Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1217

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

194
в свою очередь приводит в движение так называемые «животные ду- хи» (прообразы нервных импульсов), которое завершается мышечным движением. Мозг пробуждает в душе «страдательные состояния», ко- торые Декарт назвал страстями. Он рассматривал страсти с физиоло- гической точки зрения, полагая, что страсти отражают те или иные действия человеческого тела. Все многообразие человеческих стра- стей он свел к шести основным: удивлению, любви, ненависти, жела- нию, радости и печали.
Итак, картезианской системе присуще глубокое противоречие. С одной стороны, Декарт заложил основы дуализма, заявив о несводи- мости двух субстанций: тело не может действовать на душу, а душа — на тело. С другой стороны, он не мог отказаться от разрешения во- проса о связи души и тела, поскольку объяснение ощущений, эмоций, аффектов требовало признание этой связи.
Рационалистическая традиция, у истоков которой стоял Декарт, была продолжена Б. Спинозой.
Бенедикт Спиноза, подобно Декарту, стремился построить филосо- фию на достоверных началах. Как считалось в то время, достоверность и строгую доказательность давала математика. Поэтому Спиноза исполь- зовал геометрию с ее аксиомами в качестве формы, в которой он изло- жил свой главный труд «Этика». Не отрицая значения опытного знания, но, рассматривая его как низшую ступень познания, философ утверждал, что только на основе интуитивно-дедуктивного знания можно построить подлинную философию. Основную роль интуиции он видел в постиже- нии мира в его целостности. Результатом такого постижения и явилась метафизика Спинозы, его учение о субстанции.
Дуализму Декарта Спиноза противопоставил монизм. Духовное и телесное, идеальное и материальное слились у него в единую беско- нечную субстанцию, которая не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать, то есть является причиной самой себя (causa sui).
Свое учение о субстанции Спиноза разрабатывал с позиций пан-
теизма. Трактуя Бога как существо абсолютно бесконечное, он ото- ждествлял его как с субстанцией, так и с природой. Центральная формула его метафизики такова: «бог, или субстанция, или природа».

195
И М Е Н А
Бенедикт
Спиноза
(1632-
1677) — нидерландский философ.
Родился в Амстердаме, в еврейской семье. В 1656 году его отлучили от еврейской общины за «страшное ложное учение», и он вынужден был покинуть Амстердам. Жил в сель- ской местности, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз. Затем пере- ехал в Гаагу, чтобы иметь возмож- ность издавать свои труды. Ему была предложена пожизненная пен- сия за посвящение королю Франции одного из своих произведений, но он отказался, заявив, что свои сочинения посвящает только истине. Основные философские труды Спинозы:
«Этика», «Богословско-политический трактат», «Трактат об усовершенствовании интеллекта» и др.
(Deus sive substantia sive natura). В духе пантеистической традиции
Спиноза называл бога-субстанцию порождающей природой (natura naturans), а мир чувственно воспринимаемых вещей — природой по- рожденной (natura naturata).
Характеризуя субстанцию, Спиноза выделил такие ее свойства, как неделимость и вечность, то есть безначальность и бесконечность во времени и пространстве, ее неподвижность и неизменность. Кон- кретные вещи природы он назвал модусами. От субстанции они отли- чаются своей зависимостью от внешней причины и такими своими характеристиками, как конечность и изменчивость. В мире модусов из бесконечного числа атрибутов субстанции человеческий разум об- наруживает только два — протяженность и мышление. Спиноза как бы трансформировал две субстанции Декарта в два атрибута единой субстанции.Как и у Декарта, протяженность означала для нидерланд- ского философа телесность, материю. Однако наряду с протяженно- стью материя, по его мнению, начиная с камня и заканчивая челове- ческим мозгом, обладает способностью мыслить, хотя и в разной степени.


196
Человеческое мышление — это частный случай мышления как ат- рибута субстанции. Человек — самое сложное тело во Вселенной. В
«Этике» Спинозы он предстает как целостное телесно-духовное су- щество, как тело, которому соответствует душа, мыслящая саму себя и свое тело.
Поставленная в картезианстве проблема соотношения души и те- ла, получила у Спинозы следующее разрешение: познавая душу, мы познаем тело и, наоборот. Душа и тело по-разному выражают одну и ту же сущность единой божественной природы.
Субстанция как актуальная бесконечность не может быть ничем ограничена. Но тогда возникает вопрос, каким образом бесконечный мир можно мыслить как целостный и единый. Пытаясь ответить на этот вопрос, Спиноза дал трактовку мира как одновременно и беско- нечного, и конечного. Мир чувственно воспринимаемых вещей явля- ется потенциально бесконечным, поскольку единичные вещи находятся в постоянном взаимодействии и изменении. Но этот мир в то же время оконечен актуальной бесконечностью. Субстанция «…сохраняет в
природе одно и то же количество движения. Поэтому, если иметь в
виду всю материальную природу, то к ней не прибавляется ничего но-
вого»
45
Учение Спинозы о субстанции определило и его концепцию де-
терминизма, согласно которой все в природе рождается под дейст- вием материальных причин. Причинность голландский философ ото- ждествил с необходимостью.
Поскольку субстанция, которая характеризуется внутренней не- обходимостью своего существования, предшествует всем вещам и процессам, имеющим место в оконеченном мире, то она выступает их первопричиной. Значит, в мире господствует жесткий детерминизм, все в нем совершается с однозначной необходимостью.
Человек как часть природы также включен в природную необхо- димость, он ничего не в состоянии изменить в природе, его деятель- ность предопределена. Например, тяга ребенка к материнскому моло- ку причинно обусловлена инстинктом самосохранения. Однако люди не осознают своей обусловленности, и поэтому считают себя свобод-
45
Спиноза Б. Избранные произведения : в 2-х т. М., 1957. Т. 1. С. 308.

197
ными. В действительности свободен только Бог, ибо все его действия продиктованы его собственной необходимостью. Человек же может лишь познать ход мирового процесса, чтобы сообразовывать с ним свою жизнь. Истинное знание, достигаемое разумом, является пер- вейшим условием свободной деятельности людей. Спиноза, таким образом, понимал свободу как осознанную необходимость.
Одним из самых сильных проявлений человеческой свободы Спи- ноза считал стремление человека к самопознанию. Когда человек по- стигает самого себя как звено мировой детерминации, он получает возможность распространить это познание и на сферу своих страстей и аффектов, возникающих на основе чувств.
Спиноза выделял три основных аффекта: вожделение, радость и печаль. Все они основываются на инстинкте самосохранения. Стрем- ление к самосохранению определяет поведение людей. Другими сло- вами, поступки человека, согласно Спинозе, определяются не этиче- скими законами, а лишь стремлением сохранить свое существование.
В силу этого подавляющее большинство людей, считая себя свобод- ными, на самом деле оказывается рабом своих аффектов-страстей. И в этом выражается подчиненность человека необходимости, царящей в природе.
Нельзя быть добродетельным и свободным, если позволять стра- стям управлять своими поступками. В своих действиях человек дол- жен быть рациональным, руководствоваться разумом. Для Спинозы рациональность — это соединение самосохранения с пониманием.
Познав свои страсти, человек получает возможность господствовать над ними и быть свободным. В зависимости от познания своих стра- стей и аффектов разные люди находятся на разных ступенях свободы.
Сведя свободу человека к определенной степени его разумного пове- дения, Спиноза тем самым отождествил волю и разум. Он подчерки- вал, что человек, думая о жизни, приходит к такому состоянию, когда он не плачет и не смеется, а понимает необходимость и преходящий характер перипетий своей жизни.
Готфрид Вильгельм Лейбниц, продолжая рационалистическую традицию, отклонил как дуализм Декарта, так и пантеистический мо- низм Спинозы. Единую божественную субстанцию-природу он разделил


198
И М Е Н А
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-
1716) — немецкий философ и ученый- энциклопедист. Был сыном профессора философии в Лейпцигском университете.
Получив докторскую степень, поступил на службу к ганноверскому герцогу в качестве дипломата и историографа. При жизни получил признание как математик, составитель дифференциального и инте- грального исчисления и как изобрета- тель арифмометра. Был предтечей мате- матической логики, внес существенный вклад в инженерно-строительные проек- ты, заложил основания Академии наук в Берлине, Вене и
Петербурге. Писал на темы лингвистики, геологии, фи- зики. Оставил большое философское наследие. Основными философскими произведениями Лейбница являются: «Рас- суждения о метафизике», «Теодицея», «Монадология». на бесконечное множество отдельных субстанциональных начал, ко- торые назвал монадами. Весь мир, в его понимании, представляет со- бой собрание монад.
Монады — это бесконечно малые духовные единицы бытия. Они вечны и неисчерпаемы, находятся в непрерывном изменении и спо- собны к страданию, восприятию и творческому мышлению. Каждая монада замкнута в самой себе и неповторима; ничто из нее не выхо- дит и ничто не входит в нее.
В то же время Лейбниц обратил внимание на то, что в мире на- блюдается согласованный порядок. А поскольку монады замкнуты,
«не имеют окон» и как духовные сущности взаимодействовать фи- зически между собой не могут, то философ пришел к выводу, что раз- витие каждой монады уже изначально находится в соответствии с развитием других монад, то есть в отношении гармонии. Эта гармо- ния предустановлена высшей из монад, монадой монад — Богом.
Благодаря Богу монады обладают безграничной способностью к уподоблению и приспособлению, и в силу этого каждая из них отра- жает все другие монады и весь мировой порядок, являясь «живым

199
зеркалом Вселенной». Лейбниц полагал, что единство и согласован- ность монад, или предустановленная гармония, дает прекрасное дока- зательство бытия Бога.
Учение о предустановленной Богом гармонии позволило филосо- фу подойти к решению проблемы соотношения души и тела с пози- ций психофизического параллелизма. Душа и тело совершают свои операции согласованно автоматически и независимо друг от друга в силу своего внутреннего устройства. Таким образом, с одной сторо- ны, сохранялась независимость души и тела, а, с другой стороны, объяснялся несомненный факт их согласованности.
Что такое монада, человек узнает из опыта самонаблюдения. Не- посредственно познаваемая монада — это человеческая душа, обла- дающая представлениями и стремлениями. Жизнь души не сводится к сознанию. Кроме осознанных, душе присущи и неосознанные пред- ставления. Все психические явления Лейбниц разделил в зависимости от их представленности на уровне сознания.
Низшим монадам, которые характеризуются так называемыми
малыми перцепциями, то есть неосознаваемыми восприятиями, свой- ственны только смутные представления. В таком состоянии пребыва- ют неорганический и растительный миры.
Монады-души, которые находят выражение в телах животных, представляют собой смутные перцепции, сопровождающиеся ощуще- нием и памятью. Разум животным заменяют ассоциации.
Монады-духи, к которым Лейбниц относил души людей, наделе- ны сознанием и самосознанием. Они представляют собой отчетли-
вые перцепции, обладающие способностью к ясно осознаваемым вос- приятиям, или апперцепциям. В отличие от животных людям свойственно понимание вещей и постижение вечных истин.
Итак, перцепцией, восприятием обладают все монады, но только высшим монадам присуще самосознание. В душе человека непрерыв- но идет работа психических сил — бесчисленных малых перцепций, из которых возникают сознательные желания и страсти.
Различие перцепции и апперцепции связано с понятием бессозна- тельного, которое Лейбниц одним из первых ввел в науку. Совершен- ствование монад осуществляется в направлении от бессознательного


200
состояния к сознанию. Поскольку всякая душа есть монада, деятель- ность которой направлена лишь на самое себя, постольку познание есть лишь процесс постепенного осознания того, что имеется в со- стоянии бессознательного. Утверждение этого означает, что Лейбниц внес изменения в картезианскую теорию врожденных идей. Он при- знавал наличие не врожденных идей, а врожденных способностей к мышлению, которые существуют как бессознательное в человеке.
Способность к восприятию истин — это, по Лейбницу, предрас- положение, преформация, «…которая определяет нашу душу и бла-
годаря которой эти истины могут быть извлечены из нее. Это по-
добно разнице между фигурами, произвольно высекаемыми из камня
или мрамора, и фигурами, которые прожилками мрамора уже обо-
значены или предрасположены обозначиться, если ваятель восполь-
зуется ими»
46
Не отрицая значения опыта для интеллектуальной деятельности,
Лейбниц отводил чувственности лишь роль толчка для реализации мыслительных способностей. Он ввел разделение всех истин по их источнику на истины разума и истины факта. Истины факта осно- вываются на чувственном опыте, и им присуще свойство случайно- сти. Особенностью истин разума является их всеобщность и необхо- димость. Только рациональное познание дает картину всеобщности и необходимости, существующих в мире.
Придерживаясь декартовского рационализма в теории познания,
Лейбниц провозгласил, что нет ничего в разуме, чего раньше не было
бы в чувствах, кроме самого разума. В качестве критерия истины он полагал ясность, отчетливость и непротиворечивость рассуждения, то есть соответствие мысли не внешнему миру, а переживаниям души.
Истины разума проверяются посредством непреложных законов правильного мышления, к которым он относил сформулированные
Аристотелем законы тождества, непротиворечия и исключенного третьего. А для нахождения истин факта необходим еще дополни- тельный закон — закон достаточного основания. Лейбниц выразил его в виде следующего принципа: «Все существующее имеет доста-
точное основание для своего существования». Это значит, что ни од-
46
Лейбниц. Сочинения : в 4 т. М., 1983. Т. 2. С. 82.

201
но явление не может быть истинным или справедливым без достаточ- ного основания, почему дело обстоит так, а не иначе. Другими слова- ми, если любой предмет, любое явление материального мира имеет свою причину, то и наше мышление не может утверждать или отри- цать что-либо о предмете или явлении, если это утверждение или от- рицание не обоснованы. Закон достаточного основания выражает тре- бование обоснованности мысли.
В духе рационализма ХVII века Лейбниц различал мир умопости- гаемый и мир материальный. Материальный мир существует только как несовершенное, чувственное выражение истинного мира монад.
Материю философ рассматривал как сложную субстанцию, в основе которой лежит совокупность простых субстанций — монад. Благода- ря их деятельной силе материя находится в постоянном движении.
Признание движущейся материи Лейбниц считал достаточным осно- ванием для объяснения всех явлений в мире.
В «Теодицее» Лейбниц разработал свою знаменитую теорию оп-
тимизма. Наш мир содержит много зла, он несовершенен, имеет много недостатков, и все же он наилучший и самый совершенный из всех возможных миров. Это убеждение Лейбница вылилось в пого- ворку: «Все к лучшему в этом лучшем из миров».
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   41

§ 3. Английский эмпиризм ХVII — начала ХVIII века
После Ф. Бэкона и Т. Гоббса эмпирическую теорию разрабатывал их соотечественник Джон Локк.
В своем главном философском труде «Опыт о человеческом ра-
зуме» Локк сравнивал философа с мусорщиком, поскольку его задача состоит в том, чтобы удалять мусор из нашего знания.
Локк выступил с критическим анализом картезианского рациона- лизма. Несостоятельность учения Декарта о врожденных идеях он обосновывал, например, тем, что существуют целые народы, у кото- рых отсутствует понятие о Боге, а дети и идиоты не имеют никакого представления о законах логики. Он утверждал, что все идеи возникают

202
И М Е Н А
Джон Локк (1632-1704) — анг- лийский философ, общественный деятель. Родился в пуританской семье. Окончил колледж в Оксфор- де. Занимался химией, метеороло- гией и медициной. Был домашним врачом лорда Эшли, чье покрови- тельство принесло ему должность управляющего церковными делами в штате лорда-канцлера. Попав в число подозреваемых в заговоре против короля, вынужден был эмиг- рировать. По возвращении в Англию в 1690 году занялся философской деятельностью. В своих сочинениях поддерживал полити- ческие реформы, направленные на ограничение королев- ской власти, на создание парламентской формы правле- ния и обеспечение религиозной свободы. Главное философское произведение Локка: «Опыт о человеческом разуме». только из опыта, и сравнивал человеческую душу с «tabula rasa», то есть с чистой доской без каких-либо знаков и идей. Только жизнен- ный опыт рисует на ней свои узоры-знания.
Локк различал два вида опыта: внешний и внутренний.
Внешний опыт — это ощущения, которые возникают в результа- те действия предметов внешнего мира на наши органы чувств. Внеш- ний опыт дает человеку простые идеи. Одни из них относятся к пер- вичным качествам вещей, а другие — к вторичным.
Первичные качества принадлежат самим вещам и сохраняются при всех изменениях вещей. Это идеи протяженности, движения, по- коя, формы, числа, плотности и т. п. Вторичные качества представ- ляют собой результат воздействия на органы чувств различных видо- изменений первичных качеств. То, что является сладким, голубым или теплым в идее, то в самих вещах есть только известный объем, форма, движение незаметных частиц. К вторичным качествам отно- сятся запах, цвет, вкус, звук, температура и т. п. Таким образом, вто-

203
ричные качества, по Локку, не субъективны, как считалось до него, они имеют объективную основу. Вторичные качества субъективны лишь по форме.
Внутренний опыт, или рефлексия, есть наблюдение ума за сво- ей деятельностью и способами ее проявления. Он дает нам идеи о на- ших собственных состояниях — эмоциях, желаниях, волнениях и т. п.
В аналитическом разложении внутреннего опыта нельзя обнару- жить никакого разума в качестве самостоятельной силы. На этом ос- новании Локк сформулировал принцип эмпиризма (сенсуализма):
«Как ни понимать разум, в нем нет ничего, чего раньше не было бы в
ощущениях».
Такие простые идеи, как существование, единство, сила, последова- тельность, порождены совместно внешним и внутренним опытом. Про- стые идеи — исходный материал всего человеческого знания. Разум не может продуцировать идеи, он способен лишь комбинировать их и из простых идей образовывать сложные. Сложными идеями могут быть и необычные вещи, не обладающие реальным существованием, например, единороги или сатиры. Но их всегда можно проанализировать как сово- купность простых идей, приобретенных через опыт.
Локк осознавал, что посредством эмпиризма невозможно обосно- вать внеопытную реальность. Он полагал, что большинство метафи- зических построений, претендующих на выход за пределы опыта, от- носится только к словам, которыми обозначают как простые, так и сложные идеи. Сам Локк предпочитал воздерживаться от постановки вопросов, заведомо выходящих за рамки опыта. В своей метафизике он исходил из двух равноправных возможностей: существования ма- териальной субстанции, обладающей способностью мышления, и су- ществования, наряду с материей, особой духовной субстанции — но- сительницы сознания.
Критикуя рационализм, Локк, тем не менее, признавал, что отсут- ствие врожденных идей может привести к тому, что предоставленный самому себе человеческий разум будет заблуждаться. Поэтому он большое внимание уделял процессу воспитания. Главную задачу вос- питания он видел в том, чтобы научить человека управлять собой. Це- ли и характер воспитания он определял, исходя из идеала «настоящего