Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 667

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- оценить телосложение,

- определить тип конституции (по М.В. Черноруцкому),

- провести антропометрическое исследование,

- измерить температуру тела,

Содержание занятия

Содержание занятия

3. ЭКГ-нарушения проводимости: атриовентрикулярная блокада III степени (полная АВ-блокада). Клиническая характеристика.

14. Какие отделы сердца гипертрофируются при митральном стенозе?

Содержание занятия

50. Что не входит в состав нефротического синдрома? А. Массивная протеинурияБ. ГипоальбуминемияВ. ГиперлипидемияГ. ОтекиД. МакрогематурияОтветы на тестовые задания № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ 1 А 11 В 21 В 31 А 41 В 2 Б 12 А 22 В 32 Г 42 Г 3 Д 13 Г 23 Г 33 В 43 Д 4 А 14 Г 24 Б 34 А 44 Б 5 А 15 Б 25 Г 35 Б 45 А 6 Б 16 А 26 А 36 Д 46 Г 7 Г 17 В 27 А 37 А 47 Б 8 Г 18 Г 28 А 38 Д 48 А 9 В 19 А 29 Д 39 Б 49 Г 10 В 20 Б 30 Д 40 В 50 Д ПРИЛОЖЕНИЕУчебно-методическое обеспечениепо пропедевтике внутренних болезнейЛитератураОсновная Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848 с. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 298 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Милославский Я.М., Ахунова С.Ю. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 624 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. Учебное пособие. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2012. – 112 с. Дополнительная Ауенбруггер Леопольд. Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаруживать скрытые в глубине грудные болезни / пер. с лат. Горенштейн В.О., под ред. Василенко В.Х. – М.: МЕДГИЗ, 1961. – 59 с. Булашова О.В., Ослопов В.Н. Анамнестическое и физикальное обследования больных с ХСН. Учебное пособие. ‒ Казань, КГМУ, 2011. – 46 с. Булашова О.В., Шарипов А.Х., Овчинникова Г.И. Актуальные вопросы коррекции массы тела. Методические рекомендации. – Казань: Федерация профсоюзов РТ, 2008. – 57 с. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. Учебн. пособ. для студентов мед. вузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2001. – 304 с. 1.Дударенко С.В., Бобров Л.Л., Смирнова Е.В. Пропедевтика и частная патология внутренних болезней. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: СпецЛит, 2010. – 351 с. Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы. – М.: ООО «Издательский дом «М-Вести», 2003. – 188 с. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. – М.: Литтерра, 2007. – 560 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования пищевода и желудка: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 28 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования кишечника: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 26 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и лабораторные методы исследования почек: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2012. – 32 с. Латфуллин И.А., Богоявленская О.В., Ахмерова Р.И. Клиническая аритмология: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 80 с. Маев И.В., Самсонов А.А., Шестаков В.А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: Academia, 2011. – 368 с. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардио-графия. – М.: «МЕДпресс-информ», 2011. – 320 с. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 152 с. Ослопов В.Н., Булашова О.В., Макаров М.А., Самерханова Л.Ч., Богоявленская О.В. Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – Казань: КГМУ, 2006. – 56 с. Ослопов В.Н., Галявич А.С., Маврина Л.И., Смирнов Ю.В. Ультразвуковые исследования в кардиологии. – Казань, 1991. – 88 с. Ослопов В.Н., Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: учебное пособие для студентов. – Казань: ИД МеДДоК, 2012. – 100 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Абдулхаков Р.А. Клиническая лабораторная диагностика. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 64 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Шамкина А.Р. Схема истории болезни. – 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 32 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Исследование артериального пульса. – Казань: КГМУ, 2011. – 21 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В., Макаров М.А. Измерение артериального давления по методу Н.С.Короткова: учебно-методическое пособие. Казань: КГМУ, 2011. – 19 с. Милославский Я.М., Ходжаева Д.К., Нефедова А.И., Ослопов В.Н. Основные инструментальные методы исследования сердца – Казань: Изд-во КГУ, 1983. – 142 с. Хамитов Э.Ф., Латфуллин И.А., Богоявленская О.В. и др. Основы лабораторной диагностики в клинике внутренних болезней. – Казань: КГМУ, 2010. – 98 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования органов гепатолиенальной системы. Учебно-методическое пособие для студентов III курса медицинских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. – 58 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования печени и жёлчного пузыря. Учебно-ме­то­дическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011.− 38 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезенки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Шамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 447 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезёнки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ. // М.: ГЭОТАР Медицина, 1997. – 701 с. Рекомендуемые интернет-ссылки Ослопов В.Н. Анамнез: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Общий (наружный) осмотр: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Перкуссия сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в патологии: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Шумы сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. http://www.ramn.ru/ Российская академия медицинских наук http://www.scsml.rssi.ru/ Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.med.ru/ Российский медицинский сервер http://www.aha.ru/



12. Опишите методику перкуссии почек.

13. Перечислите заболевания, не относящиеся к патологии почек и мочевыводящих путей, при которых определяется положительный симптом Пастернацкого.

Тестовые задания

Из предложенных ответов выберите один правильный.

1. В норме длина каждой почки составляет:

А. 6-8 см

Б. 8-10 см

В. 10-12 см

Г. 12-14 см

Д. 14-16 см

2. Из скольких слоёв состоит вещество почки?

А. Из одного слоя

Б. Из двух слоев

В. Из трёх слоёв

Г. Из четырёх слоёв

Д. Из пяти слоёв

3. На уровне какого позвонка в норме находится нижний полюс почек?

А. XII грудного

Б. I поясничного

В. II поясничного

Г. III поясничного

Д. IV поясничного

4. Что не влияет на характер, интенсивность и продолжительность болей?

А. Толщина коркового слоя

Б. Спазм мочевыводящих путей

В. Отёк слизистой оболочки

Г. Растяжение почечной капсулы

Д. Закупорка мочевыводящих путей камнем

5. Полиурия – это выделение мочи за сутки более:

А. 500 мл

Б. 1 л

В. 1,5 л

Г. 2 л

Д. 800 мл

6. Какой объём выделенной мочи за сутки характерен для анурии?

А. 1,5 л

Б. 1 л

В. 500 мл

Г. Менее 100 мл или отсутствие мочи

Д. 800 мл

7. Что такое дизурия?

А. Пониженная относительная плотность мочи

Б. Нарушение мочеотделения

В. Задержка мочеотделения

Г. Учащение мочеиспускания

Д. Болезненное мочеиспускание

8. К важному механизму образования почечных отёков относится:

А. Снижение проницаемости капилляров

Б. Повышение онкотического давления плазмы

В. Снижение онкотического давления плазмы

Г. Повышение клубочковой фильтрации

Д. Уменьшение активности ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (РААС)

9. Что характерно для почечных, в отличие от сердечных, отёков?

А. Локализация отеков, в первую очередь, на лице

Б. Локализация отеков, в первую очередь, на стопах

В. Сочетание отеков с акроцианозом

Г. Почечные отеки возникают чаще вечером

Д. Почечные отеки более плотные при пальпации

10. При каком заболевании почек нет наследственной предрасположенности к его развитию?

А. Пиелонефрит

Б. Амилоидоз

В. Мочекаменная болезнь

Г. Абсцесс почки

Д. Гломерулонефрит

11. Как называют лицо со следующими характерными признаками: «Одутловатое, бледное, веки припухшие, глазные щели сужены»?


А. Лицо Базедова

Б. Лицо Корвизара

В. Лицо Гиппократа

Г. Почечное лицо

Д. Лунообразное лицо

12. При пальпации почек больной должен находиться в положении:

А. Лёжа на спине

Б. Лёжа на животе

В. Лёжа на правом боку

Г. Лёжа на левом боку

Д. Сидя

13. При пальпации почек левую руку накладывают на:

А. Нижнебоковую область грудной клетки

Б. Нижний край рёберной дуги

В. Поясничную область

Г. Срединную линию тела ниже мечевидного отростка

Д. На область соответствующего фланка живота

14. При какой степени нефроптоза пальпируется передняя поверхность почки?

А. При I степени

Б. При II степени

В. При III степени

Г. При IV степени

Д. При V степени

15. Укажите локализацию рёберно-позвоночной точки:

А. В месте пересечения XII ребра и поясничной мышцы

Б. На трети расстояния от передней срединной линии до spina iliaca anterior superior

В. В основании угла, образованного XII ребром и позвоночником

Г. На пересечении вертикальной линии, проходящей по наружному краю прямой мышцы живота и горизонтальной линии, проходящей через пупок

Д. На 8,5 см вправо от остистого отростка XII ребра

Ответы на тестовые задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В

Б

Г

А

Г

Г

Б

В

А

Г

Г

А

В

Б

В


Практическое занятие № 10.

Сдача модуля 2 «Методы исследования больных с заболеваниями органов пищеварения, гепатобилиарной системы и системы мочеотделения»
Цель занятия:

- контроль усвоения теоретических знаний и практических навыков по методам клинического исследования больных с заболеваниями органов пищеварения, гепатобилиарной системы и системы мочеотделения.



Содержание занятия

1. Промежуточный тестовый контроль.

2. Контроль преподавателем теоретических знаний и практических умений по методам исследования больных с заболеваниями органов пищеварения, гепатобилиарной системы и системы мочеотделения.

Тестовые задания

Из предложенных ответов выберите один правильный.

1. Укажите причину возникновения изжоги:

А. Раздражение слизистой при забросе содержимого желудка в пищевод

Б. Повышенная кислотность

В. Нормальная кислотность

Г. Хронический гастрит

Д. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

2. При каком заболевании боли в животе возникают сразу после еды, усиливаются в положении стоя и при ходьбе, уменьшаются (исчезают) в положении лёжа?

А. При эзофагите

Б. При гастрите

В. При колите

Г. При гастроптозе

Д. При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

3. Причиной рвоты цвета «кофейной гущи» является:

А. Рефлюкс-эзофагит

Б. Медленное кровотечение из желудка

В. Постоянное употребление кофе

Г. Повышенная кислотность желудочного содержимого

Д. Пониженная кислотность желудочного содержимого

4. Укажите, с какой области обычно начинают поверхностную пальпацию живота:

А. С эпигастральной области

Б. С околопупочной области

В. С правой подвздошной области

Г. С левой подвздошной области

Д. С области левого подреберья

5. При каком методе определения нижней границы не используется фонендоскоп?

А. При аускульто-перкуссии

Б. При методе определения шума плеска

В. При аускульто-аффрикции

Д. При перкуссии

6. Укажите топографическую линию, по которой не определяют границы печени по Курлову:

А. Правая окологрудинная

Б. Правая среднеключичная

В. Срединная

Г. Левая рёберная дуга

7. Укажите, в каком направлении создаётся кожная складка при пальпации печени:

А. Вверх

Б. Вниз

В. Латерально

Г. Медиально

Д. Не создаётся

8. В норме ширина почки составляет:

А. 3-4 см

Б. 4-5 см

В. 5-6 см

Г. 6-7 см

Д. 7-8 см

9. Изогипостенурия характерна для:

А. Хронического гломерулонефрита

Б. Абсцесса почки

В. Инфаркта почки

Г. Мочекаменной болезни


Д. Амилоидоза почки

10. Что такое никтурия?

А. Пониженная плотность

Б. Нарушение мочеотделения

В. Задержка мочеотделения

Г. Учащение мочеотделения

Д. Ночной объём выделенной мочи больше дневного

11. Для симптоматической почечной артериальной гипертензии, в отличие от гипертонической болезни, характерно:

А. Более низкое диастолическое АД

Б. Более высокое диастолическое АД

В. Более высокое систолическое АД

Г. Более низкое систолическое АД

Д. Часто встречаемое кризовое течение

12. Вынужденное положение на больном боку с подтянутой к животу ногой характерно для:

А. Пиелонефрита

Б. Амилоидоза

В. Мочекаменной болезни

Г. Абсцесса почки

Д. Паранефрита

13. Укажите локализацию рёберно-позвоночной точки:

А. В месте пересечения XII ребра и поясничной мышцы

Б. На трети расстояния от передней срединной линии до spina iliaca anterior superior

В. В основании угла, образованного XII ребром и позвоночником

Г. На пересечении вертикальной линии, проходящей по наружному краю прямой мышцы живота и горизонтальной линии, проходящей через пупок

Д. На 8,5 см вправо от остистого отростка XII ребра

14. Укажите, при какой экстраренальной патологии симптом Пастернацкого (симптом поколачивания) резко положительный:

А. При радикулите

Б. При хроническом холецистите

В. При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

Г. При хроническом колите

Д. При хроническом энтерите

15. Укажите, какой признак не входит в нефротический синдром?

А. Отёки

Б. Протеинурия

В. Гипопротеинемия

Г. Гиперлипидемия

Д. Макрогематурия

Ответы на тестовые задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

А

Г

Б

Г

Б

А

Б

В

А

Д

Б

Д

А

А

Д


Модуль 3

Основы электрокардиографии

Практическое занятие № 11 (модуль 3, тема 3.1)

ЭКГ-исследование сердца. Гипертрофия отделов сердца. Нарушения внутрижелудочковой проводимости

Цель занятия:

- освоение техники ЭКГ-исследования,

- анализ электрокардиограммы (по 12 традиционным отведениям) практически здорового человека,

- освоение методики анализа ЭКГ при гипертрофии различных отделов сердца.

После изучения данной темы студент должен знать:

- электрофизиологические основы электрокардиографии,

- технику регистрации ЭКГ,

- стандартные отведения, усиленные отведения от конечностей, грудные отведения,

- характеристику элементов электрокардиограммы,

- понятия «электрическая ось сердца», «угол α»;

- план расшифровки электрокардиограммы,

- общие ЭКГ-признаки гипертрофии отделов сердца,

- признаки гипертрофии правого предсердия, левого предсердия, комбинированной гипертрофии предсердий;

- признаки гипертрофии левого желудочка, правого желудочка,

- общие признаки нарушения проводимости импульса в проводящей системе желудочков (внутрижелудочковые блокады)

- ЭКГ-признаки блокады ножек пучка Гиса.

В результате изучения данной темы студент должен освоить:

- анализ ЭКГ в норме и при гипертрофии отделов сердца,

- оформление протокола анализа ЭКГ.

По итогам занятия студент должен уметь:

- расшифровать электрокардиограмму практически здорового человека,

- интерпретировать ЭКГ-признаки гипертрофии отделов сердца,

- выявлять на ЭКГ признаки блокады ножек пучка Гиса.

Содержание занятия

1. «Входящий» тестовый контроль.

2. Ученые-основоположники электрокардиографии. Генез зубцов электрокардиограммы в норме.

3. ЭКГ-отведения (двуполюсные и однополюсные): стандартные, усиленные от конечностей и грудные.

4. Нормальная ЭКГ: длительность ЭКГ-интервалов, величина зубцов ЭКГ и их изменения в патологии.

5. Определение частоты ритма сердца, положения электрической оси сердца (угла α); современное клиническое значение изменения интервала QT.

7. Электрическая ось сердца (ЭОС): варианты положения ЭОС в норме и в патологии. Применение треугольника Эйнтховена для демонстрации взаимосвязи изменения положения ЭОС с изменениями амплитуды зубцов желудочкового комплекса в стандартных и усиленных от конечностей отведениях.