Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1195
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
307
Постмодернизм — это понятие, которым обозначают ситуацию в культуре высокоразвитых стран Запада, характерную для эпохи
«позднего капитализма» (начиная с последней трети ХХ века).
Постмодернизм берет свое начало в работах французских ученых
Ж. Дерриды, Ж. Делеза, Ж.-Ф. Лиотара и др.
Жан-Франсуа Лиотар (р. 1924) в качестве отличительной черты постмодернистского мира выделял растущее пренебрежение универсаль- ными идеалами классической и современной эпохи вплоть до 70-х годов
ХХ в. Наиболее характерной особенностью знания в современном мире был поиск постоянных ответов на главные вопросы человече- ского существования: «Кто я?», «Что я могу знать?», «Что я должен делать?». Ответы на эти вопросы научная рациональность и полити- ческая идеология давали в терминах, которые не оставляли места для исключений из установленных ими универсальных правил. Но уже в
60-е годы стали складываться новые условия, изменившие состояние знания в западных обществах. Массовое общество, как продукт со- временной эпохи, весьма разнообразило потребности и желания чело- века. В этом мире, по словам Лиотара, мы «…слушаем reggae, смот-
рим вестерн, обедаем у Макдональдса, а вечером пользуемся местной
кухней, в Токио душатся по-парижски, в Гонконге одеваются в стиле
ретро, знание есть то, о чем задаются вопросы в телевизионных иг-
рах...публика находит удовольствие в чем угодно»
68
. В этих новых по- стмодернистских условиях старые экономические границы госу- дарств стали глобальными. В философии и гуманитарных науках отказались от идеи разработки научного пути понимания общества и человеческих отношений внутри него. Главным последствием этого стал подрыв всех универсальных надежд, которые в свое время опре- деляли облик мира модернизма.
Постмодернистская философия исходит из рассмотрения мира как плюралистичного и фрагментарного, и представляет мир как беско- нечный и безграничный текст, а деятельность человека — как различ- ные «языковые игры». Согласно Лиотару, в рамках каждой языковой игры есть правила, методы и общие словари, которые используются участниками, чтобы отличить собственные языковые игры от чужих.
68
На путях постмодернизма. М., 1995. С. 175.
308
При этом одна языковая игра может быть поглощена другой игрой. В этом мире многочисленных, перекрывающих одна другую языковых игр ни одна из них не может добиться полного превосходства.
На смену классическим представлениям об упорядоченности, сис- темности мира пришло постмодернистское понимание мира как хао- са. Жиль Делез (р. 1926) ввел понятие «Хаосмос». Хаосмос — это внутреннее тождество мира и хаоса, в котором все явленности равно- правны, все возможности равнобезразличны и все — равнослучайно.
Метафорой пути познания целостного и закономерно упорядо- ченного мира был образ лабиринта, к единственному выходу из кото- рого вела нить Ариадны. Постмодернизм заменил его образом лаби- ринта, в котором нет единственного выхода. Каждая дорожка такого лабиринта имеет возможность пересечься с другой. Дорожки подоб- ного рода Делез назвал ризомой, позаимствовав этот термин из био- логии, где он означает определенный способ роста растений, отлич- ный от разветвления стеблей как от единого, так и от пучкообразного корня. Ризома в постмодернизме представляет собой метафору со- временной культуры с ее отрицанием упорядоченности и какого-либо превалирующего направления. Наше освоение мира подобно путеше- ствию по равнозначным возможностям дорожек ризомы. Пространст- во культуры, духовных форм деятельности — это пространство ризо- мы, и потенциально такая структура безгранична.
С точки зрения постмодернизма, упорядоченность и смысл были неоправданно навязаны мирозданию сложившимися еще в новое вре- мя установками на культ разума и истины. Жак Деррида (р. 1930) поставил перед собой задачу опровергнуть западноевропейскую ме- тафизику с ее логоцентризмом, то есть господством разума над куль- турой. Условие преодоления логоцентризма он видел в деконструк- ции. Мир культуры и самого человека Деррида рассматривал как бесконечный текст и под деконструкцией понималвыявление внут- ренней противоречивости текста, столкновений «остаточных смы- слов» прошлого с современными смысловыми стереотипами. Цель деконструкции он видел в том, чтобы помочь лучшему видению, бо- лее «многосмысленному» прочтению тех авторов, которых мы вроде бы уже знаем, с тем чтобы приблизиться к пониманию того, что на самом деле они хотели сказать, что на самом деле сказали, и чем они
309
как личности были захвачены в момент «говорения». Даррида стре- мился показать в любого рода текстах значимость деталей, незаме- ченных или осознанно замолченных сначала автором, а потом читате- лями, которые оставили нам свидетельства своих прочтений в виде собственных текстов. Таким образом, всякий текст есть образование, на теле которого видны следы многих «прививок». Любой текст жи- вет среди следов одного текста на другом. Оставляя следы друг на друге, различные тексты уничтожают причинно-следственную на- правленность. В силу этого текст выступает воплощением отсутствия единого направляющего принципа.
Постмодернизм, впитывая в себя как прошлое, так и настоящее, постоянно соотносится с предшествующим опытом. Поэтому по сво- ей природе это направление в современной культуре является моза- ично-цитатным, интертекстуальным. Оно представляет мир плюрали- стическим, совершенно не сводимым ни к какому объединяющему принципу.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные направления современной западноев- ропейской философской мысли.
2. Что такое феноменологическая редукция?
3. Как Вы понимаете основной принцип экзистенциализма «су- ществование предшествует сущности»?
4. Каковы основные проблемы экзистенциальной философии?
5. Какова, согласно Фрейду, роль бессознательного в поведении человека?
6. Что общего между классическим психоанализом и неофрей- дизмом и каковы различия между ними?
7. Каковы основные гносеологические принципы неопозитивизма?
8. Какие влиятельные направления в современной религиозной философии Вы можете назвать?
9. Что является предметом исследования герменевтики как фи- лософского учения?
10. Что такое философский структурализм?
11. Каковы основные идеи постмодернизма?
310
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 2009.
Введение в философию : учеб. пособие для вузов / авт. колл. :
Фролов И.Т. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. —
М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Фи- лософия. — М., 2009.
Марков Б.В. Философия. — СПб., 2009.
Налетов И.З. Философия. — М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. — М., 2006.
Философия : учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. —
М., 2008.
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
А.В. Разина. — М., 2009.
Философия : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2008.
Дополнительная литература
Алексеев П.В. История философии. — М., 2006.
Гадамер Х.Г. Истина и метод. — М., 1988.
Герменевтика: история и современность. — М., 1985.
Гловер Э. Фрейд или Юнг. — СПб., 1999.
Гуссерль Э. Феноменология / Логос, 1991. — № 1.
Делез Ж. Различие и повторение. — СПб., 1998.
Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. — М., 1997.
Зотов А.Ф. Современная западная философия. — М., 2001.
Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. — М.,
1998.
Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодер- низм. — М., 1996.
Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. — М., 2009.
Кун Т. Структура научных революций. — М., 2001.
Леви-Строс К. Структурная антропология. — М., 1985.
Новая философская энциклопедия : в 4-х т. — М., 2000–2001.
Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.
311
Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. — М.,
1957.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т.4. — СПб., 1997.
Сартр Ж.П. Избранные произведения. — М., 1992.
Современная западная философия. Словарь. — М., 1991.
Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. — М., 1996.
Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю,
Ж.П. Сартр. — М., 1989.
Тейяр де Шарден. Феномен человека. — М., 1987.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М.,
1896.
Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции. — М., 1989.
Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.
Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб.,
1994.
Хайдеггер М. Бытие и время. — М., 1997.
Хрестоматия по философии / сост. П.В.Алексеев, А.В.Панин. —
М., 1996.
Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991.
Ясперс К. Смысл и значение истории. — М., 1991.
Философия : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. —
М., 2009.
Философия : хрестоматия. — М., 2006.
Хрестоматия по философии. — М., 2008.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
312
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 41
ГЛАВА 6. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Русская философия занимает достойное место в человеческой культуре, представляя собой весьма оригинальное направление в ми- ровом историко-философском процессе. Самобытность русской фи- лософской мысли обусловлена особенностями геокультурного поло- жения России и неповторимым духовным миром русского народа, характерным для него соборным сознанием. Основным идейно- теоретическим фактором становления отечественной философии яви- лось христианство. Крещение Руси в 988 году до известной степени определило характер и направленность философских исканий русских мыслителей. Христианство, несмотря на своеобразную внутреннюю оппозицию язычества, ушедшего вглубь народной жизни, способст- вовало тому, что русская философия изначально обращала преобла- дающее внимание на проблемы нравственности и философии исто- рии. По словам Н. Бердяева, русская самобытная мысль пробудилась на проблеме историософии.
§ 1. Становление русской философской мысли
Становление русской философии занимает достаточно продолжи- тельный период. Начинается он в ХI в. и длится вплоть до реформ
Петра Великого. Это время называют периодом древнерусской фило- софии. Но в силу того, что типологически этот период отчасти соот- ветствует средневековью в западной культуре, то он имеет и другое название — русская средневековая философия. Характерной особен- ностью русской философии этого времени явилось то, что она разви- валась в русле религиозных институтов и была вплетена в ткань рели- гиозного мировоззрения. Философские идеи реализовывались в религиозной, политической и художественной литературе, в летопи- сях, поучениях, молитвах, пословицах, а также в произведениях жи- вописи, в скульптуре и архитектуре.
313
Первым древнерусским философом принято считать Илариона
Киевского (нач. ХI в. — ок. 1055 г.). Имя его упоминается в «Повес-
ти временных лет». В ней сообщается, что по настоянию Ярослава
Мудрого в 1051 году собор епископов избрал митрополитом русина
Илариона. Это было нарушением сложившейся практики занимать пост митрополита Киевского приезжавшими из Византии греками и стало вызовом Константинополю, демонстрацией стремления к неза- висимости русской церкви от опеки Византии.
Иларион является автором «Слова о законе и благодати» — пер- вого религиозно-философского сочинения на Руси.
Закон — это Ветхий Завет, который состоит из жестких предпи- саний эпохи становления рабовладельческого общества и призван оп- ределять внешние поступки людей. Закон погружен в быт и суету земных страстей.
Вопреки канонам византийской патристики, согласно которым благодать есть исполнение закона, Иларион благодать противопоста- вил закону. Благодать — это Новый Завет, который обращен к духов- ной сути человека. Благодать приводит к уничтожению рабства и есть свобода как органическое состояние человека. Поэтому путь к совер- шенствованию человечества Иларион видел в замене закона благода- тью, то есть в христианизации. Он попытался осмыслить христиан- скую историю и место в ней Руси. Он рассматривал Киевскую Русь в качестве равноправного члена христианского мира, обосновывая это тем, что крещение — это сугубо внутреннее дело русского государст- ва, внушенное самим Богом. А Бог не делает различий между народа- ми, его учение равно распространяется на всех людей.
С именем Илариона связано формирование идеала Святой Руси.
В Киевской Руси он видел прежде всего государство, основой которо- го является христианская вера, и величайшей заслугой князя Влади- мира считал то, что свою веру в Христа он передал всему народу. Но поскольку, как отмечал автор «Слова», кто-то принял крещение ис- кренне, а кто-то — страшась кары, то для сохранения православия не- обходима политическая сила — единовластие, опирающееся на веру.
По его словам, необходимо, чтобы благочестие «сопряжено было с властью».
314
Иларион указывал на всевластие князя Владимира, который, преус- певая в мужестве и мудрости, «самодержцем стал своей земли, покорив себе окружные народы». Всевластие князя, о котором писал Иларион, впоследствии стало определяющим принципом политического устройст- ва российского общества на многие века. А идеал Святой Руси способст- вовал образованию идеократического типа российского государства, то есть такого государства, которое объединяет граждан на основе общей для всех идеи, взятой на вооружение властью.
Своеобразие древнерусской философии проявилось в ее практич- ности, в том, что, в первую очередь, она выступала в качестве духов- ного руководства и наставления. К практической философии относится
«Поучение» великого князя Киевского Владимира Мономаха (ХII в.).
В этом выдающемся литературном памятнике Киевской Руси даны практические наставления, как править подданными, как вести войну и хозяйство, нарисован образ идеального правителя.
«Поучение» представляет собой заповедь, исходящую из христи- анских принципов и обращенную Мономахом к своим детям и кос- венно ко всем русским князьям. Он призывал их страх Божий иметь в сердце своем. Для него страх Божий — это не только трепет перед ка- рающей божественной десницей; это прежде всего постоянное напо- минание о следовании добру, о неприятии зла в любом обличье.
Страх Божий явился осознанием того, что в человеке есть вечная субстанция — душа. И ничто не может заслонить главную задачу че- ловеческого земного бытия — спасение души. Главным условием и средством «спасения» Мономах считал добрые дела. Он писал, что
«человеколюбец Бог» вовсе не требует от каждого человека таких усилий, как затворничество, строгий пост, монашество, голодание.
Человек может получить милость Божию и такими «малыми делами», как покаяние, слезы и милостыня.
Рассуждая об обязанностях правителя, Мономах не был уверен в действенности своих поучений, в том, что его сыновья и другие рус- ские князья окажутся на уровне имеющихся у них прав. Но он наде- ялся на то, что если они воспримут хотя бы половину его наказов, это подвигнет их на всякие добрые дела.
Начиная с древности, нравственная точка отсчета стала опреде- ляющей для всего дальнейшего развития русской философии.
315
Выработка и закрепление понятия о душе как сущности человека произошло в ХIV в. Возросший интерес к внутренней духовной жиз- ни был связан с проникновением на русскую почву из Византии иси- хазма, который породил новое видение мира и усилил интерес к чело- веческой личности.
Исихазм (от греч. «исихия» — буквально «покой», «безмолвие») — это практика созерцательного отношения к миру, породившая мона- шество как форму аскетического образа жизни. Практика исихазма была тесно связана с деятельностью Сергия Радонежского (ок. 1321–
1391)и его учеников-молчальников.
Исихасты исходили из представления о человеке как о богопо- знающем существе. Мир трактовался ими как пронизанный божест- венной энергией, и эта энергия дает человеку возможность познать
Бога через его творение. В акте творения используются четыре основ- ные стихии (вода, земля, огонь и воздух). Эти же стихии выступают компонентами человеческого тела. В силу этого человек предстает как микрокосм, отражающий в себе природу — макрокосм. Кроме то- го, человек наделен душой, которая не может быть познана вне телес- ных проявлений.
Крупнейшим представителем исихазма был Нил Сорский (1433–
1508), инок Кирилло-Белозерского монастыря на Севере Руси. В его воззрениях, по словам Владимира Соловьева, выдвигалось «на пер- вый план значение личности». Цель иноческих устремлений Нила
Сорского состояла не в умерщвлении плоти, а во внутреннем нравст- венном самосовершенствовании. По его мнению, почвой монашеских подвигов должна быть не плоть инока, а его мысль и сердце.
Нил Сорский осуществил тщательный анализ душевных движе- ний, порождающих страсть и ведущих человека к греховности. Для борьбы с порочными страстями он рекомендовал использовать «ум- ную молитву», охранять сердце и мысли от всяких греховных помы- слов.
Главным человеческим пороком Нил Сорский называл присвое- ние себе плодов чужого труда — стяжание. Поэтому он считал, что монахи должны жить своим трудом. Он порицал богатство церкви, основанное на эксплуатации монастырских крестьян. Великий старец, осуждая алчность монахов и проповедуя аскетический образ жизни