Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1187
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
261
мышления, ибо религиозные переживания парадоксальны, алогичны, абсурдны. Таким образом, Кьеркегор выделял иррациональную сущ- ность человека.
Только признав высшей ценностью Бога и отдав себя Богу, чело- век как личность приобретает, по Кьеркегору, подлинное существо- вание.
Иррационалистическая философия с ее идеями об уникальности человеческой жизни, о подчиненности разума внерациональной ин- туиции получила свое дальнейшее развитие в ХХ в.
Контрольные вопросы
1. В чем новизна и особенности философии нового времени?
2. Сравните методы познания, разработанные Ф. Бэконом и
Р. Декартом?
3. Что есть субстанция в понимании Б. Спинозы?
4. Почему философию Г. Лейбница называют монадологией?
5. Можно ли философию Дж. Беркли определить как философию солипсизма?
6. В чем отличие эмпиризма Д. Юма от эмпиризма Дж. Локка?
7. Каковы основные идеи Просвещения?
8. Выявите общие черты философии Дидро, Ламетри, Гольбаха и
Гельвеция.
9. В чем состоит главный принцип трансцендентального идеа- лизма И. Канта?
10. Раскройте противоречие между системой и методом в фило- софии Гегеля.
11. В чем суть антропологического материализма Л. Фейербаха?
12. Каковы основные идеи марксистской философии?
13. Что такое иррационализм? Кого из наиболее видных предста- вителей иррационализма ХIХ в. Вы можете назвать?
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 2009.
Введение в философию : учеб. пособие для вузов / авт. колл. :
Фролов И.Т. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
262
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. —
М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Фи- лософия. — М., 2009.
Марков Б.В. Философия. — СПб., 2009.
Налетов И.З. Философия. — М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. — М., 2006.
Философия : учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. —
М., 2008.
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
А.В. Разина. — М., 2009.
Философия : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2008.
Дополнительная литература
Бэкон Ф. Новый органон / Соч. : в 2-х т. — М., 1972. — Т. 2.
Вольтер. Философские сочинения. — М., 1989.
Гайденко П.П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой. — М., 2000.
Гегель. Энциклопедия философских наук : в 3-хт. — М., 1974. — Т. 1.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. — М., 1986.
Декарт Р. Сочинения : в 2-х т. — М., 1989. — Т. 1.
История философии: Запад — Россия — Восток. Кн. 2. — М.,
1996.
Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй полови- ны ХVIII — начала ХIХ века. — М., 1989.
Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия ХVIII века. — М., 1988.
Культура эпохи Просвещения. — М., 1993.
Кьеркегор С. Страх и трепет. — М., 1993.
Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О диалектическом и историче- ском материализме. — М., 1984.
Мир философии : Книга для чтения : в 2-х ч. — М., 1991. — Ч. 1.
Ницше Ф. Соч. : в 2-х т. — М., 1990.
Реале Дж., Антифери Д. Западная философия от истоков до на- ших дней. — Т. 3.
263
Новая философская энциклопедия : в 4-х т. — М., 2000–2001.
Новое время. — М., 1996.
Спиноза Б. Этика // Избранные произведения : в 2-х т. — М., 1957. —
Т. 1.
Фейербах Л. Сущность христианства / Избранные философские произведения. — М., 1955. Т. 2.
Философия: энциклопедический словарь / под. ред. А.А. Ивина.
— М., 2009.
Философия: хрестоматия. — М., 2006.
Хрестоматия по философии. — М., 2008.
Шопенгауэр А. Избранные произведения. — М., 1992.
Энгельс Ф. Л. Фейербах и конец классической немецкой филосо- фии / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. — Т. 21.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
264
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 41
ГЛАВА 5. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ
ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
Под современной западной философией обычно понимают сово- купность всех составляющих ее направлений и течений, возникших в
ХХ в. или представляющих собой дальнейшую разработку некоторых философских концепций прошлого.
Среди важнейших стратегий современного философствования вы- деляют иррационалистическую, аналитическую и религиозную тради- цию. На рубеже третьего тысячелетия в философии возникают такие но- вые направления, как герменевтика, структурализм и постструктурализм, которые в наиболее яркой форме знаменуют собой социокультурную си- туацию конца ХХ в. — ситуацию постмодернизма.
Большое влияние на современную западную философию оказала феноменология немецкого философаЭдмунда Гуссерля (1859–1938).
Феноменология — это учение о феноменах. Гуссерль отказался от понимания феномена как явления, соотносительного с сущностью и постигаемого в чувственном опыте. Он назвал феноменом возни- кающие в сознании смыслы предметов и попытался описать спонтан- но-смысловую жизнь сознания.
Свое учение о сознании Гуссерль создал на основе понятия ин-
тенциональности, то есть направленности любого акта сознания на предмет, независимо от того, реален он или нереален. Сознание все- гда есть «сознание о». Именно благодаря сознанию предмет обретает смысл. И в своей познавательной деятельности человек имеет дело лишь с теми смыслами, которые он вносит в осознаваемые им пред- меты. Таким образом, в феноменологии, та реальность, которую по- знает человек, объясняется из актов сознания.
Наивную веру человека в объективную реальность мира и в воз- можность его познания Гуссерль называл естественной установкой.
Он утверждал, что философия должна указать человеку другой спо- соб прожить жизнь: исходя не из естественной установки, а из прояс- нения сущности жизни. Основным предметом такой философии, ко-
265
торая станет фундаментом для всех остальных наук, является чистое сознание.
Чистое сознание Гуссерль понимал как сознание, очищенное от навязанных ему догм и схем опосредований между сознанием и внешним миром, заданных психологизмом и натурализмом. Он кри- тиковал натурализм за трактовку сознания как природного, физиче- ского процесса. При таком подходе упускаются из виду межсубъект- ные связи, которые и составляют сущность сознания и которые невозможно исследовать экспериментально. Психологизм же в фило- софии, имеющий дело со случайными фактами, лишает философию ее предмета. Ведь предметом философии являются не факты, а мыс- ли, направленные на объект, как таковой. Свою главную задачу Гус- серль видел в том, чтобы указать, какие акты сознания каким предме- там соответствуют.
Чистое сознание становится доступным пониманию благодаря спе- циальному методу — методу феноменологической редукции, в процес- се которой следует «заключить в скобки» как внешний мир, так и психо- логические, и натуралистические представления о нем. Это значит, что в феноменологической редукцииосуществляется эпохе, то есть «воздер- жание» от суждений о внешнем мире, от естественной установки, и на первый план выдвигается смысловая связь сознания и мира. Феномено- логи считают важным переориентировать внимание ученых с изучаемо- го предмета на то, каким образом этот предмет дан нашему сознанию.
Это возможно лишь в процессе переживания данного предмета при не- посредственном вхождении в поток феноменов посредством интуитив- ного, чисто умозрительного усмотрения.
Феноменологиястала одним из источников герменевтики и аналити- ческой философии. Особое значение она имела для развития экзистенциа- лизма. Феноменологический метод позволил представителям экзистенци- альной философии придать онтологический статус таким важнейшим переживаниям человека, как «страх», «отчаяние», «трепет» и др.
§ 1. Иррационалистическое направление
Экзистенциализм, или философия существования — современ- ная форма иррационалистической философии. К самым ранним про-
266
явлениям экзистенциального философствования относятся возникшие накануне Первой мировой войны учения русских философов
Л.И. Шестова и Н.А. Бердяева. После Первой мировой войны экзи- стенциальная философия получила развитие в Германии в трудах
Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса. Книга Хайдеггера «Бытие и
время» (1927) стала программой экзистенциализма как единого, хотя и неоднородного учения современной западной философии.
В период Второй мировой войны экзистенциальные идеи получи- ли воплощение в произведениях французских мыслителей Жан Поль
Сартра, Альбера Камю, Габриеля Марселя. Они пропагандировали учение экзистенциализма не только в философских трактатах, но и в многочисленных художественных произведениях. После Второй ми- ровой войны экзистенциализм получил широкое распространение по всему миру.
Различают религиозную (Ясперс, Марсель) и атеистическую
(Хайдеггер, Сартр, Камю)формы экзистенциализма.
Популярность экзистенциальной философии обусловлена рядом обстоятельств в истории ХХ в. Мировые войны обострили проблему человека, обнажили неустойчивость и хрупкость не только индивиду- ального, но и всякого человеческого бытия. Использование достиже- ний техногенной цивилизации во вред человеку, распространение то- талитарных режимов, культивирующих бесчеловечное отношение к человеку, обнаружили антигуманную природу современного мира и породили общую неуверенность в завтрашнем дне. Страх перед бу- дущим, ощущение обреченности, ненужности и тревоги привели к тому, что в центр философских интересов с особой остротой была по- ставлена проблема человека. Экзистенциалисты обратились к внут- реннему миру человека, переживающего трагичность современной эпохи. Они акцентировали внимание на индивидуальности и неповто- римости человека, призывали найти человеческое в человеке. Свою задачу они видели в том, чтобы заниматься исключительно вопросами человеческого бытия, постичь его смысл, осознать место человека в мире, достичь свободы, научиться быть самим собой. Экзистенциа- лизм, по словам Сартра, есть гуманизм.
267
Отправным пунктом экзистенциализма, определяющим его со- держание, является заимствованная у Кьеркегора категория экзи-
стенции (в пер. с лат. — «существование»). Этой категорией описы- вается конкретное бытие человеческой личности, которое абсолютно не похоже на других. Неповторимость каждого человека определяется отличиями в физическом и умственном развитии, в жизненном опыте, осознании специфики своего бытия.
Экзистенциалисты отрицают общую для всех людей сущность.
Философии сущности, равнодушной к конкретному существованию, они противопоставили философию, которая единственно подлинной действительностью признает существование человека с его пережи- ваниями, эмоциями, страхами и надеждами. Экзистенция — это пе- реживание субъектом своего бытия в мире.
Экзистенциальные философы сформулировали основополагаю- щее положение своего учения: существование предшествует сущ-
ности. Это положение Сартр иллюстрировал следующим рассужде- нием. Ремесленник, изготавливающий, к примеру, нож, представляет себе, что он хочет сделать, и делает именно нож. Здесь сущность предшествует существованию. Другое дело, когда речь идет о челове- ке. Человек сначала существует: рождаясь, он чувствует, думает, жи- вет. Он ни добр и ни зол, ему еще только предстоит стать таким, об- рести свою сущность. Здесь существование предшествует сущности.
Стремясь к своей индивидуальной цели, человек сам создает себя как личность, творит, по словам Ясперса, свой мир таким, каким хочет его видеть. Но отсутствие заранее заданной формы, вариативность человеческого развития порождает сомнения, тревоги, страх, отчая- ние, которые сопровождают все человеческое существование.
При этом экзистенциалисты пытались определить онтологиче- скую природу человеческого существования. Это такое бытие, кото- рое способно, по Хайдеггеру, «вопрошать» о себе самом и «устанав- ливать себя» по отношению к бытию вообще. Человек обнаруживает себя в потоке существования уже после того, как факт этот состоялся.
Мир пробуждается, возникает, строится в человеческом сознании.
Перед одаренным сознанием человеком встают вопросы о жизни и смерти, о том, зачем, для чего он оказался в этом мире.
268
И М Е Н А
Мартин Хайдеггер (1889—1976) — немецкий философ-экзистенциалист.
Родился в простой католической семье. Сначала изучал католиче- скую теологию, затем посвятил се- бя философии. В 1918 году стал ассистентом, а впоследствии пре- емником Гуссерля во Фрейбурге. В
1933 году он был избран ректором
Фрейбургского университета. Вско- ре после этого он вступил в наци- стскую партию. После войны ему была запрещена преподавательская деятельность, и он был вынужден уйти на пенсию, но продолжал выступать с редкими лекциями и докладами. В 1975 году началось издание собрания его сочинений, среди которых главным является труд «Бытие и время».
Экзистенция всегда есть направленность субъекта вовне, то есть его выход за свои собственные пределы. Она изначально зависит от чего-то иного, что не есть человек.
Иное определяется как трансценденция. В религиозной форме эк- зистенциализма под трансценденцией понимают таинственное, боже- ственное бытие, которое реально существует и открывается только в акте веры. Экзистенция в данном случае есть человеческое бытие, на- правленное к Богу. В атеистическом экзистенциализметрансценден- ция истолковывается как ничто, которое порождает в человеке страх и отчаяние и является необходимым условием спонтанного самосози- дания человека.
В немецком варианте экзистенциализма для обозначения человека как особого вида бытия, как экзистенции использовалось слово Dasein
(«тут-бытие»). Определяющим в Dasein, согласно Хайдеггеру, является конечность человеческого бытия. Из всего существующего только чело- век является существом, который осознает свою конечность, знает о сво- ей смертности. Будучи конечной, экзистенция направлена к смерти. В силу этого она носит временной, ситуационный характер. Dasein выра-
269
жает историчность человеческого существования, его наличие в зафик- сированном моменте времени, здесь и теперь.
С самого начала своего существования человек застает себя в оп- ределенной ситуации, он «заброшен» в мир, выбранный не им самим и с которым он вынужден считаться. Для описания переживаний че- ловека по поводу неразрывности человеческого бытия и мира Хайдег- гер ввел понятие «бытие-в-мире». По сути «тут-бытие» тождественно
«бытию-в-мире». Это значит, что человек не существует сам по себе,
Он изначально связан с миром в определенном отношении. «Бытие-в- мире» Хайдеггер трактовал как единый феномен, в котором субъект и объект не отделены друг от друга и в котором прошлое постоянно присутствует в настоящем и будущем и определяет их. Настоящее он понимал как «обреченность вещам», как интимный способ отношения к ним. При таком отношении вещи рассматриваются не как противо- стоящие человеку, а как спутники его жизни. В виду конечности эк- зистенции Хайдеггер придавал решающее значение будущему, опре- делив его как «забегание вперед».
Прошлое, настоящее и будущее в их взаимопроникновении Хайдег- гер обозначил термином «забота». Человек всегда озабочен, его сущест- вование протекает в сознании начала и конца, то есть во времени.
Человеческое бытие всегда есть нечто большее, чем оно является в данный момент. Оно, прежде всего, выступает как возможное бы- тие, или проект. В отличие от вещей оно проектирует само себя. Че- ловек — это существо, устремленное в будущее. А будущее всегда чревато смертью. Оно, по словам Хайдеггера, есть «предвосхищаю-
щее движение к смерти». Смерть оказывается последней подлинной возможностью бытия. В силу этого существование человека везде отягощено страхом. Он постоянно находится в страхе, беспокойстве, испытывает ощущение заброшенности, неустроенности, тревоги.
Страх составляет основу человеческого существования. Страх есть потрясающее человекапрозрение, он раскрывает перед человеком но- вую перспективу — смерть.
Человек, зараженный страхом смерти, ищет убежище в обществе, которое выступает ареной повседневной, обыденной жизни. Житей- ская суета заслоняет от человека его историчность: он «забывает» о своей смертности, о том, что жизнь его конечна.