ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 6077
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2 Методологическая организация исследования влияния
стрессовых ситуаций на здоровье человека
2.1 Описание организации исследования влияния стрессовых
ситуаций на здоровье человека
Реализация эмпирического исследования предполагала исследование влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека.
Для сбора первичных данных была подобрана батарея тестовых психологических методик, сбор информации проводился в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием платформы «Google
Forms».
Проведение эмпирического исследования на платформе «Google Forms» позволило предоставить испытуемым прохождение тестирования в комфортной обстановке в удобное для них время, в удобном режиме, что было бы невозможно при проведении тестирования в очном формате.
Подготовка и реализация эмпирического исследования была проведена в несколько этапов.
На первом – подготовительном этапе, происходило уточнение понятий. В рамках этого этапа были уточнены границы изучаемых явлений, а также проанализированы данные эмпирических исследований, проведенных по схожей проблематике.
На втором – организационном этапе, происходил отбор методик.
Основная сложность, связанная с прохождением данного этапа заключалась в необходимости отбора корректного и валидного варианта теста, уточнения методики обработки данных. Все использованные методики есть в открытом доступе, однако, не всегда в открытых источниках присутствует полное описание методик исследования, а также интерпретации полученных данных.
Также на данном этапе, после того, как методики исследования были отобраны, была создана электронная версия опросника в «Google Forms». Для
32 удобства испытуемых, вопросы тестов были сгруппированы в блоки, в каждом блоке были написаны подробные инструкции по заполнению тестов. В «Google
Forms» также было представлено мотивирующее обращение к испытуемым, содержащее гарантии анонимности и возможности обратной связи с автором исследования.
На третьем этапе исследования была произведена обработка собранной первичной информации (ответов испытуемых), создана база в Excel, учитывавшая данные всех участников исследования.
Далее, после сбора всех первичных данных, были произведены необходимые расчеты значений по шкалам диагностических методик, была создана база данных в программе SPSS, которая позволила произвести количественный анализ данных по массиву и рассчитать статистические данные и коэффициенты.
На четвертом этапе исследования все полученные данные были подвергнуты анализу и описаны.
Объем данной выборки не является репрезентативным для генеральной совокупности, но позволяет провести процедуры математического анализа данных и выявить статистически значимые тенденции и зависимости между признаками. Респонденты являются преподавателями колледжа.
Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
эмпирические методы
Методики:
Для математической обработки данных использовалась программа SPSS
17.0. Для проверки распределения Критерий Колмогорова-Смирнова.
33
Так же нами был использован метод ранговой корреляции
Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
2.2 Описание методик исследования
1. Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура – Тесье – Филлиона.
Шкала PSM-25 предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса.
Респонденту предлагается отметить в 25-ти позициях свое состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы (от оценки «никогда» до оценки «постоянно»). Сумма баллов является интегральным показателем психической напряженности
(ППН).
Примерное время тестирования 10-
15 минут.
2.Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации
Холмса и Раге.
Доктора Холмс и Раге изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов.
Они пришли к выводу, что 151 психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека.
На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
Отличительной особенностью шкалы является тот факт, что стрессогенность события определяется только интенсивностью переживания, и не имеет знака.
То есть болезнь или вступление в брак считаются практически одинаково стрессогенными.
34
В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что
150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.
3. Эмоциональное состояние: Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ)
К. Изарда.
Используется для диагностики доминирующего эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций. Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы и имеют центральное значение для мотивации, социальной коммуникации, познания и действия.
Данный тест применяется для обследования подростков и взрослых.
Методика предназначена для самооценки интенсивности и частоты возникновения 10 основных эмоций в соответствии со списком шкалы К.
Изарда.
Каждая основная эмоция (тестовая шкала) имеет три градации (три пункта опросника).
4. Гиссенский опросник психосоматических жалоб
Гиссенский опросник психосоматических жалоб
(Giesener
Beschwerdebogen, GBB) представляет собой опросник, предназначенный для регистрации отдельных жалоб, комплекса жалоб и определения суммарной оценки их интенсивности.
GBB не является опросником симптомов соматических заболеваний, в нём перечислены лишь соматические симптомы, встречающиеся в картине психосоматических расстройств.
5. Опросник по состоянию здоровья (PHQ-9)
Шкала депрессии PHQ – модуль, или кластер, касающийся выявления депрессивных симптомов, «Опросника оценки здоровья пациента» (Patient
Health Questionnaire, PHQ), который в настоящее время применяется в диагностике отдельно от основного опросника.
35
Впрочем, шкала депрессии PHQ может также использоваться и в комплексе большого опросника Patient Health Questionnaire, который представляет собой усовершенствованную версию методики PRIME-MD, ныне устаревшей.
Опросник Patient Health Questionnaire, или PHQ был разработан для диагностики пяти различных расстройств командой специалистов в рамках образовательного гранта компании Pfizer Inc.
В создании PHQ принимали участие доктора Роберт Шпицер (Robert L.
Spitzer), Джанет Уилльямс (Janet B.W. Williams), Курт Кронке (Kurt Kroenke) и др.
Методика оказалась достаточно гибкой и получила распространение. А впоследствии кластер Patient Health Questionnaire, касающийся выявления депрессивных симптомов, был выделен в отдельный опросник, ныне известный как PHQ-9, или шкала депрессии PHQ.
Также использовались методы математической обработки.
Корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена) при помощи статистической программы SPSS 22.0.
Коэффициент корреляции Спирмена – статистический критерий, который наиболее часто используется при обработке эмпирических данных в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии. Этот критерий относится к типу непараметрических и не требует, чтобы данные были распределены по нормальному закону.
Достаточно, если психологические показатели представлены в порядковой шкале, то есть учитывается только тот факт, что один показатель больше или меньше, чем другой.
При проведении эмпирического исследования для расчета коэффициента корреляции Спирмена удобнее пользоваться статистическими программами.
Однако, этот критерий нетрудно рассчитать и вручную.
Таблицы и графики, помещенные в тексте, построены при помощи пакета статистических программ Microsoft Office Excel 2007 и SPSS 22.0.
36
Выводы по второй главе
Реализация эмпирического исследования предполагала исследование влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека.
Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
теоретические методы
(анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
эмпирические методы:
Методики:
Для математической обработки данных использовалась программа SPSS
17.0. Для проверки распределения Критерий Колмогорова-Смирнова.
1. Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура – Тесье – Филлиона.
2.Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации
Холмса и Раге.
3. Эмоциональное состояние: Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ)
К. Изарда.
4. Гиссенский опросник психосоматических жалоб.
5. Опросник по состоянию здоровья (PHQ-9).
Также использовались методы математической обработки.
Так же нами был использован метод ранговой корреляции
Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Таблицы и графики, помещенные в тексте, построены при помощи пакета статистических программ Microsoft Office Excel 2007 и SPSS 22.0.
37
Глава 3 Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций
на здоровье человека
3.1 Результаты корреляционного и общего анализа стрессовых
ситуаций на здоровье человека
Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона. На рисунке 1 нами представлено соотношение распределения респондентов по уровню стресса.
Рисунок № 1 - Соотношение распределения показателей респондентов по уровню стресса, %
Таким образом, 40% респондентов продемонстрировали низкий уровень стресса, оценив свое состояние за последние 5 дней. По шкале стресса ими было набрано минимальное количество баллов, что может свидетельствовать об оптимальном соматическом и психическом состоянии: отсутствием
40%
60%
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Уровень стресса, в % низкий уровень средний уровень
38 обеспокоенности, встревоженности, чрезмерной чувствительности, усталости, проблем со сном, проблем с пищеварением и опорно-двигательным аппаратом.
Мы предполагаем, что эти респонденты занимают активную жизненную позицию, следят за своим психическим и соматическим здоровьем, уделяют время саморазвитию, каким-либо увлечениям, которые позволяют им сместить фокус внимания со стрессовой нагрузки. 60% респондентов показали средний уровень стресса.
Для этих респондентов, вероятно, характерно справляться со стрессом самостоятельно или прибегая к помощи специалистов. Они редко, но все же испытывают проблемы со сном, усталостью, раздражительностью и обеспокоенностью в связи с принятием решений, предстоящими событиями.
Периодически эти оптанты испытывают головную боль и проблемы с пищеварением.
В то же время в профессиональной деятельности им свойственно демонстрировать чрезмерную внимательность и сосредоточенность, возможно из-за мобилизованности психических и соматических функций.
2.Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации
Холмса и Раге.
Использование этого опросника нами объясняется необходимостью определения степени сопротивляемости стрессу, как одной из составляющих на которую будет оказано воздействие в ходе развивающей программы.
Результаты опросника позволили распределить респондентов по 4 степеням сопротивляемости стрессу.
Исходя из полученных данных, 28% респондентов показали наличие высокой степени сопротивляемости стрессу. Мы предполагаем, что эти респонденты характеризуются сохранностью показателей психического и соматического состояния, им свойственно ощущение психического комфорта.
Вероятно, им свойственно отсутствие каких-либо болевых ощущений, обычный мышечный тонус, обычная двигательная активность, обычное чувство уверенности в своих силах, нормальный сон, отсутствие каких-либо
39 переживаний со стороны психики в целом, обычная умственная трудоспособность. Продолжительность состояния напряжения носит у этих респондентов весьма кратковременный (не более нескольких минут) характер, проходящий еще до того, как миновала сложная ситуация.
Также мы смеем предположить, что у этих респондентов отсутствует повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи с ухудшением ее качества (логичности, грамотности и т.д.); ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.
Высокая степень сопротивляемости стрессу выявлена нами у 42% респондентов. Такие показатели связаны, на наш взгляд, с активизацией функций организма, повышением продуктивности деятельности, ощущением подъема, мобилизованности, готовностью к работе, сдвигом в сторону симпатикотонии.
Для этих респондентов характерно улучшение памяти; состояние собранности; высокий психический тонус; умеренно-выраженные, отчетливые признаки напряжения; повышение умственной работоспособности; приподнятое настроение; умеренное усиление потоотделения; умеренное повышение мышечного тонуса; увеличение скорости и энергичности движений; ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе; умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе.
Пороговая степень сопротивляемости стрессу отражающая дезорганизацию, снижение продуктивности деятельности, ощущение физического дискомфорта в ходе исследования диагностирована у 30% опрошеных.
Рисунок
2 наглядно отображает соотношение распределения респондентов но степени сопротивляемости стрессу.
40
Рисунок № 2 - Соотношение распределения показателей респондентов по степени сопротивляемости стрессу, в %
Результаты, диагностики сопротивляемости стрессу позволяют нам сделать следующие выводы. У 28% из общего числа респондентов был выявлен высокий уровень сопротивляемости стрессу.
На наш взгляд, этот результат отражает высокую резистентность
(сопротивляемость) и толерантность
(выносливость) к стрессовым воздействиям, функциональная приспособляемость к жизни и деятельности в конкретных экстремальных условиях и способности компенсировать чрезмерные функциональные сдвиги (нарушения) при воздействии стрессов.
По нашему мнению, исходя из положительных данных им не присуще эмоциональные напряжения и тревожные состояния, они редко испытывают чувство страха и неопределенности.
Эмоциональное состояние: Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К.
Изарда. Результаты по методике «Шкала дифференциальных эмоций» (К.
Изард, в адаптации А. Б. Леоновой) приведены на Рисунок № 3.
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
Сопротивляемость стрессу
Низкая
Пороговая
Высокая
Большая
стрессовых ситуаций на здоровье человека
2.1 Описание организации исследования влияния стрессовых
ситуаций на здоровье человека
Реализация эмпирического исследования предполагала исследование влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека.
Для сбора первичных данных была подобрана батарея тестовых психологических методик, сбор информации проводился в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием платформы «Google
Forms».
Проведение эмпирического исследования на платформе «Google Forms» позволило предоставить испытуемым прохождение тестирования в комфортной обстановке в удобное для них время, в удобном режиме, что было бы невозможно при проведении тестирования в очном формате.
Подготовка и реализация эмпирического исследования была проведена в несколько этапов.
На первом – подготовительном этапе, происходило уточнение понятий. В рамках этого этапа были уточнены границы изучаемых явлений, а также проанализированы данные эмпирических исследований, проведенных по схожей проблематике.
На втором – организационном этапе, происходил отбор методик.
Основная сложность, связанная с прохождением данного этапа заключалась в необходимости отбора корректного и валидного варианта теста, уточнения методики обработки данных. Все использованные методики есть в открытом доступе, однако, не всегда в открытых источниках присутствует полное описание методик исследования, а также интерпретации полученных данных.
Также на данном этапе, после того, как методики исследования были отобраны, была создана электронная версия опросника в «Google Forms». Для
32 удобства испытуемых, вопросы тестов были сгруппированы в блоки, в каждом блоке были написаны подробные инструкции по заполнению тестов. В «Google
Forms» также было представлено мотивирующее обращение к испытуемым, содержащее гарантии анонимности и возможности обратной связи с автором исследования.
На третьем этапе исследования была произведена обработка собранной первичной информации (ответов испытуемых), создана база в Excel, учитывавшая данные всех участников исследования.
Далее, после сбора всех первичных данных, были произведены необходимые расчеты значений по шкалам диагностических методик, была создана база данных в программе SPSS, которая позволила произвести количественный анализ данных по массиву и рассчитать статистические данные и коэффициенты.
На четвертом этапе исследования все полученные данные были подвергнуты анализу и описаны.
Объем данной выборки не является репрезентативным для генеральной совокупности, но позволяет провести процедуры математического анализа данных и выявить статистически значимые тенденции и зависимости между признаками. Респонденты являются преподавателями колледжа.
Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
эмпирические методы
Методики:
Для математической обработки данных использовалась программа SPSS
17.0. Для проверки распределения Критерий Колмогорова-Смирнова.
33
Так же нами был использован метод ранговой корреляции
Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
2.2 Описание методик исследования
1. Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура – Тесье – Филлиона.
Шкала PSM-25 предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса.
Респонденту предлагается отметить в 25-ти позициях свое состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы (от оценки «никогда» до оценки «постоянно»). Сумма баллов является интегральным показателем психической напряженности
(ППН).
Примерное время тестирования 10-
15 минут.
2.Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации
Холмса и Раге.
Доктора Холмс и Раге изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов.
Они пришли к выводу, что 151 психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека.
На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
Отличительной особенностью шкалы является тот факт, что стрессогенность события определяется только интенсивностью переживания, и не имеет знака.
То есть болезнь или вступление в брак считаются практически одинаково стрессогенными.
34
В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что
150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.
3. Эмоциональное состояние: Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ)
К. Изарда.
Используется для диагностики доминирующего эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций. Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы и имеют центральное значение для мотивации, социальной коммуникации, познания и действия.
Данный тест применяется для обследования подростков и взрослых.
Методика предназначена для самооценки интенсивности и частоты возникновения 10 основных эмоций в соответствии со списком шкалы К.
Изарда.
Каждая основная эмоция (тестовая шкала) имеет три градации (три пункта опросника).
4. Гиссенский опросник психосоматических жалоб
Гиссенский опросник психосоматических жалоб
(Giesener
Beschwerdebogen, GBB) представляет собой опросник, предназначенный для регистрации отдельных жалоб, комплекса жалоб и определения суммарной оценки их интенсивности.
GBB не является опросником симптомов соматических заболеваний, в нём перечислены лишь соматические симптомы, встречающиеся в картине психосоматических расстройств.
5. Опросник по состоянию здоровья (PHQ-9)
Шкала депрессии PHQ – модуль, или кластер, касающийся выявления депрессивных симптомов, «Опросника оценки здоровья пациента» (Patient
Health Questionnaire, PHQ), который в настоящее время применяется в диагностике отдельно от основного опросника.
35
Впрочем, шкала депрессии PHQ может также использоваться и в комплексе большого опросника Patient Health Questionnaire, который представляет собой усовершенствованную версию методики PRIME-MD, ныне устаревшей.
Опросник Patient Health Questionnaire, или PHQ был разработан для диагностики пяти различных расстройств командой специалистов в рамках образовательного гранта компании Pfizer Inc.
В создании PHQ принимали участие доктора Роберт Шпицер (Robert L.
Spitzer), Джанет Уилльямс (Janet B.W. Williams), Курт Кронке (Kurt Kroenke) и др.
Методика оказалась достаточно гибкой и получила распространение. А впоследствии кластер Patient Health Questionnaire, касающийся выявления депрессивных симптомов, был выделен в отдельный опросник, ныне известный как PHQ-9, или шкала депрессии PHQ.
Также использовались методы математической обработки.
Корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена) при помощи статистической программы SPSS 22.0.
Коэффициент корреляции Спирмена – статистический критерий, который наиболее часто используется при обработке эмпирических данных в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии. Этот критерий относится к типу непараметрических и не требует, чтобы данные были распределены по нормальному закону.
Достаточно, если психологические показатели представлены в порядковой шкале, то есть учитывается только тот факт, что один показатель больше или меньше, чем другой.
При проведении эмпирического исследования для расчета коэффициента корреляции Спирмена удобнее пользоваться статистическими программами.
Однако, этот критерий нетрудно рассчитать и вручную.
Таблицы и графики, помещенные в тексте, построены при помощи пакета статистических программ Microsoft Office Excel 2007 и SPSS 22.0.
36
Выводы по второй главе
Реализация эмпирического исследования предполагала исследование влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека.
Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
теоретические методы
(анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
эмпирические методы:
Методики:
Для математической обработки данных использовалась программа SPSS
17.0. Для проверки распределения Критерий Колмогорова-Смирнова.
1. Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура – Тесье – Филлиона.
2.Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации
Холмса и Раге.
3. Эмоциональное состояние: Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ)
К. Изарда.
4. Гиссенский опросник психосоматических жалоб.
5. Опросник по состоянию здоровья (PHQ-9).
Также использовались методы математической обработки.
Так же нами был использован метод ранговой корреляции
Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Таблицы и графики, помещенные в тексте, построены при помощи пакета статистических программ Microsoft Office Excel 2007 и SPSS 22.0.
37
Глава 3 Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций
на здоровье человека
3.1 Результаты корреляционного и общего анализа стрессовых
ситуаций на здоровье человека
Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона. На рисунке 1 нами представлено соотношение распределения респондентов по уровню стресса.
Рисунок № 1 - Соотношение распределения показателей респондентов по уровню стресса, %
Таким образом, 40% респондентов продемонстрировали низкий уровень стресса, оценив свое состояние за последние 5 дней. По шкале стресса ими было набрано минимальное количество баллов, что может свидетельствовать об оптимальном соматическом и психическом состоянии: отсутствием
40%
60%
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Уровень стресса, в % низкий уровень средний уровень
38 обеспокоенности, встревоженности, чрезмерной чувствительности, усталости, проблем со сном, проблем с пищеварением и опорно-двигательным аппаратом.
Мы предполагаем, что эти респонденты занимают активную жизненную позицию, следят за своим психическим и соматическим здоровьем, уделяют время саморазвитию, каким-либо увлечениям, которые позволяют им сместить фокус внимания со стрессовой нагрузки. 60% респондентов показали средний уровень стресса.
Для этих респондентов, вероятно, характерно справляться со стрессом самостоятельно или прибегая к помощи специалистов. Они редко, но все же испытывают проблемы со сном, усталостью, раздражительностью и обеспокоенностью в связи с принятием решений, предстоящими событиями.
Периодически эти оптанты испытывают головную боль и проблемы с пищеварением.
В то же время в профессиональной деятельности им свойственно демонстрировать чрезмерную внимательность и сосредоточенность, возможно из-за мобилизованности психических и соматических функций.
2.Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации
Холмса и Раге.
Использование этого опросника нами объясняется необходимостью определения степени сопротивляемости стрессу, как одной из составляющих на которую будет оказано воздействие в ходе развивающей программы.
Результаты опросника позволили распределить респондентов по 4 степеням сопротивляемости стрессу.
Исходя из полученных данных, 28% респондентов показали наличие высокой степени сопротивляемости стрессу. Мы предполагаем, что эти респонденты характеризуются сохранностью показателей психического и соматического состояния, им свойственно ощущение психического комфорта.
Вероятно, им свойственно отсутствие каких-либо болевых ощущений, обычный мышечный тонус, обычная двигательная активность, обычное чувство уверенности в своих силах, нормальный сон, отсутствие каких-либо
39 переживаний со стороны психики в целом, обычная умственная трудоспособность. Продолжительность состояния напряжения носит у этих респондентов весьма кратковременный (не более нескольких минут) характер, проходящий еще до того, как миновала сложная ситуация.
Также мы смеем предположить, что у этих респондентов отсутствует повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи с ухудшением ее качества (логичности, грамотности и т.д.); ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.
Высокая степень сопротивляемости стрессу выявлена нами у 42% респондентов. Такие показатели связаны, на наш взгляд, с активизацией функций организма, повышением продуктивности деятельности, ощущением подъема, мобилизованности, готовностью к работе, сдвигом в сторону симпатикотонии.
Для этих респондентов характерно улучшение памяти; состояние собранности; высокий психический тонус; умеренно-выраженные, отчетливые признаки напряжения; повышение умственной работоспособности; приподнятое настроение; умеренное усиление потоотделения; умеренное повышение мышечного тонуса; увеличение скорости и энергичности движений; ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе; умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе.
Пороговая степень сопротивляемости стрессу отражающая дезорганизацию, снижение продуктивности деятельности, ощущение физического дискомфорта в ходе исследования диагностирована у 30% опрошеных.
Рисунок
2 наглядно отображает соотношение распределения респондентов но степени сопротивляемости стрессу.
40
Рисунок № 2 - Соотношение распределения показателей респондентов по степени сопротивляемости стрессу, в %
Результаты, диагностики сопротивляемости стрессу позволяют нам сделать следующие выводы. У 28% из общего числа респондентов был выявлен высокий уровень сопротивляемости стрессу.
На наш взгляд, этот результат отражает высокую резистентность
(сопротивляемость) и толерантность
(выносливость) к стрессовым воздействиям, функциональная приспособляемость к жизни и деятельности в конкретных экстремальных условиях и способности компенсировать чрезмерные функциональные сдвиги (нарушения) при воздействии стрессов.
По нашему мнению, исходя из положительных данных им не присуще эмоциональные напряжения и тревожные состояния, они редко испытывают чувство страха и неопределенности.
Эмоциональное состояние: Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К.
Изарда. Результаты по методике «Шкала дифференциальных эмоций» (К.
Изард, в адаптации А. Б. Леоновой) приведены на Рисунок № 3.
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
Сопротивляемость стрессу
Низкая
Пороговая
Высокая
Большая