Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1166
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
166
пониманию природы. Он усилил философский интерес к истолкова- нию природы, к построению натурфилософских концепций.
§ 5. Основные периоды в развитии ренессансной
философии
В истории ренессансной философии можно выделить три перио- да: гуманистический (ХIV — середина ХV в.), неоплатонический (се- редина ХV — первая треть ХVI в.) и натурфилософский (вторая треть
ХVI — начало ХVII в.).
У истоков итальянского гуманизма стоял флорентийский поэт- мыслитель Алигьери Данте (1265–1321), который поставил вопрос о природе человека, его самостоятельности, свободе, благородстве. В
«Божественной комедии» Данте провозгласил идею о двойном пред- назначении человека, которое определяется его двоякой природой — смертной и бессмертной. Земное предназначение человека осуществ- ляется в гражданском обществе благодаря естественному разуму и проявляется в благородстве. Благородство Данте понимал не как ве- личие рода, богатство или чужую славу, а как доблесть духа, дове- денную до совершенства в любой сфере деятельности. Другое пред- назначение человека осуществляется после его смерти при содействии божественной воли и заключается в созерцании божест- венного лика.
Идея Данте о земном предназначении человека получила разра- ботку в гуманистический период в развитии ренессансной филосо- фии. В этот период на передний план выступила этическая проблема- тика. Наиболее видными представителями данного периода были
Ф. Петрарка, К. Салютати, Л. Валла, Д. Манетти.
Франческо Петрарка, которого называют первым гуманистом, считал символом гуманистической мысли философию Платона. Он обратился к платоновскому определению истинной философии как упражнению в смерти, отмечая, что именно мысль о смерти придает мгновениям жизни внутренний смысл, наполняет их счастьем и сла- вой. Поэт-мыслитель, стремясь выстроить новую гуманистическую систему нравственных ценностей, задавался вопросом о том, как она
167
И М Е Н А
Франческо Петрарка (1304—1374)- итальянский поэт и мыслитель. Считает- ся первым гуманистом. Сын флорентий- ского изгнанника, нотариуса, отказался после смерти отца продолжить юридиче- ское образование. Прославился своими сонетами о любви к прекрасной Лауре, которую он воспевал 21 год и потом еще долгие годы оплакивал ее смерть. Был близок ко двору римского папы, что не мешало ему писать о пороках папы и его приближенных.
Бывал при дворах императоров и королей. К его фило- софским сочинениям относятся «Моя тайна», «Об уеди- ненной жизни», «О монашеском досуге», «Инвектива про- тив врача» и др. соотносится с ценностями аскетического средневековья. Лучшие ра- дости земного существования он видел в присущих человеческой личности земных страстях, в привязанности к земным благам, в стремлении к земной славе. Он полагал, что земное предназначение человека вовсе не противоречит высшему, внеземному и потому не должно приноситься в жертву загробному блаженству. Пока человек находится в этом мире, он должен добиваться той славы, на которую может рассчитывать здесь, на земле. Заботиться о земной славе — это первейший долг человека. Выполнить его человек может только в процессе активной творческой деятельности.
Пристальное внимание Петрарки было обращено к внутреннему миру человека. Мыслитель подчеркивал, что у античных философов он научился тому, что ничто не достойно восхищения, за исключени- ем только души, против которой все кажется незначительным. По- этому человеку от поверхностного знакомства с природой следует возвратиться к самому себе, к собственной душе. Возвышению души служат гуманитарные науки. И Петрарка неутомимо собирал и иссле- довал древние рукописи и памятники.
Лоренцо Валла (1407–1457) в отличие от Петрарки обратился к философскому наследию Эпикура. В своем известном трактате «Об
168
удовольствии или истинном благе» он сопоставлял эпикурейство с христианской этикой, отдав предпочтение первому. Валла утверждал, что наслаждение всегда благо, ибо стремление к наслаждению выте- кает из чувства самосохранения, которое и является основой мораль- ной деятельности человека. Поэтому он призывал людей к наслажде- нию независимо от их возраста и пола. Жизнь, лишенная радости получения удовольствий, является малоприятной и глупой.
Исходя из телесно-духовной природы человека, Валла разделял наслаждение на чувственные и духовные удовольствия и ставил ду- ховные удовольствия выше чувственных. Высшим проявлением ду- ховного наслаждения он считал любовь, которая дается Богом. По- этому великий гуманист говорил, что стремится он все же, в конечном счете, к Богу.
Джаноццо Манетти (1396–1457) в трактате «О достоинстве и
превосходстве человека» провозгласил человека самым богатым и могущественным из всех живых существ. Он обосновывал это тем, что только человек может пользоваться по своей воле всем, что было создано Богом: землей, полями, горами, деревьями, плодами всех рас- тений, домашними и дикими животными, морями и реками, рыбами и птицами.
В гуманистический период сложилось представление о человеке как о творце своей судьбы, который находит свое место в мире со- гласно своей собственной воле и который ощущает себя господином над природой.
В период ренессансного неоплатонизма преобладала онтологи- ческая проблематика. Этот период был представлен учениями Н. Ку- занского, М. Фичино (1433–1499), Пико делла Мирандолы (1463–
1494).
Основателем ренессансного неоплатонизма является Николай
Кузанский. Как ученый он сформировался на проблематике, связан- ной с оккамизмом, а как философ он основывался на неоплатонизме.
Главное содержание философских воззрений Николая Кузанского со- ставляли размышления о соотношении мира с Богом. Если Бог как аб- солютный максимум прост, един и бесконечен, то Вселенная как кон- кретный максимум сложна, многообразна и конечна.
169
И М Е Н А
Николай Кузанский (1401-1464)– немецкий теолог, математик, астро- ном, географ и философ. Настоящее имя Николай Кребс. Родился в местеч- ке
Куза
(Южная Германия)
, отсюда про- звище «Кузанский». Учился в универ- ситетах
Гейдельберга
,
Падуи и
Кельна. Сделал успешную церковную карьеру, став в 1448 году кардиналом при папе Пие II. Большое внимание уделял ученым занятиям. В своем творчестве соединил наследие средневековья с
зарож- давшейся культурой Возрождения. Кузанский оставил обширное литературное наследие, включающее сочине- ния по философии и богословию. Главные его философ- ские трактаты: «Об ученом незнании», «Апология уче- ного незнания», «О мудрости», «Об уме» и др.
Кузанец отошел от ортодоксальной концепции креационизма и трак- товал Бога как «все во всем»: Бог присутствует во всех вещах, а вещи — в Боге. Это означало, что Бог охватывает собой весь мир и что мир со- держится в Боге. Однако, в отличие от неолатоновской традиции, пере- ход от Бога к миру философ понимал не как эманацию, то есть истечение мира из Бога, а как процесс «развертывания» того, что содержится в Боге в «свернутом» виде. В силу этого мир представал как развертывание за- ключенной в Боге возможности бытия. Но при этом мир, являясь разви- тием божественной сущности, не равен Богу, ибо в отличие от бесконеч- ного Бога он существует лишь ограниченным образом, будучи заключенным в Боге. Поэтому разнообразные вещи и явления представ- ляют интерес не сами по себе, а лишь как символы Бога. Такова позиция
мистического пантеизма Н. Кузанского.
Мистический пантеизм позволил Кузанцу преодолеть господ- ствующие в Средние века иерархические представления о мире и обосновать идею бесконечности Вселенной: мы не можем помыслить мир конечным, поскольку он ограничен бесконечным Богом. Как пи- сал Н. Кузанский, Вселенная есть сфера, центр которой всюду, а ок- ружность нигде. Таким образом, он подвергал сомнению птолемеев-
170
ский геоцентризм, согласно которому Земля является неподвижным центром мироздания.
На основе учения о «развертывании» Н. Кузанский разработал диалектическое представление о совпадении противоположностей.
В бесконечном Боге все различия, которые в чувственно восприни- маемом мире оказываются противопоставленными друг другу, совпа- дают. Блестящие примеры совпадения противоположностей, макси- мума и минимума в бесконечности, по мнению ученого, предлагает геометрия. Так, при бесконечном увеличении радиуса круг превраща- ется в прямую. То же самое происходит и с треугольником: если про- должать его сторону в бесконечность, то треугольник будет стремить- ся к прямой.
Совпадение противоположностей находит свое выражение и в чело- веческой природе. Человек и конечен как телесное существо, и бесконе- чен в своих духовных проявлениях; он соединяет в себе как земное, так и божественное, стягивая в себе всю Вселенную. Соединение божествен- ной и телесной природы нашло воплощение в богочеловеке — Христе.
Совершенная природа Христа есть «свертывание» человеческой приро- ды подобно тому, как мир в «свернутом» виде содержится в Боге.
Н. Кузанский, будучи гуманистом, стремился найти предельные ос- нования для признания самоценности земной жизни человека. Он утвер- ждал, что человек есть микрокосм, представляющий собой наиболее со- вершенное подобие макрокосма — Бога и природы. Обладая разумом и сознанием, человек включает в себя образцы всех вещей, как действи- тельных, так и возможных. Он предназначен для творчества, и через творческую деятельность своего ума как бы уподобляется Богу.
Богоподобие человека есть воспроизведение творящей способно- сти Бога в доступной человеку сфере — в познании. Человек, как и
Бог, может творить новую реальность, мир культуры. Он делает это с помощью геометрии, музыки и других форм знания и опыта.
Начальной стадией познания является чувственное познание, ко- торое упорядочивается рассудком. Но рассудочная деятельность ог- раничивается знанием конечного мира вещей. Понимание же беско- нечной сущности мира, постижение совпадения противоположностей в «свернутой» природе Бога дает только разум. Разум человека — это способность интуитивно схватывать совпадение противоположностей
171
в бесконечном единстве. Человеческий разум, свободный от чувст- венного познания, есть интеллектуальная интуиция.
Бесконечное единое начало, заключающее в себе все противопо- ложности, познается посредством особого метода познания — «уче- ного незнания». «Ученое незнание», согласно Н. Кузанскому, — это осознание диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и к которой стремится; это знание о невозможности достижения полноты познания ввиду беско- нечности его объекта. Таким образом, вопреки схоластическим пред- ставлениям о том, что истина уже дана нам в Библии и ее можно пол- ностью выразить в терминах формальной логики, Кузанец обратил внимание на то, что познание есть сложный и противоречивый про- цесс постижения истины, которая не дана в готовом виде и которая все- гда будет недостижимой целью деятельности человеческого разума.
Ренессансную натурфилософию от гуманистической традиции и неоплатонизма отличает предмет рассмотрения и метод подхода к ос- новным проблемам философии. «Натуральные философы», опираясь на достижения естествознания, пытались создать новую картину ми- ра, свободную от сверхприродного вмешательства. В центре их раз- мышлений находились космос и человек, которые рассматривались вне теологии, исходя исключительно из самой природы. Период ре- нессансной натурфилософии был представлен трудами М. Монтеня,
Н. Макиавелли, Д. Бруно, Т. Кампанеллы.
Мишель Монтень выступал противником как средневекового, так и гуманистического антропоцентризма, критикуя утверждения, соглас- но которым человек является венцом творения Бога, центром миро- здания. Он полагал, что только суетность заставляет человека припи- сывать себе божественные способности и ставить себя в исключительное положение в природе. В действительности же чело- век принадлежит природе, есть одно из ее порождений и потому не может занимать какое-то особое положение в космосе. Жизнь и дея- тельность человека подчинена общим естественным закономерностям природы. Осознать это человеку помогает понимание того, что он тесно связан со всем живым, что он нисколько не выше животных, тем более, что всеми своими искусствами (строительством, ткачеством, врачеванием и др.) он обязан именно животным, «своим братьям и сотоварищам».
172
И М Е Н А
Мишель Монтень (1533—1592)– француз- ский философ. Происходил из купеческой семьи Эйкемов, которые только в ХV в. получили дворянство. Учился в Тулуз- ском университете. Посещал Италию,
Германию, Швейцарию. Славился большой личной библиотекой, на потолке которой были нанесены его любимые изречения.
Был советником парламента в Бордо, позднее — мэром Бордо, а впоследствии
— советником лидеров Реформации. В по- следние годы жизни решительно поддер- живал Генриха Наваррского (впоследствии Генриха IV).
Является автором «Опытов» в трех книгах, которые счи- таются кладезем мудрости. Современники называли Мон- теня французским Сократом. В 1676 году Ватикан вклю- чил «Опыты» в индекс запрещенных книг.
Согласно Монтеню, человеческая жизнь должна быть цельной и многосторонней, включать в себя как удовольствия, так и страдания, но при любых обстоятельствах человек должен говорить жизни «да».
Смысл и оправдание человеческой жизни придает нравственное со- держание. Опору нравственности следует искать не в религии, кото- рую Монтень понимал как общественное установление, народный обычай, а в самой природе. Нужно с благодарностью принимать все то, чем одарила природа человека. Нельзя с презрением относиться к земной жизни, к заботе о своем теле, отказываться от естественных наслаждений. При этом Монтень требовал разумно относиться к бла- гам жизни. Цель добродетели, диктуемая природой, заключается в том, чтобы разумно, согласно естественным законам прожить земную жизнь.
На природных основаниях Монтень строил не только этическое учение, но и теорию познания. Стремление человека к знанию он счи- тал естественным и доказывал, что человеческий разум необходимо постоянно совершенствовать посредством познания естественных за- кономерностей природы.
173
Монтень возродил скептицизм, который у него выражался в по- стоянном вопросе «Что я знаю?». Полагая, что человеческое позна- ние страдает ограниченностью и ненадежностью, он сомневался в возможности получения абсолютного, безусловно достоверного, со- вершенного знания. Но при этом он указывал на бесконечную не- удовлетворенность познающего ума, стремящегося ко все более дос- товерному знанию, и настаивал на необходимости постоянно совершенствоваться в познании. Подлинный скептик не тот, кто ут- верждает незнание, а тот, кто ищет знаний, для кого истина есть про- цесс. Знание о незнании выступает стимулом к постоянному поиску истины.
Таким образом, подлинный смысл скептицизма Монтеня состоял в понимании трудности путей познания мира, в признании относи- тельности знаний, в утверждении неустанного стремления человече- ского разума к познанию.
Изменения в понимании проблемы человека, его связи с миром природы ярко проявились и в социально-политической философии
Никколо Макиавелли (1469–1527). Этот флорентийский мыслитель, писатель и политический деятель обратился к изучению обществен- ной жизни. При этом он исходил из признания того, что мир людей является столь же постоянным и неизменным, как и природный мир.
Он создал философию истории, принципиально отличную от средне- вековой христианской теологии истории.
Макиавелли отрицал божественное вмешательство в ход челове- ческой истории. Он трактовал Бога не как внешнюю по отношению к миру силу, а как Фортуну-Необходимость, которая коренится в неиз- менности человеческой природы и есть воплощение природной зако- номерности. Воздействие Фортуны обусловливает круговорот в исто- рии. Макиавелли пришел к выводу, что мир всегда остается одинаковым, что в мире столько же дурного, сколько и хорошего, только зло и добро перекочевывают из одной страны в другую, и одни государства возвышаются, а другие — разрушаются и гибнут.
Однако воздействие Бога-Фортуны не фатально. Судьба подобна реке, которой нет сил противостоять в половодье, но в спокойный пе- риод можно предпринять меры против водной стихии. Судьба прояв- ляет свое могущество там, где человек заранее не принял мер к со-
174
противлению. Успех деяний человека во многом определяется тем, насколько он сумеет понять необходимость и приспособиться к ней.
Макиавелли был убежден, что Фортуну можно укротить доблестью, то есть способностью человека действовать отважно, разнообразно и целеустремленно.
Макиавелли осмысливал историю с целью обоснования политики как области человеческой деятельности, автономной от религии и мо- рали. Наиболее известным его политическим произведением стал трактат «Государь», в котором центральное место занимает проблема власти.
Автор трактата рассматривал государственную власть не как бо- жественное установление, а как результат человеческой деятельности.
Идеалом государственной власти в современных ему условиях паде- ния нравов он признавал пожизненную, неограниченную монархию, хотя полагал, что только республика позволяет каждому быть ответ- ственным за судьбу государства.
Пока же в народе гражданские добродетели развиты недостаточ- но, власть должна быть сосредоточена в руках сильного правителя.
Примером такого правителя для Макиавелли был Чезаре Борджиа, который действовал сообразно времени, применяя различные средст- ва для достижения практической пользы.
Государь должен считаться с мнением народа, глас которого есть глас Божий, но только тогда, когда в народе развиты гражданские добродетели. В противном случае для создания сильного государства правитель, чтобы не погибнуть среди столь многих испорченных, может не считаться с общепринятыми нормами поведения. Но он должен сохранять при этом видимость добродетели там, где он дейст- вовал вопреки справедливости. Тогда народ будет любить и бояться своего государя. Согласно Макиавелли, критерием оценки управле- ния государством является лишь конечный результат, которого доби- вается правитель. И народ судит всегда по видимости и этому резуль- тату.
Флорентийский мыслитель исходил из того, что политическая и нравственная оценки того или иного деяния могут совершенно не совпадать. В политике, в отличие от морали, цель всегда оправдывает средства, если цель эта — процветание и могущество государства.
175
Если, например, жестокость ведет к достижению поставленной цели, она является политически оправданной. Политик оценивается не по- тому, прибегает он к жестокости или нет, а по тому, хорошо или пло- хо он умеет ее применять. В силу этого, в качестве средств в политике приемлемы любые приемы: жестокость, вероломство, клятвопреступ- ление, убийство и т. п.
Добродетельным Макиавелли считал не того государя, который правит с помощью законов добра и зла, а такого, кто сохраняет жела- ние делать все, что необходимо для достижения гражданской славы.
Сформулировав принцип оправдания средств, применяемых по- литиком, теми целями, которые он ставит перед собой, Макиавелли дал возможность произвольного истолкования соотношения целей и средств политических действий.
После публикации «Государя» в 1532 году в обиход вошел термин
«макиавеллизм». Этот термин стал синонимом политического веро- ломства, лицемерия, предательства. Этим понятием стали характери- зовать деятельность тех правителей, которые для утверждения своей личной власти не брезгуют ни какими средствами.
Самым последовательным натурфилософским учением Возрож- дения был натуралистический пантеизм Джордано Бруно.
Определяющее влияние на развитие философской мысли Бруно оказали идеи Н. Кузанского, прежде всего, его учение о совпадении противоположностей. В диалектике совпадения противоположностей
Бруно увидел путь к постижению единого начала Вселенной.
В своих размышлениях о мире Бруно опирался также на ренес- сансную науку, прежде всего, на созданную польским астрономом
Николаем Коперником (1473–1543) гелиоцентрическую концеп-
цию мира.
Из открытия Коперника Бруно сделал радикальные выводы. Если польский астроном ограничил Вселенную Солнечной системой, окружив ее твердой оболочкой неподвижных звезд, то Бруно утверждал, что
Солнце, как и Земля, не занимает в небе центрального и привилегиро- ванного положения.
Неисчислимое количество звезд, каждая из которых подобна Солнцу, окруженному своими планетами, следует во Вселенной по своим орбитам. Бруно выдвинул гипотезу о бесконечном множестве,