Файл: Вопрос 1 Методика обучения и воспитания в истории как учебная дисциплина 1 Методика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Преемственность в работе с картой (постепенное усложнение и постоянство).
Обучение учащихся приёмам работы с картой.
Соответствие возрасту учащихся.
Существует две группы приёмов работы с картой: механические и логически-смысловые.
Приём одновременного показа (настенные и настольные карты).
Вычерчивание карты (на доске учителем и в тетради учеником)
В школе применяются такие карты, как настенные, шаблоны, блиц-карты и черные карты
Аудиовизуальные средства обучения в образовательном процессе
Аудиовизуальные средства обучения (иначе говоря - «слухозрительные») - это особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия. К аудиовизуальным средствам относятся видеофильмы, кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, учебные радио- и телепередачи, аудиозаписи на аналоговом или цифровом носителе, электронные презентации, учебные видеофильмы. Аудиовизуальные средства позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.
Каждое из аудиовизуальных средств обучения, используемых на уроках (аудиозапись на аналоговом или цифровом носителе, электронная презентация, телевизионная передача, учебный видеофильм, кинофрагмент, видеофильм), имеет свои особенности
Аудиозапись. К звуковым средствам (аудиозаписям) относятся:
· фонодокументы;
· фонохрестоматии;
· фонодиктанты;
· музыкальные записи.
Дидактические возможности аудиозаписи позволяют выделить три направления их использования при обучении:
1. Для записи и воспроизведения информации;
2. В сочетании с проведением практической работы;
3. Как средство психолого-педагогического воздействия на учащихся.
Аудиозапись можно применять для проведения диктантов, записи ответов учащихся, озвучивания экранных пособий, музыкального сопровождения урока.
В фонотеку можно поместить записи выступлений разных исторических деятелей: глав государства, политиков, ученых, специалистов областей науки и техники и др.
Аудиофайл может содержать учебный материал в помощь отстающим или пропустившим занятия учащимся.
Таким образом, содержание аудиозаписи может быть различным и в связи с этим различны ее дидактические функции.
Электронные презентации. При просмотре презентации знания учащихся систематизируются
, а слайды служат экранным дидактическим материалом при опросе. Презентации при показе дают сильно увеличенное изображение, хорошо видное всему классу, что и определяет дидактическую функцию презентации: она не только источник информации, но и в какой-то мере материальная основа, определяющая ту или иную организацию урока в соответствии с его типом и целями.
Презентации можно классифицировать по разным параметрам:
· иллюстративные и проблемные;
· фрагментарные и целостные;
· для освещения нового материала, для повторения, для проведения упражнений.
Учебные телепередачи. Дидактические возможности учебного телевидения обусловлены огромными аналитико-синтетическими возможностями, которые делают управляемым сам процесс восприятия. На экране учебная информация подается постепенно, по кадрам, имеется возможность показывать часть объекта, укрупнять рассматриваемые детали, объяснять какой-либо процесс или явление схематическими мультипликациями, сопоставлять изображение процесса и его объяснение.
Весьма успешным может быть использование телевизионных учебных передач по истории на уроках систематизации и обобщения знаний.
Эффективным видом обобщения можно считать такой, при котором перед учащимся открываются общие приемы умственной работы; их применение к решению конкретных задач дает широкое и глубокое обобщенное знание предмета в целом. Проведению такой мыслительной работы в какой-то мере могут способствовать технические возможности телевидения (крупный план; показ различных объектов, в том числе в сравнении с общеизвестными объектами; компьютерная графика и др.). Большое влияние на успешность такой работы оказывает методическое решение изучаемого вопроса в передаче и приемы включения этой передачи в урок в соответствии с поставленными целями. В данном случае главная цель урока -- обобщение и вся учебная работа с телепередачей подчинена этой цели. Достижение ее возможно при следующих условиях: создании благоприятной учебной ситуации, комплексном использовании средств обучения, организации активной работы учащихся.
Подбирая средства обучения для использования на обобщающем уроке в сочетании с учебной телепередачей, следует избегать формального подхода, при котором в комплекс просто включают пособия на данную тему. В дидактические материалы к учебным телепередачам целесообразно включать:
· задания на развитие мышления учащихся;
· задания на создание системы теоретических знаний и практических умений;
· задания для организации самостоятельной работы учащихся при обучении приемам мыслительной работы или практической деятельности (инструктивные материалы);
· задания для закрепления и контроля знаний.
Особенностью телевизионных учебных передач является эмоциональное воздействие на учащихся, что способствует восприятию и прочному запоминанию учебного материала, а также осуществлению необходимых при учении волевых усилий и возникновению интереса к изучаемому вопросу. Телепередача, как и все экранные средства обучения, дает возможность увидеть.
Учебный фильм. Учебное кино называют самым наглядным из всех средств обучения. Его особенности во многом обусловлены той огромной работой, которая проводится при создании фильма. Коллективная работа сценариста, режиссера и оператора при участии методиста-педагога направлена на то, чтобы целесообразно использовать все доступные возможности отображения, фиксации и воспроизведения действительности для учебных целей. Режиссер, оператор, художник, мультипликатор определенным образом организуют отображаемый материал, что и обусловливает характер зрительного ряда в экранном пособии.
Как известно, фильм имеет возможность передавать в единицу времени значительно большее количество информации, чем это может быть достигнуто при словесном изложении, за счет более экономной формы сообщения. Учебное кино обладает выразительностью, возможностью воспроизведения на экране явления или процесса с любой скоростью.
В учебном кино большая роль принадлежит мультипликации, схематическим изображениям, раскрывающим на доступном учащимся уровне сложные явления, понятия, процедуры и алгоритмы действия. Очень важно передать учащимся те знания, которые способствуют научному пониманию сущности развития природы и общества, определению своего собственного отношения к явлениям окружающей жизни, формированию научных основ сознательной деятельности.
Фильмы по истории могут носить обобщающий характер и отражать большой по объему материал. Такие фильмы можно использовать главным образом на заключительных (обобщающих) уроках. Другие фильмы по истории могут освещать конкретные вопросы курса, например, документальные фильмы.
Кинофрагмент.В кинофрагментах раскрываются
, как правило, отдельные вопросы учебной программы. Характерная особенность кинофрагмента -- его узкая дидактическая направленность. Это определяет важную методическую задачу использования кинофрагментов в комплексе с другими средствами обучения. Кратковременность демонстрации (3--5 мин) и узкая методическая направленность кинофрагмента позволяют легко вписать его в урок.
Видеофильм.С помощью видеофильма возможна постановка учебной проблемы, пробуждение к ней интереса учащихся. Дидактические возможности видеозаписи представляют собой удачное сочетание дидактических возможностей телевидения и учебного кино. Как и телевидение, видеозапись обладает большими аналитико-синтетическими возможностями, которые делают управляемым сам процесс восприятия: покадровое построение сообщения, возможность менять не только объект, но и фон восприятия, тезисность изложения, логическое и образное расчленение учебного материала. Видеозаписи присуща и специфическая особенность телевизионной формы сообщения знаний -- воздействие на эмоциональную сферу учащихся. Видеозапись позволяет показать все фазы изучаемого явления в динамике, в процессе непрерывного развития. Появляется возможность более широкого и разнообразного в методическом плане использования экранно-звуковых пособий путем создания видеовставок в урок. В видеозапись можно вставить не только фрагмент экранного пособия, но и комментарий к нему. При подготовке к уроку можно сделать монтаж, включающий кадры учебных кинофильмов, презентаций, учебных таблиц и записей на доске с комментариями преподавателя. Последовательность показа, темп изложения, его логика могут меняться в зависимости от поставленных преподавателем целей и с учетом индивидуальной методической системы каждого преподавателя.
В видеозапись могут быть вставлены циклы учебных телевизионных передач, дополнительных занятий для учащихся. Особенно широко может применяться видеозапись при проведении воспитательной работы и профессиональной ориентации учащихся.
В отличие от всех известных средств обучения видеозапись позволяет мгновенно воспроизвести записанное изображение и повторять его необходимое число раз.
Итак, из всего вышесказанного следует, что традиционно используемые во второй половине прошлого века экранно-звуковые пособия, трансформировавшись под натиском научно-технического развития, могут органично вплетаться в современную систему образования на уроках истории.
Работа с текстом
Использование аудиовизуальных средств на уроках истории будет эффективнее, когда учитель применяет работу с историческим текстом. Эта технология представляет собой модель обучение истории, построенную на исследовании текстов с дальнейшим творческим их использованием учениками и развития творческого и исторического мышления. Участники учебного процесса, ученик и учитель, выступают как равные. А обучения – это их общая деятельность, результатом которой есть создания учениками собственной версии исторического события. Обучение по этой технологии состоит из завершенных циклов – тем. Каждой теме отвечает комплекс проблем, которые решают ученики во время ее изучения. Применения аудиовизуальных средств при этом просто необходимо. Например, изучая тему “Столетняя война” (7 класс), ученикам предлагаются тексты из хрестоматии и отрывки фильма “Жанна д'Арк”, которые отвечают тексту. Ученики, ознакомившись с текстом и видеоматериалом, обсуждают их, интерпретируют в собственном понимании, строят определенные заключения. Безусловно, полностью отказаться от учебника нецелесообразно, так как не каждую тему можно выучить за хрестоматийными и архивными текстами, и не каждый ученик может анализировать исторические тексты и строить самостоятельные заключения. Кроме того, обучения без учебника имеет свои отрицательные стороны – фрагментарность знаний, недостаток средств на распечатывание текстов и невозможность ознакомления с текстами каждой темы.
Использование аудиовизуальных средств и мультимедийных средств есть необходимым звеном в работе творческого учителя потому, что арсенал дидактических возможностей аудиовизуальных и мультимедийных средств обучения очень большой. Сжало его можно определить так:
- создания разнообразия форм представления информации;
- создания разнообразия учебных задач;
- обеспечения обратной связи, широкие возможности диалога учебного процесса;
- широкая индивидуализация процесса обучения, расширения поля самостоятельности;
- широкое применение игровых приемов;
- активизация учебной работы учеников, усиления их роли как субъекта учебной деятельности;
- усиления мотивации обучения.
Нужно отметить, что наиболее эффективное формирование исследовательских умений учеников на уроке, предусматривает кроме соблюдения общих требований относительно использования аудиовизуальных средств в процессе обучения, соблюдения дополнительных требований: