Файл: Тема Активы компании понятие, структура и представление На слайде представлены вопросы первой темы Активы компании понятие, структура и представление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
безнадежный. Обратите внимание, что средства из резерва используются только на покрытие безнадежных долгов.
Под безнадежным долгом понимают обязательства покупателей, нереальные к взысканию. В первую очередь это задолженность с истекшим установленным сроком исковой давности. Во-вторых, это долг, по которому обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации компании.
На слайде показаны условия формирования резерва по сомнительным долгам согласно Налоговому кодексу Российской Федерации.
Практика создания резервов по сомнительным долгам существует во многих компаниях. С одной стороны, это позволяет формировать источники для покрытия убытков, а с другой – дает более реальную характеристику финансового состояния компании. Информация о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, которые могут возникнуть в результате непогашения дебиторской задолженности, подвергается регулярному анализу.
Слайд 59
Проводимые исследования показывают, что доля безнадежных долгов напрямую зависит от продолжительности периода, в течение которого покупатель обязуется погасить свою задолженность.
На слайде представлена доля безнадежных долгов по срокам погашения дебиторской задолженности.
Так, в общей сумме дебиторской задолженности со сроком погашения до 30 дней только около 4 % будет относиться к разряду безнадежной. В дебиторской задолженности со сроком погашения от 31 до 60 [от тридцати одного до шестидесяти] дней около 10 % относится к безнадежной задолженности. Если срок погашения от 61 до 90 [шестидесяти одного до девяноста] дней, то безнадежная составляет 17 %. Далее, если срок погашения от 91 до 120 [девяноста одного до ста двадцати] дней, то безнадежная составляет 26 %. При увеличении срока погашения доля
Под безнадежным долгом понимают обязательства покупателей, нереальные к взысканию. В первую очередь это задолженность с истекшим установленным сроком исковой давности. Во-вторых, это долг, по которому обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации компании.
На слайде показаны условия формирования резерва по сомнительным долгам согласно Налоговому кодексу Российской Федерации.
Практика создания резервов по сомнительным долгам существует во многих компаниях. С одной стороны, это позволяет формировать источники для покрытия убытков, а с другой – дает более реальную характеристику финансового состояния компании. Информация о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, которые могут возникнуть в результате непогашения дебиторской задолженности, подвергается регулярному анализу.
Слайд 59
Проводимые исследования показывают, что доля безнадежных долгов напрямую зависит от продолжительности периода, в течение которого покупатель обязуется погасить свою задолженность.
На слайде представлена доля безнадежных долгов по срокам погашения дебиторской задолженности.
Так, в общей сумме дебиторской задолженности со сроком погашения до 30 дней только около 4 % будет относиться к разряду безнадежной. В дебиторской задолженности со сроком погашения от 31 до 60 [от тридцати одного до шестидесяти] дней около 10 % относится к безнадежной задолженности. Если срок погашения от 61 до 90 [шестидесяти одного до девяноста] дней, то безнадежная составляет 17 %. Далее, если срок погашения от 91 до 120 [девяноста одного до ста двадцати] дней, то безнадежная составляет 26 %. При увеличении срока погашения доля
безнадежных долгов повышается на 3–4 % на каждые 30 дней.
Слайд 60
Рассмотрим систему сбора платежей и систему предоставляемых скидок покупателям.
Система сбора платежей предполагает разработку процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты и системы наказания недобросовестных контрагентов. Выработка системы сбора платежей зависит от ситуаций для конкретных компаний. Практика показывает, что даже у надежных покупателей могут возникнуть сложности при выполнении своих обязательств. И сбор платежей будет носить репрессивных характер.
Больший эффект имеет система предоставляемых скидок, так как основана на поощрении покупателей. Например, предоставление надежным покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.
На слайде показана наиболее распространенная схема предоставления скидки. В первом случае покупатель получает скидку в размере
% [дэ процентов] при оплате полученного товара в течение
[ка] дней с начала периода кредитования. Во втором случае, если платежи совершаются в период с
[ка плюс один] по n-й [энный] день кредитного периода, покупатель производит полную оплату стоимости товара или услуги. Если покупатель не произвел оплату в установленный срок, то он обязан заплатить штраф.
Обратите внимание, что выгоды от предоставления скидок получают и покупатели, и компании-продавцы. Покупатель получает выгоду от снижения затрат на приобретение товаров, а продавец получает выгоду в результате ускорения оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая является иммобилизацией денежных средств.
Можно варьировать любой элемент в данной схеме, однако наиболее существенным является дисконт, величина которого устанавливается разными способами. Например, использование некоторых моделей, в
Слайд 60
Рассмотрим систему сбора платежей и систему предоставляемых скидок покупателям.
Система сбора платежей предполагает разработку процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты и системы наказания недобросовестных контрагентов. Выработка системы сбора платежей зависит от ситуаций для конкретных компаний. Практика показывает, что даже у надежных покупателей могут возникнуть сложности при выполнении своих обязательств. И сбор платежей будет носить репрессивных характер.
Больший эффект имеет система предоставляемых скидок, так как основана на поощрении покупателей. Например, предоставление надежным покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.
На слайде показана наиболее распространенная схема предоставления скидки. В первом случае покупатель получает скидку в размере
% [дэ процентов] при оплате полученного товара в течение
[ка] дней с начала периода кредитования. Во втором случае, если платежи совершаются в период с
[ка плюс один] по n-й [энный] день кредитного периода, покупатель производит полную оплату стоимости товара или услуги. Если покупатель не произвел оплату в установленный срок, то он обязан заплатить штраф.
Обратите внимание, что выгоды от предоставления скидок получают и покупатели, и компании-продавцы. Покупатель получает выгоду от снижения затрат на приобретение товаров, а продавец получает выгоду в результате ускорения оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая является иммобилизацией денежных средств.
Можно варьировать любой элемент в данной схеме, однако наиболее существенным является дисконт, величина которого устанавливается разными способами. Например, использование некоторых моделей, в
которых учитывается влияние инфляции и сокращение источников финансирования дебиторской задолженности.
Слайд 61
Постоянного контроля требуют:
‒ период обращения денежных средств, вложенных в дебиторскую задолженность;
‒ структура покупателей по различным признакам;
‒ применяемые схемы расчетов с дебиторами и возможность их унификации;
‒ применяемые схемы контроля за исполнением своих обязательств покупателями;
‒ применяемые схемы создания резервов по сомнительным долгам;
‒ применяемые меры к недобросовестным или неисполнительным покупателям и другие.
Следует отметить, что по мере становления компании вырабатываются процедуры принятия решений в управлении дебиторской задолженностью.
Контроль за дебиторской задолженностью и структура дебиторов предполагают ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Данный контроль безнадежных долгов необходим для создания резерва. Критерии формирования резервов по сомнительным и безнадежным долгам были рассмотрены ранее.
Одним из показателей, с помощью которого проводится анализ и контроль дебиторской задолженности, является коэффициент погашаемости дебиторской задолженности. Данный показатель вычисляется по формуле 33.
Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих в компании. Так, если типовой договор компании предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента составляет 1⁄26 [одну двадцать шестую]. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит указанный предел, то можно сделать вывод, что у компании есть проблемы с покупателями.
Слайд 61
Постоянного контроля требуют:
‒ период обращения денежных средств, вложенных в дебиторскую задолженность;
‒ структура покупателей по различным признакам;
‒ применяемые схемы расчетов с дебиторами и возможность их унификации;
‒ применяемые схемы контроля за исполнением своих обязательств покупателями;
‒ применяемые схемы создания резервов по сомнительным долгам;
‒ применяемые меры к недобросовестным или неисполнительным покупателям и другие.
Следует отметить, что по мере становления компании вырабатываются процедуры принятия решений в управлении дебиторской задолженностью.
Контроль за дебиторской задолженностью и структура дебиторов предполагают ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Данный контроль безнадежных долгов необходим для создания резерва. Критерии формирования резервов по сомнительным и безнадежным долгам были рассмотрены ранее.
Одним из показателей, с помощью которого проводится анализ и контроль дебиторской задолженности, является коэффициент погашаемости дебиторской задолженности. Данный показатель вычисляется по формуле 33.
Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих в компании. Так, если типовой договор компании предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента составляет 1⁄26 [одну двадцать шестую]. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит указанный предел, то можно сделать вывод, что у компании есть проблемы с покупателями.
Слайд 62
Размер дебиторской задолженности, количество документов по оплате и число покупателей-дебиторов определяют метод, с помощью которого проводится анализ уровня дебиторской задолженности. Сплошной метод применяется в компаниях, в которых количество дебиторов существенно мало. Выборочный метод используется в компаниях, где множество покупателей и значительное количество расчетных документов. Рассмотрим основные этапы данного метода.
На первом этапе задается критический уровень дебиторской задолженности и в обязательном порядке подвергаются проверке все документы, в которых уровень дебиторской задолженности превышает критический.
На втором этапе проводят контрольную выборку оставшихся расчетных документов. Наиболее простым способом является n-процентный
[эн процентный] тест. Например, если задается n [эн], равный 10 % [десяти процентам], то проверке подвергается каждый 10 [десятый] отбираемый расчетный документ. Существуют и сложные статистические методы выборки, в основе которых – уровень значимости критических значений, ошибки допустимых отклонений между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности.
В этом случае определяется денежный интервал выборки, а каждый документ, который попадает в пределы очередного интервала, отбирают для контроля и анализа.
На третьем этапе проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. Например, компания может направлять письма дебиторам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете суммы.
На последнем этапе проводится оценка выявленных ошибок. На слайде приведены значения отклонений и критерии их оценки. Следует отметить, что результаты анализа распространяют на всю дебиторскую задолженность
и приводят в виде выводов годового отчета или аналитической записки компании.
Слайд 63
В процессе выработки методов управления дебиторской задолженностью возникает вопрос о сопоставлении дебито рской и кредито рской задолженностей.
Серьезным аргументом в этом споре является то, что весь анализ ликвидности и платежеспособности компании основан на сопоставлении дебиторской и кредиторской задолженностей.
Ошибочным является мнение, что дебиторская задолженность может быть любой по своему размеру, но не превышающей кредиторскую, и при анализе следует принимать во внимание только их разность. Напомним, что любая компания обязана погашать свою задолженность по заемным средствам независимо от того, получает она оплату от своих покупателей или нет.
Поэтому при анализе дебиторскую и кредиторскую задолженности следует рассматривать отдельно друг от друга. Ранее мы рассматривали коэффициенты ликвидности, которые являются показателями сопоставления дебиторской и кредиторской задолженностей.
Для повышения эффективности работы с дебиторами многие крупные компании применяют такой метод, как факторинг, который является финансовой операцией.
На слайде представлена схема факторинга.
Компанию, которая занимается кредитованием продавцов товаров или услуг, называют фактором или факторинговой компанией. Так, фактор выкупает краткосрочную дебиторскую задолженность. Между компанией и продавцом заключается договор о том, что по мере возникновения требований по оплате поставок продукции факторинговой компании предъявляются платежные документы. Компании-продавцу проводятся выплаты около 75−90 % [семидесяти пяти девяноста процентов] от размера
Слайд 63
В процессе выработки методов управления дебиторской задолженностью возникает вопрос о сопоставлении дебито рской и кредито рской задолженностей.
Серьезным аргументом в этом споре является то, что весь анализ ликвидности и платежеспособности компании основан на сопоставлении дебиторской и кредиторской задолженностей.
Ошибочным является мнение, что дебиторская задолженность может быть любой по своему размеру, но не превышающей кредиторскую, и при анализе следует принимать во внимание только их разность. Напомним, что любая компания обязана погашать свою задолженность по заемным средствам независимо от того, получает она оплату от своих покупателей или нет.
Поэтому при анализе дебиторскую и кредиторскую задолженности следует рассматривать отдельно друг от друга. Ранее мы рассматривали коэффициенты ликвидности, которые являются показателями сопоставления дебиторской и кредиторской задолженностей.
Для повышения эффективности работы с дебиторами многие крупные компании применяют такой метод, как факторинг, который является финансовой операцией.
На слайде представлена схема факторинга.
Компанию, которая занимается кредитованием продавцов товаров или услуг, называют фактором или факторинговой компанией. Так, фактор выкупает краткосрочную дебиторскую задолженность. Между компанией и продавцом заключается договор о том, что по мере возникновения требований по оплате поставок продукции факторинговой компании предъявляются платежные документы. Компании-продавцу проводятся выплаты около 75−90 % [семидесяти пяти девяноста процентов] от размера
требований. После оплаты покупателем продукции компания-фактор доплачивает остаток компании-продавцу товаров, удерживая комиссионные за оказанные услуги и процент за предоставленный кредит.
Слайд 64
Сравнение уровня расходов по факторингу со средним значением процента по краткосрочному банковскому кредиту позволяет дать оценку эффективности факторинговой операции для компании-продавца.
Рассмотрим методику оценки эффективности на примере.
Коммерческий банк приобрел право на взыскание дебиторской задолженности у компании продавца в размере 10 000 000 [десяти миллионов] рублей. Комиссия банка за проведение факторинга взимается в размере 2 % [двух процентов] от величины дебиторской задолженности.
Кредит предоставляется компании-продавцу в размере 75 % [семидесяти пяти процентов] от суммы дебиторской задолженности. Банковская ставка процента r [эр] по кредиту составляет 20 % в год, а средняя ставка процента r
[эр с чертой] на денежном рынке денег составляет 25 % в год.
Сначала определим сумму дополнительных расходов компании по осуществлению факторинга. На слайде представлены расчеты комиссии по факторингу и платы по кредиту. Размер комиссии составляет 200 000 [двести тысяч] рублей. Сумма платежей по предоставляемому банком кредиту составила 1 500 000 [один миллион пятьсот тысяч] рублей. Совокупные расходы компании-продавца составили 1 700 000 [один миллион семьсот тысяч] рублей.
Теперь проведем оценку эффективности факторинга. Для этого определим отношение суммы дополнительных расходов компании-продавца по отношению к сумме дополнительных денежных средств. На слайде приведен алгоритм расчета. Расчетное значение составляет 22,7 % [двадцать две целых семь десятых процента].
Значение полученного показателя меньше, чем средняя ставка процента на денежном рынке. Следовательно, для компании-продавца
Слайд 64
Сравнение уровня расходов по факторингу со средним значением процента по краткосрочному банковскому кредиту позволяет дать оценку эффективности факторинговой операции для компании-продавца.
Рассмотрим методику оценки эффективности на примере.
Коммерческий банк приобрел право на взыскание дебиторской задолженности у компании продавца в размере 10 000 000 [десяти миллионов] рублей. Комиссия банка за проведение факторинга взимается в размере 2 % [двух процентов] от величины дебиторской задолженности.
Кредит предоставляется компании-продавцу в размере 75 % [семидесяти пяти процентов] от суммы дебиторской задолженности. Банковская ставка процента r [эр] по кредиту составляет 20 % в год, а средняя ставка процента r
[эр с чертой] на денежном рынке денег составляет 25 % в год.
Сначала определим сумму дополнительных расходов компании по осуществлению факторинга. На слайде представлены расчеты комиссии по факторингу и платы по кредиту. Размер комиссии составляет 200 000 [двести тысяч] рублей. Сумма платежей по предоставляемому банком кредиту составила 1 500 000 [один миллион пятьсот тысяч] рублей. Совокупные расходы компании-продавца составили 1 700 000 [один миллион семьсот тысяч] рублей.
Теперь проведем оценку эффективности факторинга. Для этого определим отношение суммы дополнительных расходов компании-продавца по отношению к сумме дополнительных денежных средств. На слайде приведен алгоритм расчета. Расчетное значение составляет 22,7 % [двадцать две целых семь десятых процента].
Значение полученного показателя меньше, чем средняя ставка процента на денежном рынке. Следовательно, для компании-продавца
банковский кредит менее выгоден, чем применение факторинга.
Слайд 65
Слайд 65
1 2 3 4 5 6 7
Тема 6. Управление денежными активами компании
При изучении темы «Управление денежными активами компании» будут рассмотрены следующие вопросы:
‒ денежные активы: понятие и виды;
‒ цели и задачи управления денежными активами;
‒ методы управления денежными активами компании.
Рассмотрим понятие «денежные активы». Под денежными активами понимают «денежные активы и их эквиваленты», которые являются наиболее ликвидной частью оборотных активов. Рассмотрим каждый элемент денежных активов. Прежде всего, к денежным средствам относятся наличные денежные средства в кассе, а также на расчетных и депозитных счетах компании.
Английский экономист Джон Мейнард Кейнс значимость денежных средств определял следующими причинами. Во-первых, это рутинность, которая заключается в том, что денежные средства обеспечивают выполнение текущих операций компании. Во-вторых – предосторожность компании, то есть возможность непредвиденных платежей по текущим операциям. И, наконец, спекуляции, которые обуславливает вероятность выгодного инвестирования.
Следует отметить, что избыточные свободные денежные средства связаны с определенными потерями компании. Величину потерь можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо инвестиционном проекте. Таким образом, одной из ключевых задач управления денежными средствами является оптимизация их среднего текущего остатка.
Обратимся к характеристике денежных эквивалентов. Это условный термин, который относится к находящимся на балансе предприятия высоколиквидным ценным бумагам. Приобретаются ценные бумаги с целью
формирования страхового запаса денежных средств, которые могут быть реализованы в короткий период времени с минимальными потерями. Итак, эквиваленты денежных средств представлены краткосрочными финансовыми вложениями в ценные бумаги других компаний, государственные ценные бумаги и муниципальные ценные бумаги.
Выбор между наличными денежными средствами и их эквивалентами зависит от задач в конкретной компании. Обратите внимание, с одной стороны большой запас наличных денежных средств в компании снижает риск их сокращения, а с другой стороны – издержки хранения выше, чем затраты в краткосрочные вложения.
Слайд 66
Рассмотрим основные причины формирования компанией денежных средств, которые положены в основу их классификации.
Для обеспечения текущих платежей, связанных с операционной деятельностью компании, формируются операционные денежные средства. В составе совокупных денежных активов компании этот вид денежных средств является основным.
Обратите внимание, что ухудшение ситуации на товарном рынке и замедление финансового цикла приводят к несвоевременному поступлению денежных средств на расчетный счет компании. С целью страхования подобного риска формируются страховые или резервные денежные средства.
На размер этого вида денежных средств оказывает влияет доступность получения компанией краткосрочных кредитов.
Деятельность компании, направленная на осуществление краткосрочных финансовых вложений, обуславливает формирование инвестиционных денежных средств. Следует отметить, что этот вид создается только при полном формировании других видов денежных средств.
По требованию кредитной организации, осуществляющей обслуживание расчетных и депозитных счетов компании, формируются компенсационные денежные средства. Размер компенсационных денежных
Выбор между наличными денежными средствами и их эквивалентами зависит от задач в конкретной компании. Обратите внимание, с одной стороны большой запас наличных денежных средств в компании снижает риск их сокращения, а с другой стороны – издержки хранения выше, чем затраты в краткосрочные вложения.
Слайд 66
Рассмотрим основные причины формирования компанией денежных средств, которые положены в основу их классификации.
Для обеспечения текущих платежей, связанных с операционной деятельностью компании, формируются операционные денежные средства. В составе совокупных денежных активов компании этот вид денежных средств является основным.
Обратите внимание, что ухудшение ситуации на товарном рынке и замедление финансового цикла приводят к несвоевременному поступлению денежных средств на расчетный счет компании. С целью страхования подобного риска формируются страховые или резервные денежные средства.
На размер этого вида денежных средств оказывает влияет доступность получения компанией краткосрочных кредитов.
Деятельность компании, направленная на осуществление краткосрочных финансовых вложений, обуславливает формирование инвестиционных денежных средств. Следует отметить, что этот вид создается только при полном формировании других видов денежных средств.
По требованию кредитной организации, осуществляющей обслуживание расчетных и депозитных счетов компании, формируются компенсационные денежные средства. Размер компенсационных денежных