новая манера исполнения, близкая к книжной графике.



15. Г. Гольтциус. Падение Фаэтона. Резцовая гравюра

Интересны изделия, на которых изображены виды Великого Устюга с его красивой панорамой со стороны реки Сухоны. Часто черневой рисунок усложняют золоченой гравировкой, которая усиливает тем­ный контур узора. В 1929 году в Великом Устюге была открыта мастерская по изготовлению серебряных изделий с чернью, на базе которой возникла кустарно-промысловая артель «Северная чернь». М. П. Чирков, под руководством которого стало постепенно возрождаться
искусство великоустюжского черненого серебра, постоянно искал пути расширения ассортимента изделий, создания новых оригинальных форм предметов. Браслеты, коробочки, подстаканники, стопки, ножи для разрезания бумаги, салфеточные кольца, пудреницы украшают тончайшими расти­тельными орнаментами, тематическими композициями. Сплошной густой и плотный узор то целиком заполняет поверхность, то легкими штрихами застилает светлую серебряную гладь.

В 30 — 40-х годах в артель из Института художественной промыш­ленности были привлечены художники-профессионалы М. Д. Раков и К. А. Будкин. М. Д. Раков создает красивые черненые браслеты, броши, оправы для мундштука, ложки с изображениями птиц и зверей Севера, близкими по своим мотивам народному промыслу. Работы художника отличаются большой образностью, умением мелкой тонкой штриховкой передать богатую игру света и тени.

Художник К. А. Будкин стремился создать новые формы изделий с украшениями, состоящими из современных орнаментальных мотивов. Пудреницы, черневые ободки для костяных мундштуков, портсигары художник украшает видами Московского Кремля, летающими самолета­ми, эмблемами. Нужно отметить, что созданные художником в 1938 — 1939 годах некоторые мотивы орнамента, видоизменяясь, появляются и теперь.

Международную славу приобрела устюжская чернь при талантливом художнике Е. П. Шильниковском, руководившем промыслом в течение 25 лет. Е. П. Шильниковский является автором большого числа тради­ционных произведений, создателем сложных тематических композиций с архитектурными пейзажами, сказочными сюжетами и мотивами.

Одной из несомненных творческих удач художника является неболь­шой стаканчик «Хмель»; строгую форму предмета украшают изящные листья и золотые грозди хмеля. Е. П. Шильниковский использовал из­вестный по старинным изделиям того же Великого Устюга способ худо­жественной обработки серебра — чернь с золотой гравировкой, что зна­чительно обогатило художественные достоинства предмета. Этот спо­соб широко применяют в промысле.

В начале 60-х годов художница Научно-исследовательского института художественной промышленности М. А. Тоне создала образцы изделия для «Северной черни», в которых были возрождены декоративный характер великоустюжского серебра, плоскостная трактовка раститель­ных форм, лаконичность и простота композиционного узора.

В артели работает много граверов, которые выполняют орнамент не только по рисункам художника, но и по своим собственным. Перенося на изделие знакомый рисунок, мастера часто варьируют его в деталях, внося новую трактовку, по-новому располагают мотивы орнамента.



Стремление великоустюжских мастеров к самостоятельному реше­нию орнаментальных композиций имеет не только большое художествен­ное значение, но и положительно сказывается на творческой деятель­ности всего коллектива.

За годы существования промысла было создано немало интересных работ. Создавали их в связи с празднованием различных годовщин ярких исторических событий из жизни нашей Родины. К 800-летию Москвы мастера артели «Северная чернь» изготовили большой ларец, напоминающий своим видом костяные ларцы XVIII века, которыми когда-то славился наш Север; 40-летию Великой Октябрьской социали­стической революции посвящен искусный черневой кубок. Большими художественными достоинствами отличается кубок «Дружба народов», созданный в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, новый по своей форме и умело украшенный чернью и золоченой гравировкой.

В украшениях черневых изделий мастера Великого Устюга помимо растительного цветочного орнамента широко используют разнообразные сюжетные черневые рисунки. В юбилейных и выставочных работах темой является столица нашей Родины Москва: изображение панорамы

Московского Кремля со стороны Москвы-реки и Красной площади, архитектурные и скульптурные памятники города.

Искусство ювелиров Великого Устюга успешно развивается. Их изделия заслужили самое широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом. Изделия великоустюжских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках.

С изделиями из великоустюжского черневого серебра можно ознакомиться в Государ­ственном Историческом музее, Музее народ­ного искусства, Оружейной палате, Государ­ственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Загорском Государственном исто-рико-художественном музее-заповеднике, Великоустюжском краеведческом музее и др.



16. Сабяя генерала Черняева. 1812 год
Филигрань. Недалеко от традиционных центров металлообработки — города Павлово и поселка Вача, где издавна было развито кузнечное и слесарное дело, в селе Казакове из поколения в поколение передавались навы­ки по обработки металла. Чувство материала, умение подчинить его своему замыслу помог­ли мастерам-казаковцам овладеть искусством создания филигранных изделий. В начале 50-х годов мастера
Казаковского завода ху­дожественных изделий (село Казакове, Вач-ский район, Горьковская область) в совер­шенстве овладевают техникой филиграни. Большую помощь в разработке новых образ­цов изделий оказала О. И. Тараканова — вы­пускница Красносельской профессионально-технической школы.

Казаковские мастера создают утилитар­ные, вполне современные изделия, отличаю­щиеся рациональностью и новизной орнамен­тальных украшений. В своем творчестве они исходят из кружевных узоров, которые своим видом близки скани. Среди мотивов преобла­дают геометрические узоры сложных криво­линейных очертаний, органично вписанных в конструктивные формы предмета. Умело со­четая сравнительно плотное расположение тончайших витых проволочек с наиболее раз­реженными, мастера добиваются оригинального красивого рисунка. Чистота отделки, делающая незаметными места спайки отдель­ных деталей, а также использование в изде­лиях неоксидированной серебристо-белой скани придают казаковским изделиям ориги­нальный вид, отличающий их от сканых изде­лий других промыслов.



17. Магнит в оправе
Интересны работы, выполненные в эти же годы по рисункам молодых мастерок фили­гранные корзиночки-конфетницы и сухарни­цы, напоминающие по форме то блюдо, то ча­шу, то цветок с узорчатыми лепестками. Фи­лигранный ажур этих изделий всегда отчет­лив и ясен, он то становится упругим и плот­ным, то превращается в легчайшую сеточку, напоминающую мягкий узор из паутины. Центр корзиночки замыкается цветочной ро­зеткой, от которой к краям разбегаются узор­чатые завитки, изящно и легко образуя форму предмета.



18. Машина, филигрань. XIX век

В последние годы на Казаковском заводе значительно расширен и обновлен ассорти­мент сканых изделий, улучшено их качество. Наряду с предметами быта (сухарницами, конфетницами, подстаканниками, туалетными лоточками и т. п.) стали изготовлять филигранные ювелирные украше­ния: серьги, броши, брелоки, колье. Материалом для изготовления филигранных изделий в основном является посеребренная медь, но часть продукщпг выполняют из серебра, некоторые изделия оксидируют и золотят. Кроме сканых изделий на заводе изготовляют штампованные вещи из алюминия: сахарницы, подстаканники, различного вида нагруд­ные значки. При отделке этих изделий применяют анодирование и хо­лодные эмали.


За образцы филигранных изделий, экспонировавшихся на ВДНХ в 1968 году, Казаковский завод награжден Дипломом III степени. Кол­лекции изделий завода находятся в Государственном Русском музее, Музее народного искусства в Москве и в музеях Костромы.

Еще в XIX веке художественная обработка металлов в Москве стала искусством, определяемым потребностями городской среды. Наиболее плодотворный период в развитии ювелирного дела наступил после Вели­кой Отечественной войны. Московский экспериментальный ювелирный завод — одно из немногих производств, выпускающих серебряные изде­лия с филигранью, отличающиеся сдержанной нарядностью, отсутстви­ем парадности, простотой и ясностью композиции, цветовой гармонией. Например, в филигранных работах мастера И. К. Ефимова (декора­тивные коробочки, перстни, броши) нашли отражение традиционные приемы русских ювелиров. Его изделия привлекают красотой, декоративностью, высоким мастерством исполнения. Вещи И. К. Ефимова прекрас­но гармонируют с современным женским костюмом.

Изящны ювелирные изделия мастера Б. И. Сергеева. Сочетая простую филигрань с искусственным камнем и резной костью, он умело исполь­зует богатство и красоту самого материала и с неистощимой фантазией создает все новые и новые варианты композиции.

Смело и эффектно сочетает разные материалы и художница О. Д. Дворяткина. В созданном ею браслете филигрань сочетается с рез­ной костью. Овальные звенья браслета, чередуясь с мотивами веток с цве­тами и листьями, соединены небольшими овалами с филигранным узо­ром. Браслет О. Д. Дворяткиной отличается нарядностью и компози­ционной взаимосвязью разных материалов.

Среди современных изделий московских мастеров много вещей, вы­полненных с большим мастерством и вкусом. Это кулон с аметистом — крупным овальным камнем, охваченным сверху филигранными лепестка­ми. Кулон «Ягоды» выполнен как гроздь мелких светло-красных камней, виднеющихся из-под филигранных темно-золотых листочков. Нарядны серьги «Гранатовый цветок»; в венчике цветка чередуются темно-красные граненые камни и филигранные розетки. С большим искусством исполне­на серебряная коробка с филигранным украшением мастерами В. Коны-гиным и Б. Космачевским по проекту художницы 3. М. Зенковой.



19. Часы. Мастер М. Перхин. XIX век



20. Самовар. XIX век