Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1145
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
76
В «Ахиллесе и черепахе» Зенон доказывал, что быстрый Ахиллес никогда не догонит медленную черепаху, так как каждому его шагу соответствует шаг черепахи. Принцип дихотомии был применен здесь к двум телам, движущимся в одном направлении. Пока Ахиллес пройдет некоторое расстояние, черепаха также продвинется вперед, то есть в каждый отдельный момент он достигал бы лишь той точки пространства, которая уже пройдена черепахой. Как бы ни уменьша- лось пространство между Ахиллесом и черепахой, оно никогда не станет равным нулю, ибо, будучи бесконечным в своей делимости, оно требует для прохождения бесконечного времени.
В «Стреле» Зенон говорил, что летящая стрела на самом деле по- коится, ведь для движения предмет нуждается в пространстве, боль- шем самого предмета. А стрела в каждом пункте своего пути занима- ет равное себе место, то есть покоится. Бесконечная же сумма
«покоев» не может дать движения.
В «Стадионе» Зенон рассматривал три одинаковые по длине по- возки:
Повозка 1
Повозка 2
Повозка 3
Первая повозка неподвижная, а вторая и третья движутся с рав- ными скоростями навстречу друг другу по параллельным линиям от- носительно первой повозки. Начиная движение от середины первой повозки и заканчивая его у ее краев, вторая и третья повозки за одно и то же время пройдут разные пути. Один путь — относительно друг
77
друга, он будет равен длине повозки. Другой путь — относительно первой повозки, он будет равен половине ее длины. Получается, что половина равна целому, а это нелепо.
Таким образом, Зенон доказывал, что представление о движении как существующем ведет к явной бессмыслице. Как видим, он ис- пользовал метод рассуждения от противного, который и по сей день применяется в современной теории аргументации.
Все приводимые в апориях рассуждения Зенона, безусловно, не соответствуют данным наших ощущений. Да и сам Зенон нисколько не сомневался в том, что чувствами мы воспринимаем движение.
Именно потому, что движение — это лишь видимость наших органов чувств, оно не является истинным. Зенон хотел обратить внимание на то, что жить в мире и понимать, знать его — это не одно и то же. Если движение есть, оно должно быть осмыслено, доказано, ибо только то, что мыслится в разуме, и является, согласно элеатам, существующим.
Конечно, все апории Зенона легко опровергаются, если принимать во внимание при их рассмотрении не только прерывность простран- ства и времени, но и их непрерывность. Уже Аристотель указывал на это, утверждая, что хотя в возможности пространство и время беско- нечно делимы, это еще не означает, что и в действительности они яв- ляются таковыми. Только в ХХ в. наука пришла к выводу о том, что мир выступает дискретным и одновременно представляет собой слит- ный континуум и что именно движение является решением противо- речия между прерывностью и непрерывностью.
Заслуга Зенона заключалась в том, что он первым указал на труд- ности теоретического описания движения, пространства и времени, открыв их объективную противоречивость.
Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова нача- лась с Парменида. Действительно, именно в школе элеатов впервые было проведено качественное различие между разумом и ощущения- ми, между философским и физическим знанием. Дальнейшее развитие философии осуществлялось через преодоление тех затруднений, с кото- рыми столкнулись элеаты. Основываясь на неопровержимых логических
78
И М Е Н А
Эмпедокл (ок. 490-430 до н.э.) — древнегреческий философ, политический деятель и поэт, родом из г.Агригента в
Сицилии. Происходил из царской семьи, поддерживал демократию, потерпев пора- жение, был изгнан из родного города.
Много путешествовал, учился в Египте искусству пророчества и постигал на
Востоке тайны врачевания. С Эмпедокла началась история медицины в европей- ской культуре. Он владел искусством красноречия и основал школу риторики в Сицилии. О нем ходили легенды как о великом чудотворце. Он сам в медных башмаках, в золотом поясе и дельфийской короне на голове в сопровождении многочисленной свиты обхо- дил греческие города и распространял славу о себе как о боге. Смерть его также окутана легендами. Говорят, что он, чтобы доказать свою божественность, бросился в кратер вулкана Этна. Эмпедокл является автором фи- лософской поэмы «О природе» и религиозной поэмы «Очи- щения». аргументах, они трактовали бытие как единое и неподвижное при чувственной данности множественности и изменчивости бытия. Воз- никал вопрос, об одном бытии или о разных говорили элеаты. Эмпе- докл, Анаксагор, Демокрит решали этот вопрос путем признания ре- ального существования мира множественных и изменчивых вещей, следуя тем самым материалистической тенденции. Сократ и Платон признавали реально существующим единое и неизменное бытие, со- ответствующее законам логического мышления, утверждая, таким образом, традицию философского идеализма.
Эмпедокл был первым, кто оспорил элеатовское понимание бытия, полагая, что первоначало, оставаясь неизменным, неподвижным и еди- ным, не может порождать многое. По его мнению, нельзя объяснить многообразие чувственного мира с помощью одного начала. Он пришел к выводу о существовании множества качественно различных первона- чал. Основу его учения составила концепция о четырех стихиях, которые
79
он отождествлял с богами. Огонь (Зевс), землю (Аидоней), воду (Нестис) и воздух (Гера) Эмпедокл назвал «корнями всех вещей».
Казалось бы, Эмпедокл возвратился к суждениям о природе, ха- рактерным для ионийских натурфилософов. На самом деле ионийцы придерживались позиции монизма, то есть выбирали лишь одну из стихий в качестве первоосновы, выводя из нее все существующее пу- тем ее трансформации. Эмпедокл же провозгласил качественную не- сводимость каждой из стихий, утверждая, что различные качества возникают из различных же качеств. Таким образом, он заложил ос- новы плюралистической концепции мира.
Отвергнув учение элеатов о бытии, Эмпедокл в то же время разделял их точку зрения, согласно которой небытия нет. Поэтому единственно возможным основанием для изменения и множественности могло быть смешение стихий. Четыре стихии своими сочетаниями, причем в опреде- ленных пропорциях, образуют все вещи. Например, мясо и кровь есть соединение четырех стихий в равных пропорциях, а кости представляют собой сочетание двух частей воды, двух частей земли и четырех частей огня. Таким образом, все вещи отличаются друг от друга различием про- порций. Но, возникая из смешения стихий, вещи отличаются от самих стихий. Мясо — это не то же самое, что взятые по отдельности равные части огня, воздуха, воды и земли, а кость отлична от двух частей воды, двух частей земли и четырех частей огня, взятых по отдельности.
Смешиваясь в различных отношениях и разделяясь, стихии тем не ме- нее остаются неизменными: к ним ничто не может прибавиться и в них ничто не исчезнет. Но неизменность вещественных первоэлементов Эмпе- докл мог объяснить, только вынеся принципы движения вовне. По словам
Аристотеля, он первый ввел разделение движущей причины, установив не одно начало движения, а два разных и притом противоположных начала.
Это две космические силы — Любовь и Вражда. Причем эти силы обла- дают физическими качествами: Вражда сближается с огнем, а Любовь яв- ляется липкой, обладает протяжением и свойствами влаги.
Согласно Эмпедоклу, существует мировой цикл, который харак- теризуется то преобладанием Любви или Вражды, то их относитель- ным равновесием. Когда господствует Любовь, в мире воцаряется единство. Четыре стихии равномерно перемешаны, образуя «шару
подобный, окруженный покоем гордящийся Сфайрос». Вражда в это
80
время находится за пределами шара. Затем Вражда проникает в
Сфайрос, оттесняя Любовь к центру и разделяя элементы. Когда гос- подствует Вражда, стихии полностью разобщены, появляется множе- ство. Затем начинается обратный процесс, Любовь опять начинает брать верх и т. д. Таким образом, в концепции Эмпедокла сущее и едино, и множественно, но не одновременно, как у Гераклита, а по- следовательно. Гармонию противоположностей философ из Агриген- та заменил сменой противоположных состояний во времени.
В теории познания Эмпедокл, подобно элеатам, различал истину и мнение, утверждая, что истина достигается только разумом. Чувст- венное восприятие он ставил в зависимость от строения телесных ор- ганов. Выдвинув принцип познания, согласно которому подобное по- знается подобным, Эмпедокл отмечал, что в процессе познания органы чувств приспосабливаются к ощущаемым предметам, от кото- рых непрерывно отделяются материальные «истечения», проникаю- щие в «поры» органов чувств. Если строение органа чувств таково, что он не может приспособиться к воспринимаемому предмету, то последний не воспринимается и познания не происходит.
В своих религиозных исканиях Эмпедокл опирался на учение Пифа- гора о метемпсихозе. В поэме «Очищения» он утверждал, что души по- падают в этот мир с горных высот в наказание за грехи и блуждают в разном обличье десятки тысяч лет. О себе он писал: «Некогда уже я был
мальчиком и девочкой, кустом, птицей, выныривающей из моря немой
рыбой». Чтобы избавиться от круговорота рождений, необходимо осоз- нать свою вину, которая передается от одного существа к другому по на- следству, и постичь космический моральный закон. Те, кто познал этот закон и поступает в соответствии с ним, очищаются, становятся прори- цателями, певцами гимнов, врачами и царями и возносятся к богам.
Учение Эмпедокла о том, что все есть следствие процесса смеше- ния первоэлементов, воспринял и развил Анаксагор. Однако «четыре корня», по его мнению, объясняют далеко не все многообразие бес- численных качеств веществ. Он предположил, что должно быть бес- конечное множество материальных начал. Он называл их «семенами
вещей» и приписывал им такие свойства, как форма, цвет, вкус, запах.
Они не могут восприниматься непосредственно, а постигаются только умом.
81
И М Е Н А
Анаксагор (500-428 до н. э.) - древ- негреческий философ, родом из г.Клазомены в Ионии. Отказавшись от бо- гатства в пользу родных, почти всю жизнь прожил в Афинах, где не мог стать полно- правным гражданином. С него началась фи- лософия в Афинах. Был близок к великому деятелю афинской демократии Периклу и входил в созданный им интеллектуальный кружок. Активно занимался научной дея- тельностью: математикой, метеорологией, астрономией. Утверждал, что небесные светила — не божества, а глыбы, оторвавшиеся от Земли, за что был обвинен в непочитании богов и изгнан из Афин.
Вернувшись в Ионию, основал для детей школу и завещал, чтобы годовщина его смерти отмечалась школьными канику- лами. Считал себя гражданином мира. Анаксагору принадле- жит философское сочинение «О природе».
Впоследствии Аристотель обозначил эти семена термином «го-
меомерии» (буквально: «подобночастные», «части, качественно рав- ные»), поскольку, согласно Анаксагору, они, делясь до бесконечно- сти, не доходят до предела и сохраняют свое качество.
Основу учения Анаксагора о гомеомериях составляет принцип «все
во всем». Он писал, что все смешано во всем. От принятия одной и той же пищи, например, хлеба, возникает много непохожих вещей (мясо, кости, жилы, мускулы, волосы, ногти), ибо все это имеется в пище; а в воде, если ею питаются деревья, находятся древесина, кора, листья и плоды. Итак, каждая вещь содержит в себе семена всех других вещей.
Качество же каждой вещи определяется качествами тех гомеомерий, которые в ней преобладают. Качественное превращение вещи состоит в смене большинства содержащихся в ней гомеомерий. Например, белый снег, тая, превращается в мутную воду потому, что мутное и жидкое как качества уже содержались в снеге и начали преобладать над качествами твердого, холодного и белого. Таким образом, Анаксагор ставил качест- во вещи в зависимость от количественной стороны ее свойств.
82
Принцип «все во всем» Анаксагор употреблял и применительно к стихиям. Он трактовал стихии как первоначальную смесь, которая включает в себя разнообразные гомеомерии всего многообразия ве- щей в природе. Эта первоначальная смесь мыслилась философом как инертная, неподвижная. Поэтому, подобно Эмпедоклу, он ввел от- личную от нее внешнюю силу, которая должна была привести эту косную массу в движение. Этой силой был Нус (Космический Ум).
Анаксагор понимал Нус и как духовную, и как материальную силу.
Он писал, что он — легчайшая и чистейшая из всех вещей, хранит высшее знание обо всем и имеет величайшую силу. Нус — самое со- вершенное явление во Вселенной, определяющее порядок в мире.
Первоначально, согласно Анаксагору, все было смешано, кроме
Ума, который существует сам по себе. Началом Вселенной являются только Нус и материя. Нус приводит первоначальную смесь в круго- вое движение, в ходе которого редкое отделяется от плотного, сухое от влажного и т. д., и таким образом образуется мироздание. Нусу в философии Анаксагора отводилась роль «первотолчка», после кото- рого все совершается по естественным законам.
Из учений Эмпедокла и Анаксагора вырос атомизм. Основателя- ми атомизма считаются Левкипп и Демокрит. Биографические све- дения о Левкиппе не сохранились, и многие исследователи сомнева- ются в историческом существовании самой личности Левкиппа, полагая, что под этим именем выступал молодой Демокрит.
Демокрит ввел в философский обиход понятие «атом». Атом (бу- квально: «то, что не делится») — это мельчайшая, бескачественная, не возникающая и неразрушимая, чувственно не воспринимаемая, а постигаемая лишь разумом материальная частица. Атом неделим вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в нем пустых промежутков. По сути дела, атом Демокрита представляет собой ана- лог парменидовского бытия.
Однако, в отличие от парменидовского бытия, которое единст- венно, атомов — бесконечное множество. Условием существования этой множественности является пустота. В атомизме пустота — это небытие, существование которого отрицали элеаты. Именно благо- даря небытию возможны различия и может иметь место движение.
83
И М Е Н А
Демокрит
(ок. 460-370 до н.э.) — древнегреческий философ, родом из ионийского города Абде- ры, входящего в состав афинского союза. Был прозван «смеющимся фи- лософом». Жители Абдер пригласили даже Гиппократа, чтобы вылечить от безумия Демокрита, который на- чал над всем смеяться,полагая в отличие от Гераклита, что челове- ческий род достоин не слез, а смеха. Однако великий врач обна- руружил, что знаменитый Абдерит — отнюдь не безумец, а единственный истинно мудрый человек на свете. Фило- соф много путешествовал, побывал в Вавилоне, Египте,
Индии и якобы в Эфиопии. Ему принадлежало свыше 70 работ по самым различным областям знаний — физике, математике, риторике, философии и др., но ни одно из них до нас не дошло.
Демокрит утверждал, что пустота безгранична, что в ней нет ни верха, ни низа, ни центра, ни периферии. Таким образом, он пришел к идее беспредельного, бесконечного пространства.
Итак, в отличие от элеатов Демокрит признавал существование как бытия, так и небытия. Небытием для него выступала пустота, а бытие представлялось телами, состоящими из атомов различной формы.
Демокрит различал атомы вещества, атомы пространства (амеры)
и атомы времени (хрономы). На основе атомизма стало возможным разрешить апории Зенона. При толковании бытия как разбитого пус- тотой на бесчисленные и неуничтожимые атомы апории против мно- жества теряют смысл. Если деление останавливается на атоме, то тело конечно вследствие того, что представляет собой конечное число час- тиц, имеющих конечную величину. Бессмысленными становятся и апории против движения, ибо в атомизме и длина, и время составля- ются из неделимых отрезков и моментов. В таком случае движение всегда есть преодоление конечных отрезков пути, и Ахиллес обяза- тельно догонит черепаху, а стрела пролетит все расстояние до цели.
84
Атомы, отличаясь друг от друга лишь формой, порядком и распо- ложением, обладают свойством движения от природы. Поэтому фи- лософу из Абдер (Абдериту) не было необходимости вводить какие- либо внешние движущие силы, подобные Любви — Вражде Эмпе- докла или Нусу Анаксагора. Движение передается посредством столкновения атомов, которые беспорядочно носятся в пустоте во всех направлениях. Поскольку атомы имеют выпуклости, углубления, крючочки, то при столкновении они цепляются друг за друга и обра- зуют устойчивые соединения.
Сцепление большого числа атомов вызывает возникновение ог- ромных вихрей. Эти вихри, побуждающие похожие атомы соединять- ся, а отличные разъединяться, приводят, в конечном счете, к образо- ванию многочисленных миров.
Вихрь
Демокрит называл необходимостью, понимая его как следствие вечного движения и причину возникновения всех вещей, в том числе и бесконечного множества миров. Он ввел в философию понятие «причина» и зало- жил основы детерминизма, то есть учения об универсальных при- чинных связях, господствующих в мире. Всю свою жизнь он увлекал- ся поиском причинных связей между явлениями, говоря, что одно причинное объяснение он предпочел бы обладанию всем персидским царством.
Абдерит не признавал существование случайности. Даже такое явление, как пересечение двух независимых рядов событий, порож- дающих случайное совпадение, он считал необходимым, так как оно обусловлено причинною цепью явлений. Философ иллюстрировал свою мысль следующими примерами. Причиной нахождения клада в саду не является случай; причина заключается в том, что человек на- чал копать землю в данном месте. То, что черепаха, упав на голову лысого, разбила ее, также не есть случай; причина этого состоит в том, что орел принял голову лысого за камень и сбросил на нее чере- паху. Бесконечная цепь причин и следствий создают, согласно Де- мокриту, неотвратимую необходимость. Таким образом, он отождест- влял причинную обусловленность явлений и необходимость.
Утверждая необходимость и отвергая случайность, Демокрит во- все не исключал разумного поведения человека. Случайность он