Файл: Вопрос 1 Методика обучения и воспитания в истории как учебная дисциплина 1 Методика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Преемственность в работе с картой (постепенное усложнение и постоянство).
Обучение учащихся приёмам работы с картой.
Соответствие возрасту учащихся.
Существует две группы приёмов работы с картой: механические и логически-смысловые.
Приём одновременного показа (настенные и настольные карты).
Вычерчивание карты (на доске учителем и в тетради учеником)
В школе применяются такие карты, как настенные, шаблоны, блиц-карты и черные карты
- по первое, уроки-пары из соответствующей темы;
- во-вторых, использования и соединения задач трех типов: репродуктивного, продуктивно-познавательного и проблемного.
- в-третьих, учет уровня подготовки школьников к восприятию аудіо-, видеоматериалов при вынесении тех или других вопросов на обсуждение.
Также важно знакомить учеников с текстами хрестоматий или учебника после окончания работы с аудиовизуальными средствами.
Построенная таким образом робота оказывает содействие развитию ученических компетенций, разрешает сформировать у учеников следующие исследовательские умения и привычки:
- работа с аудиовизуальными средствами, как с специфическим историческим источником;
- наблюдения и анализ исторических событий;
- формирования гипотезы;
- использования приобретенных знаний на практике и в области других родственных с историей предметов. Наиболее подготовленные ученики могут обобщить материал и составить доклады, написать рефераты.
Методика разработки и использования аудиовизуальных средств в обучении.
Сегодня в школах достаточно технических средств, чтобы учителя истории могли использовать их на своих уроках. И это позволяет значительно оптимизировать учебный процесс.
Как персональный компьютер может пригодиться гуманитарию на уроке? Если не рассматривать использование компьютера как самоцель, а сам компьютер как «заменитель» преподавателя, то его нишей является сфера оптимизации труда учителя. При таком подходе компьютер превращается в универсальное техническое средство обучения. Это уникальный помощник учителя, универсальное средство наглядности и хранитель бесценного учительского опыта.
Поэтому в последнее время в области образования особую актуальность приобретают проблемы разработки и внедрения компьютерных информационных технологий. Мультимедийные программы могут обеспечить принципиально новое качество: обмен информацией между учеником и технической системой проходит в диалогической форме, самая компьютерная технология обеспечивает новые возможности относительно организации параллельного обучения и контроля знаний, предоставляет реальную возможность практического внедрения индивидуализированного обучения. Формы практического использования мультимедийных программ могут быть разнообразные. Мультимедийные материалы могут использоваться перед изучением учебного материала как вступление к теме (зрительная, слуховая или зрительно-слуховая опора для осуществления поисковой деятельности, дальнейшего усвоения учениками знаний), как материал для самостоятельной обработки учебной информации, как средство контроля и самоконтроля качества и полноты знаний учеников и т. п.
В начале ХХІ ст. появилось большое количество учебных компакт-дисков из истории (“Древняя Греция”, “Древний Египет”, “Римская империя в войнах”, “Мир в войнах” и прочие), которые целесообразно использовать на уроках. Если ученики в определенной мере владеют компьютером, то учителю целесообразно проводить интегрированные уроки в компьютерном классе. Например, при изучении темы “Древняя Греция” ученику предоставляется возможность увидеть схемы битв, быт, культуру, политическую структуру страны благодаря учебному диску, на котором есть ряд тестовых задач. Использовать компьютер можно при зачетных и итоговых аттестациях за наличием учебных программ-тестов.
Вопрос № 10. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения истории в общеобразовательной школе.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Выделяют несколько основных компетенций:
1. Общекультурную компетентность – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир
2. Социально-трудовую компетентность – означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
3. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, , телефон, , компьютер, принтер) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
4. Коммуникативную компетентность включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе.. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д.
5. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
6. Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
7. Личностного самоопределения – знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Самым удачным средством, помощником в данном деле, является исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий (ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы (учебно-познавательная компетенция); приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (информационная компетенция);учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения(коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).
В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, эмпатии, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся и научить детей самой этой деятельности (проблематизации, целеполаганию, планированию и выполнению конкретных шагов и операций по решению проблемы, рефлексии, подготовке и проведению презентации и прочее)
Использование ИКТ на уроках истории является одним из важных средств формирования информационных компетенций учащихся. На таких уроках они не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.
При подготовке презентации (На любую тему) ученики используют большое количество источников информации, иллюстраций, что позволяет превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Свои презентации они представляют при изучении данной темы. По ходу рассказа одноклассника остальные учащиеся должны выделить, и записать основную информацию рассказчика.
На этапе закрепления изученного материала использование ИКТ так же имеет свое преимущество. Задания такого типа как, соотнесение терминов и понятий, решение путаницы, кроссворда способствует эмоциональному и творческому восприятию учащимися пройденного материала Применение информационных технологий позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; формировать их мотивацию к самосовершенствованию; повышать качество учебных исследований
Общепредметные коммуникативных компетенций:
Широко использую на уроках «ролевые ситуации». При изучении древнегреческого театра одни ученики пробуют себя в роли актеров, другие от лица «гостеприимного грека» объясняют устройство театра, остальные ученики представляют себя в роли зрителей и соответственно должны описать свою деятельность: когда начали собираться в театр? что взяли с собой? какую роль театр играл в их жизни? И тд
Обогащению активного словаря ученика способствуют дидактические и ролевые игры, требующие речевой изобретательности, умения сказать об одном и том же разными способами. Например, игры , “Расскажи по-своему”, Смысл игры заключается в том