ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 666
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Если ваша Избранность – это форма Контратаки, вы не позволяете себе осознать и исправить ловушку,
скрывающуюся за ней. Ваши истинные нужды никогда не удовлетворяются. Вы продолжаете чувствовать себя лишенным любви, неполноценным или отвергнутым обществом.
Ловушки Зависимой избранности
1. Вы не учитесь заботиться о себе, потому что хотите,
чтобы это делали другие.
2. Вы посягаете на право близких проводить время так,
как им хочется. Ваши требования изводят окружающих.
3. Люди, на которых вы полагаетесь, могут в конце концов устать или разозлиться на вашу зависимость и требовательность и уйти от вас, уволить вас или отказаться помогать вам.
4. Если люди, от которых вы зависите, умрут или уйдут,
вы не сможете позаботиться о себе.
Ловушки Импульсивности
1. Вы никогда не делаете того, что необходимо для продвижения в карьере. Вы хронически упускаете возможности и чувствуете себя неполноценным из-за своих неудач.
2. Люди вокруг вас в конце концов устают от вашей безответственности и разрывают отношения с вами.
3. Ваша жизнь – хаос. Вы не можете организовать ее. Вы
застряли.
4. У вас могут быть проблемы с наркотиками, алкоголем,
перееданием и т. п.
5. Почти в каждой сфере вашей жизни недостаток самодисциплины мешает вам достичь цели.
6. У вас не хватает денег, чтобы получить желаемое в жизни.
7. У вас могли быть проблемы с полицией, в школе или на работе, потому что вы не контролируете свои импульсы.
8. Вы отдаляетесь от друзей, супруга, детей или начальников из-за своей злобы и вспыльчивости.
В случае ловушки Избранности самая большая проблема –
мотивация к изменению. В отличие от других ловушек, ваша
Избранность не причиняет вам боли. Скорее она кажется приятной.
Страдают люди вокруг вас.
ТЕРАПЕВТ: Мэл, тебе придется позволить Кэти
заняться карьерой. Ты поступаешь несправедливо.
МЭЛ: А почему я должен поступать справедливо? Зачем
мне делать то, что ты говоришь? Меня все устраивает.
Мне нравится, что жизнь Кэти вертится вокруг меня.
Мэла легко понять. Действительно, зачем ему меняться? Внешне его ловушка, кажется, приносит ему только выгоду. Так же и Нина –
зачем ей учиться жить самостоятельно, когда она может заставить других людей делать все за нее?
Работая с Избранными пациентами, мы всегда ищем рычаги. Для чего им меняться? Как ловушка вредит им в личной жизни и на работе?
Тщательно обдумайте, какую цену вы платите за свою ловушку.
Изменение избранности
Когда мы писали этот раздел, нас не оставляло ощущение безнадежности. Мы признаем, что очень немногие люди с ловушкой
Избранности вообще согласятся прочесть эту главу. Они редко хотят измениться, не читают книг по самопомощи и отказываются ходить на терапию. Вместо этого они винят окружающих в своих проблемах и сражаются за возможность оставить все как есть.
Если вы – исключение, человек с ловушкой Избранности,
читающий эту главу, то, скорее всего, ваша ловушка обходится вам так дорого, что вы больше не можете закрывать глаза на проблему. Ваш супруг решил развестись, любимый человек оставил вас, или вы рискуете потерять работу. Случилось что-то, ввергнувшее вас в кризис.
Мы понимаем, что большинство паттернов, которые мы обсуждали в этой главе, для вас ничего не значат. Например, вам скорее всего не важно, что ваша Избранность несправедлива по отношению к другим.
Вас не волнует, что вы причиняете боль людям. Вы заботитесь только о себе. Это большая помеха при поиске мотивации.
Поэтому раздел, посвященный изменению, состоит из двух частей.
Первая адресована тем, у кого есть такая ловушка и он хочет измениться.
Но мы уверены, что большинство людей, читающих эту главу, –
жертвы Избранных. У вас самого нет Избранности. Вы пытаетесь понять такого человека – вашего любовника, супруга или родителя.
Вторую часть мы написали для вас.
Как помочь себе преодолеть проблемы
избранности
Вот шаги по изменению вашей ловушки.
Как помочь себе преодолеть проблемы Избранности
1. Перечислите достоинства и недостатки неприятия ограничений. Это необходимо для того, чтобы найти мотивацию для изменения.
2. Оспорьте отговорки, которые вы используете, чтобы избегать ограничений.
3. Перечислите пути, которыми ваша проблема с самоограничением проявляется в повседневной жизни.
Заполните таблицу ограничений.
4. Сделайте карточки, которые помогут вам побороть свою Избранность и проблемы с самодисциплиной в каждой ситуации.
5. Просите окружающих оценивать ваше поведение,
когда будете меняться.
6. Постарайтесь понять чувства людей вокруг вас.
7. Если ваша ловушка – это форма Контратаки,
постарайтесь понять, какие ловушки лежат в ее основе.
Обратитесь к соответствующим техникам изменений.
8. Если у вас проблемы с самодисциплиной, составьте иерархию задач с точки зрения уровня скуки или раздражения, которые они у вас вызывают. Постепенно продвигайтесь вверх по иерархии.
9. Если вам трудно контролировать эмоции, освойте технику «тайм-аута».
10. Если у вас Зависимая избранность, составьте иерархию задач с точки зрения сложности. Постепенно начните делать то, что вы позволяете другим людям делать за вас. Начните доказывать себе, что у вас это получится.
1. Перечислите достоинства и недостатки неприятия
ограничений. Это необходимо, чтобы найти мотивацию для
изменения. В недостатках обязательно упомяните: вред, который вы причиняете другим; вероятность того, что друзья и семья от вас отдалятся; риск потерять работу или не получить повышения;
возможность судебного иска против вас; и т. д. Если у вас проблемы с импульсивностью, обязательно учтите, что вы, возможно, никогда не достигнете целей, если не научитесь управлять своей раздражительностью. Обязательно включите сюда все негативные
последствия, которые вас уже настигли.
Вот список, который составил Мэл.
Достоинства и недостатки моей Избранности
Достоинства
1. Все делается по-моему, и мне это нравится.
2. Я беру, что захочу – деньги, женщин, жизненные блага.
3. Когда я злюсь, я обычно могу заставить людей делать то, что мне надо.
4. Я могу контролировать большинство людей, и мне это нравится.
5. Я чувствую себя избранным.
6. Я и есть избранный, и мне не нужно соблюдать правила.
Недостатки
1. Кэти угрожает уйти от меня.
2. Люди злятся и избегают меня.
3. На работе сотрудники боятся меня; я им не нравлюсь.
4. У меня мало близких друзей. Я быстро начинаю раздражать людей, и мы перестаем общаться.
Заметьте, что Мэл, как и ожидалось, не включил в список недостатков боль, которую он причиняет другим, или несправедливость его Избранности. Это и станет объектом будущей терапии.
Создайте в воображении образы этих плохих событий, чтобы их последствия казались вам реальнее. Представьте, что любимый человек
вас бросает, что вы лишаетесь работы. Например, один из пунктов в списке недостатков Нины: «Реймонд может уйти от меня, и я не смогу позаботиться о себе».
ТЕРАПЕВТ: Закрой глаза и представь, каково это будет.
НИНА: (пауза) Я вижу, как говорю по телефону. Я звоню
маме, звоню друзьям, пытаюсь уговорить их сделать что-то
для меня. Это унизительно. Мне кажется, что я умоляю их.
Я злюсь из-за этого, злюсь на Реймонда. Но, как бы я ни
злилась, я не могу вернуть его.
Постарайтесь осмыслить цену вашей Избранности до того, как появятся негативные последствия. Между импульсом к действию и самим действием включите разум.
2. Оспорьте отговорки, которые вы используете, чтобы избегать
ограничений. Составьте список своих отговорок. К каждой отговорке припишите, почему это просто оправдание, которое на самом деле не считается. Начните сопротивляться мыслям, которые поддерживают вашу Избранность.
Вот несколько отговорок, которые Мэл собрал во время нашей терапии.
Отговорки Избранности
Люди должны принимать меня таким, какой я есть.
Я никого не обижаю.
Все делают из мухи слона на пустом месте.
Я особенный, и я этого заслуживаю.
Меня никогда не поймают.
Я забочусь о себе, а другие люди могут позаботиться о себе сами.
Выплескивать гнев полезно.
Я смогу добиться своего, если проявлю смекалку.
Отговорки Нины больше концентрировались на отсутствии дисциплины.
ТЕРАПЕВТ: Закрой глаза и представь, каково это будет.
НИНА: (пауза) Я вижу, как говорю по телефону. Я звоню
маме, звоню друзьям, пытаюсь уговорить их сделать что-то
для меня. Это унизительно. Мне кажется, что я умоляю их.
Я злюсь из-за этого, злюсь на Реймонда. Но, как бы я ни
злилась, я не могу вернуть его.
Постарайтесь осмыслить цену вашей Избранности до того, как появятся негативные последствия. Между импульсом к действию и самим действием включите разум.
2. Оспорьте отговорки, которые вы используете, чтобы избегать
ограничений. Составьте список своих отговорок. К каждой отговорке припишите, почему это просто оправдание, которое на самом деле не считается. Начните сопротивляться мыслям, которые поддерживают вашу Избранность.
Вот несколько отговорок, которые Мэл собрал во время нашей терапии.
Отговорки Избранности
Люди должны принимать меня таким, какой я есть.
Я никого не обижаю.
Все делают из мухи слона на пустом месте.
Я особенный, и я этого заслуживаю.
Меня никогда не поймают.
Я забочусь о себе, а другие люди могут позаботиться о себе сами.
Выплескивать гнев полезно.
Я смогу добиться своего, если проявлю смекалку.
Отговорки Нины больше концентрировались на отсутствии дисциплины.
Отговорки Импульсивности
Если скучно, зачем это делать?
Я всегда смогу доделать позже.
Я сделаю это завтра.
Мне хватит моего врожденного таланта.
Кто-то мог бы сделать это лучше вместо меня.
Реймонд на самом деле никогда от меня не уйдет.
Жизнь веселее, когда я делаю то, что хочу.
Ничего не поделаешь, такой уж я уродилась.
Отговорки помогают вам отрицать реальность ситуации. Если вы продолжите так поступать, вам придется заплатить определенную цену за вашу Избранность и импульсивность. Вы читаете это, а значит, что-
то уже пошло не так. Не позволяйте отговоркам затмить негативные последствия вашей ловушки.
3.
Перечислите
пути,
которыми
ваша
проблема
с
самоограничением проявляет себя в повседневной жизни. Заполните
таблицу ограничений.
Мы хотим, чтобы вы составили очень подробный список проявлений ловушки в вашей жизни. Попросите помощи у семьи и друзей. Они будут более чем счастливы возможности указать вам на них.
Подумайте о различных сферах жизни: дома – с супругом – с детьми – на работе – в машине – в ресторанах и гостиницах – с друзьями. Для каждой сферы заполните таблицу ограничений. Это даст вам возможность сравнить ваши ожидания с нормой.
Основной принцип, лежащий в основе нормы, – взаимная выгода,
или взаимовыгодный обмен. Это лучше всего выражено в Золотом правиле нравственности: «Относись к другим так же, как ты хотел бы,
чтобы они относились к тебе».
Вот пример таблицы ограничений, заполненной Мэлом для ситуации «Выбор фильма с Кэти».
На этот шаг уйдет много времени, потому что надо заполнить такую таблицу для каждой сферы жизни, в которой Избранность создает вам проблемы. Эти сферы могут быть неявными и незаметными. Например, когда Мэл идет в ресторан, ему нужно, чтобы в помещении была определенная температура, стол стоял в правильном месте и т. д. Его Избранность проникла во все аспекты его жизни.
Если вы ходите к терапевту, он поможет вам выполнить это задание. Как мы уже указали, свою роль сыграют семья и друзья.
Важно обращаться к другим, потому что сами вы не осознаете, как часто находитесь под влиянием ловушки.
4. Сделайте карточки, которые помогут вам побороть свою
Избранность и проблемы с самодисциплиной в каждой ситуации.
Теперь мы хотим, чтобы вы начали бороться со своей ловушкой. Когда бы вы ни попали в ситуацию, указанную в таблице, ведите себя согласно нормам, а не импульсивно или недисциплинированно.
Карточки могут помочь. Составьте карточку для каждой ситуации.
Используйте ее накануне, чтобы подготовиться, и во время ситуации
(если возможно) – в качестве напоминания.
Когда будете писать карточку, не забудьте о следующих пунктах:
Как написать карточку Избранности
1. Настройтесь на нужды окружающих. Постарайтесь понять, что они чувствуют. Сопереживайте.
2. Нацельтесь на взаимную выгоду, справедливость и равенство как на основные принципы, направляющие ваше
поведение.
3. Спрашивайте себя, достаточно ли важна ваша сиюминутная потребность, чтобы рискнуть и испытать негативные последствия (например, испортить отношения с друзьями, потерять работу).
4. Научитесь терпению на пути к долгосрочной цели. Как говорится: «Любишь кататься – люби и саночки возить».
Вот пример карточки, которую написал Мэл для ситуации
«Чувствую влечение к другой женщине».
Карточка Избранности
Я знаю, что сейчас меня привлекает эта женщина, и я уже планирую, как затащу ее в постель. Но если я это сделаю,
Кэти очень разозлится и обидится. Я не хочу, чтобы Кэти спала с каждым встречным, поэтому и я не должен так поступать. Секс с этой женщиной не так важен, как мой брак с Кэти. Если я продолжу спать со всеми подряд, я точно ее потеряю. Я люблю Кэти и хочу быть с ней до конца моих дней.
Мэл чуть не потерял Кэти. Опасность была реальной, и карточка напоминала ему об этом. Любовь Мэла к Кэти стала рычагом,
подтолкнувшим его к перемене.
Перечислите ситуации, когда вы ведете себя нормально и когда ваше поведение продиктовано ловушкой. Этот перечень может объективно продемонстрировать ваш прогресс.
5. Просите окружающих оценивать ваше поведение, когда будете
меняться. Вам важно вовлечь людей, которым вы доверяете, в свои попытки измениться. Спросите друзей, коллег и возлюбленных, каковы ваши успехи. Они заметили перемены? В каких сферах нужно еще работать над улучшением?
Избранность настолько стала частью вашего существования, что вам трудно увидеть ее. Окружающим она заметнее. Их отзывы помогут вам развить собственное видение.
3. Спрашивайте себя, достаточно ли важна ваша сиюминутная потребность, чтобы рискнуть и испытать негативные последствия (например, испортить отношения с друзьями, потерять работу).
4. Научитесь терпению на пути к долгосрочной цели. Как говорится: «Любишь кататься – люби и саночки возить».
Вот пример карточки, которую написал Мэл для ситуации
«Чувствую влечение к другой женщине».
Карточка Избранности
Я знаю, что сейчас меня привлекает эта женщина, и я уже планирую, как затащу ее в постель. Но если я это сделаю,
Кэти очень разозлится и обидится. Я не хочу, чтобы Кэти спала с каждым встречным, поэтому и я не должен так поступать. Секс с этой женщиной не так важен, как мой брак с Кэти. Если я продолжу спать со всеми подряд, я точно ее потеряю. Я люблю Кэти и хочу быть с ней до конца моих дней.
Мэл чуть не потерял Кэти. Опасность была реальной, и карточка напоминала ему об этом. Любовь Мэла к Кэти стала рычагом,
подтолкнувшим его к перемене.
Перечислите ситуации, когда вы ведете себя нормально и когда ваше поведение продиктовано ловушкой. Этот перечень может объективно продемонстрировать ваш прогресс.
5. Просите окружающих оценивать ваше поведение, когда будете
меняться. Вам важно вовлечь людей, которым вы доверяете, в свои попытки измениться. Спросите друзей, коллег и возлюбленных, каковы ваши успехи. Они заметили перемены? В каких сферах нужно еще работать над улучшением?
Избранность настолько стала частью вашего существования, что вам трудно увидеть ее. Окружающим она заметнее. Их отзывы помогут вам развить собственное видение.
Они также позволят вам постепенно понять, что такое нормальное поведение. Что люди обычно делают для других людей? Что означает справедливость и равенство в отношениях? Каких договоренностей люди обычно придерживаются? Продолжайте исследовать эти вопросы.
Уясните то, что другие люди давно поняли, – негласные правила жизни в обществе.
6. Постарайтесь понять чувства людей вокруг вас. Ваш недостаток эмпатии поддерживает ловушку Избранности.
КЭТИ: Мэл как будто не понимает, как мне больно. Он
думает, что может мне изменять и ничего страшного в
этом нет. Сколько бы я ни плакала, ничего не меняется.
ТЕРАПЕВТ: Твоя боль его не останавливает.
МЭЛ: Я не понимаю, что тут такого. Зачем ты
раздуваешь проблему?
Мэл ничего не знает о чувствах других людей. Это верно для большинства людей с Избалованностью. Эгоцентризм так давно прижился в них, что они совершенно не представляют себе, как сильно от этого страдают другие. Огромная область связей между людьми ускользает от их взгляда.
Реакции других людей – важные подсказки в общении. Они помогают нам решить, как вести себя. Мэл действовал без этих подсказок. Он находился в вакууме и не мог понять, когда пересекает черту благоразумия. Он просто считал, что если ему хорошо, то все в порядке.
В терапии для пар мы делаем упражнение «зеркало», чтобы помочь людям научиться сопереживать. «Зеркало» – это форма активного слушания. У этого упражнения есть две части. Вначале вы пересказываете, что услышали от другого человека, затем говорите, как,
по-вашему, этот человек себя чувствует.
КЭТИ: Я начинаю сильно злиться из-за того, как он
помыкает мной, когда мы дома. Если мы смотрим телевизор
и он хочет что-то съесть, он велит мне пойти и принести
это. И когда я прошу подождать до рекламной паузы, он
начинает грубить.