Файл: 2. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 579
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Погладим лоб от середины лба, разомнём.
Какие мы хорошие, сейчас погладим себя по голове (от макушки вниз, выполняя правой рукой а затем левой рукой).
12.Быстро сняли майки и побежали за рукавичками; по ходу дети идут по «Дорожке здоровья» идут по ребристой доске, коврикам с «шипами», прыгают в цветы, по следам.
Дети на руки одевают рукавички, выстраиваются друг за другом. Начинают поглаживать грудь, растирать ее и снова гладить. Массаж руки (от кисти к предплечью, перейти к массажу ног пощипывание и поглаживание (от ступни к бедру).
Дети поменяются рукавичкой с товарищем и помассировать спину друг другу (ПОВТОРИТЬ ХОДЬБУ ПО «ДОРОЖКЕ ЗДОРОВЬЯ», положить рукавички в кармашки.
А теперь одели майки и обувь. Перейти к водным процедурам: полоскание горла и мытьё лица, рук по локоть. Растирание рук полотенцем.
Речевое сопровождение:- «Пусть летят к нам в комнату,
Все снежинки белые.
Не боимся холода,
Мы зарядку сделали! ».
8. Гимнастика в постели
1. Потягивания-поднимания поочередно правой и левой ног и рук одновременно
2. Поочередное сгибание и разгибание ног.
9.Самомассаж головы.
Сидя на кровати, ребенок имитирует движения:
1. Включает воду, трогает ее, мочит волосы.
2. Наливает шампунь в ладошку и начинает изображать мытье головы.
3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» поповерхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
5. Смывает шампунь с головы.
6. Берет полотенце и сушит им волосы.
7. С любовью и лаской расчесывает волосы пальцами, словно расческой.
10.Дыхательные упражнения:
Весьма надежное средство, укрепляющее защитные силы организма и охраняющее от простуды, – закаливающие дыхательные упражнения, которые выполняют утром до завтрака или вечером после ужина:
10.1. Ветерок
Взрослый произносит текст и показывает движения, а малыш их запоминает и повторяет:
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос). Хочу налево посвищу (поворачивает голову налево, делает губы трубочкой и дует),
Могу подуть направо (голова прямо – делает вдох через нос, голова направо – выдох через губы трубочкой),
Могу и вверх (голова прямо – делает вдох через нос, затем выдох через губы трубочкой и снова вдох),
И в облака (опускает голову, подбородком касается груди и делает спокойный выдох через рот)
Ну а пока, я тучи разгоняю (выполняет круговые движения руками).
10.2.Самолет
Взрослый рассказывает стихотворение, а малыш выполняет движения в егоритме:
Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимаетголову, вдох)
Отправляется в полет (задерживает дыхание)
Жу-жу-жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу-жу-жу (делает поворот влево)
Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).
10.3.
Кроме этих упражнений полезны: ежедневное надувание мыльных пузырей, воздушных шариков, задувание зажженных свечей, «сдувание бумажки» со своей ладони или стола сомкнутыми губами и даже бурление воды в стакане через соломинку.
11.Фитотерапия.
Для профилактики простудных заболеваний очень полезны отвары целебных трав, ведь витамины растительного происхождения усваиваются лучше, чем выделенные синтетическим путем.
Фитотерапия проводится в виде курсов: 2-3 курса в год продолжительностью от 3-х недель до 2,5 месяцев и перерывом между ними не менее 2-х недель. Минимальное количество ежедневных процедур в одном курсе – 15.
Для детей рекомендуют готовить настои и отвары в следующей суточной дозе сухого лекарственного сырья на 1 стакан:
1-3 лет – 1 чайная ложка
3-6 лет – 1 десертная ложка
старше 6 лет – 1 столовая ложка
При правильном приготовлении безопасны для дошкольников чаи из следующих растений: душица (цветки), калина, клюква, рябина, мята, мелисса. Особенно полезно ежедневное употребление настоя шиповника за 10-15 минут до еды. Отличным добавлением к настою может стать сок лимона и/или мед.
Приложение №34
Самоанализ закаливающих процедур с детьми раннего возраста.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – важное направление в моей системе работы. Изучила специальную литературу, через различные информационные ресурсы.
Опыт убедил, что для оздоровления и развития детей необходим комплексный подход, сочетающий в себе совместные усилия педагогов, медицинских работников, родителей, при
этом основная нагрузка ложится на педагога, как руководителя этого процесса.
Образовательная область «Физическое развитие».
Цель: профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих процедур.
Задачи:
Образовательные: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка.
Развивающие: развивать защитные силы организма, укрепление иммунитета.
Воспитательные: воспитание разумного отношения к своему организму, привитие необходимых санитарно- гигиенических навыков и приобщение к здоровому образу жизни с самого детства.
Форма проведения: групповая.
Оборудование: дорожки здоровья, массажные мячи и валики.
Кроме этого разработала алгоритм проведения взбадривающей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:
- общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;
- элемент оздоровительного самомассажа;
- закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с разным наполнителем, босохождение по земле (летний период времени), мытье ног прохладной водой, полоскание полости рта после каждого приема пищи, разные виды массажа для стоп, ушных раковин, глаз);
- питье воды комнатной температуры, что является своеобразным закаливающим средствам.
Данная гимнастика помогает ребенку постепенно проснуться и включиться в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса, профилактике сколиоза и плоскостопия.
Приложение №35
Картотека по организации закаливающих процедур с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Пробуждение
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке.
Ну, а мы с тобой проснулись
И проснувшись, улыбнулись.
Открывай один глазок,
Открывай другой глазок!
Будем мы с тобой сейчас
Делать потягушечки,
Лежа на подушечке
Зайчики и белочки.
Мальчики и девочки,
Начинаем мы зарядку!
Носик вверх – это раз,
Хвостик вниз – это два,
Лапки шире – три, четыре,
Прыгнем выше – это пять
Все умеем выполнять!
2. Общеразвивающие упражнения
«Одна лапка, другая» И. п. – ноги слегка расставлены, руки за спину.
Одну руку вперед ладонью вверх. Вернуться в и. п.
То же другой рукой (5 раз)
«Крепкие лапки» И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед
ладони положить на колени,сказать: «Крепкие!», смотреть вперед.
Вернуться в и. п. (5 раз).
«Веселые белочки» И. п. – ноги врозь, руки полочкой перед грудью.
Выполнить по два наклона вправо – влево.
Вернуться в и. п. (5 раз).
«Шаловливые зайчики» И. п. – ноги слегка расставлены, руки вниз.
Восемь, десять подпрыгиваний, столько же шагов
(4- 5 раз).
3. Упражнения с использованием природного материала.
Раскатывание шишек между ладонями, тыльными сторонами рук, пальцами рук.
4. Ходьба по массажным дорожкам.
5. Дыхательная гимнастика
«Мы молодцы!». И. п. – ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны,
глубокий вдох носом. На выдохе произнести:
«Мо- лод- цы!», вернуться в и. п. (5 раз).
6. Водные процедуры. (в умывальной комнате, 3 минуты)
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Моем шею, моем уши.
Затем вытремся мы суше.
Комплекс № 2 «Мы стараемся!»
1. Пробуждение
Чтоб скорей проснуться,
Надо подтянуться
Тянем ручки, тянем ушки.
Ручкой облачко достали
И немного выше стали!
Мы стараемся, мы стараемся,
Физкультурой занимаемся.
Пусть будут руки крепкими!
Пусть будут ноги сильными!
Мы будем все здоровыми,
Веселыми, спортивными!
2. Общеразвивающие упражнения
«Крепкие руки» И. п. – ноги слегка расставить, руки на поясе.
Руки через стороны вперед. Хлопок, руки
на пояс. (5 раз).
«Играют пальчики» И. п. – ноги слегка расставлены, руки в стороны.
Руки вперед, пошевелить пальцами. Руки
в стороны. Через 5 – 6 секунд руки опустить.
(5 - 6 раз).
«Крепкие колени» И. п. – ноги врозь, руки за спину. Наклониться
вперед, ладони положить на колени, сказать:
«Крепкие!», смотреть вперед (5 -6 раз).
«Короткие и длинные ноги» И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены.
Присесть – «короткие ноги», встать – «длинные
ноги» (5 раз).
3. Упражнения с шишками
Раскатываем шишку сначала стопой правой ноги, затем левой.
4. Дыхательная гимнастика.
И. п. – ноги слегка расставлены, руки полочкой перед грудью. Выполнить
два – четыре шага на месте, развести руки в стороны, сделать вдох носом.
Вернуться в и. п. Вдох ртом, губы трубочкой (5 - 6 раз).
5. Водные процедуры.
Комплекс № 3 «Вставать пора!».
1. Пробуждение
(повороты головы влево – вправо)
Смотри скорее, который час!
Тик – так, тик – так, тик – так!
Какие мы хорошие, сейчас погладим себя по голове (от макушки вниз, выполняя правой рукой а затем левой рукой).
12.Быстро сняли майки и побежали за рукавичками; по ходу дети идут по «Дорожке здоровья» идут по ребристой доске, коврикам с «шипами», прыгают в цветы, по следам.
Дети на руки одевают рукавички, выстраиваются друг за другом. Начинают поглаживать грудь, растирать ее и снова гладить. Массаж руки (от кисти к предплечью, перейти к массажу ног пощипывание и поглаживание (от ступни к бедру).
Дети поменяются рукавичкой с товарищем и помассировать спину друг другу (ПОВТОРИТЬ ХОДЬБУ ПО «ДОРОЖКЕ ЗДОРОВЬЯ», положить рукавички в кармашки.
А теперь одели майки и обувь. Перейти к водным процедурам: полоскание горла и мытьё лица, рук по локоть. Растирание рук полотенцем.
Речевое сопровождение:- «Пусть летят к нам в комнату,
Все снежинки белые.
Не боимся холода,
Мы зарядку сделали! ».
8. Гимнастика в постели
1. Потягивания-поднимания поочередно правой и левой ног и рук одновременно
2. Поочередное сгибание и разгибание ног.
9.Самомассаж головы.
Сидя на кровати, ребенок имитирует движения:
1. Включает воду, трогает ее, мочит волосы.
2. Наливает шампунь в ладошку и начинает изображать мытье головы.
3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» поповерхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
5. Смывает шампунь с головы.
6. Берет полотенце и сушит им волосы.
7. С любовью и лаской расчесывает волосы пальцами, словно расческой.
10.Дыхательные упражнения:
Весьма надежное средство, укрепляющее защитные силы организма и охраняющее от простуды, – закаливающие дыхательные упражнения, которые выполняют утром до завтрака или вечером после ужина:
10.1. Ветерок
Взрослый произносит текст и показывает движения, а малыш их запоминает и повторяет:
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос). Хочу налево посвищу (поворачивает голову налево, делает губы трубочкой и дует),
Могу подуть направо (голова прямо – делает вдох через нос, голова направо – выдох через губы трубочкой),
Могу и вверх (голова прямо – делает вдох через нос, затем выдох через губы трубочкой и снова вдох),
И в облака (опускает голову, подбородком касается груди и делает спокойный выдох через рот)
Ну а пока, я тучи разгоняю (выполняет круговые движения руками).
10.2.Самолет
Взрослый рассказывает стихотворение, а малыш выполняет движения в егоритме:
Самолетик-самолет (разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимаетголову, вдох)
Отправляется в полет (задерживает дыхание)
Жу-жу-жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу-жу-жу (делает поворот влево)
Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).
10.3.
Кроме этих упражнений полезны: ежедневное надувание мыльных пузырей, воздушных шариков, задувание зажженных свечей, «сдувание бумажки» со своей ладони или стола сомкнутыми губами и даже бурление воды в стакане через соломинку.
11.Фитотерапия.
Для профилактики простудных заболеваний очень полезны отвары целебных трав, ведь витамины растительного происхождения усваиваются лучше, чем выделенные синтетическим путем.
Фитотерапия проводится в виде курсов: 2-3 курса в год продолжительностью от 3-х недель до 2,5 месяцев и перерывом между ними не менее 2-х недель. Минимальное количество ежедневных процедур в одном курсе – 15.
Для детей рекомендуют готовить настои и отвары в следующей суточной дозе сухого лекарственного сырья на 1 стакан:
1-3 лет – 1 чайная ложка
3-6 лет – 1 десертная ложка
старше 6 лет – 1 столовая ложка
При правильном приготовлении безопасны для дошкольников чаи из следующих растений: душица (цветки), калина, клюква, рябина, мята, мелисса. Особенно полезно ежедневное употребление настоя шиповника за 10-15 минут до еды. Отличным добавлением к настою может стать сок лимона и/или мед.
Приложение №34
Самоанализ закаливающих процедур с детьми раннего возраста.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – важное направление в моей системе работы. Изучила специальную литературу, через различные информационные ресурсы.
Опыт убедил, что для оздоровления и развития детей необходим комплексный подход, сочетающий в себе совместные усилия педагогов, медицинских работников, родителей, при
этом основная нагрузка ложится на педагога, как руководителя этого процесса.
Образовательная область «Физическое развитие».
Цель: профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих процедур.
Задачи:
Образовательные: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка.
Развивающие: развивать защитные силы организма, укрепление иммунитета.
Воспитательные: воспитание разумного отношения к своему организму, привитие необходимых санитарно- гигиенических навыков и приобщение к здоровому образу жизни с самого детства.
Форма проведения: групповая.
Оборудование: дорожки здоровья, массажные мячи и валики.
Кроме этого разработала алгоритм проведения взбадривающей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:
- общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;
- элемент оздоровительного самомассажа;
- закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с разным наполнителем, босохождение по земле (летний период времени), мытье ног прохладной водой, полоскание полости рта после каждого приема пищи, разные виды массажа для стоп, ушных раковин, глаз);
- питье воды комнатной температуры, что является своеобразным закаливающим средствам.
Данная гимнастика помогает ребенку постепенно проснуться и включиться в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса, профилактике сколиоза и плоскостопия.
Приложение №35
Картотека по организации закаливающих процедур с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Пробуждение
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке.
Ну, а мы с тобой проснулись
И проснувшись, улыбнулись.
Открывай один глазок,
Открывай другой глазок!
Будем мы с тобой сейчас
Делать потягушечки,
Лежа на подушечке
Зайчики и белочки.
Мальчики и девочки,
Начинаем мы зарядку!
Носик вверх – это раз,
Хвостик вниз – это два,
Лапки шире – три, четыре,
Прыгнем выше – это пять
Все умеем выполнять!
2. Общеразвивающие упражнения
«Одна лапка, другая» И. п. – ноги слегка расставлены, руки за спину.
Одну руку вперед ладонью вверх. Вернуться в и. п.
То же другой рукой (5 раз)
«Крепкие лапки» И. п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклониться вперед
ладони положить на колени,сказать: «Крепкие!», смотреть вперед.
Вернуться в и. п. (5 раз).
«Веселые белочки» И. п. – ноги врозь, руки полочкой перед грудью.
Выполнить по два наклона вправо – влево.
Вернуться в и. п. (5 раз).
«Шаловливые зайчики» И. п. – ноги слегка расставлены, руки вниз.
Восемь, десять подпрыгиваний, столько же шагов
(4- 5 раз).
3. Упражнения с использованием природного материала.
Раскатывание шишек между ладонями, тыльными сторонами рук, пальцами рук.
4. Ходьба по массажным дорожкам.
5. Дыхательная гимнастика
«Мы молодцы!». И. п. – ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны,
глубокий вдох носом. На выдохе произнести:
«Мо- лод- цы!», вернуться в и. п. (5 раз).
6. Водные процедуры. (в умывальной комнате, 3 минуты)
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Моем шею, моем уши.
Затем вытремся мы суше.
Комплекс № 2 «Мы стараемся!»
1. Пробуждение
Чтоб скорей проснуться,
Надо подтянуться
Тянем ручки, тянем ушки.
Ручкой облачко достали
И немного выше стали!
Мы стараемся, мы стараемся,
Физкультурой занимаемся.
Пусть будут руки крепкими!
Пусть будут ноги сильными!
Мы будем все здоровыми,
Веселыми, спортивными!
2. Общеразвивающие упражнения
«Крепкие руки» И. п. – ноги слегка расставить, руки на поясе.
Руки через стороны вперед. Хлопок, руки
на пояс. (5 раз).
«Играют пальчики» И. п. – ноги слегка расставлены, руки в стороны.
Руки вперед, пошевелить пальцами. Руки
в стороны. Через 5 – 6 секунд руки опустить.
(5 - 6 раз).
«Крепкие колени» И. п. – ноги врозь, руки за спину. Наклониться
вперед, ладони положить на колени, сказать:
«Крепкие!», смотреть вперед (5 -6 раз).
«Короткие и длинные ноги» И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены.
Присесть – «короткие ноги», встать – «длинные
ноги» (5 раз).
3. Упражнения с шишками
Раскатываем шишку сначала стопой правой ноги, затем левой.
4. Дыхательная гимнастика.
И. п. – ноги слегка расставлены, руки полочкой перед грудью. Выполнить
два – четыре шага на месте, развести руки в стороны, сделать вдох носом.
Вернуться в и. п. Вдох ртом, губы трубочкой (5 - 6 раз).
5. Водные процедуры.
Комплекс № 3 «Вставать пора!».
1. Пробуждение
(повороты головы влево – вправо)
Смотри скорее, который час!
Тик – так, тик – так, тик – так!