Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1184
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
232
И М Е Н А
Георг Вильгельм Фридрих Ге-
гель (1770–1831) — немецкий фило- соф. Родился в семье высокопо- ставленного чиновника. Прослушал два курса — философский и теоло- гический — в Тюбингенском техно- логическом институте. Получил ат- тестат кандидата богословия. Но отказавшись от карьеры пастора, стал академическим философом, преподавал философию в Йене,
Нюрнберге и, наконец, в качестве профессора — в Гейдельбергском и
Берлинском университетах. Он был полон творческих сил и планов, когда эпидемия холеры скоропостижно оборва- ла его жизнь. Он ушел из жизни в апогее авторитета созданной им философии. Основные философские произве- дения Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики»,
«Энциклопедия философских наук», «Философия права»,
«Лекции по истории философии». содержание как продукт его собственного развития. Именно филосо- фия, а не религия, как полагал Шеллинг, есть высшее откровение бо- жественного Абсолюта.
Все мировое развитие Гегель представил как развитие духовного начала, которое он называл абсолютной идеей, или Богом. Но если
Бог всегда равен самому себе, то абсолютная идея находится в со- стоянии постоянного развития.
Абсолютная идея — это единственная реальность, которая со- ставляет сущность природы, общественной жизни и всех ее проявле- ний. Эта реальность мыслит (отражает) сама себя. Абсолютная идея есть мысль, отражающая самое себя в процессе самопознания.
По сути, Гегель отождествил мир с мыслью, идеей, разумностью как таковыми. Это нашло выражение в его известной формуле: «Все
действительное разумно, а все разумное действительно». Иррацио- нальное, таким образом, выносилось им в сферу недействительного.
233
Тождество бытия и мысли Гегель рассматривал с точки зрения его развития, так как считал, что невозможно понять ни одно явление, не уяснив всего пути, который оно совершило. Он предложил схему, со- гласно которой развитие происходит не по замкнутому кругу, а по- ступательно, циклично, в определенной форме. Этой формой является триада, включающая в себя утверждение, или полагание (тезис), от- рицание начального утверждения (антитезис) и отрицание предыду- щего отрицания, или «снятие» противоположностей (синтез). Таким образом, на этапе синтеза происходит как бы возврат к прошлому.
Любое явление, по Гегелю, проходит подобный цикл развития.
Циклы могут повторяться вновь и вновь, на более высоком уровне, пока не будет получен высший синтез. Цикличность развития Гегель проследил в созданной им философской системе. Он построил ее диа- лектически, в виде триад. Соответственно этапам самопознания абсо- лютной идеи в гегелевской философской системе выделяются три части — логика, философия природы и философия духа, — каждая из которых в свою очередь образуется по принципу триады.
Первый этап саморазвития абсолютной идеи — это чисто логиче- ский процесс. Поэтому свою философскую систему Гегель начал с логики. Но логику он трактовал иначе, чем такие его предшественни- ки, как Аристотель, Лейбниц или Кант. В «Науке логики» он отличал логику в традиционном смысле, то есть субъективную логику, или логику человеческого мышления, от логики объективной.
Объективная логика — это логика независящей от человека дей- ствительности, логика «доприродного» состояния абсолютной идеи, развивающейся в своем собственном лоне, в форме чисто духовных сущностей. Объективная логика, согласно Гегелю, предшествует субъективной логике. В «Науке логики» объективной логике посвя- щены такие разделы, как «Бытие» и «Сущность», а субъективной ло- гике — «Понятие».
Гегелевская объективная логика выстраивает иерархию катего- рий, каждая из которых обладает вполне определенным содержанием и находится в состоянии непрерывного движения в силу присущей ей собственной противоположности. В отличие от Канта, Гегель считал противоречие подлинной основой мышления. В противоречии он ус- матривал «корень всякого движения и жизненности». Полагая его ис-
234
точником и принципом развития и всякого самодвижения, он утвер- ждал, что противоречие движет миром.
В объективной логике прослеживается движение абсолютной идеи от наиболее абстрактных, то есть самых бедных по своему со- держанию, категорий к категориям, обогащенным конкретным со- держанием.
Развитие абсолютной идеи начинается с таких предельно абст- рактных категорий, как «бытие вообще» и «ничто», взаимопереход которых приводит к становлению. В результате становления возника- ет наличное бытие, обладающее количеством и качеством. Через раз- витие количества и качества осуществляется переход к сущности, в которой вскрываются внутренние и внешние противоречия бытия.
Разрешение противоречий, по Гегелю, означает переход к новой кате- гории. Так, восходя от абстрактного к конкретному, абсолютная идея постепенно раскрывает свое содержание и приходит к абсолютному единству всех своих определений.
Этот диалектический путь абсолютной идеи отображается в субъ- ективной логике через такие ее формы, как понятия, суждения и умо- заключения. В умозаключении субъективное понятие получает свое полное развертывание. Результатом этого является переход от субъ- ективности в объективность. Придерживаясь принципа историзма,
Гегель соотносил развитие логических форм с действительной прак- тикой освоения человеком мира. Он исходил из того, что подлинную содержательность формы человеческого мышления обретают в ходе его направленности на объективную реальность.
В «Философии природы» Гегель рассмотрел второй этап в развитии абсолютной идеи. Исчерпав себя в мышлении, абсолютная идея отчуж- дает себя в противоположную область — природу. Природа — это инобытие абсолютной идеи, это чуждая ей материальная оболочка.
В гегелевской натурфилософии природа трактуется как система сту- пеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой. Высшие сту- пени природы возникают на основе низших, но вместе с тем качественно отличаются от них. В результате каждая ступень представляет собой своеобразное царство природы. Формы природного бытия были рас- смотрены Гегелем в таких разделах его философии природы, как «Меха-
ника», «Физика» и «Органика» («Органическая физика»).
235
Механическую ступень природы Гегель считал воплощением ко- личественной определенности. В «Механике» он дал характеристику пространства, времени и движения, трактуя их не как самостоятель- ные субстанции, а как формы существования материи.
Физическую ступень природы немецкий философ понимал как качественную определенность. Раздел «Физика» он посвятил таким физическим качествам, как небесные тела, физические элементы и метеорологические процессы.
Органическую ступень природы Гегель связывал с жизнью. Но свою «Органику» он начал с рассмотрения «геологического организ- ма» как основы жизни, признав, по сути дела, происхождение живой природы из неживой.
От «геологического организма» осуществляется переход к расти- тельному и животному организмам. Животный организм философ считал вершиной развития природы и называл его микрокосмом, во- бравшим в себя в снятом виде все предшествующие природные фор- мы. От всех живых существ, возникших в природе, Гегель отличал человека. Он считал человека существом физически несовершенным.
Единственным мотивом его поступков является удовлетворение же- ланий. Совершенен человек лишь как существо духовное. И в этом его главное отличие от животных. Именно духовное начало помогает человеку преодолевать естественные склонности.
В человеке, как мыслящем духе, абсолютная идея «узнает» сама себя. Таким образом, природа является необходимым этапом на пути самопознания абсолютной идеи. Из природы она снова возвращается к себе, то есть в стихию духовного, но уже обогащенного всем пред- шествующим развитием.
Понимая развитие природных образований как переход от низших к высшим, от простых к сложным, Гегель при этом опровергал мате- риалистическое понимание природы. Он подчеркивал, что такой пе- реход не является естественным процессом порождения. Вся система природных ступеней есть лишь порождение в лоне идеи, составляю- щей основание природы. Развивается не сама природа, а лишь поня- тие, так как «…лишь его изменения суть развитие»
53 53
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. М., 1977. Т.2. С. 33.
236
Заключительным разделом гегелевской философской системы яв- ляется философия духа, которая была изложена в работах «Феноме-
нология духа», «Философия права». Философия духа — это третья ступень развития абсолютной идеи, на которой она приобретает не- обходимую конкретность. Форму конкретизации идея получает в об- лике субъективного, объективного и абсолютного духа. Эти формы составляют сущность как человеческого сознания, так и различных видов человеческой деятельности и человеческих связей и отноше- ний.
Субъективный дух, или «дух в себе», охватывает сферу индиви- дуального человеческого сознания, которое рассматривается с точки зрения такой триады, как антропология, феноменология и психология.
В антропологии душа предстает как чувствующая субстанция. Фено- менология исследует развитие души от чувственной ступени до ра- ционального сознания. Психология начинается с учения о личности.
В личности дух осознает себя как конкретную целостность и реализу- ет себя в двух формах — теоретической и практической. Теоретиче- ский дух (ум) и практический дух (воля) взаимоопределяют друг дру- га.
Единство теоретической и практической деятельности Гегель вы- разил понятием «разумная воля» (или «мыслящая воля»). Он утвер- ждал, что ум не должен действовать, не желая, а воля не должна об- ходиться без ума, хотя случается, что рассудок развивается в ущерб сердцу, а сердце — в ущерб рассудку. Но это доказывает только то, что в мире есть место для безрассудных и дурных людей.
Духовную активность отдельной человеческой личности Гегель связывал с ее причастностью к интересам и ценностям общества. По- средством практической деятельности субъективный дух переходит к объективному духу.
Объективный дух охватывает сферу социальной жизни как некой сверхъиндивидуальной целостности, проявляющейся через различные связи и отношения между отдельными людьми. Эта сфера духа ут- верждает себя в праве, морали, семье, гражданском обществе и госу- дарстве.
237
Государство Гегель считал высшим проявлением объективного духа. Он определял государство как совершенное воплощение разума в жизни человечества, как осуществление свободы каждого в единст- ве всех. На свою высшую стадию развития объективный дух перехо- дит тогда, когда он разворачивается во всемирной истории, становит- ся мировым духом, сущностью которого является свобода. Гегель рассматривал историю как прогресс духа в осознании свободы.
В историческом развитии духа он выделял три формы: восточную, греко-римскую и германскую. Если Восток знает, что только один свободен, а греко-римский мир, — что некоторые (в аристократиях) или многие (в демократиях) свободны, то в германском мире свобода осознается как неотъемлемое достояние всех. И такое государство есть Прусская сословная монархия. В Пруссии, по Гегелю, централь- ная власть одного не ограничивается, а восполняется участием неко- торых в управлении и представительством всех в сословных собрани- ях и в судах присяжных.
Двигателем исторического развития классик немецкой философии считал национальный дух. Прогресс мирового духа развертывается через дух отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии.
Высшим этапом развития абсолютной идеи является абсолютный дух. Абсолютный дух — это вечно существующая, действительная истина. Он не имеет иной цели и иной деятельности, кроме того, что- бы сделать себя своим предметом и выразить для себя свою сущ- ность. Он развивается от чувственного созерцания к представлению и от него к понятию.
Согласно Гегелю, дух, созерцающий себя в полной свободе, есть
искусство. Дух, благоговейно представляющий себя, есть религия.
Дух, мыслящий свою сущность в понятиях и познающий ее, есть фи-
лософия.
Искусство является непосредственной формой постижения абсо- лютной идеи. Религия в своих глубинах как истину содержит Бога.
Философия дает полное раскрытие истины, которая уже обнаружила себя в искусстве и религии. Философия — это высшая и последняя
238
ступень саморазвития абсолютной идеи. В философии абсолютная идея осознала самое себя как единственно сущее, как начало и конец всего.
Итак, цель развития — познание абсолютной идеей самое себя — достигнута. Отныне восходящее движение абсолютной идеи прекра- щается и замыкается в определенный круг, переходя в простое повто- рение идеей пройденного пути.
Реализацию самопознания абсолютной идеи Гегель видел в своей собственной философии и в современной ему прусской сословной монархии. Свою философскую систему он считал завершением всего предшествующего развития в философской сфере, высшим открове- нием божественного и человеческого духа. Именно в ней человечест- во пришло к познанию абсолютной истины. А прусскую сословную монархию он признавал высшей точкой исторического движения че- ловечества, наиболее совершенной системой общественного и госу- дарственного устройства.
Философская система Гегеля, требующая возврата к исходному пункту развития и претендующая на завершенность, на нахождение абсолютно совершенных форм во всех областях, вступила в противо- речие с разработанным им же диалектическим методом.
Диалектический метод в отличие от метафизической, догматиче- ской системы направлен на бесконечность познания и утверждает всеобщее развитие понятий через бесконечный ритм диалектических противоречий.
Впервые в истории философии Гегель придал диалектике наибо- лее развитую и совершенную форму. Он дал обобщенный диалекти- ческий анализ всех важнейших категорий философии и взаимодейст- вий между ними и на этой основе вывел основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, взаимо- перехода количественных и качественных изменений, отрицания от- рицания. Кроме того, гегелевский диалектический метод включает в себя такие принципы анализа действительности, как принцип всесто- ронности, восхождения от абстрактного к конкретному, соответствия исторического и логического.
239
И М Е Н А
Людвиг Андреас Фейербах (1804-
1872) — немецкий философ. Родился в
Баварии, в семье юриста. Учился в
Гейдельберге, затем в Берлине, где слушал лекции Гегеля, под воздейст- вием которых и сформировались его взгляды. Анонимно опубликовал анти- религиозную книгу «Мысли о смерти и бессмертии». Авторство Фейербаха было установлено, и его лишили пра- ва преподавательской деятельности.
25 лет почти безвыездно он прожил в деревне Брукберг, где его жена была совладелицей фарфорово-фаянсовой фабрики. Горячо при- ветствовал революцию 1848 года, был депутатом франк- фуртского Национального собрания. После того, как фаб- рика обанкротилась, переселился в Рехенберг, где провел последние годы жизни в большой нужде. В 1870 году всту- пил в социал-демократическую партию. Был непримиримым борцом против религии. Его основные произведения: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства»,
«Основные положения философии будущего».
Подлинное богатство диалектики Гегеля не смогли оценить его единомышленники. Правые гегельянцы пытались сохранить в целост- ности гегелевскую систему, а левые, или младогегельянцы, стреми- лись сделать из нее атеистические выводы, что, в конечном счете, привело их к критике гегелевской философии.
Младогегельянец Людвиг Фейербах, учение которого завершает классический период в немецкой философии, сначала выступал как последователь Гегеля, но не соглашался с его оценкой христианства как высшей исторической формы религии. Впоследствии он подверг развернутой критике гегелевскую философскую систему.
Фейербах доказывал, что гегелевская абсолютная идея есть ни что иное, как человеческий разум, оторванный от человека и превращен- ный во внеприродное существо, творящее мир из самого себя. Други- ми словами он пришел к выводу, согласно которому, гегелевское уче- ние о том, что природа положена абсолютной идеей, есть лишь
240
рациональное выражение религиозного учения о сотворении природы
Богом.
По признанию Фейербаха, борьба против религии неизменно бы- ла в центре его внимания. Опираясь на огромный эмпирический ма- териал, он доказывал, что источником религиозной веры является за- висимость человека от неподвластных его воле стихий и сил природы и бессилие перед ними. Поэтому избавиться от религиозных пред- ставлений можно, лишь преодолев реальную зависимость человека от враждебных ему сил. Для этого человек должен поверить в свои соб- ственные возможности, в то, что его судьба зависит от него самого, а не от божественного промысла.
Свою задачу Фейербах видел в том, чтобы изменить сознание и жизнь людей и создать «новую философию», единственным, универ- сальным и высшим предметом которой является человек.
Фейербах явился родоначальником антропологического мате-
риализма. Свою философию он трактовал как универсальное учение о человеке, называл антропологией и основывал ее на принципе ан-
тропологизма. По его словам, суть данного принципа состоит в том, чтобы свести все сверхъестественное к природе и посредством при- роды все сверхчеловеческое свести к человеку.
Основа фейербаховского материализма — учение о природе.
Природа — это единственная реальность, бытие вне нас. Природа те- лесна, не имеет ни начала, ни конца, выступает причиной самой себя и в силу этого не нуждается в творце. Она развивается, и высшим продуктом ее развития является человек. Человек есть существо, в ко- тором природа делается личным, сознательным, разумным сущест- вом.
Фейербах пришел к выводу, что вне природы и человека не суще- ствует ничего, и философия должна быть учением о человеке как природном, родовом существе.
Утверждая природную сущность человека, немецкий материалист отвергал гегелевское учение о человеке как исторически-духовном образовании. Он отрицал существование души помимо тела, подчер- кивая, что человеческое «Я» представляет собой тело в его целостно- сти, в неразрывной связи с душой. Для человека характерно психофи- зическое единство: он является одновременно и материальным
241
объектом, и мыслящим субъектом. Человек богат различными прояв- лениями своей природы. Отличительными, сущностными признаками истинно человеческого в человеке, являются, наряду с разумом, чув- ственность и воля. Особое значение Фейербах придавал чувственной стороне человека. Чувство, в первую очередь любовь, стало для него критерием бытия. Любовь к другому человеку есть путь к познанию его объективного существования и всего внешнего мира. «Где нет
любви, нет и истины», — утверждал мыслитель.
Антропологический принцип определил сенсуалистическую по- зицию Фейербаха в теории познания. Рассматривая ощущения чело- века как проявление его природы, он считал их единственным источ- ником познания. По его утверждению, предмет дается в истинном смысле только благодаря чувствам, а разум есть лишь всеобщее един- ство чувств. При этом философ обращал внимание на связь между чувственным созерцанием и мышлением в процессе познания. Только то созерцание истинно, которое осмысливается разумом, и только то мышление истинно, которое подтверждается чувственным воспри- ятием.
Из антропологического единства всех людей следует, что связи между ними носят природный характер. По сути дела, система обще- ственных отношений подменяется Фейербахом понятием рода. Каж- дый отдельный человек есть звено в развитии человеческого рода. От других природных существ люди отличаются склонностью к положи- тельному общению друг с другом. Главным объектом жизненного ин- тереса человека всегда предстает другой человек, «Ты». Только в сфере межчеловеческого общения, через отношение Я — Ты осуще- ствляется реализация человеком его родовой сущности.
Философию Фейербаха, в которой подчеркивается особая значи- мость личности другого, «Ты» для человека, нередко называют ту-
измом (от лат. tu — ты).
Чтобы «Ты» мог полноценно существовать как объект, к нему не- обходимо проявить любовь. Подлинную любовь к другим людям фи- лософ противопоставил любви религиозной. Он был убежден в том, что единственное существо достойное любви — это не Бог, а человек.
Именно он должен занять место традиционного Бога, который мешает