Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1149

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

93
для Сократа представлялся единственным и всемогущим двигателем и организатором человеческого поведения.
Сократ обратил внимание на своеобразие духовного мира сравни- тельно с миром материальным. Он отчетливо обозначил разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность, невеществен- ность и бессмертие души. Смерть тела он считал выздоровлением души.
Поэтому, выпив по приговору суда чашу с ядом, философ попросил сво- их учеников принести петуха в жертву богу врачевания Асклепию.
Душа, по Сократу, это разум, это те психические качества челове- ка, которые свойственны ему как существу мыслящему и умеющему действовать согласно нравственным идеалам. Афинский мыслитель рассматривал человека через призму единства его нравственных по- исков и познавательных целей. Он полагал, что отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств формируется на пути самопознания, личных духовных поисков. Счи- тая самопознание основой нравственного самосовершенствования че- ловека, Сократ сделал начертанные на храме Аполлона в Дельфах слова «Познай самого себя» девизом своей философии.
Главное место в философии Сократа принадлежит этике. По сло- вам Аристотеля, в нравственности Сократ искал общее и первый об- ратил свою мысль на определения. Он задавался вопросом, что есть благо само по себе или, скажем, справедливость сама по себе, незави- симо от чьих бы то ни было мнений. Он был убежден в объективном существовании моральных категорий и в отличие от софистов при- знавал объективную истину, высшее, общеобязательное знание.
Предпосылкой знания Сократ считал незнание. Поэтому пафос поиска истины он выразил словами: «Я знаю, что ничего не знаю».
Однако, откровенно признав, что ничего не знает, он тем самым под- разумевал, что знание о своем незнании делает его еще более муд- рым, поскольку другие люди не знают даже этого. Те же, кто говорит о своей мудрости в вопросах человеческого существования, попадают в ловушку противопоставления абсолютному всеведению Бога. Таким образом, Сократ хотел указать на ничтожность человеческого знания в сравнении с божественной мудростью.
Не скрывая своего незнания, афинский мыслитель хотел привести к такому же состоянию своих собеседников, пробудить у них сомне-

94
ния в общепринятых истинах и тем самым заставить размышлять, ар- гументировать собственную позицию.
Знание, которое в понимании Сократа есть усмотрение общего для целого ряда вещей, способен дать только разум, ибо общее не может быть обнаружено чувствами. Истинное знание обо всем человек находит в своей душе, оно как бы прирождено ему. Но чтобы раскрыть знание, человек должен приложить значительные усилия. Помочь человеку из- влечь скрытое в нем правильное знание был призван разработанный Со- кратом метод, который в историю философской мысли вошел под назва- нием сократического, или диалектического метода.
Сократ был первым, кто употребил слово «диалектика», и означа- ло оно умение вести беседу, спор. Игра в диалектику была одной из любимых форм греческого времяпровождения. Сократ довел диалек- тический диалог до совершенства. Через обнаружение противоречий в рассуждениях оппонента он приводил его к истине посредством во- просов и ответов. Диалектиком он считал того, кто умеет ставить во- просы и давать на них ответы.
Диалектический метод нахождения истины начинался с иронии — притворного неведения. Суть метода иронии состояла в том, что Со- крат, заявляя о своем неведении и как бы соглашаясь с собеседником, постепенно направлял его мысль таким образом, что тот приходил в противоречие с самим собой и признавал собственное невежество.
Майевтика (буквально: «повивальное искусство») является сле- дующей составной частью диалектического метода. Ее суть состояла в преодолении противоречий, раскрытых в суждениях собеседника, с целью добиться истины.
Основной задачей своего метода Сократ считал нахождение все- общей нравственной основы отдельных добродетелей. Для решения этой задачи он использовал индукцию и определение. Индукция есть отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и срав- нения. Определение — это установление родов и видов, выяснение их соотношения. В беседах Сократ сравнивал отдельные этические фак- ты, выделял из них общие элементы и, в конечном счете, сводил их к высшему единству, выраженному общим понятием. Так, исследова- ние отдельных справедливых или несправедливых поступков откры-


95
вало возможность определения понятия справедливости или неспра- ведливости вообще.
В своих беседах Сократ не выдвигал собственных утверждений, не желая, чтобы с ним просто соглашались. Он полагал, что мысль, чтобы высказать о ней свое суждение, сначала следует обсудить, рас- смотреть с разных точек зрения. Находя противоречия в рассуждени- ях своих оппонентов, он помогал им самим прояснить истину, сделать правильный вывод, раскрыть подлинную природу рассматриваемого предмета и, что самое главное, обосновать и определить понятия. По- этому свой диалектический метод Сократ называл майевтикой, буду- чи уверенным в том, что лишь помогает своим слушателям «разро- диться» теми знаниями, которые от рождения присущи их душам.
Кроме того, великий афинянин доказывал нераздельность мышления и общения, когда посредством своего диалектического метода приво- дил собеседников к логически ясному знанию.
Обсуждая смысл различных нравственных понятий (добро, благо, справедливость и др.), философ обнаружил возможность анализиро- вать мысли с логической точки зрения. По признанию создателя фор- мальной логики Аристотеля, Сократ первым начал использовать ин- дуктивные доказательства и давать общие определения понятий. По сути дела, своей деятельностью он способствовал становлению логи- ки как науки.
Сократ был убежден в том, что посредством определения понятий люди становятся в высшей степени нравственными. Он связал нрав- ственность с разумом, выделил в качестве определяющего этический аспект знания. В силу этого Сократа считают основоположником тра- диции этического рационализма в философии.
Основной принцип сократовской философии: добродетель неотде- лима от знания.
Добродетельэто знание того, что хорошо и вместе с тем по- лезно человеку, что дает ему истинное блаженство и счастье, а дурное — это незнание. Сократ выделял три основных добродетели: умерен-
ность — знание того, как обуздывать страсти; храбрость, — знание того, как преодолевать опасности; справедливость, — знание того, как соблюдать законы божественные и человеческие.

96
Сократ считал, что знание автоматически реализуется в поведе- нии. Достаточно человеку открыть истину, как он станет доброде- тельным. Из знания нравственности всегда следуют действия в соот- ветствии с ней. Невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Афин- ский мыслитель утверждал также, что никто не грешит сознательно, что совершающий зло делает это по незнанию. Из-за незнания чело- век принимает за реальное добро то, что таковым не является. Поэто- му-то в своих беседах Сократ старался на примере каждого отдельно- го случая сформировать у собеседников ясное понятие об истинно нравственном.
Согласно Сократу, знание доступно только «благородным лю- дям». Будучи противником афинской демократии, наилучшей формой государственного устройства он считал аристократию как власть
«благородных господ», то есть знающих и моральных людей. Афин- ские граждане должны им безоговорочно подчиняться, верить в бо- гов, надеяться на их милость, исполнять все религиозные обряды. Сам
Сократ аккуратно приносил жертвы богам и старательно выполнял религиозные обряды. Но он утверждал, что у каждой души есть свой демон-покровитель и говорил о том, что слушал голос своего «демо- ния», который предостерегал его от совершения тех или иных по- ступков. За это подозрительное, с точки зрения государственной ре- лигии, учение Сократ был обвинен в неблагочестии и осужден на смерть. Приняв несправедливое осуждение, он доказал, что истинный философ должен жить и умереть в согласии со своим учением. Ведь, по учению Сократа, человек представляет собой часть полиса и как гражданин обязан соблюдать законы государства и подчиняться даже несправедливому решению суда.
После смерти Сократа, на рубеже V–IV вв. до н. э., образовались так называемые сократические школы: школа киников, киренская, мегарская и элидо-эритрейская школы. Мегарская школа занималась в основном вопросами логики. Среди ее сторонников был знаменитый математик Евклид. Представители элидо-эритрейской школы Федон из Элиды и Менедем из Эритреи развивали основные идеи Сократа.
Наибольшую же известность приобрели школы киников (циников) и


97
киренаиков, которые в первую очередь разрабатывали этическую проблематику.
Школа киников получила свое название от гимнасии Киносарг
(«Белая собака») в Афинах, в которой последователь Сократа Анти-
сфен (ок. 450 — ок. 360 до н. э.) излагалсвое учение.
Согласно учению Антисфена, высочайшим из благ является ду- ховная свобода. Внутренне свободный человек может быть счастли- вым независимо от внешних обстоятельств. Поиски счастья в чем-то другом, кроме самого себя, кроме своей собственной природы порож- дают порок. Добродетельным является тот, кто живет в соответствии со своей неповторимой природой.
Индивидуалистическая мораль привела киников к космополитиз-
му. Независимость человека от общественных структур делает его гражданином мира, ибо в любом обществе он руководствуется не его законами, а законами своей собственной природы. Однако духовная свобода дается человеку нелегко. Он должен приложить к этому ог- ромные усилия.
В отличие от Сократа киники первостепенное место отводили во- левому импульсу к достижению добродетели. Они учили, что чело- век, знающий, в чем состоит добро, должен ограничиваться удовле- творением лишь естественных потребностей. Положение бедственное и унизительное избиралось ими как наилучшее. По словам одного из видных представителей кинической школы Кратета, только жизнь, прожитая в воздержании, заставляет человека жить достойно и не по- зволяет ему совершать позорные поступки. Полная независимость от материальных благ и различного рода благопристойностей достига- лась путем борьбы человека с самим собой, требовала от него повсе- дневного героизма, что не для каждого было по силам.
Киники не стремились к построению законченной философской теории. Главным для них было экспериментально проверить на себе определенный образ жизни. Символом движения киников стал Дио-
ген из Синопа. В его понимании человек должен жить в соответствии со своим предназначением, быть выше общественных предубежде- ний, капризов судьбы, знать и уметь найти свою собственную приро- ду, с которой согласен, а потому и счастлив.

98
И М Е Н А
Диоген (400-323 до н. э.) — древнегреческий философ, родом из Синопа.
Ученик Антисфена, основа- теля школы киников. Диоген был сутулым, лысым, носил длинную бороду, ко всем относился с презрением и мочился,как собака. Своими противниками он и был про- зван собакой. Наряд его состоял из плаща,сумы и огромной палки. Прославился он тем, что жил в бочке, питался отбросами на афинском ба- заре и днем среди толпы с фонарем искал того, кого мог бы назвать человеком. Себя Диоген называл человеком
«без общины, без дома, без отечества». Существуют раз- ные версии его смерти. Говорят, например, что его смерть наступила «от задержания дыхания». Сочинения
Диогена до нас не дошли и неизвестно, излагал ли он свое учение в письменной форме.
Добродетель состоит в том, чтобы ограничивать себя удовлетворением только самых насущных естественных потребностей. Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, Диоген выбросил из своей сумы чашку, воскликнув: «Мальчик превзошел меня простотой жизни». Он отрицал всякий комфорт, удовольствия, ибо, по его убеждению, свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.
Кинизм стал наиболее антикультурным явлением из всех фило- софских течений Древней Греции и Запада вообще. Его сторонники хотели быть нагими и одинокими, полагая социальные связи и куль- турные навыки мнимостью.
Полной противоположностью школе киников была школа кире-
наиков, или гедонистов. Эта школа была основана учеником Сократа
Аристиппом (430–355 до н. э.) в городе Кирены на севере Африки.
Высшую ценность жизни Аристипп видел в наслаждении. Вопре- ки чувству меры он заявлял, что наслаждение — всегда благо, из ка- кого бы источника оно не проистекало. Он призывал человека насла- ждаться любым положением в каждое мгновение. Аристипп утверждал, что нет ни прошлого, как уже протекшего времени, ни бу-


99
дущего, как еще не наступившего, поэтому не следует откладывать сиюминутное удовольствие, нужно жить настоящим. Задачу филосо- фии он видел в том, чтобы учить человека извлекать из каждой си- туации максимум наслаждений.
Критерий добродетели киренаики видели в самом человеке, по- скольку приоритетными для них являлись телесные наслаждения. Доб- родетель определялась ими остротой чувственных переживаний челове- ка. Однако, будучи последователями Сократа, киренаики обращали внимание на то, что необходимо разумно пользоваться благами жизни.
Они подчеркивали, что достойно человека быть хозяином своих удо- вольствий. Правда, они провозглашали не господство над инстинктами и жаждой наслаждений, а господство в самом наслаждении. «Лучшая доля
не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы вла-
ствовать над ними, не подчиняясь им». Отвратительно не само наслаж- дение, а тот, кто становится его жертвой, кто делается игрушкой стра- стей. Осуждать следует не само наслаждение, а крайности в нем.
Ученик Аристиппа Гегезий, исходя из основоположения кирен- ской школы о том, что единственной целью жизни является наслаж- дение, пришел к пессимистическим выводам. Он полагал, что жизнь бессмысленна, ибо счастье недостижимо. Ведь в человеческой жизни наряду с наслаждениями имеют место и страдания. При этом нет ни- какой гарантии, что количество наслаждений превысит количество страданий. Следовательно, следует стремиться не к наслаждению, а к избавлению от страданий. Гегезий пришел к выводу, что единствен- ный выход для человека — это самоубийство. Поэтому его прозвали
«смертепроповедником». Ему даже запретили читать лекции в Алек- сандрии, так как были случаи, когда кто-либо из слушателей после его лекций кончал жизнь самоубийством.
Представители кинической и киренской школ сконцентрировали внимание на вопросах этики. Космологические, гносеологические, логические и другие проблемы не представляли для них ценности. Но среди учеников и последователей Сократа сформировался философ, создавший систему, в которой философское знание приобрело наибо- лее всесторонний характер. Этим философом был Платон,деятель- ность которого относится к классическому периоду в развитии антич- ной философии.

100
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

§ 4. Классический период в развитии
древнегреческой философии
Древнегреческая философия на рубеже V–IV вв. до н. э. приобретает такие черты, которые позволяют считать ее классической. Прежде всего, это создание завершенных философских систем, в которых получили достаточную разработку все основные проблемы философии, все те раз- делы философского знания, что составляют содержание современной философии. Кроме того, в них используется весьма развитый категори- ально-понятийный аппарат, который остается востребованным в фило- софии по сей день. Это такие категории, как материя, дух, движение, ка- чество, количество и многие другие. В это время философия активно опирается на данные современного ей естествознания, взаимодействует с политикой, правом, искусством и другими сферами духовной жизни об- щества и приобретает в обществе огромный авторитет как самостоятель- ное духовное явление. И, наконец, создаются учебные заведения (плато- новская Академия и аристотелевский Ликей), в которых осуществляется подготовка философских кадров.
Общепризнанными классиками античной философии являются
Платон и Аристотель.
Духовное развитие Платона началось с разработки этико- политической проблематики. Затем он пришел к осознанию необхо- димости восстановить некоторые онто-космологические моменты ранней натурфилософии. Платона считают родоначальником системы
объективного идеализма. Он пытался доказать, что у любой вещи физического мира есть своя высшая и последняя причина, которая имеет не физическую, а метафизическую, умопостигаемую природу.
Эту причину Платон назвал идеей (видом, эйдосом, или формой).
В своем известном диалоге «Гиппий Больший» Платон на примере определения понятия прекрасного раскрывает, что есть идея в его по- нимании. Главные персонажи этого диалога Сократ и Гиппий обсуж- дают вопрос о том, что есть прекрасное. Гиппий говорит, что пре- красное — это и девушка, и лошадь, и кувшин. Сократ же объясняет ему, что прекрасное — это не конкретные вещи, а качество, которое может быть присуще самым различным вещам, в которых оно вопло- щается. Но его, Сократа, интересуют не эти конкретные воплощения,

101
И М Е Н А
Платон (428-347 до н. э.) — древнегреческий философ, родом с острова Эгина вблизи Афин. Настоя- щее его имя — Аристокл. Прозвище
«Платон» означает «широкоплечий».
Происходил из влиятельной аристо- кратической семьи и готовился к политической карьере, занимался литературой, музыкой, живописью, спортом. Встреча с Сократом изме- нила его планы, он решил посвятить свою жизнь исключительно философии. После казни Со- крата Платон покинул Афины. Он много путешествовал, побывал в Египте, Южной Италии, на Сицилии. В 40-лет- нем возрасте вернулся в Афины и организовал в 385 го- ду до н. э. школу, которая имела в своем владении об- ширную рощу, возделанную в память героя Академа, по- этому школа получила название Академии и стала прототипом высших учебных заведений. Просуществовала она более 900 лет. Полностью из произведений Платона до нас дошли 34 диалога, «Апология Сократа» и 13 пи- сем. Ему приписываются также сочинения, адресованные только членам Академии, но они не сохранились, види- мо, потому, что распространялись в устной форме.
а прекрасное само по себе. Он убеждает Гиппия, что прекрасное — это идея, существующая сама по себе, независимо от той вещи, в ко- торой она воплощается.
Таким образом, идея, по Платону, — это не просто понятие или мысль, которые человек выражает теми или иными словами. Она су- ществует объективно, то есть независимо от человека. Идея — это истинное бытие, которое выступает причиной существования вещей и общим понятием об их сущности. Например, отдельные столы суще- ствуют потому, что есть особое бытие, которому соответствует поня- тие «стол», отражающее общие свойства предметов этого класса. Для их обозначения Платон даже придумывал особые существительные:
«стольность» как выражение общего для всех возможных столов,
«лошадность» — для всех возможных лошадей, «чашкость» и т. д.