Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 669
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ХРОНОМЕТРАЖ
самостоятельной работы студентов у постели больного
№ п/п | Продолжи-тельность (мин) | Действия студентов у постели больного |
1 | 10 | Сбор анамнеза |
2 | 5 | Общий осмотр |
3 | 10 | Осмотр, пальпация грудной клетки, сравнительная перкуссия легких |
4 | 5 | Топографическая перкуссия легких: верхняя граница, нижняя граница легких (можно по 1-2 линиям). Аускультация легких |
5 | 10 | Исследование верхушечного толчка, перкуссия относительной и абсолютной тупостей сердца |
6 | 5 | Аускультация сердца |
7 | 5 | Исследование пульса. Измерение АД (на руках и ногах) |
8 | 15 | Осмотр живота. Поверхностная пальпация живота. Пальпация сигмовидной кишки. Пальпация слепой кишки. Пальпация восходящего отдела толстой кишки. Пальпация нисходящего отдела толстой кишки. Пальпация поперечно-ободочной кишки. Исследование нижней границы желудка. Перкуссия печени по Курлову. Пальпация печени. Перкуссия селезенки. Пальпация селезенки. Пальпация почек |
После завершения самостоятельной работы все студенты собираются в учебной комнате для того, чтобы затем всем участвовать в разборе прокурированных больных.
8. Подведение итога самостоятельной работы студентов в палатах – разбор больных (20 мин).
Доклады студентов должны быть краткими, с выделением самого главного, интересного и, возможно, необычного, что могло встретиться при обследовании конкретного больного.
9. Просмотр фрагментов историй болезней (10 мин).
Если оформление студентом фрагмента истории болезни не удовлетворяет преподавателя, то преподаватель предлагает студенту исправить (дополнить) фрагмент истории болезни путем дополнительной домашней работы. В этом случае свою подпись преподаватель ставит в рабочей тетради студента в начале следующего занятия после ознакомления с результатами домашней работы студента.
10. Проверка итогового уровня знаний (10 мин).
Проверка итогового уровня знаний осуществляется путем тестирования.
11. Домашнее задание (5 мин).
Таким образом, каждое практическое (клиническое) занятие в студенческих рабочих тетрадях должно быть оформлено, как минимум, по четырем позициям:
1. № занятия (а также модуля и темы занятия).
2. Дата занятия.
3. Тема занятия.
4. Фрагмент истории болезни (или запись результатов обследования здорового человека, или трактовка лабораторных анализов, результаты расшифровки и анализа ЭКГ и др.).
План практических занятий
V семестр
№ п/п | Объем в часах | Наименование темы, содержание занятия |
1 | 2 | 3 |
1 | 4 | Вводное занятие: работа терапевтического отделения. Знакомство с кафедрой. Схема истории болезни. Анамнез. Демонстрация преподавателем сбора анамнеза у больного. Самостоятельная работа студентов с больными. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль |
2 | 4 | Общий осмотр больного. Общий осмотр больного: положение больного, состояние сознания, осмотр кожи, исследование лимфатических узлов, подкожно-жировой клетчатки, суставов, костей, мышц, выявление отеков. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль |
3 | 4 | Обследование больных с заболеваниями системы органов дыхания: расспрос (основные жалобы и их патогенез), осмотр (форма грудной клетки, тип дыхания, глубина и ритм дыхания, подсчет частоты дыхательных движений), пальпация грудной клетки (определение эластичности грудной клетки, голосового дрожания). Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль |
4 | 4 | Перкуссия легких. Освоение метода перкуссии. Сравнительная перкуссия, определение характера перкуторного звука. Топографическая перкуссия. Диагностическое значение. Аускультация легких. Освоение метода аускультации. Понятие об основных и дополнительных дыхательных шумах, механизм их возникновения, диагностическое значение. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль |
5 | 4 | Обследование больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Расспрос (характерные жалобы, патогенез), осмотр (положение больного, цвет кожных покровов, осмотр области сердца и крупных сосудов), пальпация верхушечного толчка и области сердца. Исследование пульса и артериального давления. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль |
6 | 4 | Перкуссия и аускультация сердца в норме: методика определения границ относительной и абсолютной тупости сердца, сосудистого пучка. Аускультация сердца: проекции клапанов сердца, точки и зоны аускультации сердца, методика аускультации сердца. Отличия I и II тонов сердца. III и IV тоны сердца. Описание результатов обследования сердца здорового человека. Тестовый контроль. |
1 | 2 | 3 |
7 | 4 | Перкуссия и аускультация сердца в патологии. Перкуторные изменения при патологии сердечно-сосудистой системы: диагностическое значение изменений границ сердца. Понятие о митральной, аортальной и трапециевидной конфигурациях сердца. Изменения тонов сердца в патологии. Ритм «перепела», ритм «галопа». Шумы сердца, механизм возникновения, классификация (по А.В.Струтынскому, 2004). Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль. |
8 | 4 | Сдача модуля 1. Итоговое контрольное занятие по теме: «Методы клинического исследования больного с заболеваниями органов дыхания и кровообращения» (проверка практических умений и теоретических знаний). Промежуточный тестовый контроль |
9 | 4 | Обследование больных с заболеваниями системы пищеварения и мочеотделения. расспрос (характерные жалобы, их патогенез). Осмотр полости рта, живота, перкуссия (определение свободной жидкости), пальпация (поверхностная ориентировочная и глубокая методическая скользящая пальпация желудка, привратника, кишечника, поджелудочной железы). Характерные жалобы больных с заболеваниями печени, желчного пузыря, почек. Осмотр области печени и почек. Перкуторное определение границ печени и селезенки. Пальпация печени, селезенки, почек. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль |
10 | 4 | Сдача модуля 2. Контрольное итоговое занятие по теме «Методы исследования больных с заболеваниями органов пищеварения и мочеотделения» (проверка практических умений и теоретических знаний). Промежуточный тестовый контроль |
11 | 4 | ЭКГ-исследование сердца: техника регистрации, ЭКГ отведения. План расшифровки ЭКГ. Гипертрофия отделов сердца. Атриовентрикулярные блокады |
12 | 4 | ЭКГ-исследование сердца: синоаурикулярные блокады, нарушения внутрижелудочковой проводимости. Экстрасистолия. Пароксизмальные тахикардии. Трепетание и фибрилляция предсердий. Трепетание и фибрилляция желудочков |
13 | 4 | ЭКГ при ишемической болезни сердца: при стенокардии, при инфаркте миокарда (по стадиям, размерам поражения, топическая диагностика). Тестовый контроль |
2 | Сдача модуля 3. Контрольное итоговое занятие по теме «Электрокардиография» |
VI семестр
№ п/п | Объем в часах | Наименование темы, содержание занятия |
1 (14) | 4 | Основные клинические синдромы при заболеваниях органов дыхания: синдром инфильтрации легочной ткани (очаговая и крупозная пневмония), синдром полости в легком (абсцесс легкого). Синдром повышенной воздушности легочной ткани (эмфизема легких), синдром наличия жидкости и газа в плевральной полости (плеврит, пневмоторакс), синдром бронхиальной обструкции (бронхиальная астма). Бронхиты. Бронхоэктатическая болезнь. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль |
1 | 2 | 3 |
2 (15) | 4 | Ревматизм (ревматическая лихорадка). Семиотика митральных пороков сердца. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль |
3 (16) | 4 | Семиотика аортальных пороков сердца. Недостаточность трехстворчатого клапана. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль |
4 (17) | 4 | Артериальные гипертензии. Эссенциальная гипертония (гипертоническая болезнь) и симптоматические гипертензии. Дифференциальная диагностика. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль |
5 (18) | 4 | Атеросклероз. ИБС: стенокардия, инфаркт миокарда. Сердечная недостаточность. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль |
6 (19) | 4 | Модуль 5. Курация больного. Написание истории болезни |
7 (20) | 4 | Семиотика гастритов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Основные клинические синдромы при заболеваниях печени (желтуха, портальная гипертензия, гепатолиенальный синдром, печеночная недостаточность). Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль. Сдача истории болезни (модуль 5) |
2 | Сдача модуля 4. Семиотика болезней органов дыхания и кровообращения | |
8 (21) | 4 | Итоговый тестовый контроль теоретических знаний по пропедевтике внутренних болезней. Разбор студенческих историй болезни. Сдача модуля 6: заключительный контроль практических умений по методам обследования внутренних органов |
Модуль 1
Анамнез. Общий осмотр. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения
Практическое занятие № 1 (Модуль 1, тема 1.1)
Тема 1.1.1. Вводное занятие. Знакомство с кафедрой.
Схема истории болезни. Анамнез
Цель занятия:
- освоение методики расспроса пациента (сбора анамнеза),
- изучение схемы истории болезни.
После изучения данной темы студент должен знать:
- основные деонтологические принципы сбора анамнеза у пациента,
- схему истории болезни.
В результате изучения данной темы студент должен освоить:
- этические (деонтологические) принципы общения с пациентами,
- методику расспроса пациента,
- правила выслушивания и активного расспроса пациента,
- правила недопустимости разглашения интимных сведений о больном,
- правила, позволяющие избежать возникновения ятрогений.
Содержание занятия
1. Введение (знакомство с кафедрой, организацией работы терапевтического отделения больницы, правилами поведения врача (студента) у постели больного).
2. Изучение схемы истории болезни.
3. Изучение разделов анамнеза.
4. Демонстрация преподавателем cбора анамнеза у пациента.
5. Самостоятельная работа студентов с больными: расспрос по схеме.
6. Написание фрагмента истории болезни.
Основные понятия
Анамнез – метод получения данных о больном путем расспроса. Анамнез (ана…+ мнемо): ана1…(греч. ana) – приставка со значением «обратное действие» (соответствует русскому «назад»); +…мнемо (мнез, мнезия; греч. mnéme – память и mnésis – воспоминание) – часть сложных слов, обозначающих отношение к памяти, к воспоминаниям, например, амнезия), т.е. дословно «назад к памяти, через память»; опуская детали – «анамнез» можно перевести как «воспоминание».
Диагноз – врачебное (медицинское) заключение о состоянии здоровья пациента и о природе заболевания. Термин происходит от греческого diagnosis – распознавание (dia – отдельно, dignoskein – знать. Буквально означает: «знать отдельно», «знание, отличие одного от другого».
Пропедевтика внутренних болезней – введение в область терапии (греч. pro – перед,