Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 663
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Тетрадь с конспектами лекций.
7. История болезни («итоговая») с оценкой преподавателя и исправлением ошибок.
8. Достижения студента:
- написание рефератов (текст рефератов, выполненных по установленным требованиям – с соблюдением содержания и указанием списка использованной литературы) с устным выступлением,
- участие в деловых/ролевых играх на занятиях,
- подготовка презентаций,
- участие студента в чтении лекции с подготовкой презентации по поручению лектора,
- выполнение научно-исследовательской работы (результаты исследования с приведением статистических данных),
- свидетельства об устных выступлениях на внутривузовских, региональных, республиканских конференциях при выполнении студентом научно-исследовательской работы на кафедре – программы конференций, дипломы и др.),
- ксерокопии научных публикаций по результатам научно-исследовательской работы,
- свидетельства о санитарно-просветительной работе студента (чтение лекций для населения, пациентов; ксерокопии публикаций по соответствующей тематике).
9. Характеристики студента:
- преподавателем, ведущим практические занятия (если преподаватель считает необходимым отметить достижения конкретного студента),
- лектором (в случае сотрудничества со студентом, привлечением его к участию в подготовке и чтении лекций),
- научным руководителем (при выполнении студентом научно-исследовательской работы на кафедре),
- отзывы пациентов (при наличии таковых).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ
№ пп. | Наименование разделов и тем | Всего (ч) | Аудиторные занятия (ч) | Самостоят. работа (ч) | |
лекц. | практ.зан. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Модуль 1. Анамнез. Общий осмотр. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения | 70 | 12 | 32 | 26 | |
1. | Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство с кафедрой. Схема истории болезни. Анамнез. | 8 | 2 | 4 | 2 |
2. | Тема 1.2. Общий (наружный) осмотр больного. | 10 | 2 | 4 | 4 |
3. | Тема 1.3. Обследование больных с заболеваниями системы дыхания | 10 | 2 | 4 | 4 |
4. | Тема 1.4. Перкуссия и аускультация легких | 10 | 2 | 4 | 4 |
5. | Тема 1.5. Обследование больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы | 9 | 1 | 4 | 4 |
6. | Тема 1.6. Перкуссия и аускультация сердца в норме | 9 | 1 | 4 | 4 |
7. | Тема 1.7. Перкуссия и аускультация сердца в патологии | 10 | 2 | 4 | 4 |
8. | Модульная контрольная работа по темам 1.1. – 1.7. | 4 | | 4 | |
Модуль 2. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов пищеварения, гепатобилиарной системы и мочеотделения | 12 | 2 | 8 | 2 | |
9. | Тема 2.1. Обследование больных с заболеваниями органов системы пищеварения и мочеотделения | 8 | 2 | 4 | 2 |
10. | Модульная контрольная работа по теме 2.1. | 4 | | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Модуль 3. Основы электрокардиографии | 34 | 8 | 14 | 12 | |
11. | Тема 3.1. ЭКГ-исследование сердца. ЭКГ в норме. Гипертрофия отделов сердца. Нарушения внутрижелудочковой проводимости. | 10 | 2 | 4 | 4 |
12. | Тема 3.2. ЭКГ-исследование сердца. Синоаурикулярные блокады. Атриовентрикулярные блокады. Экстрасистолия. Пароксизмальные тахикардии. Трепетание и фибрилляция предсердий. Трепетание и фибрилляция желудочков. | 12 | 4 | 4 | 4 |
13. | Тема 3.3. ЭКГ при ишемической болезни сердца: при стенокардии, при инфаркте миокарда. | 10 | 2 | 4 | 4 |
Модульная контрольная работа по темам 3.1 – 3.3. | 2 | | 2 | | |
Модуль 4. Семиотика заболеваний органов дыхания, кровообращения и пищеварения | 52 | 10 | 26 | 16 | |
14. | Тема 4.1. Основные клинические синдромы при заболеваниях органов дыхания | 9 | 2 | 4 | 3 |
15. | Тема 4.2. Ревматизм (ревматическая лихорадка). Семиотика митральных пороков сердца | 9 | 2 | 4 | 3 |
16. | Тема 4.3. Семиотика аортальных пороков сердца. Недостаточность трехстворчатого клапана | 6 | | 4 | 2 |
17. | Тема 4.4. Артериальные гипертензии. Гипертоническая болезнь. Симптоматические гипертензии | 8 | 2 | 4 | 2 |
18. | Тема 4.5. Атеросклероз. ИБС: стенокардия, инфаркт миокарда. Сердечная недостаточность | 8 | 2 | 4 | 2 |
19. | Тема 4.6. Семиотика гастритов, язвенной болезни желудка и 12-п кишки. Основные клинические синдромы при заболеваниях печени и желчевыводящих путей | 10 | 2 | 4 | 4 |
Модульная контрольная работа по темам 4.1. – 4.6. | 2 | | 2 | | |
Модуль 5. Итоговая история болезни | 8 | | 4 | 4 | |
20. | Тема 5.1. Курация больного. Написание истории болезни. | 8 | | 4 | 4 |
Модуль 6. Заключительный контроль практических умений по физикальным методам исследования внутренних органов | 4 | | 4 | | |
21. | Сдача практических умений. Итоговый тестовый контроль | 4 | | 4 | |
| Всего | 180 | 32 | 88 | 60 |
Форма итогового контроля – экзамен (1 ЗЕТ) | 36 | | | | |
| Итого – 6 ЗЕТ | 216 | | | |
Программа практических занятий
Продолжительность практических занятий по пропедевтике внутренних болезней – 4 академических часа, что соответствует 3-м астрономическим часам.
Практические занятия проводятся с привлечением следующих форм: изучение методики обследования внутренних органов здорового человека («друг на друге»), изучение методики обследования больных, самостоятельная работа студентов у постели больного с оформлением фрагмента истории болезни, клинический разбор тематического больного, деловые игры, занятие-конференция (с анализом рефератов, выступлений), при изучении электрокардиографии – теоретический разбор материала с последующей расшифровкой электрокардиограмм (студентам предлагается набор ЭКГ в норме и патологии), при изучении лабораторных методов исследования – демонстрация аппаратуры и трактовка анализов.
Хронометраж
практического занятия по пропедевтике внутренних болезней
(в режиме 4-х часового занятия)
№ | Продолжи- тельность | Этапы занятия |
1 | 5 мин | Перекличка студентов |
2 | 10 мин | Объявление результатов итогового тестирования, проведенного на предыдущем занятии; разбор тестов |
3 | 5 мин | Тестирование исходного уровня знаний |
4 | 15 мин | Устный опрос по теме |
5 | 20 мин | Демонстрация преподавателем тематического больного |
6 | 5 мин | Перерыв |
7 | 5 мин | Организация самостоятельной работы студентов |
8 | 65 мин | Самостоятельная работа студентов у постели больного |
9 | 20 мин | Преподаватель проводит обход и/или обсуждение прокурированных больных со всей группой студентов |
10 | 15 мин | Проверка фрагментов историй болезней, написанных в рабочих тетрадях по пропедевтике внутренних болезней во время курации у постели больного |
11 | 10 мин | Тестирование итогового уровня знаний |
12 | 5 мин | Домашнее задание |
1. Организационные вопросы (5 мин).
Перекличка студентов.
В начале занятия преподаватель предлагает студентам отметить в рабочей тетради порядковый номер занятия (в т.ч. номер модуля и темы занятия), дату и тему занятия.
Например: Занятие № 2 (модуль 1, тема 1.2). 20 февраля 2013 г. Тема: «Самостоятельная работа с больными: расспрос по схеме. Разбор анамнеза с преподавателем».
2. Подведение итогов тестирования, проведенного на предыдущем занятии (10 мин).
Преподаватель сообщает оценки по итогам тестирования «входящего» и «исходящего» уровней знаний, проведенного на предыдущем занятии. Проводится обсуждение неправильных ответов, дискуссия по обоснованию (доказательству) правильности ответов на тесты.
Преподаватель просматривает «доработанные» фрагменты историй болезней у тех студентов, которые неправильно их оформили на предыдущем занятии.
3. Входящий тестовый контроль (10 мин).
Группе студентов предлагаются тесты. Ответы на тесты сдаются студентами преподавателю на отдельных листах бумаги (бумажный носитель с текстом тестов должен оставаться нетронутым и возвращается преподавателю). Выставление оценок по тестовому контролю проводится преподавателем после окончания занятия. Оценки доводятся до сведения студентов в начале следующего занятия.
4. Опрос студентов по теме занятия (15 мин).
Опрос осуществляется по контрольным вопросам, предложенным к каждому практическому занятию
5. Демонстрация преподавателем тематического больного (20 мин).
Больной приглашается в учебную комнату, тяжелого больного преподаватель демонстрирует в палате. Преподаватель демонстрирует узловые моменты физикального обследования больного.
6. Организация самостоятельной работы студентов (10 мин).
Преподаватель персонально «прикрепляет» студентов к больным. Если больной отказывается от курации или его состояние ухудшилось, студент должен проинформировать об этом преподавателя (а не самостоятельно «присоединяться» к другим студентам). Преподаватель в этом случае даёт студенту другого больного.
7. Самостоятельная работа студентов у постели больного (65 мин).
Студенты собирают анамнез и проводят физикальное обследование больных. Студенты у постели больного в течение этих 65 минут в рабочей тетради по пропедевтике внутренних болезней оформляют фрагменты историй болезней.
По мере освоения все большего количества методов обследования больного фрагменты историй болезней от занятия к занятию увеличиваются в объеме, достигая наибольшей полноты (максимума) к моменту прохождения (по темам) всех методов физикального обследования. После этого, при изучении частной патологии, объем фрагмента истории болезни не меняется (не увеличивается).
Для оптимизации этой части практического занятия студенту предлагается придерживаться «Хронометража» самостоятельной работы студента у постели больного.