Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1194

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

289
можностей математизации знания. Однако задача в полной мере фор- мализовать язык науки оказалась для них невыполнимой.
Л. Витгенштейн в период написания им «Философских исследова-
ний», разделяя в основном антиметафизическую направленность ло- гических позитивистов, отказался от жестких требований к языку. Он пришел к выводу, что объектом анализа должен стать естественный язык, который по-своему содержанию превосходит язык логики и ма- тематики.
Идеи позднего Витгенштейна положили начало лингвистической
философии. Подчеркивая многообразие способов употребления слов и выражений естественного языка, философ утверждал, что только использование слов в определенном контексте придает им значение.
Значение слов определяется их употреблением, а не теми объектами, именами которых они являются.
Процессы освоения языка, осуществление речевых коммуникаций понимались Витгенштейном как своеобразные языковые игры, орга- низованные по правилам не только грамматики или логики, но и са- мой жизни. Для человека языковые игры являются формами жизни, в которые он погружен и правилам которой следует. Тем самым фило- софская деятельность выступает как анализ жизни в форме языка.
В 70-е годы ХХ в. под влиянием идей Карла Поппера, которые он изложил в своем основном методологическом труде «Логика науч-
ного открытия», сложилась новейшая форма позитивизма — пост-
позитивизм.
Поппер был первым, кто обратил внимание на слабость неопозити- вистской доктрины логического анализа языка науки. Оказалось, что в структуре даже естественнонаучных теорий имеются такие утверждения, которые не подлежат эмпирической проверке. Так, реальный научный язык, широко использующий универсальные предложения, не позволяет, например, провести с помощью протокольных предложений верифика- цию научных законов. А это значит, что законы науки следует признать неосмысленными, не имеющими научного значения.
Разделяя некоторые установки неопозитивизма, но, учитывая те трудности, с которыми столкнулся неопозитивизм, Поппер отказался от логического анализа языка. Своей основной задачей он считал ана- лиз роста научного знания и создал оригинальную концепцию роста

290
И М Е Н А
Карл Поппер (1902-1994) — британский философ. Родился в Вене в еврейской семье.
Изучал математику, физику и психологию в Венском универ- ситете. В 30-е годы активно увлекался марксизмом. В ус- ловиях распространения на- цизма еврейское происхожде- ние заставило
Поппера перебраться в Новую Зелан- дию, где он преподавал фило- софию. После войны переехал в Англию и возглавил кафедру логики и научной методики в
Лондонской школе экономики и политических наук. В 1965 го- ду был произведен в рыцари.
Жил в Англии до конца своей жизни. Основные философ- ские труды Поппера: «Логика научного открытия», «Ло- гика и рост научного знания», «Открытое общество и его враги». научного знания, получившую название критического рационализма.
Он заявил, что назначение философии состоит не в обосновании зна- ния, как полагали неопозитивисты, а в его объяснении на основе ме- тода рациональной критики, который позволяет отказаться от абсо- лютных, конечных оснований человеческого знания. При этом
Поппер указывал на связь метафизических терминов и теоретических понятий науки и полагал, что метафизические концепции влияют на конкретно-научное знание. Можно сказать, что в постпозитивизме метафизика была отчасти реабилитирована.
Наука, по Попперу, — динамическая система, предполагающая непрерывное изменение и рост знания. Однако рост научного знания он не связывал с процессом накопления новых истинных знаний. Его не интересовал вопрос об истинности научных теорий. Главным для него было провести различие между наукой, которая, как известно, часто ошибается, и псевдонаукой, которая нередко случайно наталки- вается на истину.


291
Решая эту проблему, эмпиризму неопозитивистов Поппер проти- вопоставил рационализм. Он не был согласен с тем, что наука начи- нается с отбора фактов, собранных путем объективных наблюдений, после чего эти факты исследуются на предмет наличия повторяющих- ся связей, которые могут подсказать определенные гипотезы. И, на- конец, в процессе экспериментов гипотезы либо подтверждаются, ли- бо опровергаются.
Согласно Попперу, ход науки идет в ином направлении и опреде- ляется не методом эмпирической индукции, а рационалистическим дедуктивным методом. Работа ученого начинается не с отбора фак- тов, а с теоретической гипотезы и заканчивается накоплением фактов.
Не существует нейтральных фактов, заранее не предопределенных теорией. Не имея предварительного теоретического понятия о значи- мости факта, человек просто не замечает его. Поппер подчеркивал, что ученый сначала разрабатывает смелые гипотезы, объясняющие определенные феномены, а затем усиленно проверяет их до тех пор, пока их не заменят новыми. Научными могут быть только те положе- ния, которые опровергаются эмпирическими данными. Этот процесс он назвал фальсификацией, противопоставив его процессу верифи- кации. Факт, противоречащий научной теории, фальсифицирует ее и заставляет ученых отказаться от нее.
Принцип фальсификации Поппер рассматривал в качестве крите- рия демаркации научного знания от ненаучного. Метафизику он от- носил в псевдонауке, поскольку в отличие от обычных теорий эмпи- рических наук она не поддается сопоставлению с опытными данными и, следовательно, не удовлетворяет требованию фальсифицируемо- сти. Но это вовсе не означает, что философские высказывания явля- ются бессмысленными. Поэтому принцип фальсифицируемости не отбрасывает систему философских знаний. Утверждается, что фило- софия способна выступать умозрительной предпосылкой формирова- ния научных идей.
Поскольку ни одну теорию нельзя закрыть для тщательного изу- чения и, следовательно, для фальсификации, то она не может быть истинной. По сути дела, Поппер утверждал принципиальную гипоте- тичность и погрешимость любого научного знания, то есть придержи- вался принципа фаллибилизма.

292
Рост знания, согласно Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и в осуществлении их опровержений, в результате чего и ре- шаются научные проблемы. Процесс познания он трактовал как не- прерывный критический диалог между различными типами научных теорий.
Последователями Поппера стали такие известные философы нау- ки, как Имре Лакатос (1922–1974) и Пол Карл Фейерабенд (1924–
1994).
Анализируя центральную для постпозитивизма проблему роста знания, И. Лакатос выдвинул концепцию научно-исследовательских
программ, в рамках которых осуществляется динамика научного зна- ния. П. Фейерабенд рост знаний видел в размножении теорий, в кото- рых используются разные методы и разные понятия. Он отстаивал по- зицию теоретического и методологического плюрализма, утверждая существование множества равноправных типов знания.
Один из видных представителей постпозитивизма американский историк науки и философ Томас Сэмюэл Кун (1922–1995) разрабо- тал концепцию научных революций, во многом определившую разви- тие философии как науки во второй половине ХХ века. В книге
«Структура научных революций» он предложил понятие парадигмы как суммы признанных научных достижений, которые в течение оп- ределенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Сохранение и даже господство некоторых на- учных теорий, согласно Куну, объясняется поддержкой их со стороны сообщества ученых, состоящих в конвенции друг с другом, исполь- зующих сходные методы исследования и придерживающихся общей парадигмы, единого образа мыслей. Смена парадигмы означает при- ход научной революции, в результате которой устанавливаются но- вые конвенции в истолковании базовых понятий науки.
Несмотря на то, что нормы и идеалы позитивистского философст- вования изменялись весьма существенно, аналитическая традиция не- изменно отличалась такими особенностями, как точное использова- ние терминологии, осторожное отношение к широким философским обобщениям и спекулятивным рассуждениям.


293
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   41

§ 3. Религиозно-философское направление
Современная западная религиозная философия принадлежит к догматическому, традиционному типу сознания, так как опирается на христианское вероучение. Она вырабатывает рациональную аргумен- тацию, имеющую целью укрепление оснований религиозного миро- воззрения. Как и в прежние времена, значительное место в ней зани- мают вопросы соотношения веры и разума, религии и философии, теологии и науки. Но преимущественное внимание современные фи- лософские учения религиозной направленности уделяют двум про- блемам — проблеме бытия Бога как творца и проблеме бытия челове- ка как высшего творения Бога. В одной из своих энциклик Папа
Иоанн Павел II (1920–2005), намечая пути обновления религиозной философии, писал, что ей следует уйти от абстрактных учений о че- ловеке. Задача современной религиозной философии состоит в том, чтобы показать человеку вечные и вновь появившиеся ценности и помочь ему правильно понять их.
Религиозно-философское направление современности представ- лено такими учениями, как неотомизм, христианский эволюционизм, неопротестантизм, персонализм.
Наиболее влиятельным направлением современной религиозной философии является неотомизм. Неотомизм — официальная фило- софская доктрина современного католицизма. Философия неотомизма получила свое развитие в трудах К. Войтылы (Папа Иоанн Павел II),
Ж. Маритена (1882–1973), Э. Жильсона (1884–1978), Ю. Бохень-
ского (1902–1995). Свою задачу они видели в том, чтобы доказывать истинность католицизма, адаптировать его философскую доктрину к современным условиям, донести ее идеи до простого человека.
Философия неотомизма опирается на учение средневекового мыс- лителя Фомы Аквинского и в основном придерживается традицион- ных религиозных взглядов на существование Бога, бессмертие души, свободу воли.
Неотомисты высшей реальностью признают «чистое бытие», под которым понимают божественное первоначало. Исходя из принципа креационизма, они рассматривают мир как «реальное творение благо-

294
го Бога». Они утверждают, что Бог, создающий мир из ничего, изли- вает в него собственную экзистенциальную полноту и одновременно строит его сообразно с определенными сущностными образцами.
Каждое конкретное образование состоит из материи, которая при- обретает видимую нами определенность только благодаря нематери- альной форме. Форма, находящаяся вне материи, качественно актуа- лизирует материю, в силу чего появление любой вещи есть акт творения.
Сотворенный материальный мир иерархически упорядочен. Сту- пенями его иерархии являются неорганическая природа, мир растений и животных, человек и царство «чистых духов», ангелов.
Основным элементом бытия, в понимании неотомистов, является человек. Человек — это сложная духовно-телесная субстанция. Душа есть формообразующий по отношению к телу принцип. Она одухо- творяет собой индивидуальное человеческое существование и высту- пает основой личности, смыслом существования которой является со- зерцание божественного блага.
Неотомисты признают творческую активность человека: побуж- даемый Богом он творит культурно-исторический мир. Через челове- ка проходит история, которая, в конечном счете, должна привести к обществу, основанному на высших религиозно-нравственных ценно- стях. В духе провиденциализма неотомизм трактует исторический процесс как реализацию Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества.
Для неотомизма характерен гносеологический дуализм, согласно которому вера и разум являют собой два способа достижения одной и той же цели — познание Бога. Несоответствие выводов разума догма- там веры, согласно неотомистам, свидетельствует лишь о неправиль- ном ходе рассуждений.
В неотомизме в качестве форм познания мира выделяют науку, философию и теологию. Низшей ступенью постижения мира считает- ся наука, которая лишь описывает явления. Философия представляет собой более высокую ступень познания, поскольку осуществляет син- тез научных данных. Высшим способом познания мира признается теология, которая раскрывает конечные причины всего существую- щего. Эти причины относятся к сверхъестественному порядку и по-


295
И М Е Н А
Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский философ, член ордена ие- зуитов, священник, ученый палеоантро- полог. В 1920-1923 годах был профессо- ром геологии и палеонтологии Като- лического института в Париже. Один из первооткрывателей синантропа близ Па- рижа. За религиозное инакомыслие был изгнан религиозными властями из Фран- ции, а его книги запрещены к использованию в католи- ческих учебных заведениях. Более 20 лет прожил в Ки- тае, а с 1955года — в Нью-Йорке. С целью палеоантро- пологических изысканий объездил все континенты. Его основные философские произведения: «Феномен челове- ка», «Божественная среда». стигаются только в акте веры через Божественное Откровение. Таким образом, сокровенная тайна мира находится в руках религии. Тради- ционная ориентация в понимании задач философии как деятельности, подчиненной теологии, в неотомизме сохраняется.
Тем не менее, в неотомизме наметился новый подход к проблемам науки. Большее внимание стало уделяться религиозному истолкова- нию современных естественнонаучных теорий. При этом высказыва- лись порой оригинальные и продуктивные идеи. Так, Пьер Тейяр де
Шарден предпринял попытку модернизировать неотомизм в свете данных палеоантропологии ХХ века. На основе синтеза данных науки и религиозного опыта он разработал концепцию христианского эво-
люционизма.
Основная идея учения Тейяра — идея космической эволюции. Он писал: «Христианин, в какой-то момент напуганный эволюцией, те-
перь видит, что она дает ему просто великолепное средство больше
ощущать Бога и отдаваться ему»
65
. Придерживаясь позиции панте- изма, Тейяр де Шарден стремился найти Бога, растворенного в мире.
Он утверждал, что «Христос органически вовлечен в само величие
своего творения. А потому...если человек способен выдержать и от-
65
Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. С. 12.

296
крыть в себе своего Бога, то только посредством длины, ширины и
глубины движущегося мира»
66
Из пантеизма логически следовало признание Тейяром духовного начала, присутствующего во Вселенной и направляющего ее разви- тие. Для обозначения этого начала он использовал понятие энергии.
Энергия трактовалась им как наиболее примитивная форма бесконеч- ной и неуничтожимой основы мира (ткани универсума) и как основа, из которой произошла материя. Ученый различал тангенциальную и радиальную энергии. Тангенциальная энергия связует однопорядко- вые элементы воедино. Радиальная энергия ведет к расширению сфе- ры, к повышению уровня организации и, в конечном счете, к появле- нию человека, наделенного способностью сознания и самосознания.
Таким образом, Тейяр отказался от такого основополагающего принципа неотомизма, как креационизм, доказывая, что появление человека есть результат космической эволюции. Выделив в космиче- ской эволюции стадии преджизни, жизни, мысли и сверхжизни, воз- никновение человека он относил к стадии мысли. На этой стадии че- ловек, сгущающий в себе психическую энергию, создает ноосферу.
Ноосфера — это высшая фаза биосферы, которой присуща тенденция к расширению не только по биосфере, но и за ее пределами, и которая представляет собой орудие взаимодействия человека как с биосфер- ной, так и с космической средой в целом.
Модернизировав неотомизм, Тейяр тем не менее не отказался от христианской эсхатологии. Он был противником бесконечного про- гресса и полагал, что эволюция завершится концом света, под кото- рым понимал либо катастрофу, либо мирную конвергенцию, когда во всей ноосфере будет царить какое-то единодушие. Это состояние единения душ людей после завершения эволюции знаменует собой стадия сверхжизни.
Завершение человеческой истории Тейяр мыслил в космическом
Христе, который сопричастен мирозданию и одновременно трансцен- дентен ему и который символизирует собой точку Омега. Точка Оме-
га истолковывалась как финальная цель эволюции, как Бог. В ней создаются и фокусируются радиальные энергии. Точка Омега есть
66
Там же.