Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 662
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Б. Приступ удушья, вызванный застоем крови в малом круге кровообращения
В. Состояние, характеризующееся наличием клокочущего дыхания, слышимого на расстоянии
Г. Приступ удушья, при котором выслушиваются только сухие свистящие хрипы
Д. Приступ удушья, вызванный приемом лекарственного препарата
Ответы на тестовые задания
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Б | А | Г | А | В | Б | Г | Г | А | В | А | В | А | В | Б |
Практическое занятие № 20 (модуль 4, тема 4.6)
Семиотика гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Основные клинические синдромы
при заболеваниях печени и желчевыводящих путей. Сдача модуля 4 «Семиотика заболеваний органов дыхания, кровообращения и пищеварения»
Цель занятия:
- изучение основных клинических признаков и методов их обнаружения у больных с гастритом, язвенной болезнью желудка (ЯБЖ) и 12-пёрстной кишки (12-п.к.),
- изучение особенностей сбора анамнеза и специфики физикальных, лабораторных и инструментальных методов исследования при заболеваниях органов пищеварения,
- изучение основных клинических признаков заболеваний печени и желчевыводящих путей.
После изучения данной темы студент должен знать:
- определение основных клинических признаков гастрита, ЯБЖ и 12-п.к.;
- семиотику заболеваний печени и желчевыводящих путей;
- правила и методы общего осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации больных ЯБЖ и 12-п.к., заболеваниями печени и желчевыводящих путей;
- основные лабораторно-инструментальные методы исследования желудка и 12-п.к., заболеваний печени и желчевыводящих путей.
В результате изучения данной темы студент должен освоить:
- порядок задаваемых вопросов при субъективном исследовании (необходимость дополнительных вопросов при выяснении анамнеза настоящего заболевания и жизни) больных ЯБЖ и 12-п.к. и с заболеваниями печени и желчевыводящих путей;
- особенности проведения общего осмотра (положение в постели, цвет кожи) больных ЯБЖ и 12-п.к. и с заболеваниями печени и желчевыводящих путей;
- проведение поверхностной (ориентировочной) и методической глубокой скользящей пальпации органов брюшной полости по Образцову – Стражеско.
По итогам занятия студент должен уметь:
- собирать анамнез с учётом основных и второстепенных жалоб у больных ЯБЖ и 12-п.к., с заболеваниями печени и желчевыводящих путей;
- проводить общий осмотр у больных ЯБЖ и 12-п.к., с заболеваниями печени и желчевыводящих путей;
- проводить пальпацию, перкуссию и аускультацию у больных с ЯБЖ и 12-п.к., с заболеваниями печени и желчевыводящих путей;
- интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования у больных ЯБЖ и 12-п.к., с заболеваниями печени и желчевыводящих путей;
- написать фрагмент истории болезни пациента и доложить на занятии.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Содержание занятия
1. «Входящий» тестовый контроль.
2. Этиология, патогенез, клиника, критерии диагностики, классификация гастрита, язвенной болезни желудка и 12-пёрстной кишки, заболеваний печени и желчевыводящих путей.
3. Понятие о патогенезе гастрита, язвенной болезни желудка и 12-пёрстной кишки.
4. Симптоматология гастрита, язвенной болезни желудка и 12-пёрстной кишки, заболеваний печени и желчевыводящих путей.
5. Демонстрация преподавателем обследования пациента с гастритом, язвенной болезнью желудка и 12-пёрстной кишки, с заболеваниями печени и желчевыводящих путей.
6. Самостоятельная работа студентов с больными с гастритом, язвенной болезнью желудка и 12-пёрстной кишки, с заболеваниями печени и желчевыводящих путей.
7. Разбор данных, полученных при самостоятельной работе, с преподавателем.
8. Написание фрагмента истории болезни.
9. «Исходящий» тестовый контроль.
10. Сдача модуля 4 «Семиотика заболеваний органов дыхания, кровообращения и пищеварения».
Контрольные вопросы и задания
(для подготовки к практическому занятию)
1. Назовите основные клинические проявления гастрита.
2. Перечислите основные жалобы пациента с язвенной болезнью желудка.
3. Перечислите основные жалобы пациента с язвенной болезнью 12-перстной кишки.
4. Этиология, патогенез больных язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки.
5. Лабораторная и инструментальная диагностика язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
6. Перечислите основные жалобы при остром гастрите.
7. Перечислите основные этиологические факторы хронического гастрита.
8. Диагностические признаки хронического гастрита с повышенной кислотообразующей функцией желудка.
9. Особенности клиники гастрита с пониженной кислотностью.
10. Перечислите моменты методической глубокой скользящей пальпации по Образцову – Стражеско.
11. Назовите осложнения язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
12. Какие данные будут получены при исследовании желудочного сока у больного с повышенной кислотообразующей функцией.
13. Какие данные будут получены при исследовании желудочного сока у больного с пониженной кислотообразующей функцией.
14. Перечислите большие печёночные симптомы.
15. Что представляет собой гепатолиенальный синдром?
16. Что представляет собой синдром печёночной недостаточности?
17. Какая желтуха обнаруживается у больных с обструкцией желчевыводящих путей? Методы её диагностики.
18. Какая желтуха часто встречается у больных с гепатитами? Методы и критерии её диагностики.
19. Где в первую очередь появляется желтуха?
Тестовые задания
Из предложенных ответов выберите один правильный.
1. Укажите отличительную особенность пищеводной рвоты:
А. Возникает без предварительной тошноты
Б. Возникает через 20 мин после еды
В. Возникает через 30 мин после еды
Г. Возникает только при приёме жидкой пищи
Д. Возникает только при приёме твердой пищи
2. Укажите причину возникновения изжоги:
А. Раздражение слизистой при забросе содержимого желудка в пищевод
Б. Повышенная кислотность
В. Нормальная кислотность
Г. Хронический гастрит
Д. Пониженная кислотность
3. При каком заболевании боли в животе возникают сразу после еды, усиливаются стоя и при ходьбе, уменьшаются (исчезают) в положении лёжа?
А. Эзофагите
Б. Гастрите
В. Колите
Г. Гастроптозе
Д. Язвенной болезни желудка
4. Рвота центрального генеза характерна для:
А. Гипертонического криза
Б. Гастрита
В. Язвенной болезни желудка
Г. Язвенной болезни 12-пёрстной кишки
Д. Эзофагита
5. Причиной рвоты цвета «кофейной гущи» является:
А. Рефлюкс-эзофагит
Б. Медленный тип кровотечения из желудка
В. Постоянное употребление кофе
Г. Повышенная кислотность желудочного содержимого
Д. Анацидный гастрит
6. Укажите определение анорексии:
А. Повышенный аппетит
Б. Отсутствие аппетита
В. Пониженный аппетит
Г. Нормальный аппетит
Д. Извращение аппетита (пристрастие к определенным несъедобным веществам, например, к мелу)
7. Helicobacterpylori является этиологическим фактором:
А. Эзофагита
Б. Пищевода Барретта
В. Язвенной болезни желудка
Г. Колита
Д. Энтерита
8. Какой из перечисленных этиологических факторов хронического гастрита относится к эндогенным?
А. Питание
Б. Прием лекарственных препаратов
В. Стресс
Г. Дефицит железа
Д. Курение
9. Симптомы полигиповитаминоза характерны для:
А. Рефлюкс-эзофагита
Б. Гипоацидного гастрита
В. Гиперацидного гастрита
Г. Колита
Д. Язвенной болезни 12-перстной кишки
10. Мелена является признаком:
А. Синдрома Барретта
Б. Кровотечения из желудка и верхних отделов кишечника
В. Воспаления прямой кишки
Г. Кровотечения из геморроидальных узлов
Д. Кровотечения из трещины ануса
11. Боли в эпигастрии сразу после еды (особенно после приема горячей или острой пищи) являются симптомом:
А. Эзофагита
Б. Хронического гастрита
В. Язвенной болезни желудка (кардиальный отдел)
Г. Энтерита
Д. Язвенной болезни 12-перстной кишки
12. Укажите заболевание, относящееся к наследственно предрасположенным:
А. Эзофагит
Б. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки
В. Хронический гастрит
Г. Колит
Д. Энтерит
13. Отрыжка «тухлым яйцом» характерна для:
А. Желудочно-кишечного кровотечения
Б. Перфорации язвы желудка
В. Стеноза привратника
Г. Малигнизации язвы желудка
Д. Пенетрации язвы желудка.
14. Положительный симптом Щёткина – Блюмберга является признаком:
А. Острого гастрита
Б. Обострения хронического гастрита
В. Энтерита
Г. Перфорации язвы желудка
Д. Язвенной болезни 12-перстной кишки
15. Укажите симптом, который не относится к диспептическому синдрому:
А. Снижение аппетита
Б. Отрыжка воздухом
В. Изжога
Г. Тошнота
Д. Общая слабость
Ответы
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
А
А
Г
А
Б
Б
В
Г
Б
Б
В
Б
В
Г
Д
Модуль 5
Итоговая история болезни
Практическое занятие № 19 (модуль 5, тема 5.1)
Курация больного, написание истории болезни
Цель занятия:
- написание студентами истории болезни предложенного на курацию больного в соответствии со схемой истории болезни и на основании данных анамнеза, объективного, инструментальных и лабораторных методов исследования, с обоснованием диагноза и объяснением патогенеза симптомов.