Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1186
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
353
Богданова «Всеобщая организационная наука (тектология)» была подвергнута резкой критике. Только спустя десятилетия в тектологии увидели предвосхищение основных идей современной теории систем и кибернетики.
За то, что в своих трудах Богданов опирался не на идею диалекти- чески противоречивого развития, а на принцип организации, предпо- лагающий сохранение в обществе равновесия, его называли «механи- стом».
Дискуссия, которая развернулась между «механистами» и «диа- лектиками» стала основной философской дискуссией в 20-е годы.
«Механисты» акцентировали внимание на раскрытии механизма явлений, детальном изучении предметов. Они утверждали, что фило- софские принципы — это лишь выводы из наук и что философы должны совершенствовать свою методологию на основе новейших достижений науки.
«Диалектики» во главе с А.М. Дебориным полагали диалектику единственным методом естествознания. Все остальные методы, по их мнению, должны быть лишь ее конкретизацией.
Дискуссия завершилась подавлением философии «механистов», и до конца 20-х годов ведущая роль в философской жизни страны при- надлежала группе Деборина.
С 1930 года начинается новый этап в истории советской филосо- фии. Он связан с ужесточением политического и идеологического режима. Партийно-государственная идеология уже категорически не допускала никаких разногласий в рамках марксистско-ленинского учения. Она превратила Маркса, Энгельса и Ленина в непревзойден- ных гениев, чьи идеи ни при каких условиях не могут быть подверже- ны сомнению.
Поскольку позиции, отстаиваемые Дебориным, в частности, его представления о материи, вошли в противоречие с ленинизмом, то по инициативе Сталина началось подавление его группы с помощью мо- лодых сталинистов во главе с М.Б. Митиным. Философию деборин- цев квалифицировали как «меньшевиствующий идеализм», а самих деброинцев называли «прямой агентурой троцкизма».
Вершиной творческого развития марксизма был объявлен «Крат-
кий курс истории ВКП(б)», вышедший в свет в 1938 году, с большой
354
статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме».
Эта статья стала основой преподавания философии в учебных заведе- ниях и методологии научного знания в СССР. По сути дела филосо- фия в своей основе была сведена к данной статье. Против тех мысли- телей, чьи взгляды не укладывались в рамки такой философии, начиная с 30-х годов развернулись репрессии. Так, к 10 годам лагерей был приговорен и направлен на строительство Беломорско-
Балтийского канала А.Ф. Лосев. Только с связи с инвалидностью (по- терей зрения) он был освобожден досрочно. Расстреляли П.А. Фло-
ренского и Г.Г. Шпета. Умер в лагере Л.П. Карсавин.
К началу 50-х годов философия окончательно превратилась в пар- тийную идеологию и использовалась для обоснования закономерно- стей советского строя и раскрытия его исторических преимуществ и великих перспектив.
После смерти Сталина в 1953 году, с началом «хрущевской отте- пели» наблюдается оживление отечественной философской мысли, поскольку был несколько ослаблен прессинг догматического марк- сизма-ленинизма на советских философов. На страницах философ- ских журналов стали публиковаться работы зарубежных (буржуаз- ных) мыслителей. Однако идеологический контроль за развитием фи- лософии в стране продолжал осуществляться.
Несмотря на жесткие политические тиски, интеллектуальная жизнь в СССР не прекратилась. Работая в марксистской парадигме, советские философы активно обсуждали проблемы сознания, гносео- логии, методологии науки, разрабатывали темы человека, ценностей и культуры. С конца 50-х годов они стали принимать активное участие в международных философских конгрессах и симпозиумах.
Значительный вклад в развитие советской философии внесли
В.Ф. Асмус, М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, М.Б. Кедров,
В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, П.В. Копнин, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман,
М.К. Мамардашвили, Н.П. Мотрошилова, А.Г. Спиркин, В.С. Степин,
И.Т. Фролов и многие другие.
Марксистская концепция не выдержала проверки временем. Од- нако это вовсе не значит, что проблемы, поставленные марксизмом как важнейшие философские проблемы, не существуют. Например, марксистская разработка проблем отчуждения легла в свое время в
355
основу «критической теории» философов франкфуртской школы
Маркузе, Адорно и др., которые назвали свое учение неомарксизмом.
Философия и практика марксизма привела также к рождению персо- налистских и экзистенциалистских концепций как в Европе, так и в
России. Поэтому в современной России, освободившейся от полити- зированного и идеологизированного марксизма, в условиях интеллек- туальной свободы возрождение прежней культуры философствования осуществляется посредством разработки вопросов, заданных, в том числе, и марксистской философией.
Контрольные вопросы
1. Какова периодизация русской философии?
2. Какова специфика древнерусской философии?
3. Каково значение распространения исихазма в философской мысли Древней Руси?
4. В чем смысл концепции «Москва — Третий Рим»?
5. Каковы основные идеи философии М. Грека?
6. Выделите основные черты русской философии ХVIII века.
7. Каков вклад М.В. Ломоносова в развитие русской философии?
8. Каково влияние западноевропейских просветительских идей на формирование философских взглядов А.Н. Радищева?
9. Какие идеи П.Я. Чаадаева обусловили начало полемики между славянофилами и западниками?
10. В чем смысл полемики между славянофилами и западниками?
11. Что означает понятие «соборность»?
12. Каковы особенности антропологического материализма
Н.Г. Чернышевского?
13. Каковы основные положения философии всеединства
В.С. Соловьева?
14. Каковы основные категории философии Н.А. Бердяева?
15. Каковы основные идеи русского космизма?
16. Каковы особенности развития философии в советский период?
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 2009.
356
Введение в философию : учеб. пособие для вузов / авт. колл. :
Фролов И.Т. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. —
М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Фи- лософия. — М., 2009.
Марков Б.В. Философия. — СПб., 2009.
Налетов И.З. Философия. — М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. — М., 2006.
Философия : учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. —
М., 2008.
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
А.В. Разина. — М., 2009.
Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2008.
Дополнительная литература
Алексеев П.В. История философии. — М., 2006.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989.
Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М., 1988.
Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IХ–
ХIХ вв. — Л., 1989.
Гриненко Г.В. История философии. — М., 2004.
Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. — М., 1995.
Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. — М., 1996.
Зеньковский В.В. История русской философии. — Л., 1991.
История русской философии / под ред. М.А. Маслина. — М., 2001.
Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. — М.,
1950.
Лосский Н.О. История русской философии. — М., 1991.
Новая философская энциклопедия : в 4-х т. — М., 2000–2001.
Русская философия. ХIХ ― начало ХХ в.: Антология. — СПб.,
1993.
Русская философия. Малый энциклопедический словарь. — М.,
1995.
Русский космизм. Антология. — М., 1993.
357
Русскаяфилософия. Энциклопедия / под общ. ред. М.А. Маслина. —
М., 2007.
Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. — М., 1989.
Сухов А.Д. Русская философия. — М., 1995.
Толстой Л.Н. Исповедь. Так что же нам делать? / Собр. соч. Т. 16. —
М., 1983.
Федоров Н.Ф. Сочинения. — М., 1982.
Философия: энциклопедический словарь / под. ред. А.А. Ивина. —
М., 2009.
Флоренский П.А. Сочинения в 2 т. — М., 1990.
Чаадаев П.Я. Сочинения. — М., 1989.
Шпет Г.Г. Очерки развития русской философии. — М., 1989.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
358
Ч А С Т Ь 2
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
Глава 1. Проблемы онтологии
Глава 2. Проблемы гносеологии
Глава 3. Философские проблемы науки и техники
Глава 4. Философские проблемы техники
Глава 5. Проблемы философской антропологии
Глава 6. Проблемы социальной философии
359
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 41
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ
Собственно философия начинается с размышления о том, что не могло быть предметом опыта, с поиска нечто вечного, абсолютного, имеющего высший смысл, с определения главного элемента, начала мира. Как писал Аристотель, философия исследует мир в целом, мир, взятый со стороны всеобщих определений, его «первые начала и при- чины», бытие как таковое.
Нередко в качестве синонима философии употребляется понятие метафизики. Так, И. Кант утверждал, что метафизика — это и есть философия в точном и строгом смысле слова.
Этимология слова «метафизика» общеизвестна: в I в. до н. э. пе- рипатетик Андроник Родосский, пытаясь упорядочить сохранившиеся сочинения Аристотеля, объединил его разрозненные философские ра- боты по «первой философии», не связанные напрямую с познанием природных явлений и процессов, под общим названием «Метафизи- ка», ибо поместил их после трактатов по физике, посвященных есте- ственнонаучной проблематике. С греческого «метафизика» перево- дится как «то, что за физическим». С тех пор метафизикой стали называть учение о сверхчувственных принципах и началах бытия, об элементах, основных условиях и закономерностях всего существую- щего вообще.
В ХVII в. немецким философом Рудольфом Гоклениусом был введен термин «онтология» (в пер. с греч. «учение о бытии»). До се- редины ХIХ в. понятия онтологии и метафизики использовались как синонимы. В современной философской литературе онтологией при- нято называть раздел философского знания, исследующий проблемы бытия.
На протяжении веков философы пытаются разрешить такие ос- новные проблемы бытия, как проблемы Бога, единства мира, движе- ния, небытия, материи, сознания.
360
§ 1. Философское учение о бытии
В философии полагается, что природа и общество, человек и про- дукты его интеллектуальной деятельности, несмотря на очевидные различия между ними, сходны в том, что все они существуют, нали- чествуют и благодаря этому образуют целостное единство мира.
Стремясь понять мир как единое и многообразное целое, филосо- фы создали метафизику бытия. Бытиекак самая универсальная фило- софская категория фиксирует реальное существование объектов как их важнейшее свойство, отвлекаясь при этом от всех других их свойств и особенностей. Бытие — это существование вообще, это со- вокупность всего существующего, это одинаковость всех объектов, ибо они все одинаково существуют.
Традиция, присущая классической форме философствования, представлять бытие как нечто единое восходит к древнегреческому натурфилософу Пармениду. Именно такое представление дало воз- можность философии занять особое место в культуре и сформировать только ей свойственный универсалистский тип мышления.
Идея единства, целостности бытия позволяет утверждать, что су- ществуют и природные, и духовные начала. Осмысление того, как именно существуют различные целостности, входящие в единое бы- тие, привело к появлению в истории философской мысли двух на- правлений — материалистического и идеалистического. Материали- стически ориентированные философы отождествляют бытие с чувственно воспринимаемой материей, с фактическим существовани- ем физических явлений.
В идеалистической философии бытие понимается самостоятель- ным и независимым от материи и трактуется либо как бесконечная совокупность идей, составляющих интеллект божества и являющихся творческим прообразом всего существующего, либо как чистая дли- тельность, принимающая разнообразные формы, либо как нечто обобщенное и отвлеченное от заполняющих сущее качеств и коли- честв.
Аристотель, пытаясь преодолеть противопоставление бытия мате- рии бытию идей, предложил различать разные уровни бытия: от чув- ственно-конкретного до всеобщего. А Гегель, различая реальное и
361
действительное («разумное») бытие, утверждал, что они выступают лишь разными сторонами единого бытия. Действительное он считал воплощением деятельности разума, подчеркивая, что «…все дейст-
вительное разумно, все разумное действительно». Действительное он относил к сущности бытия, оно являет собой основную, фундамен- тальную сторону бытия. Под реальным Гегель понимал явления, фак- ты, события, которые множественны, случайны, поверхностны и про- являются наличным образом. Они представляют собой внешнюю, несущественную сторону бытия. Марксистская философия также признает единство разных уровней бытия, но утверждает при этом первичность материального бытия.
Учение о бытии дает представление о богатстве мира, о разных, но взаимосвязанных его формах. К основным формам бытия относят- ся: материальное бытие, бытие человека, социальное бытие и идеаль- ное бытие.
Материальное бытие — это, во-первых, бытие природы как це- лого, а также ее состояний, явлений и процессов. Во-вторых, это бы- тие вещей, созданных человеком.
Бытие человека представляет собой и сложный внутренний мир человека, и его взаимодействия со всем тем, что составляет природ- ные и социальные условия его жизни.
Социальное бытие предстает как мир духовно-практической дея- тельности людей и их взаимоотношений. Оно включает в себя инди- видуальное бытие человека в обществе и историческом процессе и бытие общества.
Идеальное бытие порождено интеллектуальной деятельностью человека и присутствует во всех актах человеческой деятельности.
Это мир человеческих чувств, мыслей, образов и идей, это феномены личного и общественного сознания.
Каждая из основных форм бытия в человеческом опыте предстает в виде конкретных типов бытия: механического, физического, хими- ческого, биологического, социального. Основание и внутреннее со- держание этих типов составляют простейшие формы бытия, то есть формы бытия отдельных предметов, явлений, процессов, состояний.
Даже краткая характеристика основных форм проявления бытия дает представление о том, что бытие предполагает взаимодействие и
362
переплетение двух видов реальности: природы и общества, с одной стороны, и человеческого сознания, с другой стороны.
Другими словами, различают два вида бытия: объективную и субъективную реальности. Под объективной реальностью понима- ется существование, независимое от человеческого сознания. Она ох- ватывает собой не только материально-предметный мир, но и объек- тивизированный мир человеческого духа. Субъективная реальность формируется через гносеологическое отношение субъекта к объекту и не может существовать вне человеческого сознания.
Особым миром измененного состояния человеческого сознания является виртуальная (мнимая) реальность. Термин «виртуальная
реальность» происходит от латинского слова «virtualis», что означает
«возможный; такой, который может или должен появиться при оп-
ределенных условиях». Это слово использовалось в философии еще средневековым мыслителем Дунсом Скоттом. Однако широкую из- вестность понятие виртуальной реальности обрело в современную эпоху, эпоху персональных компьютеров и Интернета.
Сегодня виртуальная реальность понимается как возможно более полная имитация в чувственном восприятии человека объективного мира. Человек может попасть в виртуальную реальность, погружаясь в созерцание, например, картины или кинофильма, или увлеченно чи- тая книгу. Однако в этом случае его активность ограничивается ро- лью зрителя, слушателя, читателя. Развитие компьютерной техники создало новое качество восприятия виртуальной реальности. Вирту- альная реальность теперь не просто имитирует объективную реаль- ность, но и изменяет ее в зависимости от тех или иных действий че- ловека, который получил возможность активно и самостоятельно действовать в виртуальном мире. Наиболее глубокий уровень вовле- ченности в такой мир дают компьютерные игры. В них реальность не только изменяется, но и ограничивается. В любой игре, даже с самы- ми непредсказуемыми участниками, существует некий предел, за ко- торый игра не может выйти. Кроме того, время в виртуальной реаль- ности выступает как дискретное и обратимое. Игру всегда можно сохранить, можно вернуться к тому фрагменту, который был сохра- нен ранее, и пройти тот или иной сюжет заново с учетом своего, но уже нового опыта.