Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 662

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- оценить телосложение,

- определить тип конституции (по М.В. Черноруцкому),

- провести антропометрическое исследование,

- измерить температуру тела,

Содержание занятия

Содержание занятия

3. ЭКГ-нарушения проводимости: атриовентрикулярная блокада III степени (полная АВ-блокада). Клиническая характеристика.

14. Какие отделы сердца гипертрофируются при митральном стенозе?

Содержание занятия

50. Что не входит в состав нефротического синдрома? А. Массивная протеинурияБ. ГипоальбуминемияВ. ГиперлипидемияГ. ОтекиД. МакрогематурияОтветы на тестовые задания № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ 1 А 11 В 21 В 31 А 41 В 2 Б 12 А 22 В 32 Г 42 Г 3 Д 13 Г 23 Г 33 В 43 Д 4 А 14 Г 24 Б 34 А 44 Б 5 А 15 Б 25 Г 35 Б 45 А 6 Б 16 А 26 А 36 Д 46 Г 7 Г 17 В 27 А 37 А 47 Б 8 Г 18 Г 28 А 38 Д 48 А 9 В 19 А 29 Д 39 Б 49 Г 10 В 20 Б 30 Д 40 В 50 Д ПРИЛОЖЕНИЕУчебно-методическое обеспечениепо пропедевтике внутренних болезнейЛитератураОсновная Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848 с. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 298 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Милославский Я.М., Ахунова С.Ю. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 624 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. Учебное пособие. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2012. – 112 с. Дополнительная Ауенбруггер Леопольд. Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаруживать скрытые в глубине грудные болезни / пер. с лат. Горенштейн В.О., под ред. Василенко В.Х. – М.: МЕДГИЗ, 1961. – 59 с. Булашова О.В., Ослопов В.Н. Анамнестическое и физикальное обследования больных с ХСН. Учебное пособие. ‒ Казань, КГМУ, 2011. – 46 с. Булашова О.В., Шарипов А.Х., Овчинникова Г.И. Актуальные вопросы коррекции массы тела. Методические рекомендации. – Казань: Федерация профсоюзов РТ, 2008. – 57 с. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. Учебн. пособ. для студентов мед. вузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2001. – 304 с. 1.Дударенко С.В., Бобров Л.Л., Смирнова Е.В. Пропедевтика и частная патология внутренних болезней. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: СпецЛит, 2010. – 351 с. Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы. – М.: ООО «Издательский дом «М-Вести», 2003. – 188 с. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. – М.: Литтерра, 2007. – 560 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования пищевода и желудка: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 28 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования кишечника: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 26 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и лабораторные методы исследования почек: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2012. – 32 с. Латфуллин И.А., Богоявленская О.В., Ахмерова Р.И. Клиническая аритмология: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 80 с. Маев И.В., Самсонов А.А., Шестаков В.А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: Academia, 2011. – 368 с. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардио-графия. – М.: «МЕДпресс-информ», 2011. – 320 с. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 152 с. Ослопов В.Н., Булашова О.В., Макаров М.А., Самерханова Л.Ч., Богоявленская О.В. Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – Казань: КГМУ, 2006. – 56 с. Ослопов В.Н., Галявич А.С., Маврина Л.И., Смирнов Ю.В. Ультразвуковые исследования в кардиологии. – Казань, 1991. – 88 с. Ослопов В.Н., Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: учебное пособие для студентов. – Казань: ИД МеДДоК, 2012. – 100 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Абдулхаков Р.А. Клиническая лабораторная диагностика. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 64 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Шамкина А.Р. Схема истории болезни. – 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 32 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Исследование артериального пульса. – Казань: КГМУ, 2011. – 21 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В., Макаров М.А. Измерение артериального давления по методу Н.С.Короткова: учебно-методическое пособие. Казань: КГМУ, 2011. – 19 с. Милославский Я.М., Ходжаева Д.К., Нефедова А.И., Ослопов В.Н. Основные инструментальные методы исследования сердца – Казань: Изд-во КГУ, 1983. – 142 с. Хамитов Э.Ф., Латфуллин И.А., Богоявленская О.В. и др. Основы лабораторной диагностики в клинике внутренних болезней. – Казань: КГМУ, 2010. – 98 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования органов гепатолиенальной системы. Учебно-методическое пособие для студентов III курса медицинских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. – 58 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования печени и жёлчного пузыря. Учебно-ме­то­дическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011.− 38 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезенки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Шамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 447 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезёнки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ. // М.: ГЭОТАР Медицина, 1997. – 701 с. Рекомендуемые интернет-ссылки Ослопов В.Н. Анамнез: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Общий (наружный) осмотр: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Перкуссия сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в патологии: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Шумы сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. http://www.ramn.ru/ Российская академия медицинских наук http://www.scsml.rssi.ru/ Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.med.ru/ Российский медицинский сервер http://www.aha.ru/



Б. Приступ удушья, вызванный застоем крови в малом круге кровообращения

В. Состояние, характеризующееся наличием клокочущего дыхания, слышимого на расстоянии

Г. Приступ удушья, при котором выслушиваются только сухие свистящие хрипы

Д. Приступ удушья, вызванный приемом лекарственного препарата
Ответы на тестовые задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Б

А

Г

А

В

Б

Г

Г

А

В

А

В

А

В

Б


Практическое занятие № 20 (модуль 4, тема 4.6)

Семиотика гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Основные клинические синдромы

при заболеваниях печени и желчевыводящих путей. Сдача модуля 4 «Семиотика заболеваний органов дыхания, кровообращения и пищеварения»


Цель занятия:

- изучение основных клинических признаков и методов их обнаружения у больных с гастритом, язвенной болезнью желудка (ЯБЖ) и 12-пёрстной кишки (12-п.к.),

- изучение особенностей сбора анамнеза и специфики физикальных, лабораторных и инструментальных методов исследования при заболеваниях органов пищеварения,

- изучение основных клинических признаков заболеваний печени и желчевыводящих путей.

После изучения данной темы студент должен знать:

- определение основных клинических признаков гастрита, ЯБЖ и 12-п.к.;

- семиотику заболеваний печени и желчевыводящих путей;

- правила и методы общего осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации больных ЯБЖ и 12-п.к., заболеваниями печени и желчевыводящих путей;

- основные лабораторно-инструментальные методы исследования желудка и 12-п.к., заболеваний печени и желчевыводящих путей.

В результате изучения данной темы студент должен освоить:


- порядок задаваемых вопросов при субъективном исследовании (необходимость дополнительных вопросов при выяснении анамнеза настоящего заболевания и жизни) больных ЯБЖ и 12-п.к. и с заболеваниями печени и желчевыводящих путей;

- особенности проведения общего осмотра (положение в постели, цвет кожи) больных ЯБЖ и 12-п.к. и с заболеваниями печени и желчевыводящих путей;

- проведение поверхностной (ориентировочной) и методической глубокой скользящей пальпации органов брюшной полости по Образцову – Стражеско.

По итогам занятия студент должен уметь:

- собирать анамнез с учётом основных и второстепенных жалоб у больных ЯБЖ и 12-п.к., с заболеваниями печени и желчевыводящих путей;

- проводить общий осмотр у больных ЯБЖ и 12-п.к., с заболеваниями печени и желчевыводящих путей;

- проводить пальпацию, перкуссию и аускультацию у больных с ЯБЖ и 12-п.к., с заболеваниями печени и желчевыводящих путей;

- интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования у больных ЯБЖ и 12-п.к., с заболеваниями печени и желчевыводящих путей;

- написать фрагмент истории болезни пациента и доложить на занятии.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Содержание занятия


1. «Входящий» тестовый контроль.

2. Этиология, патогенез, клиника, критерии диагностики, классификация гастрита, язвенной болезни желудка и 12-пёрстной кишки, заболеваний печени и желчевыводящих путей.

3. Понятие о патогенезе гастрита, язвенной болезни желудка и 12-пёрстной кишки.

4. Симптоматология гастрита, язвенной болезни желудка и 12-пёрстной кишки, заболеваний печени и желчевыводящих путей.

5. Демонстрация преподавателем обследования пациента с гастритом, язвенной болезнью желудка и 12-пёрстной кишки, с заболеваниями печени и желчевыводящих путей.

6. Самостоятельная работа студентов с больными с гастритом, язвенной болезнью желудка и 12-пёрстной кишки, с заболеваниями печени и желчевыводящих путей.

7. Разбор данных, полученных при самостоятельной работе, с преподавателем.

8. Написание фрагмента истории болезни.

9. «Исходящий» тестовый контроль.

10. Сдача модуля 4 «Семиотика заболеваний органов дыхания, кровообращения и пищеварения».

Контрольные вопросы и задания

(для подготовки к практическому занятию)

1. Назовите основные клинические проявления гастрита.

2. Перечислите основные жалобы пациента с язвенной болезнью желудка.

3. Перечислите основные жалобы пациента с язвенной болезнью 12-перстной кишки.

4. Этиология, патогенез больных язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки.

5. Лабораторная и инструментальная диагностика язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

6. Перечислите основные жалобы при остром гастрите.

7. Перечислите основные этиологические факторы хронического гастрита.

8. Диагностические признаки хронического гастрита с повышенной кислотообразующей функцией желудка.

9. Особенности клиники гастрита с пониженной кислотностью.

10. Перечислите моменты методической глубокой скользящей пальпации по Образцову – Стражеско.

11. Назовите осложнения язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

12. Какие данные будут получены при исследовании желудочного сока у больного с повышенной кислотообразующей функцией.

13. Какие данные будут получены при исследовании желудочного сока у больного с пониженной кислотообразующей функцией.

14. Перечислите большие печёночные симптомы.


15. Что представляет собой гепатолиенальный синдром?

16. Что представляет собой синдром печёночной недостаточности?

17. Какая желтуха обнаруживается у больных с обструкцией желчевыводящих путей? Методы её диагностики.

18. Какая желтуха часто встречается у больных с гепатитами? Методы и критерии её диагностики.

19. Где в первую очередь появляется желтуха?

Тестовые задания

Из предложенных ответов выберите один правильный.

1. Укажите отличительную особенность пищеводной рвоты:

А. Возникает без предварительной тошноты

Б. Возникает через 20 мин после еды

В. Возникает через 30 мин после еды

Г. Возникает только при приёме жидкой пищи

Д. Возникает только при приёме твердой пищи

2. Укажите причину возникновения изжоги:

А. Раздражение слизистой при забросе содержимого желудка в пищевод

Б. Повышенная кислотность

В. Нормальная кислотность

Г. Хронический гастрит

Д. Пониженная кислотность

3. При каком заболевании боли в животе возникают сразу после еды, усиливаются стоя и при ходьбе, уменьшаются (исчезают) в положении лёжа?

А. Эзофагите

Б. Гастрите

В. Колите

Г. Гастроптозе

Д. Язвенной болезни желудка

4. Рвота центрального генеза характерна для:

А. Гипертонического криза

Б. Гастрита

В. Язвенной болезни желудка

Г. Язвенной болезни 12-пёрстной кишки

Д. Эзофагита

5. Причиной рвоты цвета «кофейной гущи» является:

А. Рефлюкс-эзофагит

Б. Медленный тип кровотечения из желудка

В. Постоянное употребление кофе

Г. Повышенная кислотность желудочного содержимого

Д. Анацидный гастрит

6. Укажите определение анорексии:

А. Повышенный аппетит

Б. Отсутствие аппетита

В. Пониженный аппетит

Г. Нормальный аппетит

Д. Извращение аппетита (пристрастие к определенным несъедобным веществам, например, к мелу)

7. Helicobacterpylori является этиологическим фактором:

А. Эзофагита

Б. Пищевода Барретта

В. Язвенной болезни желудка

Г. Колита

Д. Энтерита

8. Какой из перечисленных этиологических факторов хронического гастрита относится к эндогенным?

А. Питание

Б. Прием лекарственных препаратов

В. Стресс

Г. Дефицит железа

Д. Курение

9. Симптомы полигиповитаминоза характерны для:

А. Рефлюкс-эзофагита

Б. Гипоацидного гастрита

В. Гиперацидного гастрита

Г. Колита

Д. Язвенной болезни 12-перстной кишки

10. Мелена является признаком:


А. Синдрома Барретта

Б. Кровотечения из желудка и верхних отделов кишечника

В. Воспаления прямой кишки

Г. Кровотечения из геморроидальных узлов

Д. Кровотечения из трещины ануса

11. Боли в эпигастрии сразу после еды (особенно после приема горячей или острой пищи) являются симптомом:

А. Эзофагита

Б. Хронического гастрита

В. Язвенной болезни желудка (кардиальный отдел)

Г. Энтерита

Д. Язвенной болезни 12-перстной кишки

12. Укажите заболевание, относящееся к наследственно предрасположенным:

А. Эзофагит

Б. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

В. Хронический гастрит

Г. Колит

Д. Энтерит

13. Отрыжка «тухлым яйцом» характерна для:

А. Желудочно-кишечного кровотечения

Б. Перфорации язвы желудка

В. Стеноза привратника

Г. Малигнизации язвы желудка

Д. Пенетрации язвы желудка.

14. Положительный симптом Щёткина – Блюмберга является признаком:

А. Острого гастрита

Б. Обострения хронического гастрита

В. Энтерита

Г. Перфорации язвы желудка

Д. Язвенной болезни 12-перстной кишки

15. Укажите симптом, который не относится к диспептическому синдрому:

А. Снижение аппетита

Б. Отрыжка воздухом

В. Изжога

Г. Тошнота

Д. Общая слабость

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

А

А

Г

А

Б

Б

В

Г

Б

Б

В

Б

В

Г

Д


Модуль 5

Итоговая история болезни
Практическое занятие № 19 (модуль 5, тема 5.1)

Курация больного, написание истории болезни

Цель занятия:

- написание студентами истории болезни предложенного на курацию больного в соответствии со схемой истории болезни и на основании данных анамнеза, объективного, инструментальных и лабораторных методов исследования, с обоснованием диагноза и объяснением патогенеза симптомов.