Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1165

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

158
различие позиций Аквината и аверроистов указал глава латинских аверроистов Сигер Брабантский (ок. 1235 — ок. 1282). Обращаясь к
Фоме Аквинскому, он писал: «Вы говорите о разуме и вере в том
смысле, что оба дают истину. Так же считаем и мы, но только с
тем различием, что не следует беспокоиться о примирении двух ис-
тин. Это тонкое различие — единственное, что нас разделяет»
37
Основываясь на положении Аристотеля о том, что общее сущест- вует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, пробле- му универсалий Фома решал с позиций умеренного реализма. Общие понятия существуют, во-первых, в качестве прообразов всего сущего до вещей в Божественном Уме; во-вторых, как конкретно осуществ- ленные — в самих вещах и, в-третьих, как результат абстракции в мышлении — после вещей. Понятия, образованные человеческим ра- зумом, истинны в той мере, в какой они соответствуют природным вещам, а вещи истинны постольку, поскольку они соответствуют Бо- жественным понятиям.
Вслед за Аристотелем Фома Аквинский считал, что человек по своей природе социален, и видел в государстве природную необходи- мость бытия человека. Государство должно направлять людей к бла- гу, сохранять в обществе мир и справедливость. Наилучшей формой правления философ считал монархию, а наихудшей — тиранию, дви- гателем которой является зло. Он оправдывал восстание против тира- нии, ибо, по его мнению, для подданных хуже и больше зла, чем ти- рания, уже быть не может.
Содействуя общему благу, государство, тем не менее, бессильно в достижении высшей, сверхъестественной цели — сверхприродного блаженства. Земная жизнь в государстве есть лишь приготовление к будущей духовной жизни. Поэтому власть государя, данная ему от
Бога, должна быть подчинена власти духовной, которая на земле осуществляется римским папой.
Многие идеи Фомы Аквинского, в частности об отсутствии про- тиворечий между наукой и верой, о том, что источником человече- ского познания является опыт, чувственное восприятие мира — ока- зались плодотворными для дальнейшего развития философии.
37
См.: Таранов П. Энциклопедия высокого ума. М., 1997. С. 226.

159
И М Е Н А
Роджер Бэкон (1214-1292) — английский философ и естествоис- пытатель. Современники называли его
«удивительным доктором».
Учился в Оксфорде, затем препода- вал теологию в Париже. Вернувшись в Оксфорд, вступил во францискан- ский орден. Из-за занятий астро- логией и алхимией попал в неми- лость к главе ордена и был заключен в монастырскую тюрьму, где написал «Компендий теологии».
Главной работой Р.Бэкона стал «Opus maius» («Большое сочинение»). Далее следовали «Opus minus»(«Малое со- чинение») и «Opus tertium» («Третье сочинение»). Эти три сочинения должны были стать истинной энциклопеди- ей знания.
В 1323 году учение Фомы, получившее название «томизм», было канонизировано, а с 1366 года католические магистры должны были изучать труды Аристотеля как философский источник томизма. В
1567 году папа Пий V провозгласил «всеобщего доктора» (Фому) од- ним из учителей католической церкви. В 1879 году папа Лев ХIII при- знал учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церкви в качестве единственно истинной философии католицизма.
С некоторыми изменениями томизм развивается в настоящее время в форме неотомизма.
Середина ХIII века характеризуется некоторой систематизацией и обобщением накопленного естественнонаучного материала. В этот период крупный шаг вперед в плане экономического развития и раз- вития опытной науки сделала Англия. Центром английской образо- ванности того времени выступил Оксфордский университет, выпуск- ником которого был Роджер Бэкон. Его можно назвать первым естествоиспытателем средневековья. Активно занимаясь оптикой, он исследовал законы отражения и преломления лучей, объяснял функ-


160
ции линз и сконструировал очки. Он высказал много идей, предвос- хитивших некоторые позднейшие открытия, например, создание взрывчатки, аэроплана, механической тяги паровоза и др.
Р. Бэкон, убежденный в том, что знание — сила, последовательно проводил отделение теологии от светских наук и призывал ученых перейти от авторитетов к вещам, от мнений к источникам, от споров к опыту, от книг к природе. Он указал причины, которые, по его мне- нию, препятствуют достижению истины. Этими причинами являются: доверие к сомнительному авторитету, привычка, мнение несведущей толпы и невежество, скрываемое под маской всезнайства. Им Р. Бэкон противопоставил опыт как основу научного познания. Опыт он разде- лял на внешний и внутренний. Внешний опыт, который приобретает- ся с помощью органов чувств, открывает природные истины, тайны тела. Внутренний опыт, который получают в свете Божественного, приводит к сверхприродным истинам, к познанию души. Для позна- ния души необходим особый род вдохновения, некое внутреннее про- светление. Величайшие таинства души доступны только в религиоз- ном, мистическом опыте.
Суть и сила учения Р. Бэкона заключалась в критике схоластики, в утверждении значения опыта и метода познания, основанного на экс- перименте, и в самостоятельных изысканиях.
Последний период в развитии схоластической философии связан с расцветом номинализма. Главой номиналистов ХIV в. считается
Уильям Оккам.
Прежде всего Оккам различал истины философские и теологиче- ские. Он подчеркивал, что философия — не служанка теологии, а теология — не наука, ибо то, что даруется Богом бескорыстно, не ну- ждается в логической рациональной основе. Да и разум не в состоя- нии предложить поддержку вере. При помощи разума невозможно ни познать Бога, ни дать неопровержимые доказательства его бытия, в него следует просто верить. Задача теолога как раз и состоит в том, чтобы показать недосягаемость постулатов веры для разума. Согласно
Оккаму, вера тем сильнее, чем очевиднее недоказуемость ее догматов посредством разума.

161
И М Е Н А
Уильям Оккам (ок.1285-1349
) — английский схоласт, виднейший из ученых-францисканцев, номиналист.
Родился недалеко от Лондона, в де- ревне Оккам. Учился и преподавал в
Оксфордском университете. За владе- ние искусством диалектики был про- зван «непобедимым учителем». В 20 лет стал членом францисканского ор- дена. В 1324 году. перебрался во францисканский монастырь в Авиньоне, где по обвине- нию в ереси несколько лет отсидел в тюрьме. Затем бежал к императору Людвигу Баварскому, написав ему знаменитое: «Защити меня мечом, а я буду защищать тебя пером». Он собирался поддержать императора в его борьбе против притязаний папы римского на свет- скую власть. Следуя за императором, осел в Монако, где и умер от холеры. Его основные сочинения: «Сум- ма всей логики», «Трактат о таинствах».
Философия, опирающаяся на разум, совершенно не зависит от теологии и должна освободиться от нее. Поскольку понятие Бога не может быть обосновано посредством разума, то предметом филосо- фии является конечный мир чувственно воспринимаемых вещей. Ок- кам утверждал, что связь между бесконечным Богом и конечным ми- ром существует только как чистый акт божественной созидательной воли. Признание идей Божественного Ума в качестве посредников между Богом и сотворенным им миром Оккам считал проявлением высокомерия языческого сознания. Будучи номиналистом и отрицая общее в Божественном Уме, он не признавал его и в вещах, которые, по его утверждению, всегда единичны. Общее присуще лишь челове- ческому уму.
Решительно отрицая объективное существование общего за пре- делами человеческого сознания, Оккам подрывал основы схоластиче- ского реализма. Он настаивал на том, что единственным предметом истинного знания является индивидуальное, что наука начинается с


162
экспериментальных вещей. Научно знать можно только то, что кон- тролируемо в эмпирическом опыте, а то, что не поддается проверке опытом, должно быть удалено из науки. Оккам сформулировал свой знаменитый принцип познания: «Не следует умножать сущности
сверх необходимости». Этот принцип получил название «бритва Ок-
кама». Он был направлен против чрезмерного распространения все- возможных обобщений, против схоластических умозрительных спе- куляций и призывал доверяться лишь эмпирическому познанию.
«Бритва Оккама» открывала дорогу к эмпиризму.
Учение Оккама послужило теоретической базой для разрыва меж- ду философией и теологией, что знаменовало собой завершение сред- невековой философии.
Средневековая философия, несмотря на догматизм и назидатель- ность, внесла существенный вклад в развитие человеческой культуры.
Она включала в себя как ортодоксальные религиозно-философские течения, так и оппозиционные по отношению к ним. Она стремилась постичь духовный мир человека и приобщить человека к высшим, аб- солютным ценностям. Пропагандируя христианские общечеловече- ские ценности, она тем самым содействовала укреплению нравствен- ных устоев общества.
В рамках средневекой философии разрабатывались такие области знания, как логика и диалектика, методы познания и самопознания.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   41

§ 4. Особенности развития философии в эпоху
Возрождения
На смену средневековью пришла новая эпоха, которая, прежде всего, осознала себя как возрождение античной культуры. Отсюда пошло и ее название — эпоха Возрождения, или Ренессанса.
Лидером Возрождения стала Италия, поощрявшая изучение куль- туры Древней Греции и Древнего Рима. На протяжении всего Ренес- санса — с ХIV по ХVII в. — классическая греческая и латинская древность считалась единственным примером и образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Античностью вос- хищались, относились к ней как к идеалу. Огромный интерес к антич-

163
ным временам явился той основой, на которой процветали научные открытия и литературно-художественное творчество Ренессанса.
В отличие от религиозного средневековья Возрождение было преимущественно художественно-эстетической эпохой. Важнейшая черта ренессансного мировоззрения заключалась в его ориентации
на искусство. Высоко ценились такие качества, как изысканность вкуса, красота слога, утонченное отношение к жизни. Достижения в области литературы, живописи, скульптуры принесли Ренессансу наибольшую известность.
Широко распространилась идея титанизма, то есть всесилия и мо- гущества человека, призванного быть соучастником божественного ми- ротворения. На человека была возложена творческая функция Бога. Че- ловек предстал и как художник-творец, создающий совершенные произведения искусства, и как изобретатель, овладевающий природой.
Обращение к человеку как к творческой личности способствовало раскрытию его талантов. Не случайно поэтому многие видные ренес- сансные деятели проявили себя в различных областях культуры одно- временно. Наиболее полным воплощением ренессансного гения стала личность такого титана Возрождения, как Леонардо да Винчи (1452–
1519), который был не только живописцем и теоретиком искусства, но также ученым, инженером, философом. Широким кругом интере- сов отличался также Леон Батиста Альберти (1404–1472) — гума- нист, математик, архитектор, экономист, теоретик искусства.
Изучение человека и отражение знаний о нем в произведениях живописи и скульптуры, а также научные достижения, особенно в об- ласти астрономии (создание Коперником гелиоцентрической картины мира), географические исследования (открытие Колумбом Америки) создавали плодотворную почву для развития философии.
Прежде всего, Возрождение заложило основы философии, сво- бодной от религиозно-мировоззренческих предпосылок. Переход от феодализма к капиталистическим производственным отношениям, заро- ждение буржуазного индивидуализма послужило основанием для ут- верждения в ренессансной философии принципа антропоцентризма.
Увидев в человеке не только природное существо, но и творца, ренес- сансные мыслители поместили его в центр космического бытия и сдела- ли центром философских размышлений. В отличие от средневекового


164
антропоцентризма, для которого было характерно рассмотрение челове- ка лишь в его отношении к Богу, греху, вечному спасению, в философии
Возрождения человек трактовался как существо, перед которым всегда открыт выбор и к добру, и ко злу. На основании своей свободы человек совершенно самостоятельно выполняет высокое предназначение быть человеком и достигает совершенства. Он выступает творцом самого се- бя, собственного счастья и судьбы.
Антропоцентризм способствовал развитию гуманизма в эпоху
Возрождения. Гуманизм стал неотъемлемой чертой ренессансной философии. Он провозгласил человека высшей ценностью и основной целью общества. Он утверждал право человека на творчество, свобо- ду, счастье и развитие, признавал радость земного существования, воспевал красоту человеческого тела, культ наслаждения и пользы. В эпоху Возрождения гуманизм впервые предстал в качестве целостной системы взглядов.
Понятие humanitas(букв.: человечность) ввел в обиход Колюччо
Салютати (1331–1406). Этим понятием он обозначил те свойства че- ловека, которые определяют человеческое достоинство, его способ- ность совершать добродетельные поступки и влекут к знанию. Hu- manitas не дана человеку от рождения, она вырабатывается образованием и жизненным опытом, она есть результат упорного труда, работы души, в том числе в процессе изучения гуманитарных дисциплин — studia humanitas. Эти дисциплины (поэзия, риторика, история и философия) изучают человека с точки зрения его общих особенностей и поэтому способствуют его общему развитию и воз- вышению, формированию его духовности.
Результатом увлеченности философов Возрождения проблемами че- ловека, самоценности его жизни стало то, что они не оставили ни одной великой философской системы, подобной, например, платоновской и аристотелевской в античности или томистской в средневековье.
Важнейшей чертой ренессансной философии явился антиклери-
кализм, который выражался в резко критическом отношении к слу- жителям католической церкви. Осмеяние монахов, папского двора — одна из основных тем известного произведения Джованни Боккаччо
(1313–1375) «Декамерон».

165
Однако нельзя считать эпоху Возрождения временем безбожия.
Выступая против священнослужителей, гуманисты вовсе не отказы- вались от Бога, не отвергали христианское вероучение и проблемати- ку религиозной философии средневековья. Помыслы ренессансных мыслителей были исполнены жажды религиозного обновления.
Представитель Северного Ренессанса, нидерландский философ и богослов Эразм Роттердамский (1466–1536) призывал стряхнуть с себя все, что навязано силой церковного авторитета, и возродить пер- воначальное христианство. Он пытался сблизить античные и христи- анские нравственные идеалы, фактически приравняв Сократа к Хри- сту. В сатирическом памфлете «Похвала глупости»Эразм резко критиковал догматическую религиозность, которая ставила букву христианского учения выше духа. Ратуя за перевод Священного писа- ния на народные языки, Роттердамец подготовил идейную почву для развернувшегося в ХVI веке движения Реформации, следствием ко- торого стало возникновение новой конфессии в христианстве — про- тестантизма.
Лидерами Реформации были Мартин Лютер (1483–1546) и Жан
Кальвин (1509–1564). Они утверждали, что спастись можно только искренней верой и любовью. Таким образом, церковь лишалась своей власти. Лютер, например, говорил, что можно служить Богу, оказывая услуги соседу, а не церкви, ибо лучшим выражением истинной веры в
Бога могут служить повседневные дела, а не священные ритуалы. Не удивительно, что Рим отлучил Лютера от церкви.
В эпоху Ренессанса философия вновь обратилась к изучению при- роды. Специфической чертой натурфилософии Возрождения явился
пантеизм как своеобразный мировоззренческий компромисс между еще влиятельной религией и народившимся естествознанием, которое освобождалось от религиозной картины мироздания. Бог ренессанс- ной философии утратил свой трансцендентный характер: он «сове- чен» миру и тождествен закону естественной необходимости. В силу этого природа трактовалась как божественное, одушевленное перво- начало всех вещей. Человек, неразрывно связанный с природой, спо- собен познать ее тайны путем подражания ей в творении. Пантеизм стал формой перехода от религиозного мировоззрения к научному