Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1183

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

242
установлению искренности отношений между людьми. Земная рели- гия любви, главными принципами которой Фейербах провозгласил веру в человека и человеколюбие, была призвана привести к упроче- нию межчеловеческих связей, скрепить узы общества.
Стремление Фейербаха поставить на место веры в Бога веру в че- ловека, раскрыть способность человека уважать и любить в другом
«Божественное Ты» составило суть созданного им нового гуманизма.
Новый гуманизм должен стать основой нового общества — братства свободных, гармонично развитых и счастливых людей.
Из взаимосвязи и единства «Я» и «Ты» Фейербах выводил свое этическое учение — эвдемонизм. Эвдемонизм утверждает жизненной целью каждого индивида стремление к счастью. Само счастье пони- мается как самореализация человека через беспрепятственное удовле- творение тех индивидуальных потребностей, которые относятся к его сущности.
Стремление к счастью вытекает из самой природы человека, из естественных потребностей всякого здорового существа. При этом врожденное всем людям стремление к счастью Фейербах не считал эгоистическим чувством. Ведь достижение человеком счастья невоз- можно без его единения с другим человеком. Природа истинного сча- стья такова, что она делает счастливыми всех.
Стремление к счастью с необходимостью порождает сознание нравственного долга
, ибо «Я» не может существовать и быть счастли- вым без «Ты». Задачу морали Фейербах видел в том, чтобы созна- тельно и добровольно делать законом человеческого мышления и действия гармоническую связь между собственным и чужим стремле- нием к счастью.
Итак, в антропологическом материализме Фейербаха человек предстает как активное природное существо, стремящееся к счастью, душа и тело, сердце и разум которого действуют в полной гармонии.
Немецкая классическая философия и, прежде всего, идеалистиче- ская диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха, подготовили почву для появления марксистской философии.

243
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   41

§ 6. Философия марксизма
Во второй половине ХIХ в. немецкими мыслителями Карлом
Марксом и Фридрихом Энгельсом было создано принципиально новое учение, ставшее идейным выражением рабочего движения того времени, — марксизм. В «Анти-Дюринге» Энгельса — своеобразной
«энциклопедии марксизма» — это учение предстает в единстве трех частей — философии, политической экономии и теории научного коммунизма.
Марксистская философия — это неразрывная связь диалектико-
материалистической философии и материалистического понимания
истории (исторического материализма).
В основу диалектического материализма классиками марксизма была положена гегелевская диалектика, но на совершенно иных принципах. Опираясь на результаты критики Фейербахом философии
Гегеля, Маркс и Энгельс осуществили органическое сочетание идей материализма и диалектики. По выражению Энгельса, они поставили диалектику Гегеля с «головы на ноги».
Материалистическая диалектика в марксистской философии вы- ступает и как теория единства и развития всего сущего, и как метод философского мышления. Мир в ней рассматривается как движущая- ся в пространстве и во времени материя.
Марксистское учение о материи, ее свойствах, формах и способах существования было разработано Энгельсом в «Диалектике приро-
ды». В «Анти-Дюринге» им был дан подробный анализ категорий и законов диалектики как самодвижения и взаимосвязи природного и общественного миров.
Философским новаторством Маркса явилось распространение диалектико-материалистических взглядов на общество. Впервые в ис- тории философской мысли было создано материалистическое пони- мание истории. Общество стало трактоваться как социальная материя, которая формируется и существует на основе трудовой деятельности людей.

244
И М Е Н А
Карл
Маркс (1818-
1883) — немецкий философ и политэконом. Родился в
Трире, в семье адвоката.
Изучал философию и исто- рию в Боннском и Берлин- ском университетах. После учебы работал журналистом в Париже, Кельне, Брюссе- ле. Принимал участие в революциях 1848 года во Франции и Германии, после че- го перебрался в Лондон. Там познакомился с Фридрихом
Энгельсом (1820-1895) — владельцем фабрики из Манче- стера. Их сотрудничество длилось почти 40 лет. Эн- гельс вынужден был заниматься «проклятой коммерцией», чтобы оказывать материальную поддержку Марксу и его семье. Маркс вместе с Энгельсом создал Союз коммуни- стов и написал его программу «Манифест Коммунистиче- ской партии». Был основателем и фактически руководи- телем Международного товарищества рабочих (1-го
Интернационала). После смерти Маркса руководство меж- дународным рабочим движением осуществлял Энгельс. Со- вместными трудами Маркса и Энгельса являются «Святое семейство» и «Немецкая идеология». Самая знаменитая книга Маркса — «Капитал». Энгельсу принадлежат такие произведения, как «Анти-Дюринг», «Диалектика приро- ды», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Маркс похоронен на Хайгетском кладбище в Лондоне. После смерти Энгельса, согласно его воле, урна с его прахом была опущена в море, у любимого места его отдыха на южном берегу Англии.
По Марксу, логика всей мировой истории и человеческих отно- шений основана на том, как человек формирует окружающую его среду. Производительный труд человека является первопричиной всей истории, и, следовательно, труд есть неотъемлемое условие су- ществования человека и любого созданного им общества. Именно в труде проявляется специфичность бытия человека, его принципиаль- ное отличие от животного по отношению к материальному миру, природе.


245
В процессе трудовой деятельности человек имеет дело не только с предметами природы, но и с продуктами самой человеческой дея- тельности, например, с орудиями труда, созданными предшествую- щими поколениями, или знаниями, накопленными другими людьми.
Таким образом, в трудовой деятельности обнаруживается социальная связь. Для того, чтобы подчеркнуть общественный характер труда, в марксистской философии была разработана категория практики.
Практика — это категория, которая выражает многообразные формы взаимодействия людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Основоположники марк- сизма рассматривали практику первичной по отношению к сознанию и духовному миру, и принцип практики стал фундаментальным прин- ципом их философии.
Философский аспект практики был раскрыт основоположниками марксизма в гносеологии. Здесь практика рассматривается как основа и движущая сила познания. Особенно глубоко в марксистской фило- софии был продуман вопрос о практике как критерии истины. Исти-
на, по определению, Маркса и Энгельса, есть соответствие наших знаний о мире самому миру. И если эти знания не согласуются с практикой, то тем самым их истинность ставится под сомнение.
Социальный аспект практики представлен классиками марксизма в философии общества и в политической экономии. В «Тезисах о
Фейербахе» Маркс критиковал этого немецкого мыслителя за созер- цательный характер его материализма, за непонимание им роли прак- тики. Он подчеркивал, что вся общественная жизнь является по суще- ству практической. Из практики можно объяснить все самые сложные социальные процессы и духовные явления.
Согласно Марксу, исследование общества должно исходить не из антропологической, сознательно-волевой природы субъектов общест- венных отношений, а из материальных условий жизни людей, кото- рые, в свою очередь, определяются экономическими структурами. В
«Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс впервые исследовали роль производства в общественном развитии. Причиной говорить о мате- риальных, а не духовных основах общества послужил феномен отчу- ждения.

246
Отчуждение — это социальный процесс, который характеризу- ется превращением деятельности человека и ее результатов в само- стоятельную силу, господствующую нам ним и враждебную ему. Фе- номен отчуждения Маркс попытался раскрыть в таком своем раннем произведении, как «Экономическо-философские рукописи 1844 года».
Он пришел к выводу, что отчуждение является порождением опреде- ленного типа социальной структуры, для которого характерны отно- шения принуждения. Возникло отчуждение при переходе от перво- бытнообщинного строя к рабовладельческому способу производства, достигнув своего наивысшего развития при капитализме. При капита- лизме отчуждение носит всеохватывающий характер, ибо рабочий от- чужден и от средств, и от продуктов собственного труда, и от самого себя как человека, и от природы, и от культуры. В силу этого класси- ки марксизма определяли современное им капиталистическое обще- ство как бесчеловечную и чуждую человеку среду, порождающую со- циальное неравенство и несправедливость, эксплуатацию человека человеком.
Весь пройденный человеческой историей путь Маркс и Энгельс называли предысторией, или неподлинной историей, человечества.
Объективную логику истории они видели в переходе по ступеням от отношений личной зависимости через личную независимость, осно- ванную на вещной зависимости, к свободной индивидуальности как субъекту подлинной истории человечества, воплощением которой бу- дет коммунистическое общество, основанное на универсальном раз- витии каждого индивида.
Переход к подлинной истории, согласно основоположникам мар- ксизма, невозможен без преодоления общественного разделения тру- да, выступающего причиной несвободы человека, ибо каждому инди- виду с момента его рождения уже заранее предписана определенная сфера деятельности, которой он вынужден заниматься. Действитель- ное освобождение людей в коммунистическом обществе состоит в свободном выборе деятельности. Коммунизм, как следует из «Немец- кой идеологии», «…создает для меня возможность делать сегодня
одно, а завтра — другое, утром охотиться, после полудня ловить
рыбу, вечером заниматься скотоводством, после ужина предаваться
критике, — как моей душе угодно, — не делая меня, в силу этого,


247
охотником, рыбаком, пастухом или критиком»
54
. При коммунизме будут преодолены все прежние отношения и формы жизни, человек сам станет определять свою деятельность как собственный способ существования. Отчужденному человеку прошлого и настоящего
Маркс и Энгельс противопоставили всесторонне развитого человека будущего коммунистического общества, в котором свободное время будет мерилом индивидуального и общественного благосостояния и условием развития всех сущностных сил человека.
Итак, в марксистской философии подлинным существованием че- ловека признается свободная самодеятельность, и коммунистическое общество трактуется как ассоциация свободных тружеников во все- мирном масштабе.
Радикальным способом преодоления отчуждения и перехода че- ловечества от своего неподлинного существования к подлинной исто- рии, из царства небходимости в царство свободы является, согласно
Марксу и Энгельсу, социалистическая революция, в ходе которой бу- дет уничтожена частная собственность и упразднены товарно- денежные отношения и государство. Поэтому не случайно основопо- ложники марксизма подчеркивали практическую ориентацию своей философии. Так, в «Тезисах о Фейербахе», Маркс писал: «Философы
лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том,
чтобы изменить его»
55
Исходя из анализа отчужденного труда, Маркс пришел к выводу о том, что вся история человечества определяется материальными ус- ловиями. Разъясняя суть материалистического понимания истории, он подчеркивал, что историю делают не идеи выдающихся людей, что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Он разделил все общественные отно- шения на первичные (базисные, производственные) и вторичные
(надстроечные, идеологические) отношения. При этом производст- венные отношения складываются, не проходя через сознание людей.
В историческом материализме был сформулирован закон, согласно которому материально-экономическая сфера общества обусловливает
54
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. С. 32.
55
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. С. 263.

248
все другие стороны общественной жизни: и политическую, и соци- альную, и духовную.
Большое внимание в марксистской философии уделялось диалек- тике производительных сил и производственных отношений, единст- во которых образует способ производства. Способ производства стал основой выделения в истории человеческого общества общественно-
экономических формаций. В зависимости от уровня развития произ- водительных сил, которым соответствуют производственные отноше- ния, прежде всего, отношения собственности и которые определяют политическую, юридическую надстройку и духовную культуру,
Маркс и Энгельс различали первобытнообщинную, рабовладельче- скую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую форма- ции. Эффективность труда, его производительность определяют пре- имущество одной формации в сравнении с другой. Конфликт между производительными силами и существующими производственными отношениями порождает социальную революцию, то есть скачок в развитии общества, переход от одной общественно-экономической формации к другой. Поэтому социальные революции основополож- ники марксизма называли локомотивами истории.
Однако Маркс и Энгельс не принижали роль сознания в общест- венном развитии. Они лишь настоятельно подчеркивали, что любые формы духовного производства обусловлены материальным произ- водством и не существуют абсолютно самостоятельно от него. Они признавали, что сознание способно оказывать воздействие на общест- венное бытие, и в этом проявляется его относительная самостоятель- ность. Классики марксизма показывали, что человеческое сознание представляет собой сложнейшее образование, которое живет по сво- им собственным законам и не является только механическим отраже- нием мира. Например, ими был дан глубокий анализ идеологии как мощной самостоятельной силы, которая довлеет над человеком в его практической деятельности, определяет его жизнь.
Поэтому неправомерно сводить марксистскую философию к эко- номическому материализму. Само производство Маркс и Энгельс по- нимали широко, включая в него наряду с собственно производством обмен, распределение и потребление. При этом они утверждали, что производство существует не ради производства материальных благ, а


249
ради потребления, то есть ради человека. Самого человека они рас- сматривали не только как экономическое существо, но и как полити- ческое, нравственное, правовое, интеллектуальное, и потому главной задачей общества считали всестороннее и свободное развитие челове- ка.
Стремление марксистской философии к социальному преобразо- ванию мира на разумных и справедливых основаниях определило ее гуманистическую направленность. Другое дело, что марксистский гуманизм пришел в острое столкновение с реальной попыткой по- строить коммунистическое общество способами тоталитаризма и дик- татуры.
Марксистской философией завершается рационалистический век- тор развития европейской философии ХIХ в.
§ 7. Философия иррационализма второй половины
ХIХ века
Во второй половине ХIХ века в западноевропейской философии пе- реосмысление наследия немецкой классической философии осуществля- лось не только с позиций марксизма, но и с позиций иррационализма.
Иррационализм — это философское направление, которое отри- цает возможность рационального постижения мира и выдвигает на первый план инстинкты человека, его интуицию и бессознательные эмоционально-волевые процессы, то есть неразумные начала. Эти на- чала провозглашаются основной характеристикой как самого мира, так и его понимания человеком.
Иррационализм создает картину мира, центром которой становит- ся бытие человека. Критикуя гегелевскую философию за игнорирова- ние ею жизненных проблем реальных людей, за привнесение в жертву живого человека холодному рационализму, бесстрастному абсолют- ному духу, он стремился пересмотреть проблему смысла человече- ского существования. Иррационализм утверждает, что смысл челове- ческого бытия нельзя свести к рассудочным правилам, оно не вписывается в рамки линейного исторического процесса.

250
И М Е Н А
Артур Шопенгауэр (1788-1860) — не- мецкий философ. Родился в семье бога- тых голландских торговцев в Данциге
(Германия). По окончании Готтингенско- го университета получил медицинскую степень. Однако целью его жизни стала философия. Отказавшись выполнить волю отца, он прекратил заниматься коммер- ческими делами и защитил диссертацию по философии. В течение семестра пре- подавал философию в Берлинском универ- ситете, где тогда читал лекции Гегель.
Пытаясь переманить к себе его студен- тов, Шопенгауэр назначил свои лекции на тоже время, что и Гегель. Но затея его провали- лась, и больше он никогда не занимался преподаватель- ской деятельностью. Главный его философский труд «Мир как воля и представление» не был понят современника- ми. Лишь в самом конце его жизни к Шопенгауэру пришла известность, стали создаваться кружки последователей его философии. Его «Афоризмы житейской мудрости» и по сей день пользуются успехом.
В иррационализме окружающий человека мир предстает не как нечто упорядоченное и законообразное, а как нечто абсурдное, сти- хийное и неподвластное человеку. С такой трактовкой мира связано отрицание иррационализмом познавательной и деятельно- преобразовательной активности субъекта. Поэтому иррационалисти- ческая философия акцентировала внимание на субъективном мире личности, на выработке эмоционально-нравственных установок чело- века.
Иррационалистическая тенденция в западноевропейской филосо- фии ХIХ в. была представлена творчеством А. Шопенгауэра,
Ф. Ницше, С. Кьеркегора.
Начало новому типу философствования положил немецкий фило- соф Артур Шопенгауэр. Гегелевскому утверждению о том, что «ми- ром правит разум» он противопоставил положение, согласно которо- му основополагающим фактором бытия является воля.