Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 668

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- оценить телосложение,

- определить тип конституции (по М.В. Черноруцкому),

- провести антропометрическое исследование,

- измерить температуру тела,

Содержание занятия

Содержание занятия

3. ЭКГ-нарушения проводимости: атриовентрикулярная блокада III степени (полная АВ-блокада). Клиническая характеристика.

14. Какие отделы сердца гипертрофируются при митральном стенозе?

Содержание занятия

50. Что не входит в состав нефротического синдрома? А. Массивная протеинурияБ. ГипоальбуминемияВ. ГиперлипидемияГ. ОтекиД. МакрогематурияОтветы на тестовые задания № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ 1 А 11 В 21 В 31 А 41 В 2 Б 12 А 22 В 32 Г 42 Г 3 Д 13 Г 23 Г 33 В 43 Д 4 А 14 Г 24 Б 34 А 44 Б 5 А 15 Б 25 Г 35 Б 45 А 6 Б 16 А 26 А 36 Д 46 Г 7 Г 17 В 27 А 37 А 47 Б 8 Г 18 Г 28 А 38 Д 48 А 9 В 19 А 29 Д 39 Б 49 Г 10 В 20 Б 30 Д 40 В 50 Д ПРИЛОЖЕНИЕУчебно-методическое обеспечениепо пропедевтике внутренних болезнейЛитератураОсновная Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848 с. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 298 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Милославский Я.М., Ахунова С.Ю. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 624 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. Учебное пособие. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2012. – 112 с. Дополнительная Ауенбруггер Леопольд. Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаруживать скрытые в глубине грудные болезни / пер. с лат. Горенштейн В.О., под ред. Василенко В.Х. – М.: МЕДГИЗ, 1961. – 59 с. Булашова О.В., Ослопов В.Н. Анамнестическое и физикальное обследования больных с ХСН. Учебное пособие. ‒ Казань, КГМУ, 2011. – 46 с. Булашова О.В., Шарипов А.Х., Овчинникова Г.И. Актуальные вопросы коррекции массы тела. Методические рекомендации. – Казань: Федерация профсоюзов РТ, 2008. – 57 с. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. Учебн. пособ. для студентов мед. вузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2001. – 304 с. 1.Дударенко С.В., Бобров Л.Л., Смирнова Е.В. Пропедевтика и частная патология внутренних болезней. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: СпецЛит, 2010. – 351 с. Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы. – М.: ООО «Издательский дом «М-Вести», 2003. – 188 с. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. – М.: Литтерра, 2007. – 560 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования пищевода и желудка: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 28 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования кишечника: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 26 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и лабораторные методы исследования почек: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2012. – 32 с. Латфуллин И.А., Богоявленская О.В., Ахмерова Р.И. Клиническая аритмология: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 80 с. Маев И.В., Самсонов А.А., Шестаков В.А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: Academia, 2011. – 368 с. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардио-графия. – М.: «МЕДпресс-информ», 2011. – 320 с. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 152 с. Ослопов В.Н., Булашова О.В., Макаров М.А., Самерханова Л.Ч., Богоявленская О.В. Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – Казань: КГМУ, 2006. – 56 с. Ослопов В.Н., Галявич А.С., Маврина Л.И., Смирнов Ю.В. Ультразвуковые исследования в кардиологии. – Казань, 1991. – 88 с. Ослопов В.Н., Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: учебное пособие для студентов. – Казань: ИД МеДДоК, 2012. – 100 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Абдулхаков Р.А. Клиническая лабораторная диагностика. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 64 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Шамкина А.Р. Схема истории болезни. – 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 32 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Исследование артериального пульса. – Казань: КГМУ, 2011. – 21 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В., Макаров М.А. Измерение артериального давления по методу Н.С.Короткова: учебно-методическое пособие. Казань: КГМУ, 2011. – 19 с. Милославский Я.М., Ходжаева Д.К., Нефедова А.И., Ослопов В.Н. Основные инструментальные методы исследования сердца – Казань: Изд-во КГУ, 1983. – 142 с. Хамитов Э.Ф., Латфуллин И.А., Богоявленская О.В. и др. Основы лабораторной диагностики в клинике внутренних болезней. – Казань: КГМУ, 2010. – 98 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования органов гепатолиенальной системы. Учебно-методическое пособие для студентов III курса медицинских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. – 58 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования печени и жёлчного пузыря. Учебно-ме­то­дическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011.− 38 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезенки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Шамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 447 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезёнки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ. // М.: ГЭОТАР Медицина, 1997. – 701 с. Рекомендуемые интернет-ссылки Ослопов В.Н. Анамнез: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Общий (наружный) осмотр: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Перкуссия сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в патологии: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Шумы сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. http://www.ramn.ru/ Российская академия медицинских наук http://www.scsml.rssi.ru/ Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.med.ru/ Российский медицинский сервер http://www.aha.ru/

- оценить телосложение,

- определить тип конституции (по М.В. Черноруцкому),

- провести антропометрическое исследование,

- измерить температуру тела,


- определить характерные для некоторых заболеваний особенности лица,

- оценить состояние кожных покровов, ногтей, волосяного покрова, видимых слизистых, подкожной жировой клетчатки, выявлять отеки,

- исследовать лимфатические узлы, мышцы, кости и суставы,

- доложить полученные данные на практическом занятии.

Содержание занятия

1. «Входящий» тестовый контроль.

2. Изучение плана наружного осмотра.

3. Демонстрация преподавателем методики общего осмотра пациента.

4. Самостоятельная работа студентов с пациентами.

5. Оформление фрагмента истории болезни (общий осмотр пациента).

6. Обсуждение полученных данных с преподавателем.

7. «Исходящий» тестовый контроль.

Основные понятия

Оглушение, или торпор (англ. torpor безразличие, апатия; онемелость; тупость), – форма угнетения сознания, характеризующаяся повышением порога всех внешних раздражителей. Больной плохо ориентируется в окружающей обстановке, на вопросы отвечает с запаздыванием, замедленно, но разумно. Больной как бы равнодушен к своему состоянию.

Обнубиляция (лат. obnubilaоблачко, obnubilation – затемнение) – наиболее легкая степень оглушения – так называемое «облаковидное» нарушение сознания (перемежающаяся легкая степень). Характерны повышение порога восприятия, затруднение и замедление всех психических процессов, наблюдаются колебания состояния больного в виде кратковременных периодов ясного сознания. При ухудшении состояния обнубиляция сменяется сомнолентностью.

Сомнолентность (лат. somnolentis – сонливость) – глубокое оглушение – патологическая сонливость, непреодолимая потребность заснуть среди дня, в сочетании со снижением активности, замедленностью течения психических процессов, ослаблением мышечного тонуса. Больной находится как бы в глубоком сне, из которого его с трудом можно вывести и в который он тотчас же снова впадает. На вопросы отвечает, но ответы обыкновенно неосмысленные.

Сопор (лат.sopor – беспамятство, бесчувственность) – оцепенение, вялость, сон, глубокое угнетение сознания с утратой
произвольной и сохранностью рефлекторной деятельности. При сопоре словесный и речевой контакт с пациентом отсутствует, отсутствуют реакции на словесное обращение. Однако сохранены реакции (например, открывание глаз) на болевые, звуковые раздражители. Из сопора (спячки) больной выходит на короткое время при громком оклике или тормошении.

Кома (греч. κоμα– сон, дремота, глубокая спячка) – угрожающее жизни состояние глубокого угнетения функции ЦНС. Сознание и реакции на внешние раздражители (болевые и др.) полностью отсутствуют. Наблюдаются полное мышечное расслабление, утрата рефлексов. Регуляции жизненно важных функций (дыхания, кровообращения) нарушены, но сохранены. Таким образом, при коме имеется полная потеря сознания, чувствительности и движений. Кома может быть умеренной, глубокой, терминальной.

Вынужденное положение – это поза больного, которая облегчает ему состояние.

Ортопноэ (orthopnoё; греч. orthos прямой, вертикальный + pnoē дыхание) вынужденное положение больного сидя, принимаемое им для облегчения дыхания при выраженной одышке, характерной для левожелудочковой сердечной недостаточности.

Контрольные вопросы и задания

(для подготовки к практическому занятию)

1. К какому методу исследования относится общий осмотр?

2. Перечислите критерии, необходимые для установления того или иного состояния больного.

3. Перечислите виды лихорадки по степени повышения температуры тела.

4. Назовите типы температурных кривых. Для каких заболеваний характерна та или иная температурная кривая?

5. Укажите количественные и качественные формы нарушения сознания.

6. Укажите возможные положения больного.

7. Приведите варианты вынужденного положения больного. При каких заболеваниях они встречаются?

8. Назовите примеры выражения лица при различных заболеваниях.

9. Что можно выявить при осмотре шеи?

10.Что входит в понятие «антропометрия»?

11. Как рассчитать индекс Кетле?

12. Назовите типы конституции человека.

13. Как определяется тургор кожи?

14. Охарактеризуйте типы ожирения.

15. Как проводится выявление отеков?

16. Как проводится исследование лимфатических узлов?

17. Как проводится исследование костной системы? Что обозначают термины «кифоз», «сколиоз», «лордоз»?

18. Как проводится исследование мышечной системы? Как исследуется мышечный тонус?



19. Опишите методику исследования суставов, этапы. Дайте определение пассивного и активного движения в суставах.

Тестовые задания

Из предложенных ответов выберите один правильный.

1.Укажите название вида лица, характерного для больных с выраженной сердечной недостаточностью (одутловатое, кожа желтовато-бледная со значительным цианозом губ, кончика носа; рот полуоткрыт, глаза тусклые):

А. Лицо Гиппократа

Б. Лицо Корвизара

В. Лицо лихорадящего больного

Г. Почечное лицо

Д. Facies Basedovica

2. Укажите вид нарушения сознания, когда больной находится как бы в состоянии оглушения, плохо ориентируется в окружающей обстановке, отвечает на вопросы с запозданием:

А. Торпор

Б. Сопор

В. Агональное

Г. Кома

Д. Бред

3. Укажите, какой цвет приобретает кожа при увеличении в периферической крови восстановленного гемоглобина:

А. Красный (гиперемированный)

Б. Цианотичный (синюшный)

В. Желтушный

Г. С бронзовым оттенком

Д. Зеленый

4. Укажите, к какому виду относится такая патологическая деформация позвоночника как искривление шейного отдела выпуклостью вперед:

А. Кифоз

Б. Лордоз

В. Кифосколиоз

Г. Сколиоз

Д. «Поза просителя»

5. Укажите вид нарушения сознания, когда больной находится как бы в оцепенении (словесный и речевой контакт отсутствует, однако сохранены реакции на болевые и звуковые раздражители):

А. Торпор

Б. Сопор

В. Агональное

Г. Кома

Д. Бред

6. Укажите название вида лица, характерное для больных с тиреотоксикозом (тревожное или испуганное выражение лица, смещение глазных яблок вперед, сопровождающееся расширением глазной щели):

А. Лицо Гиппократа

Б. Лицо Корвизара

В. Лицо лихорадящего больного

Г. Почечное лицо

Д. Facies Basedovica

7. Укажите, какой тип телосложения определяется следующими признаками: преобладание продольных размеров тела над поперечными, конечности и грудная клетка удлиненные, мышцы развиты сравнительно слабо.

А. Астенический

Б. Нормостенический

В. Гиперстенический

8.Укажите название вида лица, характерное для больных с разлитым перитонитом (серое, с запавшими глазами, с заостренными чертами лица; крупные капли холодного пота на лбу):


А. Лицо Гиппократа.

Б. Лицо Корвизара.

В. Лицо лихорадящего больного.

Г. Почечное лицо.

Д. Facies Basedovica

9. Укажите, к какому виду относится такая патологическая деформация позвоночника как сочетание гиперлордоза шейного отдела и кифоза грудного (болезнь Бехтерева):

А. Кифоз

Б. Лордоз

В. Кифосколиоз

Г. Сколиоз

Д. «Поза просителя»

10. Клиническая антропометрия включает в себя измерение следующих показателей:

А. Величина эпигастрального угла

Б. Температура тела

В. Рост и масса тела

Г. Частота артериального пульса

Д. Величина пульсового давления

11. Укажите заболевание, при котором наиболее характерно увеличение лимфатических узлов:

А. Хронический бронхит

Б. Язвенная болезнь желудка

В. Ранняя стадия ВИЧ-инфекции

Г. Дерматит

Д. Миокардит.

12. Каким термином называют пятно диаметром 1-2 мм на коже или слизистой оболочке, обусловленное капиллярным кровоизлиянием?

А. Эритема

Б. Розеола

В. Папула

Г. Везикула

Д. Петехия

13. Что является первым элементом общего осмотра?

А. Определение положения больного

Б. Определение телосложения

В. Определение общего состояния

Г. Определение состояния сознания

Д. Определение выражения лица

14. Укажите определение анизокории:

А. Сужение зрачков

Б. Расширение зрачков

В. Неравномерность диаметров зрачков

Г. Косоглазие

Д. Разный цвет радужки

Ответы на тестовые задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Б

А

Б

Б

Б

Д

А

А

Д

В

В

Д

В

В


Практическое занятие № 3 (Модуль 1, тема.1.3)

Обследование больных с заболеваниями системы органов дыхания


Цель занятия:

- изучение методики опроса, осмотра больных с заболеваниями органов дыхания;

- изучение методов пальпации грудной клетки;

- практическое освоение методики последовательного осмотра с выявлением основных внешних признаков легочных заболеваний, пальпации грудной клетки.

После изучения данной темы студент должен знать:

- анатомо-физиологическое строение и функции системы дыхания;

- правила осмотра больного с заболеваниями органов дыхания;

- условия проведения общего осмотра;

- основные жалобы больных с заболеваниями органов дыхания и их патогенез,

- внешние признаки заболеваний органов дыхания;

- изменения формы грудной клетки при заболеваниях органов дыхания;

- тип, ритм, частоту и глубину дыхания в норме и при патологии;

- задачи и методы пальпации грудной клетки.

В результате изучения данной темы студент должен освоить:

- этические принципы общения с пациентами с заболеваниями органов дыхания;

- методику расспроса пациентов с заболеваниями органов дыхания;

- выявление жалоб больных с заболеваниями органов дыхания;

- детализацию основных жалоб при заболеваниях органов дыхания (кашель, одышка, удушье, кровохарканье, боль в грудной клетке);

- изменения формы грудной клетки при заболеваниях органов дыхания;

- методы исследования частоты, глубины, типа дыхания;

- характерные вынужденные положения больных с различными заболеваниями органов дыхания;

- метод пальпации грудной клетки с определением ее болезненности, эластичности и голосового дрожания.

По итогам занятия студент должен уметь:

- проводить анамнестическое исследование по всем его разделам у больных с заболеваниями органов дыхания,

- выявлять жалобы больных с заболеваниями органов дыхания, выделять основные (главные) жалобы и провести их детализацию,

- проводить общий осмотр больных с заболеваниями органов дыхания,

- дать оценку формы грудной клетки,

- выявить патологические формы грудной клетки,

- определить частоту, глубину и тип дыхания,

- проводить пальпацию грудной клетки,

- определять голосовое дрожание.

Содержание занятия

1. «Входящий» тестовый контроль.

2. Демонстрация преподавателем сбора анамнеза и методов физикального исследования пациента с заболеваниями органов дыхания (осмотр и пальпация грудной клетки).