Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1158
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
130
духа. Он призывал угождать телу лишь настолько, насколько это не- обходимо для поддержания его крепости. Избыточное внимание к те- лу ведет к его изнеженности, слабости и размягчает душу. Внимание к телу, удовлетворение его потребностей оправдано только при том условии, если это способствует укреплению духа. Величие стоическо- го духа проявляется в господстве человека над своими страстями.
Говоря о рабстве социальном, Сенека противопоставлял внутрен- нюю свободу внешней зависимости тела. Он отмечал, что рабство не проникает в человека в целом, лучшая его часть изъята от рабства.
Только тело раба подневольно и принадлежит господину, в то время как душа его принадлежит самой себе, ее господин не может продать или купить, подобно телу.
Таким образом, Сенека подчеркивал, что рабство — это состояние тела, а не души. В трактате «О благодеянии» он писал, что «…в душе
раба заложены те же начала гордости, чести, мужества, велико-
душия, какие дарованы и другим существам, каково бы ни было их
общественное положение»
31
. И нередко господа в этом отношении стоят ниже своих рабов, добровольно пребывая в полной зависимости от своих страстей.
Впрочем, осуждение Сенекой рабства было только моральным.
Он и не помышлял о его ликвидации. Но, опасаясь восстания рабов, пытался сгладить социальные противоречия. Римской аристократии он рекомендовал относиться к рабам гуманно, не превращая их в сво- их врагов. Рабам же он напоминал об их зависимости от господина и о необходимости служить ему верой и правдой. Сенека приводил примеры, когда рабы жертвовали своей жизнью ради господина, под- черкивая, что высшей добродетелью раба является верность.
В духе греческого стоицизма Сенека проповедовал пассивность, при которой человек примиряется со всем происходящим вокруг.
«Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь од-
но: обрести высокое мужество, достойное добродетельного челове-
ка, и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судь-
ба, и отдаться воле законов природы»
32
. Путь к счастью — это
31
Антология мировой философии. Античность. Минск, 2001. С. 737.
32
Антология мировой философии. Т 1. Ч. 1. С. 506.
131
следование судьбе и долгу. Счастье человека состоит не в борьбе с обстоятельствами, а в нашем отношении к событиям и обстоятельст- вам. «Каждый человек несчастен настолько, насколько полагает се-
бя несчастным».
Сенека учил также искоренять в себе страсти. В сочинении «О
гневе» он писал о необходимости подавления гнева и проповедовал любовь к ближнему и всепрощение.
Эпиктет (ок. 50 — ок. 138) — бывший раб — говорил о равенстве свободных и рабов, понимая его как равные возможности и для сво- бодного, и для раба достигнуть нравственного совершенства, обрести внутреннюю свободу. Он подчеркивал, что можно у человека ото- брать имущество, семью, честь, но отнять у человека его мысли и во- лю не может никто, и ничто не в силах их подавить.
Эпиктет учил, что внутренне свободен тот, у кого есть только «небо, земля и жалкий плащ» и кто при этом ни в чем не нуждается. Пропове- дуя аскетизм, он не изменял своим убеждениям и от своих учеников тре- бовал не книжной мудрости, а нравственных поступков. Всю жизнь он провел в бедности. Единственным оставшимся после него имуществом была дешевая глиняная лампа. Эпиктет был уверен в том, что честная бедность имеет то преимущество, что ни один добродетельный человек не поменяет ее на нажитое аморальным путем богатство.
Эпиктет критически относился к эпикурейской философии, ут- верждая, что учение Эпикура о наслаждении низводит людей до по- ложения животных. Также он осуждал эпикурейцев за признание сле- пой случайности причиной всего того, что совершается в мире. Сам
Эпиктет счастье человека видел в жизни, согласной с природой, все события которой направляются Божественным Промыслом.
Религиозное отношение к миру сильнее всего проявилось в уче- нии последнего крупного философа стоического направления римско- го императора Марка Аврелия Антонина (121–180). Бог для него — это первооснова всего существующего. Суть мирового процесса за- ключается в том, что все происходит от Бога и все к Нему возвраща- ется с тем, чтобы снова когда-нибудь повториться.
Вслед за Эпиктетом римский император различал внешний мир, который не зависит от человека, и собственно внутренний мир. Во внешнем мире царит либо неминуемая Судьба, либо милостивое Бо-
132
жественное Провидение. Внутренний же мир подвластен человеку.
Счастье Марк Аврелий понимал как приведение чувств и взглядов человека в соответствие с внешним миром.
Свою императорскую власть Марк Аврелий рассматривал как возможность и обязанность служения обществу. Он исходил из того, что высшее благо осуществляется в общеполезной деятельности. Дея- тельность, согласную с общим благом, он считал единственным пло- дом земной жизни. Он указывал, что взаимное стремление людей служить друг другу составляет основу благополучия общества.
Своими идеями Марк Аврелий ни с кем не делился. Он излагал их в дневнике, который был найден после его смерти и получил услов- ное название «Наедине с собой». В этом сочинении с особой яркостью проявились такие особенности позднего стоицизма, как фатализм, полная покорность судьбе, крайний пессимизм, безразличие к внеш- ним благам и абсолютное смирение перед лицом неизбежного.
Философия стоиков стремилась обосновать и укрепить в человеке внутреннюю уверенность, помочь ему выработать непоколебимую стойкость. Она давала утешение представителям различных слоев на- селения Римской империи и получила в ней широкое распростране- ние. Учение же стоиков о равенстве было доступно только избранно- му интеллектуальному меньшинству населения империи. Массовый характер идея равенства приобрела лишь благодаря христианству, став основой демократической организации первоначальных христи- анских общин с их совместными трапезами «общей любви».
§ 6. Религиозная философия поздней античности
Центром религиозной философии в начале новой эры была Алексан- дрия. Здесь в семье еврейских жрецов родился Филон (ок. 25 до н. э. — 50 н. э.). Его называют «первым теологом»
33
, поскольку он стре- мился соединить человеческое знание с божественным откровением.
Находясь под сильным влиянием греческой философии, Филон
Александрийский, создал учение, в котором переплетаются идеи гре- ческого и еврейского мировоззрений. Он поддерживал мысль, соглас-
33
Теология ( от греч. theos — Бог и logos — учение) — богословие, учение о Боге.
133
но которой греческая мудрость заимствована из Библии и Моисей был учителем великих греков. В частности, он утверждал, что Герак- лит у Моисея заимствовал положение о раздвоении единого целого на враждующие противоположности и о рождении всего многообразия мира из их совокупления.
Филон исходил из иудейских представлений о едином личном Бо- ге, платоновского учения об идеях и стоической философии. Лично- стное понимание Бога привело мыслителя к утверждению основного принципа его философии — абсолютной трансцендентности Бога. То, что лично, не может быть составлено из чего-то внеличного и суще- ствует без всяких предпосылок.
Филон заложил основы апофатического (отрицательного) бого-
словия, рассматривая Бога как чистое бытие, как истинно сущее, о ко- тором человеку известно только то, что оно существует, но не извест- но, какое оно. Бог Филона выше платоновского Единого и Блага.
Филон ввел понятие творения, неведомое древнегреческой мысли.
Самым высшим и совершенным творением Бога является Логос. Ло- гос — это первородный сын Божий, идея идей, вселенское основание человеческого разума. Он осуществляет переход от божественного первоначала к чувственному миру. В соответствии с Логосом и по- средством его Бог творит сначала более близкие себе существа — Дух
Божий, ангелов, а затем мир вещей.
Бог вдохнул в человеческую душу свой Дух, и теперь душа может быть бессмертной в той мере, в какой она взращивает себя в Духе. Не душа, как думали греки, а именно Дух соединяет человека с Богом.
Главную задачу человека Филон Александрийский видел в следова- нии Логосу и в мистическом единении с Богом. Он выдвинул теорию восхождения к Богу посредством экстаза.
Выделение в человеке не только тела и души, но и Духа, который прямо исходит от Бога, позволило Филону говорить о людях как о
«детях Божьих» и, следовательно, об их равенстве перед Богом.
Учение Филона о Логосе как о «перворожденном Сыне несотво- ренного Отца» заложило основы христианского вероучения и сделало александрийского религиозного мыслителя непосредственным пред- шественником христианства. Философия Филона Александрийского
134
И М Е Н А
Плотин (204—270) — древнегреческий философ, родом из Египта, учился в
Александрии. Затем в Риме возглавил философскую школу. Только в зрелом возрасте стал записывать свои мысли.
Он завещал своему ученику Порфирию привести в порядок и издать его сочи- нения. Порфирий систематизировал все труды учителя, разделил их на шесть групп по девять произведений в каждой группе. Поэтому они получичили назва- ние «Эннеады», что по-гречески значит
«девятка». Единственным достоверным источником сведений о Плотине является сочинение Пор- фирия «Жизнь Плотина». повлияла также на становление последней оригинальной философ- ской школы античности — неоплатонизма.
Неоплатонизм — самое влиятельное направление позднего элли- низма, систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей, развитых Аристотелем, стоиками и другими философами.
Создателем неоплатонизма был Плотин. Он организовал в 244 го- ду в Риме школу, которая в отличие от всех других древнегреческих школ учила человека подняться над земным измерением жизни, оста- вить мирскую суету для того, чтобы созерцать божественное и дости- гать его.
Плотин развил платоновское учение о высшем Благе как принци- пе бытия таким образом, что идея Блага сливается у него с божеством и становится принципом жизни — Единым.
Единое является основанием единства любого сущего. Согласно
Плотину, без единства ничто не может существовать. Лишившись единства, все вещи утрачивают свою сущность, становятся нечто иным. Например, войско, если оно не будет единым, — это уже не войско, а отдельные вооруженные люди, которые, в свою очередь, представляют собой то, что они есть только настолько, насколько есть в них единое.
135
Давая всему существование, Единое стоит выше бытия. Единое не есть ни бытие, ни мысль, ни жизнь. Поэтому его нельзя помыслить, познать, выразить в словах человеческого языка.
Единое — это божественный абсолют, который является причи- ной самого себя, который ни от чего не зависит, в то время как все прочее существующее зависит от него. Единое есть «самопродуци- рующая активность». Оно не творит все формы бытия; все сущест- вующее проистекает из него. Истечение переполненного благом Еди- ного Плотин назвал эманацией. Извечным источником эмации является божественный свет, освещающий все вокруг себя.
Процесс эманации является последовательной деградацией идеаль- ного первоединства. Сначала Единое эманирует в Мировой Ум или Дух, который включает в себя всю совокупность идей. Мысля свое содержа- ние — идеи, Ум одновременно творит их и выступает первообразом всех вещей. Ум еще переполнен благом и изливается в Душу.
Мировая Душа — следующая ступень эманации Единого. Душа имеет две стороны, одна из которых обращена к Уму, а другая — к чувственному миру, выступая принципом его самодвижения. Она объемлет собой души звезд, планет, растений, животных, людей. В
Душе уже меньше блага и единства.
Последняя ступень деградации Единого — материя. Материя, ли- шена блага и единства, поскольку она есть результат угасания свече- ния Единого. Поэтому Плотин трактует материю как небытие,
«тьму», как источник зла.
Плотин разработал учение о зле как о лишенности добра. Материя — зло, ибо обделена Благом. А поскольку материя не является самостоя- тельным началом, то зло, в отличие от Блага, не обладает субстанцио- нальностью. Оно не есть негативная сила, противостоящая позитив- ной. Зло — это просто лишенность позитивного, его дефицит.
С онтологией Плотина тесно связана его этика. Мировая Душа объ- емлет собой все индивидуальные души; ее рождение в теле означает дробление единой души. Поэтому душа каждого человека находится в связи, как с божественной Душой, так и с чувственным миром.
Для обыденного низменного человека тело важнее души, он те- шит свое тело, нисколько не беспокоясь о душе. Душа такого челове-
136
ка полностью зависит от прихотей его тела. Возвышенный человек, напротив, обращается к глубинам своей души и там находит покой и безмятежность. Он развивает в себе способности к интеллектуально- му сверхчувственному умосозерцанию. И хотя душа возвышенного человека все еще и пребывает в теле, но от тела независима.
Цель земной жизни Плотин видел в том, чтобы отрешиться от чувственного мира, телесности и слиться с Единым. В этом заключа- ется высшая добродетель, доступная возвышенному человеку.
Наряду с высшей добродетелью Плотин признавал существование гражданских добродетелей. Эти добродетели помогают человеку по- давлять низменные инстинкты, но не приводят к высшей добродете- ли. Она достижима только посредством очищения души и уподобле- ния ее божеству через теорию, катарсис и экстаз.
Теория,или страстное созерцание, — это слияние с Мировой Ду- шой. Катарсис, или очищение, — это слияние с Мировым Умом.
Экстаз — это мистический союз с Единым. Только совершенство нравственной жизни приводит к экстазу. Акцентируя внимание на ак- тивности души, Плотин трактовал жизнь как постоянную борьбу че- ловека за нравственное совершенство.
Идеи Плотина получили дальнейшее развитие у Ямвлиха (ум. ок.
330 г.), который основал свою школу в Сирии. Последняя неоплато- новская школа была организована в V в. Проклом (410–485) в Афи- нах.
Неоплатоническое учение о триединстве Единого, Ума и Души, о мистическом постижении Единого, о зле как недостатке добра оказа- ло определенное влияние на формирование некоторых догматов хри- стианства и на последующее развитие христианской патристики.
Контрольные вопросы
1. Каковы характерные особенности античной философии?
2. Кто такие досократики?
3. Какую философскую школу считают первой в античной фило- софии?
4. Что Гераклит полагал источником изменений?
5. Каковы, согласно элеатам, основные характеристики бытия?
137 6. Что хотел доказать Зенон Элейский своими апориями?
7. Можно ли утверждать, что Эмпедокл заложил основы плюра- листической концепции мира?
8. Как Пифагором решалась проблема субстанции?
9. Что такое гомеомерии, согласно Анаксагору?
10. В чем суть античного атомизма?
11. Кого в Древней Греции называли софистами? Какое значение имеет это понятие сегодня?
12. Почему учение Сократа определяют как философию этическо- го рационализма?
13. Чем отличается школа киников от школы киренаиков?
14. Можно ли считать Платона основоположником философии объективного идеализма?
15. Как вы думаете, подтвердил ли Аристотель своим учением сказанные им слова: «Платон мне друг, но истина дороже»?
16. В чем видели смысл жизни эпикурейцы?
17. Каковы особенности этики стоицизма?
18. В чем суть философского учения античных скептиков?
19. Что такое Единое в философии Плотина?
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 2009.
Введение в философию : учеб. пособие для вузов. / авт. колл. :
Фролов И.Т. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. —
М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Фи- лософия. — М., 2009.
Марков Б.В. Философия. — СПб., 2009.
Налетов И.З. Философия. — М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. — М., 2006.
Философия : учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. —
М., 2008.
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
А.В. Разина. — М., 2009.
Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2008.
138
Дополнительная литература
Антология мировой философии. Античность. — Минск, 2001.
Аристотель. Метафизика // Соч. в 4 т. — М., 1976. — Т.1.
Асмус В.Ф. Античная философия. — М., 1976.
Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой. —
М., 2000.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних фило- софов. — М., 1979.
Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. — М., 1993.
Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского. Попытка реконструкции системы аргументов. — М., 1988.
Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. — М., 1990.
Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изло- жении. — М., 1989.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. — М., 1993.
Мир философии. Книга для чтения : в 2 ч. — М., 1991. — Ч. 1.
Новая философская энциклопедия : в 4-х т. — М., 2000–2001.
Платон. Диалоги. — М., 1986.
Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. — М., 1995.
Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луциллию // Сенека и др. Если хочешь быть свободным. — М., 1992.
Философия в вопросах и ответах / под ред. А.П. Алексеева и
Л.Е. Яковлевой. — М., 2006.
Философия : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина —
М., 2009.
Хрестоматия по западной философии. Античность. Средние века.
Возрождение. — М., 2008.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
139
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 41