Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1182

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

371
одно и то же следствие. Итак, причина может вызывать соответст- вующее следствие лишь при наличии определенных условий. От ха- рактера условий зависит способ действия данной причины и природа следствия.
Причину необходимо отличать от повода. Поводсам по себе не рождает следствие. Повод является лишь внешним толчком, который способствует проявлению причины. Так, общепризнанным историче- ским фактом считается, что убийство австрийского эрцгерцога в Са- раево привело в действие причины Первой мировой войны.
Причина и следствие находятся в диалектическом взаимодейст- вии. Они постоянно меняются местами. Причина сама есть следствие какого-либо явления, а вызванное ею к жизни следствие становится причиной других явлений. Но этим не ограничивается диалектика причины и следствия. Причина играет определяющую роль по отно- шению к следствию. Однако в реальных процессах следствие не явля- ется пассивным и в свою очередь оказывает воздействие на свою при- чину. Например, в химических взаимодействиях, при превращениях друг в друга элементарных частиц просто невозможно выделить ак- тивную и пассивную стороны.
Категории «причина» и «следствие» имеют большое значение для познания и практической деятельности. Физика, биология и другие науки добились значительных результатов, вскрывая механизм при- чинения в изучаемых областях действительности. Однако история философии знает мыслителей, которые ставили под сомнение воз- можность обнаружения причин. Например, Д. Юм утверждал, что опыт по части причинности свидетельствует лишь о связи во времени.
Мы только наблюдаем, что во времени следствие появляется за при- чиной. И это лишь психологическая привычка ума создает иллюзию логически необходимой связи между причиной и следствием, из ко- торой никак нельзя делать вывод о том, что «после этого» значит «по- этому». Согласно Юму, идея причинности имеет исключительно субъективное значение. Субъективная причинность существует в ви- де порождения идей чувственными впечатлениями. Из привычки ви- деть те или иные явления повторяющимися у людей возникает уве- ренность в наличии причинно-следственных закономерностей.

372
Всеобщий и объективный характер причинности утверждается
детерминизмом. Механистический, или так называемый лапласов-
ский, детерминизмвсе многообразие причин сводил лишь к механи- ческим взаимодействиям. Он позволял на основе знания скорости и положения объекта в одно время вычислить скорость и его положение в другое время. Такой детерминизм применим при некоторых инже- нерных расчетах машин, мостов и др. технических сооружений. Од- нако современная наука установила, что механическая причинность, действующая в мире макротел, не может быть реализована в микро- мире, в объяснении психических и социальных явлений. Например, природа микрочастицы не позволяет в одно и то же время точно оп- ределить ее положение и скорость и исключает возможность на осно- вании знания состояния объекта в настоящее время однозначно пред- сказать его поведение в будущем. Чем точнее установлено место микрочастицы, тем неопределеннее становится ее скорость и им- пульс. И, наоборот, чем точнее определена скорость, тем более неоп- ределеннее становится ее положение. В итоге у некоторых философов и физиков возникла тенденция к абсолютизации этой неопределенно- сти и был сделан вывод о неприменимости принципа причинности к микромиру. Поэтому основные законы квантовой теории пытались объяснить в духе индетерминизма
72
Проблема неопределенности явно обнаруживается при рассмот- рении эволюции хаотического движения. Однако синергетика утвер- ждает, что детерминизм здесь вовсе не исключен, ибо в движении от хаоса к порядку в самом хаотическом движении существует конечный набор параметров, детерминирующих движение к порядку.
Развитие квантовой механики, выводы синергетики позволили иначе интерпретировать принцип детерминизма. Выяснилось, что сущность детерминизма заключается не в возможности однозначно предсказывать поведение объекта в будущем на основе знания его ко- ординат и импульса в настоящем, а в признании объективной законо- мерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, явлений и про- цессов реального мира. Таким образом, противоположность
72
Индетерминизмэто концепция, которая отрицает причинную обусловленность всех явлений. Выражением индетерминизма стали идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами (Божественной целью).


373
детерминизма и индетерминизма снимается в диалектическом прин- ципе всеобщей связи, который допускает связь, несводимую к сило- вому взаимодействию.
С категориями «причина» и «следствие» генетически связаны ка- тегории «необходимость» и «случайность», которые представляют собой непосредственно следующую за причинностью ступень углуб- ления человеческого познания в мир явлений.
Необходимость — это то, что обусловлено внутренними причи- нами существования и развития вещи. Случайность — это то, что обусловлено внешними причинами существования и развития вещи, ее взаимодействием с другими окружающими ее вещами.
Проблема необходимости и случайности по-разному решалась в истории философской мысли. Субъективные идеалисты, например, отрицают объективное существование необходимости, объявляя ее плодом субъективной человеческой деятельности. Материалисты, на- против, признают объективное существование необходимости, но расходятся во взглядах на объективность случайности. Например, ма- териалисты-метафизики утверждали, что случайных явлений нет. Так,
Спиноза явление называл случайным исключительно по причине не- достатка знаний о нем. Подобной точки зрения придерживались и французские материалисты ХVIII в. Они полагали, что человек выду- мал случайность для того, чтобы прикрыть свое невежество, свою не- осведомленность в той или иной области явлений.
Большинство философов отрицает объективное существование случайности, исходя из того, что связь между причиной и следствием является необходимой. При этом они упускают из виду тот факт, что сами причины могут быть как необходимыми, так и случайными.
Случайными явления считаются не потому, что они не вытекают с необходимостью из своих причин, а потому, что они порождаются случайными причинами. Например, смерть человека в результате па- дения ему на голову камня, свалившегося с крыши под действием ветра, случайна, но не потому, что здесь связь причины (взаимодейст- вие камня определенного веса с человеческим организмом) со следст- вием (смерть человека) является случайной. Она необходима, ибо удар камня соответствующей величины по голове человека неизбеж- но вызывает смерть. Смерть человека в данном случае является слу-


374
чайной потому, что причина, вызвавшая ее, случайна, обусловлена стечением целого ряда обстоятельств. Из природы упавшего камня и конкретного человека не вытекает с необходимостью их столкнове- ние. Этого столкновения могло и не быть, то есть причины могло и не быть, но раз она появилась, то столкновение произошло, и наступле- ние следствия (смерть человека) стало неизбежным, необходимым.
Таким образом, всякое случайное явление имеет свою причину и связь его с этой причиной всегда необходима.
Необходимый характер взаимосвязи причины и следствия вовсе не исключает возможности объективного существования случайно- сти. Предметы и их элементы могут вступать в те или иные взаимо- действия либо случайно, в силу стечения определенных внешних об- стоятельств, либо необходимо, в силу своей специфической природы.
Диалектический материализм утверждает, что случайность явля- ется такой же всеобщей формой бытия, как и необходимость. Поэто- му некорректно представлять случайное как нечто нежелательное, побочное. Необходимость и случайность имеют относительный ха- рактер: одно и то же явление может рассматриваться и как случайное, и как необходимое. Для развития печатного дела, например, случай- ностью было то, что первую стандартную деталь — литеру — изо- брел Гутенберг. Но то, что эта литера появилась в середине ХV в. в
Западной Европе, есть необходимость, закономерность: именно за- падноевропейские страны в эпоху Возрождения были наиболее под- готовлены к реализации печатного дела. Потребность в печатании пе- риодических изданий все увеличивающимися тиражами закономерно, с необходимостью вызвала появление подвижного наборного шрифта.
В гегелевской и диалектико-материалистической трактовке слу- чайность есть дополнение и форма проявления необходимости, а не- обходимость пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей. С точки зрения синергетического подхода не только случайность может выступать как дополнение необходимости, но и необходимость воз- никает из случайности как ее дополнение, как новая линия эволюции системы. В неустойчивой открытой нелинейной системе заключен ве- ер возможностей, то есть хаос, в котором флуктуация
73
, случайность
73
Флуктуация — отклонение системы от некоторого среднего состояния.


375
могут приводить к возникновению нового устойчивого направления развития, порядка. Таким образом, однозначное направление эволю- ции системы, когда пройдена точка бифуркации
74
(иными словами, осуществлен выбор направления) до следующей бифуркации, есть ре- зультат согласования и взаимного усиления случайностей. В синерге- тике случайность — это нелинейная характеристика материальных взаимодействий, порождающая в точках бифуркации новую ветвь эволюции.
Сложные системы, в первую очередь биологические и социальные представляют собой хаос, в котором всегда есть упорядоченность, ус- тойчивость. Такие системы описываются законами вероятностного типа. В данном случае вероятность — это числовая характеристика степени появления случайного события в интервале от нуля до еди- ницы. Если вероятность равна 1, то это означает полную достовер- ность события, его необходимость. Вероятность, равная нулю, свиде- тельствует о невозможности события. Между этими крайними полюсами располагается шкала различных степеней вероятности. При степени вероятности больше нуля, но меньше единицы мы имеем де- ло со случайностью, когда реализуются многие возможности. Итак, то или иное событие выступает как случайное, если его исход не может быть предсказан точно, а лишь вероятностно.
Устойчивость осуществления случайных возможностей при мас- совых явлениях описывается статистическими закономерностями.
Статистическая закономерность характеризует массу явлений как целое. Например, нельзя точно описать поведение каждой молекулы газа в сосуде, но статистическая закономерность позволяет получить строго определенный результат совокупного действия молекул.
Когда вероятность осуществления события близка к единице, мы имеем дело с динамическими законами. Динамический закон — та- кая форма причинной связи, при которой начальное состояние систе- мы однозначно определяет ее последующее состояние. Законы клас- сической механики могут служить примером динамических законов.
Противопоставлять динамические и статистические закономерно- сти неправомерно. Динамические законы являются предельным слу-
74
Точка бифуркации — это точка ветвления путей развития нелинейных систем.

376
чаем статистических законов. Если рассматривать законы, например, общественного развития, то они обладают свойствами и динамично- сти, и статистичности. Человек использует в своих целях как случай- ность, так и необходимость. Он стремится к исключению случайной- стей, скажем, в автоматических системах управления опасными для жизни людей производствами, но в творческой деятельности не отка- зывается от них.
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   41

§ 3. Бытие и материя. Философские и естественнонаучные
представления о материи
Категория бытия объединяет по признаку существования самые разные явления, отношения, связи природного, общественного и ду- ховного мира. Для характеристики бытия со стороны его внутреннего единства, взаимосвязи всех его проявлений безотносительно к их бес- конечно многообразным видоизменениям в философии была вырабо- тана категория «субстанция».
Субстанция (от лат. substantia — сущность) — это категория, ко- торая означает внутреннее единство разнообразных конкретных ве- щей, явлений и процессов, основу и сущность всего существующего.
Уже в древнегреческой науке обнаружилось стремление свести все многообразие мира к некоему предельному основанию. Древние философы высказывали суждения о том, что все явления мира имеют неизменную и неистребимую субстанцию. Но при этом к решению вопроса о единстве мира они подходили с разных позиций. В резуль- тате в философии сложились три концепции: монизм, дуализм и плю- рализм.
Философский плюрализм признает множество субстанций. Дуа-
лизм есть признание двух независимых друг от друга субстанций.
Философское учение, объясняющее мир, исходя из одной субстанции, называется монизмом.
В истории философской мысли под одной единственной субстан- цией понимали как материальное, так и идеальное начало. Для идеа-
листического монизма единство мира заключается в его духовной сущности. Материя, сам человек с его способностью мыслить есть

377
лишь порождение всеопределяющей духовной субстанции и законов ее существования.
Материалистический монизм всегда пытался обосновать матери- альное единство мира. В данной концепции материя выступает сущ- ностью природы, причиной самое себя, источником бытия всех ве- щей. Первоначально в концепции материалистического монизма субстанция сводилась к единому вещественному материалу — суб-
страту, под которым ранние древнегреческие натурфилософы пони- мали наиболее распространенные виды веществ: воду, воздух, огонь, землю. В дальнейшем представление о материальной субстанции ут- ратило чувственно-конкретные черты и, например, у Демокрита стало уже более абстрактным. Вещественные первоначала своих предшест- венников он свел к атомам и единственной реальностью объявил ато- мы, движущиеся в пустоте.
Развитие естествознания ХVII в. положило начало механистиче- скому взгляду на материю. Господствующая в то время в науке меха- ника изучала перемещение в пространстве различных веществ, кото- рые можно было воспринимать непосредственно и существенными признаками которых считались такие свойства, как протяженность, непроницаемость, неизменная масса, определенная геометрическая форма, ограниченность в пространстве, способность перемещаться по механическим траекториям. Эти свойства были приписаны и самой материи. По сути дела произошло отождествление материальной суб- станции с веществом. Поэтому Ньютон утверждал, что пространство и время объективны, но не материальны.
Открытие наукой на рубеже ХIХ–ХХ вв. новых явлений объек- тивной реальности (физических полей, которые не имеют постоянной массы покоя, конечных размеров и не передвигаются по жестко опре- деленным траекториям) привели к необходимости отказаться от ме- ханистического понимания материи. Оно оказалось ограниченным, неприменимым за рамками классической механики. Под механисти- ческое понятие материи не подпадали не только значительные облас- ти физического мира (микрочастицы, поля и т. д.), но и объективные общественные отношения. Материя как бы исчезала то для естество- знания, то для наук об обществе. Так, обнаружение естественной ра- диоактивности, зависимости массы электронов от скорости их движе-