Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 663

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- оценить телосложение,

- определить тип конституции (по М.В. Черноруцкому),

- провести антропометрическое исследование,

- измерить температуру тела,

Содержание занятия

Содержание занятия

3. ЭКГ-нарушения проводимости: атриовентрикулярная блокада III степени (полная АВ-блокада). Клиническая характеристика.

14. Какие отделы сердца гипертрофируются при митральном стенозе?

Содержание занятия

50. Что не входит в состав нефротического синдрома? А. Массивная протеинурияБ. ГипоальбуминемияВ. ГиперлипидемияГ. ОтекиД. МакрогематурияОтветы на тестовые задания № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ 1 А 11 В 21 В 31 А 41 В 2 Б 12 А 22 В 32 Г 42 Г 3 Д 13 Г 23 Г 33 В 43 Д 4 А 14 Г 24 Б 34 А 44 Б 5 А 15 Б 25 Г 35 Б 45 А 6 Б 16 А 26 А 36 Д 46 Г 7 Г 17 В 27 А 37 А 47 Б 8 Г 18 Г 28 А 38 Д 48 А 9 В 19 А 29 Д 39 Б 49 Г 10 В 20 Б 30 Д 40 В 50 Д ПРИЛОЖЕНИЕУчебно-методическое обеспечениепо пропедевтике внутренних болезнейЛитератураОсновная Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848 с. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 298 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Милославский Я.М., Ахунова С.Ю. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 624 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. Учебное пособие. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2012. – 112 с. Дополнительная Ауенбруггер Леопольд. Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаруживать скрытые в глубине грудные болезни / пер. с лат. Горенштейн В.О., под ред. Василенко В.Х. – М.: МЕДГИЗ, 1961. – 59 с. Булашова О.В., Ослопов В.Н. Анамнестическое и физикальное обследования больных с ХСН. Учебное пособие. ‒ Казань, КГМУ, 2011. – 46 с. Булашова О.В., Шарипов А.Х., Овчинникова Г.И. Актуальные вопросы коррекции массы тела. Методические рекомендации. – Казань: Федерация профсоюзов РТ, 2008. – 57 с. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. Учебн. пособ. для студентов мед. вузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2001. – 304 с. 1.Дударенко С.В., Бобров Л.Л., Смирнова Е.В. Пропедевтика и частная патология внутренних болезней. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: СпецЛит, 2010. – 351 с. Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы. – М.: ООО «Издательский дом «М-Вести», 2003. – 188 с. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. – М.: Литтерра, 2007. – 560 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования пищевода и желудка: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 28 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования кишечника: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 26 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и лабораторные методы исследования почек: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2012. – 32 с. Латфуллин И.А., Богоявленская О.В., Ахмерова Р.И. Клиническая аритмология: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 80 с. Маев И.В., Самсонов А.А., Шестаков В.А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: Academia, 2011. – 368 с. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардио-графия. – М.: «МЕДпресс-информ», 2011. – 320 с. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 152 с. Ослопов В.Н., Булашова О.В., Макаров М.А., Самерханова Л.Ч., Богоявленская О.В. Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – Казань: КГМУ, 2006. – 56 с. Ослопов В.Н., Галявич А.С., Маврина Л.И., Смирнов Ю.В. Ультразвуковые исследования в кардиологии. – Казань, 1991. – 88 с. Ослопов В.Н., Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: учебное пособие для студентов. – Казань: ИД МеДДоК, 2012. – 100 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Абдулхаков Р.А. Клиническая лабораторная диагностика. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 64 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Шамкина А.Р. Схема истории болезни. – 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 32 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Исследование артериального пульса. – Казань: КГМУ, 2011. – 21 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В., Макаров М.А. Измерение артериального давления по методу Н.С.Короткова: учебно-методическое пособие. Казань: КГМУ, 2011. – 19 с. Милославский Я.М., Ходжаева Д.К., Нефедова А.И., Ослопов В.Н. Основные инструментальные методы исследования сердца – Казань: Изд-во КГУ, 1983. – 142 с. Хамитов Э.Ф., Латфуллин И.А., Богоявленская О.В. и др. Основы лабораторной диагностики в клинике внутренних болезней. – Казань: КГМУ, 2010. – 98 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования органов гепатолиенальной системы. Учебно-методическое пособие для студентов III курса медицинских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. – 58 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования печени и жёлчного пузыря. Учебно-ме­то­дическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011.− 38 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезенки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Шамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 447 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезёнки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ. // М.: ГЭОТАР Медицина, 1997. – 701 с. Рекомендуемые интернет-ссылки Ослопов В.Н. Анамнез: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Общий (наружный) осмотр: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Перкуссия сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в патологии: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Шумы сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. http://www.ramn.ru/ Российская академия медицинских наук http://www.scsml.rssi.ru/ Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.med.ru/ Российский медицинский сервер http://www.aha.ru/



6. Тетрадь с конспектами лекций.

7. История болезни («итоговая») с оценкой преподавателя и исправлением ошибок.

8. Достижения студента:

- написание рефератов (текст рефератов, выполненных по установленным требованиям – с соблюдением содержания и указанием списка использованной литературы) с устным выступлением,

- участие в деловых/ролевых играх на занятиях,

- подготовка презентаций,

- участие студента в чтении лекции с подготовкой презентации по поручению лектора,

- выполнение научно-исследовательской работы (результаты исследования с приведением статистических данных),

- свидетельства об устных выступлениях на внутривузовских, региональных, республиканских конференциях при выполнении студентом научно-исследовательской работы на кафедре – программы конференций, дипломы и др.),

- ксерокопии научных публикаций по результатам научно-исследовательской работы,

- свидетельства о санитарно-просветительной работе студента (чтение лекций для населения, пациентов; ксерокопии публикаций по соответствующей тематике).

9. Характеристики студента:

- преподавателем, ведущим практические занятия (если преподаватель считает необходимым отметить достижения конкретного студента),

- лектором (в случае сотрудничества со студентом, привлечением его к участию в подготовке и чтении лекций),

- научным руководителем (при выполнении студентом научно-исследовательской работы на кафедре),

- отзывы пациентов (при наличии таковых).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ


№ пп.



Наименование разделов и тем

Всего (ч)

Аудиторные занятия (ч)

Самостоят. работа (ч)

лекц.

практ.зан.

1

2

3

4

5

6

Модуль 1. Анамнез. Общий осмотр. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения

70

12

32

26

1.

Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство с кафедрой. Схема истории болезни. Анамнез.

8

2

4

2

2.

Тема 1.2. Общий (наружный) осмотр больного.

10

2

4

4

3.

Тема 1.3. Обследование больных с заболеваниями системы дыхания

10

2

4

4

4.

Тема 1.4. Перкуссия и аускультация легких

10

2

4

4

5.

Тема 1.5. Обследование больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

9

1

4

4

6.

Тема 1.6. Перкуссия и аускультация сердца в норме

9

1

4

4

7.

Тема 1.7. Перкуссия и аускультация сердца в патологии

10

2

4

4

8.

Модульная контрольная работа по темам

1.1. – 1.7.

4




4




Модуль 2. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов пищеварения, гепатобилиарной системы и мочеотделения


12


2


8


2

9.

Тема 2.1. Обследование больных с заболеваниями органов системы пищеварения и мочеотделения

8

2

4

2

10.

Модульная контрольная работа по теме

2.1.

4




4








1

2

3

4

5

6

Модуль 3.

Основы электрокардиографии

34

8

14

12

11.

Тема 3.1. ЭКГ-исследование сердца. ЭКГ в норме. Гипертрофия отделов сердца. Нарушения внутрижелудочковой проводимости.

10

2

4

4

12.

Тема 3.2. ЭКГ-исследование сердца. Синоаурикулярные блокады. Атриовентрикулярные блокады. Экстрасистолия. Пароксизмальные тахикардии. Трепетание и фибрилляция предсердий. Трепетание и фибрилляция желудочков.

12

4

4

4

13.


Тема 3.3. ЭКГ при ишемической болезни сердца: при стенокардии, при инфаркте миокарда.

10

2

4

4

Модульная контрольная работа по темам

3.1 – 3.3.

2




2




Модуль 4.

Семиотика заболеваний органов дыхания, кровообращения и пищеварения


52


10


26


16

14.

Тема 4.1. Основные клинические синдромы при заболеваниях органов дыхания

9

2

4

3

15.

Тема 4.2. Ревматизм (ревматическая лихорадка). Семиотика митральных пороков сердца

9

2

4

3

16.

Тема 4.3. Семиотика аортальных пороков сердца. Недостаточность трехстворчатого клапана

6




4

2

17.

Тема 4.4. Артериальные гипертензии. Гипертоническая болезнь. Симптоматические гипертензии

8

2

4

2

18.

Тема 4.5. Атеросклероз. ИБС: стенокардия, инфаркт миокарда. Сердечная недостаточность

8

2

4

2

19.

Тема 4.6. Семиотика гастритов, язвенной болезни желудка и 12-п кишки. Основные клинические синдромы при заболеваниях печени и желчевыводящих путей

10

2

4

4

Модульная контрольная работа по темам 4.1. – 4.6.

2




2




Модуль 5. Итоговая история болезни

8




4

4

20.

Тема 5.1. Курация больного. Написание истории болезни.

8




4

4

Модуль 6. Заключительный контроль практических умений по физикальным методам исследования внутренних органов

4




4




21.

Сдача практических умений. Итоговый тестовый контроль

4




4







Всего

180

32

88

60

Форма итогового контроля – экзамен (1 ЗЕТ)

36













Итого – 6 ЗЕТ

216











Программа практических занятий
Продолжительность практических занятий по пропедевтике внутренних болезней – 4 академических часа, что соответствует 3-м астрономическим часам.

Практические занятия проводятся с привлечением следующих форм: изучение методики обследования внутренних органов здорового человека («друг на друге»), изучение методики обследования больных, самостоятельная работа студентов у постели больного с оформлением фрагмента истории болезни, клинический разбор тематического больного, деловые игры, занятие-конференция (с анализом рефератов, выступлений), при изучении электрокардиографии – теоретический разбор материала с последующей расшифровкой электрокардиограмм (студентам предлагается набор ЭКГ в норме и патологии), при изучении лабораторных методов исследования – демонстрация аппаратуры и трактовка анализов.

Хронометраж

практического занятия по пропедевтике внутренних болезней

(в режиме 4-х часового занятия)



Продолжи-

тельность

Этапы занятия

1

5 мин

Перекличка студентов

2

10 мин

Объявление результатов итогового тестирования, проведенного на предыдущем занятии; разбор тестов

3

5 мин

Тестирование исходного уровня знаний

4

15 мин

Устный опрос по теме

5

20 мин

Демонстрация преподавателем тематического больного

6

5 мин

Перерыв

7

5 мин

Организация самостоятельной работы студентов

8

65 мин

Самостоятельная работа студентов у постели больного

9

20 мин

Преподаватель проводит обход и/или обсуждение прокурированных больных со всей группой студентов

10

15 мин

Проверка фрагментов историй болезней, написанных в рабочих тетрадях по пропедевтике внутренних болезней во время курации у постели больного

11

10 мин

Тестирование итогового уровня знаний

12

5 мин

Домашнее задание


1. Организационные вопросы (5 мин).

Перекличка студентов.

В начале занятия преподаватель предлагает студентам отметить в рабочей тетради порядковый номер занятия (в т.ч. номер модуля и темы занятия), дату и тему занятия.

Например: Занятие № 2 (модуль 1, тема 1.2). 20 февраля 2013 г. Тема: «Самостоятельная работа с больными: расспрос по схеме. Разбор анамнеза с преподавателем».


2. Подведение итогов тестирования, проведенного на предыдущем занятии (10 мин).

Преподаватель сообщает оценки по итогам тестирования «входящего» и «исходящего» уровней знаний, проведенного на предыдущем занятии. Проводится обсуждение неправильных ответов, дискуссия по обоснованию (доказательству) правильности ответов на тесты.

Преподаватель просматривает «доработанные» фрагменты историй болезней у тех студентов, которые неправильно их оформили на предыдущем занятии.

3. Входящий тестовый контроль (10 мин).

Группе студентов предлагаются тесты. Ответы на тесты сдаются студентами преподавателю на отдельных листах бумаги (бумажный носитель с текстом тестов должен оставаться нетронутым и возвращается преподавателю). Выставление оценок по тестовому контролю проводится преподавателем после окончания занятия. Оценки доводятся до сведения студентов в начале следующего занятия.

4. Опрос студентов по теме занятия (15 мин).

Опрос осуществляется по контрольным вопросам, предложенным к каждому практическому занятию

5. Демонстрация преподавателем тематического больного (20 мин).

Больной приглашается в учебную комнату, тяжелого больного преподаватель демонстрирует в палате. Преподаватель демонстрирует узловые моменты физикального обследования больного.

6. Организация самостоятельной работы студентов (10 мин).

Преподаватель персонально «прикрепляет» студентов к больным. Если больной отказывается от курации или его состояние ухудшилось, студент должен проинформировать об этом преподавателя (а не самостоятельно «присоединяться» к другим студентам). Преподаватель в этом случае даёт студенту другого больного.

7. Самостоятельная работа студентов у постели больного (65 мин).

Студенты собирают анамнез и проводят физикальное обследование больных. Студенты у постели больного в течение этих 65 минут в рабочей тетради по пропедевтике внутренних болезней оформляют фрагменты историй болезней.

По мере освоения все большего количества методов обследования больного фрагменты историй болезней от занятия к занятию увеличиваются в объеме, достигая наибольшей полноты (максимума) к моменту прохождения (по темам) всех методов физикального обследования. После этого, при изучении частной патологии, объем фрагмента истории болезни не меняется (не увеличивается).

Для оптимизации этой части практического занятия студенту предлагается придерживаться «Хронометража» самостоятельной работы студента у постели больного.