Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1168
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
176
И М Е Н А
Джордано Бруно (1548—1600) — ита- льянский философ, родом из местечка Нола близ Неаполя. Отсюда его прозвище «Нола- нец». Настоящее имя Филипп. В 17 лет
Бруно вступил в орден доминиканцев, где ему дали имя Джордано. Философию он изу- чал в Неапольском университете. Получил сан священника и степень доктора филосо- фии. В 1592 году оказался в застенках инквизиции. Долгие годы тюрьмы не заста- вили его отречься от своих взглядов, и он был приговорен к смерти через со- жжение на костре. Это случилось
17 февраля 1600 года на площади Цветов в Риме. В 1889 году на месте казни Бруно ему был открыт памятник.
Основные его произведения: «О причине, начале и еди- ном», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя», «О героическом энтузиазме» и др. одушевленности и населенности миров во Вселенной. Мир, в котором живет человек, является всего лишь одним из возможных миров.
Бруно стремился объяснить мир естественными причинами. По- этому для него было неприемлемым представление о Боге как творце
Вселенной. Вселенная не только бесконечна, но и вечна, то есть ни- кем не сотворена. Этот бесконечный и вечный универсум есть един- ственно сущее и живое, в нем телесное и духовное имеют одно бытие.
Занимая позиции пантеизма, Бруно утверждал, что бог не являет- ся сверхъестественной внеприродной силой, он заключен в самом природном мире и его следует понимать как внутренний закон дви- жения и развития этого мира. Природа и бог выступают единым нача- лом всех вещей. Другими словами, Бруно полностью отождествил бо- га с природой, для него природа есть «бог в вещах». Он не мыслил бога за пределами естественных вещей.
Неизменное и вечное начало природных вещей Ноланец видел в материи. Материя «все производит из собственного лона», она явля- ется источником действительности и как таковая не нуждается во
177
внешней причине своего существования. В материи возникают и гиб- нут формы, но сама она пребывает вечно как «беспричинная причи-
на».
Бруно придерживался атомистического понимания материи. Он полагал, что материя состоит из элементарных, простейших частиц, которые не возникают и не исчезают, а лишь только отделяются друг от друга и соединяются друг с другом в бесконечном многообразии.
Эти частицы он назвал «минимумом». В математике минимум совпа- дает с точкой, а в метафизике — с монадой, которая выступает основ- ной единицей бытия и в которой сливаются материальное и духовное.
В монаде отражаются внутренние свойства всей Вселенной. Согласно
Бруно, минимум, или монада, есть все, то есть максимум. Он писал, что «…минимум количественный есть по способности своей макси-
мум, подобно тому, как возможность всего огня заключена в способ-
ности одной искры»
38
С пантеизмом Бруно тесно связана его концепция гилозоизма, со- гласно которой все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой.
Идея всеобщей одушевленности природы позволила Бруно отказаться от идеи божественного перводвигателя и увидеть источник движения материи и жизни в недрах самой природы. Внутреннюю способность к образованию форм, образующее и действующее начало Вселенной
Бруно называл «душой мира». В его натурфилософии понятия Все- ленной, Бога, души мира совпадают.
Степень проявления одушевленности Ноланец связывал с особенно- стями строения материи. Единая духовная субстанция «…соединяется
либо с одним видом тела, либо с другим и на основании разнообразия и
сочетания органов тела имеет различные степени совершенства ума и
действия»
39
Исходя из всеобщей одушевленности, Бруно признавал магию, которая соединяет высшее активное начало, заложенное в самой при- роде, с отдельными предметами и явлениями. Он полагал, что по- средством магических действий осуществимо познание и овладение неизвестными силами природы.
38
См.: Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. С. 274.
39
Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С. 490.
178
Познание Бруно понимал как единый процесс перехода от ощу- щений к воображению, от воображения к рассудку, затем к интеллек- ту и, наконец, к уму. Ум является высшей способностью человеческо- го разума. Он называл разум «видящим зеркалом». Преодолевая конечность своего носителя, человеческий разум способен охватить мир единым взором и путем озарения, созерцания и некой интеллек- туальной интуиции постичь бесконечную Вселенную. Конечную цель познания философ видел в созерцании божества или, другими слова- ми, в раскрытии тайн природы.
Бруно не отделял созерцание от действия. Человек как конечное существо, душа которого смертна, не может пребывать в праздности.
Осознавая неизбежность личной смерти, он должен в созидательной деятельности реализовать свое земное предназначение. Бруно призы- вал к героическому энтузиазму, самоотверженности ради высокой це- ли на земле.
Бруно не признавал не только бессмертие души, но и другие ос- новополагающие идеи религиозного мировоззрения: существование потустороннего загробного мира, учение о божественном вмешатель- стве в дела людей, о посмертном вознаграждении и наказании. Он считал, что христианскую религию должна сменить «религия разу- ма». Под «религией разума» он понимал новую систему человеческой нравственности. Основой добродетельности он считал стремление человека к истине и труду. Посредством труда и знаний человек воз- вышает свою природу и становится как бы Богом земли.
Философские воззрения Бруно сделали его конфликт с церковью неизбежным. Его идея о множественности миров и бесконечности
Вселенной подрывала основной религиозный догмат о единственно- сти этого мира, разрушала авторитет религии и церкви. В силу этого
Бруно был обвинен в ереси и сожжен на костре. Однако расправа с выдающимся мыслителем не смогла остановить развитие науки о
Вселенной. Галилео Галилей (1564–1642) с помощью изобретенного им телескопа с увеличением в 30 раз наглядно показал правоту гипо- тезы Бруно о том, что Вселенная состоит из множества миров.
179
И М Е Н А
Томмазо
Кампанелла
(
1568-1639
)
— итальянский философ, поэт, политиче- ский деятель. Родился в семье сапож- ника. Стал монахом, но бежал из доми- никанского монастыря, неоднократно подвергался церковному суду по обви- нению в ереси. В 1598—1599 годах ор- ганизовал заговор против испанской власти в Южной Италии. Схваченный инквизицией, провел в тюрьмах около
27 лет, перенес страшные пытки. В заключении напи- сал и передал на свободу книгу в защиту Галилея.
Последние годы жизни провел во Франции, где успел немало сделать для издания своих трудов по филосо- фии, военному искусству, медицине, богословию, фи- зике. Является автором коммунистической утопии «Го- род Солнца».
Эпилог Возрождения приходится на начало ХVII в. Натурфило- соф Томмазо Кампанелла — один из последних представителей этой эпохи. Он был против изучения природы по трудам Аристотеля и требовал исследовать саму природу на основе ощущений.
Разрабатывая сенсуалистическую теорию познания, Кампанелла тем не менее не отрицал роли разума в познавательном процессе. Бла- годаря интуиции человеческий разум способен постигать примали-
теты (мощь, мудрость и любовь как основные атрибуты мира), кото- рые соотносятся с мощью, мудростью и волей Бога.
В отличие от Бруно, Кампанелла не отождествлял бога с природой и придерживался позиции деизма. Бог у него оказывается внешним по отношению к природе началом, и его роль исчерпывается сотворе- нием мира, на который он в дальнейшем не оказывает непосредствен- ного воздействия. Поэтому в философии Кампанеллы материя не яв- ляется божественной в пантеистическом смысле слова, то есть она пассивна и сама по себе недостаточна для возникновения вещей.
А вот человеку, по убеждению мыслителя, не следует в своей дея- тельности полагаться на божественную волю, он должен сам стре- миться к преобразованию мира.
180
Свои мечты о справедливом общественном устройстве Кампанел- ла изложил в программе всеобщего социального преобразования на основе принципов утопического социализма. В своей книге «Город
Солнца» он нарисовал картину совершенного государства, в котором упразднены собственность и семья, огромное внимание уделяется развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию, руководство которым осуществляется философами-священниками во главе с папой римским, олицетворяющим собой идеал.
Ренессансная философия изменила взгляды людей на мир и на по- ложение в нем человека, она утверждала человеческую личность в ее величии и красоте. Была разработана картина мира, противостоящая схоластическим креационистским представлениям, но вместе с тем ограниченная пантеистическими взглядами. Преодолеть эту ограни- ченность предстояло новому, экспериментально-математическому ес- тествознанию ХVII века.
Контрольные вопросы
1. Что такое патристика?
2. Каковы основные идеи философии Августина Блаженного?
3. Почему западноевропейскую средневековую философию на- зывают схоластикой?
4. Каковы основные темы и проблемы схоластической филосо- фии?
5. В чем состоит суть спора между реалистами и номиналиста- ми?
6. Почему философию в средние века называли «служанкой бо- гословия»?
7. Какие доказательства бытия Бога приводил Ф. Аквинский?
8. Каковы особенности философии эпохи Возрождения?
9. Чем отличается антропоцентризм ренессансный от средневе- кового?
10. Какие периоды выделяют в развитии философии Возрожде- ния?
11. В чем суть учения Н. Кузанского об «ученом незнании»?
12. Каковы основные идеи философии Дж. Бруно?
181 13. Можно ли философские воззрения М. Монтеня назвать скеп- тицизмом?
14. К какому периоду в развитии ренессансной философии отно- сится деятельность Т. Кампанеллы?
15. Что означает понятие «макиавеллизм»?
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 2009.
Введение в философию : учеб. пособие для вузов. / авт. колл. :
Фролов И.Т. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. —
М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Фи- лософия. — М., 2009.
Марков Б.В. Философия. — СПб., 2009.
Налетов И.З. Философия. — М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. — М., 2006.
Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. —
М., 2008.
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
А.В. Разина. — М., 2009.
Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2008.
Дополнительная литература
Аврелий Августин. Исповедь. П. Абеляр. История моих бедствий. —
М., 1992.
Антология мировой философии. Возрождение. — Минск, 2001.
Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мыш- ления. — М., 1979.
Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Воз- рождения. — М., 1977.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1972.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1976.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. — М., 1979.
Мир философии. — М., 1991. — Т 1, 2.
Монтень М. Опыты : в 3-х кн. — М., 1992.
182
Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой фило- софии. — Архангельск, 1995.
Новая философская энциклопедия : в 4-х т. — М., 2000–2001.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней : в 2-х т. — СПб., 1999.
Соколов В.В. Средневековая философия. — М., 1979.
Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века.
Возрождение. — М., 2008.
Штекль А. История средневековой философии. — СПб., 1996.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
183
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 41
ГЛАВА 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Новое время связывают с утверждением и развитием капитализма в странах Западной Европы в ХVII–ХIХ вв. Начало подъему товарного производства и становлению индустриального общества положили ран- ние буржуазные революции ХVI–ХVII вв. в Нидерландах и Англии.
Развитие капиталистических отношений сопровождалось быст- рым ростом научного знания. ХVII век вошел в историю как век науч-
ной революции. Главенствующее место в науке заняли математика и механика. Галилей, защищая и обосновывая взгляды Коперника, за- ложил основы классической механики. Механическая картина мира, представления о механической обусловленности явлений упрочились под влиянием открытий английского ученого Исаака Ньютона
(1643–1727), который сформулировал понятия и законы классической механики, создал дифференциальное и интегральное исчисление как адекватный язык математического описания физической реальности.
Механицизм противопоставил теологическому истолкованию мира теоретически разработанную и экспериментально опробованную мо- дель научного понимания природных процессов. Но засилье теологии в научных вопросах оставалось еще значительным, несмотря на то, что
Ренессанс многое сделал для ослабления авторитета схоластики.
Философы нового времени, вдохновленные возрастающим интере- сом к научным изысканиям, пытались осознать произошедшие в общест- ве перемены. В итоге в философии ХVII в. утвердился рационализм, ко- торый стал ценностной доминантой западноевропейской философии вплоть до середины ХIХ в. Почти все крупные философы этого времени были убеждены в том, что мир пронизывает, установленная Богом зако- номерность, и человек, опираясь на свой разум, способен познать этот мир и рационально его усовершенствовать
40 40
Рационализм в данном случае понимается в широком смысле слова.
Рационализм в узком смысле — это гносеологическое учение, противостоящее эмпиризму.
184
Философы ХVII в. были убеждены в том, что созидательная сила ра- зума возрастает по мере оснащения его правильным научным методом.
Центр их философских интересов переместился с онтологической про- блематики на гносеологическую. Свою главную задачу они видели в разработке и обосновании универсального метода познания природы.
§ 1. Проблема метода научного познания
в философии ХVII века
В философии ХVII в. оформилось два гносеологических направ- ления: эмпиризм и рационализм.
Основоположником новоевропейского эмпиризма
41
считается
Фрэнсис Бэкон. Схоластической псевдоучености он противопоста- вил эмпирический путь познания, утверждая, что «естественная фи- лософия» (философия природы) не может основываться на библей- ских текстах. Подлинные ученые, подобно пчелам, собирают нектар эмпирических знаний о природе и перерабатывают его в мед теорети- ческой науки. «Естественная философия» должна опираться на опыт, научный эксперимент.
Бэкон различал опыты плодоносные и светоносные. Плодоносные
опыты приносят непосредственную пользу человеку. Светоноснос-
ные опыты являются более ценными, поскольку ведут к знанию глу- боких связей, законов природы, без которого невозможно осуществ- ление плодоносных опытов.
Вслед за своим средневековым предшественником Роджером Бэ- коном Ф. Бэкон повторял: «Знание — сила!». Он был убежден в поло- жительной силе науки и преследовал цель способствовать человече- ству с помощью научных знаний и открытий овладевать силами природы и усовершенствовать жизнь. Однако выполнение этой цели зависит от достоверности получаемого наукой знания. Одной из ос- новных причин недостоверности знания Ф. Бэкон считал используе- мые в науке дедуктивные доказательства, которые исходят из общих понятий, являющихся результатом поспешно сделанных обобщений
41
Эмпиризм — гносеологическое направление, которое основой познания, его главным ис- точником и критерием истинности признает чувственный опыт.