Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1191

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

280
Архетип — это некий «первобытный образ», в котором содержа- ние коллективного бессознательного представлено в сознании ясно выраженными наклонностями и воззрениями. Архетипы обусловлены априорно, являются общепризнанными и вечными. Например, архе- тип матери — это всеобщая идея матери. Ребенок получает этот архе- тип уже в готовом виде и на его основании создает конкретный образ своей реальной материи. Все наиболее действенные идеалы представ- ляют собой варианты архетипа, скажем, Родина в образе матери или мудрец в образе старца.
Согласно Юнгу, любая идея становится убедительной не потому, что она основана на фактах, а потому, что силу убедительности полу- чает из своего бессознательного архетипа. Архетипы как априорные психические структуры лежат в основе общечеловеческой символики и находят свое выражение в мифологии, народном эпосе, религиоз- ных верованиях и проявляются у современных людей в фантазиях, в символической форме искусства, в сновидениях. Архетипы заставля- ют человека вести себя в определенных ситуациях так, как это свой- ственно представителям всех культур.
Юнг отмечал, что современный человек совершенно оторвался от своей глубинной бессознательной основы, потерял связь с природой и не слышит голоса камней, растений, животных. И только сны еще выносят на поверхность нашу глубинную природу, но выражают ее на языке природы, который человеку уже непонятен.
Если разработанная Фрейдом психоаналитическая теория описы- вает внутренние психологические свойства личности, в первую оче- редь, его потребности и мотивы, то учение Юнга помогает лучше по- нять поведение личности во взаимоотношении с окружающими, то есть социальную сторону ее поведения.
Со временем ученые пришли к выводу, что причиной неврозов далеко не всегда являются конфликты, в основе которых лежат вы- тесненные инстинкты, что причиной неврозов часто служат различно- го рода социальные неурядицы, недостаточная коммуникация, разоб- щение людей. В связи с этим распространение получил неофрейдизм.
Видным представителем неофрейдизма является Эрих Фромм.
В неофрейдизме центр тяжести переместился на исследование меж- личностных отношений, и внимание с подавленной сексуальности смес-

281
И М Е Н А
Эрих Фромм (1900-1980) — немецко- американский философ, социолог и пси- холог, ведущий представитель неофрей- дизма. Диссертацию по философии защи- тил в Гейдельбергском университете.
Психоанализ изучал в Психоаналитиче- ском институте в Берлине. С приходом к власти в Германии Гитлера эмигрировал в США, где преподавал в Колумбийском и
Йельском университетах. Возглавлял Ин- ститут психоанализа при Национальном университете в Мехико. В 1974 году переселился в
Швейцарию. Основные работы Эриха Фромма: «Бегство от свободы», «Адольф Гитлер: клинический случай некрофи- лии», «Искусство любви», «Иметь или Быть?».
тилось на конфликтные ситуации, обусловленные социальными при- чинами. Фромм в первую очередь пытался найти способы разрешения противоречий человеческого существования, ликвидации различных форм отчуждения человека, определить пути оздоровления общества.
В этой связи его заинтересовала поставленная Марксом проблема от- чуждения. Но он считал, что эта проблема, рассматриваемая Марксом в экономическом аспекте, должна быть распространена на психиче- скую деятельность человека.
Согласно Фромму, для современного западного общества харак- терно тотальное отчуждение человека. В отчуждении человек не ощущает себя субъектом собственных действий, он ощущает себя только в произведенных им вещах. Поэтому человек одинок, он от- чужден от всего, свободен от всего, и он страдает от бремени этой свободы, поскольку хочет иметь какие-то отношения с другими людьми, вступать с ними в какое-то общение. В результате возникают различные механизмы бегства от свободы. К ним Фромм относил симбиотические межличностные связи (садизм и мазохизм), деструк- тивизм и автоматический конформизм.
При садизме и мазохизме человек приобретает иллюзию собст- венной идентичности, стремясь иметь власть над кем-то, или, напро- тив, добровольно подчинить себя другим.


282
Чувство неуверенности, бессилия, беспомощности своего сущест- вования человек может компенсировать деструктивизмом, то есть стремлением уничтожить, разрушить мир как внешнюю причину сво- его тревожного внутреннего состояния.
Конформизм проявляется в том, что человек, будучи не в состоя- нии выносить одиночество, начинает приспосабливаться к другим людям и другим условиям. Он как бы отказывается от собственного
«Я» посредством растворения себя в массе.
В качестве связующего звена между психикой человека и соци- альной структурой общества Фромм ввел понятие социального ха-
рактера. Характер задает типичный для каждого человека способ от- ношения к миру и другим людям. Но обусловленные характером стремления человека бессознательны, и получается, что личность ве- дет себя в соответствии с характером, как бы инстинктивно. Таким образом, Фромм не смог преодолеть фрейдистский подход к лично- сти, ибо объяснял ее поведение, в конечном счете, бессознательными стремлениями.
Типы социального характера Фромм соотносил с различными ис- торическими формами самоотчуждения. Так, в эпоху раннего капита- лизма развиваются накопительский, эксплуататорский и рецептив-
ный (пассивный) типы характера. В эпоху империализма формируется
рыночный тип, который теряет силу после гибели капитализма, и то- гда возникает продуктивный тип характера. Главной его чертой явля- ется любовь как к самому себе, так и к другим людям.
Способность к любви Фромм считал подлинной ценностью чело- века. Именно любовь дает ответ на проблему человеческого сущест- вования. В раскрепощении внутренних способностей человека к люб- ви Фромм видел возможность разрешения многих проблем, в том числе социального отчуждения. Он призывал культивировать чувство любви к жизни как таковой, независимо от ее материального напол- нения.
Фромм противопоставлял бытие обладанию и призывал к перехо- ду от обладания к бытию, ссылаясь на Библию, которая учит оставить то, что имеешь, освободиться от всех пут и быть. Отказ от обладания он считал предпосылкой бытия, а любовь — критерием бытия. Благо- даря любви уважение к жизни, чувство единения с миром становится

283
превалирующим, способствуя тем самым оздоровлению общества и его построению на принципах гуманистической этики, основанной на примате любви.
Психоаналитическая философия исходит из основных положений фрейдизма о противопоставлении природных и социальных факторов в жизнедеятельности личности, о врожденности механизмов ее разви- тия. Неофрейдизм перенес анализ с индивида, с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, исходя из так называемого принципа социальной детерминации поведения личности, но в дейст- вительности психологизировал общественные явления. В неофрей- дизме защитные механизмы, а не объективно существующие соци- альные отношения, предопределяют, в конечном счете, поведение личности, причем помимо ее сознания.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   41

§ 2. Аналитическое направление
В ХХ в. иррационализму была противопоставлена аналитическая традиция, в рамках которой разрабатывались научно-ориентиро- ванные философские концпеции. Несмотря на различие исходных ус- тановок все эти концепции объединило стремление превратить фило- софию в строгое, аргументированное знание и решать философские проблемы на основе анализа языковых выражений. В учениях анали- тического направления был осуществлен лингвистический поворот, то есть перевод проблем философии в сферу языка.
Придание современной философии аналитических черт явилось значительным достижением позитивистской мысли.
Позитивизм возник в 30-е годы ХIХ в. Его основателем был французский философ Огюст Конт (1798–1857). Позитивизм склонен полагать несостоятельной всю традиционную философию. В своем главном произведении «Курс позитивной философии» Конт выдвинул идею о неспособности традиционной философии отвечать на вопро- сы, которые встают в науке. В условиях развития промышленности и техники философия должна отказаться от осмысления метафизиче- ских проблем, ибо они носят чисто умозрительный характер. Конт писал, что в познании мы можем оперировать только тем, что дано нам в опыте. Поэтому только наука, задача которой состоит в описа-

284
нии наблюдаемых явлений, может предложить человеку позитивное, истинное знание. Философия как особая наука не имеет права на су- ществование. Роль философии сводилась Контом лишь к синтезу на- учных знаний.
В конце ХIХ в. в связи с революцией в естествознании и осмыс- лением ее результатов появилась вторая историческая форма позити- визма — махизм, или эмпириокритицизм. Его основатели австрий- ский философ и физик Эрнст Мах (1838–1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843–1896) утверждали, что действи- тельность приходит к человеку через его восприятие, а потому есть лишь «комплекс ощущений». В силу этого задачу науки они видели в описании этих комплексов. Они считали целесообразным свести фи- лософскую деятельность к анализу чувственной основы человеческо- го опыта. Субъективно-идеалистические тенденции махизма получи- ли свое дальнейшее развитие в неопозитивизме.
Неопозитивизм — третья историческая форма позитивизма — сформировался в 20-е годы ХХ в. и особенно активно проявил себя в
30–60-е годы. К числу основных проблем философии неопозитивизм относил разграничение сферы науки и метафизики, определение ос- нований науки, разработку универсального языка науки. В качестве такого языка немецкий философ, логик и математик Готлоб Фреге
(1848–1925) предложил использовать язык математической логики, который отличается точностью и ясностью описания изучаемых явле- ний. Он критически подходил к попыткам философов обосновать ис- тину путем умозрительных рассуждений, поэтому и предложил све- сти философию к менее спекулятивной области — к объективному логическому исследованию. Задачу очистить философию от спекуля- тивных моментов ставил перед собой и Бертран Рассел. Сущность философии он видел в логике. Математической логике он придал ста- тус универсального средства для решения многих философских и на- учных проблем. Философия трактовалась им как правильный логиче- ский анализ языка. Он пришел к выводу, что философия имеет дело с проблемами, которые еще не освоены науками. У нее свое проблемное пространство, располагающееся между точным знанием и религией.


285
И М Е Н А
Бертран Рассел (1872-1970) — английский философ и математик.
Происходил из аристократической семьи. Учился на математическом факультете
Тринити-колледжа в
Кембридже. Разочарования в мате- матике пробудили его интерес к философии. В 1903 году вышла в свет его первая серьезная фило- софская работа «Основания матема- тики». Во время Первой мировой войны сидел в тюрьме за пацифист- ские выступления. В 1920 году по- сетил Советскую Россию в надежде найти альтернативу капитализму, но был разочарован режимом правления, установленным Лениным. Однако от пропаганды радикальных реформ в Британии не отказал- ся. Рассел является автором таких книг, как «Введение в математическую философию», «Проблемы философии»,
«История западной философии», «Практика и теория большевизма», «Теория познания».
Для максимально полного и точного описания реальности следу- ет, по мнению Рассела, исходить из неоспоримых фактов. Эти факты представляют нам мир как созданный из элементов, которым соответ- ствуют определенные языковые выражения. Но не все из них можно полагать истинными. Истинными могут быть только атомарные пред- ложения, которые выражают простые независимые элементы. Из этих простых элементов образуются более сложные элементы, которым соответствуют молекулярные предложения. Они являются лишь ло- гическими функциями истинности атомарных предложений.
Другими словами, согласно Расселу, в действительности имеют место лишь атомарные факты, и не существуют молекулярные факты, ибо ничто в мире не соответствует таким словам-связкам, как «и»,
«или», «если...то», посредством которых в молекулярных предложе- ниях соединяются атомарные предложения.

286
И М Е Н А
Людвиг Витгенштейн (1889-1951) — австрийский философ. Родился в Вене в богатой семье, но всегда отказывался от финансовой поддержки родителей.
Окончив курс аэронавтики в Манчестер- ском университете, поступил на фило- софский факультет в Кембридже. Там он познакомился с Б.Расселом, который в то время был профессором Кембриджа. В рядах австрийской армии принимал уча- стие в Первой мировой войне. Буквально в окопах, используя каждую свободную минуту, работал над своим первым серьезным сочинением «Логико- философским трактатом», который был опубликован в
1921 году Другим главным произведением Витгенштейна стали «Философские исследования», опубликованные в
1953 году.
Метод логического анализа языка, направленный на выявление ато- марных предложений, был воспринят Людвигом Витгенштейном в ранний период его творчества. В этот период им было написано одно из наиболее значимых его произведений «Логико-философский трактат».
В трактате доказывалось, что философские проблемы большей частью являются псевдопроблемами. Все они возникают при попытке продви- нуться за границы, установленные языком. Язык же выступает преде- лом мышления, поскольку мысль всегда выражается в языке.
Единственной реальностью Витгенштейн признавал мир фактов, по- нимая под ними чувственные данные, находящиеся в сознании субъекта.
Мир фактов заключен внутри логической структуры языка. В этом смысле границы языка совпадают с границами мира фактов. Та- ким образом, сразу снимался вопрос о существовании объективного мира, и задача философии ограничивалась лишь анализом логическо- го языка. Философия — это не теория, стремящаяся к истине, а ана- литическая деятельность по прояснению логической структуры языка.
Все, что оказывалось за пределами языка, Витгенштейн называл мис- тическим и невыразимым в языке. Таковыми являются все предложе- ния философии, этики, религии, ибо они не имеют доступа к фактам.


287
И М Е Н А
Рудольф Карнап (1891-1970) — авст- рийский философ и логик. Родился в
Германии. Изучал физику, математику и философию в университетах Фрейбурга и
Йены. В 1921 году за работу «Простран- ство» получил докторскую степень. Пе- рейдя в Венский университет, стал ак- тивным участником Венского кружка, сотрудничество с которым не прерывал после того, как возглавил кафедру фи- лософии в Немецком университете в Пра- ге. Не приемля идеологию фашизма, в 1935 году эмигри- ровал в США, где работал в университетах Чикаго,
Принстона, Калифорнии. Карнап является автором таких сочинений, как «Значение и необходимость», «Философ- ские основания физики. «Введение в философию науки».
В «Логико-философском трактате» было выдвинуто требование аналитически исследовать язык с позиций некоторого идеального, ло- гически совершенного языка, образцом которого признавался язык математической логики.
Идеи Витгенштейна оказали значительное влияние на деятель- ность Венского кружка, манифест которого «Научное миропонима-
ние. Венский кружок» был опубликованв 1929 году. Видный пред- ставитель этого философского объединения Рудольф Карнап вместе с другими членами кружка разработал модель научного знания, полу- чившую название логического позитивизма. С позиций логического позитивизма основу знания составляют абсолютно достоверные про-
токольные предложения, которые выражают чувственные пережива- ния субъекта. Все остальные предложения имеют научное значение только в том случае, если они могут быть сведены к протокольным.
Высказывания, которые нельзя соотнести с чувственным опытом субъекта, считаются либо бессмысленными, либо неосмысленными, а потому ненаучными.
Свою задачу неопозитивисты видели в том, чтобы посредством логического анализа очистить язык науки от псевдопредложений, от ложных понятий и проблем. Поэтому одним из основных принци- пов их философии стал принцип верификации.

288
Принцип верификации декларировал необходимость сопоставле- ния предложений науки с фактами чувственного опыта субъекта. Ве-
рификация — это процесс установления истинности научных выска- зываний при помощи опыта, либо посредством логического доказательства на основе опыта. Например, общее положение будет истинным, если из него можно вывести такие предложения, которые находят подтверждение в опыте. Предложения, не поддающиеся эм- пирической проверке, считаются лишенными научного значения и устраняются из науки.
При таком подходе большая часть высказываний традиционной философии оказывалась неправомерной метафизикой, подлежащей исключению из области научного, эмпирически проверяемого знания.
Другой важнейший принцип неопозитивизма — конвенциона-
лизм. Он утверждает, что в основе принятия той или иной логико- математической структуры для упорядочения опыта лежит конвен- ция, то есть соглашение ученых друг с другом, которые при этом ру- ководствуются лишь соображениями удобства, простоты и полезно- сти. Таким образом, любая научная теория рассматривалась в неопозитивизме как формальная система, исходные понятия которой могут быть выбраны произвольным образом. Но, выстраивая свою логическую систему, ученый должен соблюдать определенные прави- ла, например, правила синтаксиса.
Физикализм явился еще одной особенностью неопозитивизма.
Принцип физикализма утверждает, что предложения в эмпирических науках, в конечном счете, должны быть сведены к предложениям фи- зики, ибо предложения всех наук, содержащих описание явлений в терминах наблюдения, состоят исключительно из терминов, употреб- ляемых в физике. Этот принцип выражал стремление неопозитиви- стов к объединению всех наук на основе наиболее развитой на тот момент научной дисциплины — математизированной физики. Тем самым они возрождали идею универсальной науки и заранее припи- сывали ей черты некоторой вполне законченной и ограниченной сис- темы знания.
Неопозитивисты добились определенных результатов в выясне- нии роли знаково-символических средств в научном познании, воз-