Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1185

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

363
Модель реальности, которая формируется компьютерными сред- ствами, создает убедительную иллюзию присутствия и действия че- ловека в ней, хотя на самом деле эта реальность вторична по отноше- нию к объективной реальности. Виртуальная реальность является результатом человеческого воображения. Она существует только до тех пор, пока активна порождающая ее субъективная реальность.
Развитие виртуальных технологий влечет за собой опасность того, что виртуальная реальность станет для человека иллюзорной заменой реальной жизни и превратит его в придаток компьютера. На эту опас- ность обратили внимание авторы фильма «Матрица». Персонажи фильма так погрузились в виртуальный мир, что полностью утратили ощущение реальности. Их жизнь превратилась в иллюзию, тщательно смоделированную сверхмощными компьютерами, для которых они выступают в качестве энергетического сырья.
В силу того, что бытие может проявляться как объективная, так и субъективная реальность, онтология как учение о бытии разрабатыва- лась и разрабатывается в двух формах: объективного бытия и субъек- тивного бытия. Онтологические концепции объективного бытия характеризуются стремлением познать универсальные связи и отно- шения и место в них человека, в то время как в онтологических кон-
цепциях субъективного бытия внимание акцентируется на исследо- вании психики, интимных душевных и духовных процессов.
§ 2. Основные онтологические категории
Онтологические категории — это наиболее общие и первона- чальные определения бытия. Они с различных сторон характеризуют содержание бытия и всевозможные его проявления и представляют собой единую систему, в которой фиксируются всеобщая связь, взаи- модействие и развитие всего существующего.
Бытие описывается посредством таких онтологических категорий, как взаимодействие, качество, количество, противоречие, единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма, возможность и действительность, система и элемент, целое и часть и др.
Бытию противостоит небытие. Парменид первым в истории фило- софской мысли попытался определить эти категории. Он провозгла-


364
сил: «Есть бытие, а небытия вовсе нет». Он отождествил бытие с мышлением и отверг небытие на том основании, что его нельзя по- мыслить. Впоследствии философы пришли к выводу, что нет абсо- лютного небытия, или ничто. Небытие существует только соотноси- тельно с бытием: оно, по Аристотелю, есть бытие в возможности. Как потенциальное бытие трактовал небытие и Гегель. Для него небытие — это ничто, из которого должно произойти нечто. Философы- материалисты, утверждая неуничтожимость материи, с которой они отождествляют бытие, и в силу этого отрицая абсолютное небытие, под небытием понимают переход одних материальных состояний в другие. Небытие, с их точки зрения, есть отсутствие конкретного су- щего.
Бытие характеризуется как бесконечным многообразием вещей, их свойств и отношений, так и их общностью. Такое представление о мире получило выражение в категориях «единичное» и «общее».
Единичное — это предмет или явление в совокупности его неповто- римых сторон, свойств, признаков, составляющих индивидуальную определенность предмета, которая отличает его от всех других пред- метов и явлений. Языковым выражением единичного является имя собственное и указательные местоимения, которые обозначают один предмет (Аристотель, Гегель, Россия, «этот стол», «эта книга» и т. п.).
У ряда единичных предметов всегда можно выделить общие чер- ты, которые объединяют их в определенный класс. Общее — это сходные, повторяющиеся стороны, свойства и признаки предметов и явлений. Так, полиграфистами называют людей самых разных про- фессий — инженеров, технологов, наборщиков, экономистов, худож- ников, редакторов и др. Но их всех объединяет то общее свойство, что они так или иначе связаны с изготовлением различных видов печат- ной продукции.
Обозначается общее нарицательными именами («человек», «сту- дент», «мысль», «дерево» и т. п.).
Общее и единичное неразрывно связаны друг с другом. Общее существует через единичное, а все разнообразие окружающего нас мира не может быть усвоено без обращения к общему. В каждом еди- ничном общее выступает как его сущность, а сущность выражает об- щее, которое определяет природу и развитие предметов и процессов.

365
Например, общим, определяющим суть полиграфии как особой от- расли производства является использование таких технических средств, которые необходимы для многократного получения одинако- вых копий с оригинала.
Сущность можно определить как внутреннюю, устойчивую, ос- новную сторону действительности. Это глубинный слой всякого бы- тия. Поэтому сущность лежит за пределами непосредственных вос- приятий. Но она, по словам Гегеля, не может быть только «бытием в себе», она должна явить себя. Внешнее обнаружение сущности есть
явление.
Сущность не вызывает к жизни явление, она содержится в нем из- начально. Соотношение сущности и явления может меняться в зави- симости от конкретных условий. Поскольку явление происходит в неповторимой совокупности внешних условий, оно богаче сущности.
Сущность лишь приблизительно охватывает отдельные многообраз- ные явления.
Успех как теоретической, так и практической деятельности опре- деляется тем, насколько человеку удается овладеть сущностью кон- кретных предметов и процессов. Например, формирование инженер- ного мышления, направленного на разработку, создание и применение технологических процессов и технических средств, под- чиняется общим закономерностям движения от явления к сущности, от сущности менее глубокой к сущности более глубокой.
Движение мысли по пути определения сущности находит отраже- ние и в такой категории, как видимость, или кажимость. Гегель обра- тил внимание на то, что в видимости сущность предстает как своя противоположность.
Видимость, в отличие от явления, не соответствует сущности.
Например, наблюдая передвижение Солнца по небесному своду с
Востока на Запад, люди на протяжении многих веков не сомневались в истинности птолемеевской модели мира, согласно которой в центре вселенной находится неподвижная Земля с вращающимися вокруг нее планетами. Тем самым они принимали видимость за действительную суть вещей.
Категория сущности близка к категории «содержание». Можно сказать, что сущность — это главное содержание. Содержанием на-


366
зывается вся совокупность сторон, свойств, признаков и связей пред- мета, явления или процесса. Например, содержание производства по- лиграфических изделий складывается из единства, взаимодействия и функционирования таких составляющих, как допечатная подготовка, включающая создание макета, вывод пленок и изготовление печатных форм, а также печатание тиража и послепечатная обработка продукции.
Содержание не существует без формы, а форма существует лишь как форма данного содержания. Форма бывает как внутренней, так и внешней. Внутренняя форма есть способ существования и выраже- ния содержания. Внутренней формой, например, художественного произведения выступают стиль, композиция, речь, ритм. Внешняя
форма указывает на отличие данного содержания от всего иного. Ес- ли воспринимать книгу не через ее содержание, а с профессиональной точки зрения, через ее внешнюю форму, то в первую очередь следует выделить формат, объем, переплет, качество бумаги, качество печати и отделки книги.
В гармоническом единстве содержания и формы содержание ха- рактеризуется определяющей ролью по отношению к форме: форма организации зависит от того, что организуется. При этом в теории и на практике важно учитывать роль формы в организации и развитии содержания. Так, правильная, рациональная форма организации тру- да, расстановки людских сил может сделать более эффективным про- изводственный процесс.
Единство содержания и формы предполагает тем не менее их от- носительную самостоятельность, которая проявляется в том, что одно и то же содержание способно облекаться в различные формы. Напри- мер, печатная форма, будучи подвергнута воздействию давления, све- та, электрических сил и других физических явлений, может переда- вать имеющееся на ней изображение либо на бумагу, либо на кожу, либо на пластмассу, либо на какой-то иной материал. И, наоборот, одна и та же форма используется различным и даже противополож- ным содержанием. Скажем, сочинения Эсхила, Шекспира или Ибсена зачисляют в разряд трагедии, то есть совершенно разные по содержа- нию произведения принимают форму одного и того же жанра.
Единство содержания и формы обозначается категорией «струк- тура». В переводе с латинского structura обозначает строение, распо-

367
ложение. Структура характеризует устойчивость, качественную оп- ределенность предмета, представляя собой такое взаимоотношение его элементов, при котором изменение одного элемента влечет за со- бой изменение остальных. Еще пифагорейцы учили, что успех произ- ведения искусства зависит от многих числовых отношений, причем всякая мелочь здесь имеет значение. Под структурой, например, ху- дожественного произведения понимают построение и взаимоотноше- ние образов персонажей, способы развития действия, соотношение идейно-тематических пластов, организацию языковых элементов.
К середине ХХ в. в гуманитарном знании сложилось направление, в котором категории структуры придают первостепенное значение. Свою плодотворность структурализм показал в таких областях знания, как ли- тературоведение, искусствоведение, социология, история. Структурные методики были результативными при дешифровке древних систем пись- менности, датировке анонимных текстов, в решении задач автоматиче- ского перевода, реферирования и поиска информации.
За счет определенного способа связи элементов конкретных структур создается целое. Целое есть предмет (явление, процесс), включающий в себя в качестве составных частей другие, органически связанные между собой предметы (явления, процессы), и обладаю- щий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам состав- ляющих его частей. Значит, целое не складывается механическим об- разом из его частей. Например, масса ядра меньше суммы масс всех входящих в ядро частиц протонов и нейтронов. Это объясняется тем, что масса ядра зависит не только от слагаемых частиц протонов и нейтронов, но и от энергии связи этих частиц.
Определенная взаимосвязь тех или иных предметов образует це- лое и, становясь его структурой, превращает их одновременно и в части целого, и в элементы соответствующей структуры. Таким обра- зом, категория «
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   41

часть» выражает предмет не сам по себе, а лишь в его отношении к тому, составным компонентом чего он является. Так, вода обладает свойством гасить огонь, хотя составляющие ее части порознь обладают противоположными свойствами: водород сам го- рит, а кислород поддерживает горение.
В ХХ в., когда развитие получил системный подход, особенно к изучению сложных объектов, категории целого и части были допол-

368
нены категорией «система». Система — это такая совокупность эле- ментов, которые так связаны друг с другом, что выступают по отно- шению ко всему окружающему как единое целое. В качестве примера можно назвать системы неорганической природы, живые системы, среди которых особое место занимают системы социальные, а также аб- страктные системы, являющиеся продуктом человеческого мышления.
Основными свойствами системы являются иерархичность, много-
уровневость и структурность. К наиболее сложным относятся само- организующиеся системы, способные в процессе функционирования видоизменять свою структуру. Одним из фундаментальных свойств самоорганизующихся систем является когерентность, то есть свя- занность, согласованность составляющих систему элементов. Анализ обширного материала из области неорганической химии и геохимии позволил утверждать существование в природе явления согласования свойств веществ и процессов. Данное явление нашло выражение в понятии синергии.
Синергия в переводе с греческого значит совместное действие, сотрудничество. Обычно этим понятием обозначают целостное, не- разделимое функциональное единение когерентных по своей сущно- сти элементов системы. В 70-е годы ХХ в. понятие синергии стано- вится определяющим в новом междисциплинарном направлении научных исследований, получившим название синергетики. Основной задачей синергетики стало раскрытие механизмов самоорганизации в системах самой разной природы.
Все вещи представляют собой целостные фрагменты действитель- ности, которые обладают определенными свойствами. Свойство — то, что отличает одну вещь от других вещей или указывает на ее сходст- во с ними. В совокупности свойств вещи обнаруживается ее качест- венно-количественная определенность.
Категории «качество» и «количество» охватывают все присущие вещи свойства, все ее содержание. По словам Гегеля, качество есть тождественная с бытием определенность. Эта категория обозначает относительно устойчивую совокупность свойств, определяющих спе- цифику предмета (явления, процесса). Качество — это существенное свойство вещи, утрата которого приводит к непременному исчезнове- нию данной вещи.


369
Еще в древности обратили внимание на то, что качество тесно взаимосвязано с количеством. Количество — это совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на ее величины (объем, дли- ну, ширину), темпы развития, степень проявления тех или иных свойств.
Согласно преданию, Пифагор, оказавшись вблизи кузнецы, обна- ружил зависимость различий между гармоническими созвучиями, вы- зываемыми совпадающими ударами молотов, от различий в их весе.
Пифагор сделал вывод, раз качественные характеристики созвучий точно определяются количественными характеристиками молотов, то основу всех качественно различных явлений в мире составляют опре- деленные количественные соотношения.
Всякое изменение вещи философией рассматривается как переход от возможности к действительности.
Действительность — это наличное, непосредственное бытие; это то, что существует реально, что уже наступило, проявилось; это осу- ществленная возможность. Возможность — это то, чего еще нет, но что может наступить, появиться; это совокупность условий, предпо- сылок, причин появления нового, способность действительности по- рождать новое. Возможность — это потенциальная действительность.
Возможность существует реально, но лишь как способность вещи при соответствующих условиях превращаться из одного качественного состояния в другое.
Возможность превращается в действительность не в любое время, а лишь при определенных условиях. Познав те или иные возможности и искусственно создавая соответствующие условия, можно ускорить или предотвратить превращение их в действительность. Так, все тру- довые операции представляют собой действия, направленные на соз- дание необходимых условий для реализации тех или иных познанных возможностей, которые свойственны предметам или явлениям приро- ды, вовлеченным в производственный процесс.
В практической и научной деятельности имеет значение класси- фикация возможностей. Различают абстрактные и реальные возмож- ности. Реальная (конкретная) возможность, как писал Гегель, обу- словлена необходимыми связями и отношениями действительности.
В силу этого реальная возможность имеет все условия для своего

370
осуществления. Абстрактная (формальная) возможность, хотя и не противоречит законам, но в данный момент или в ближайшей пер- спективе не может перейти в действительность.
Изменение условий ведет к переходу абстрактной возможности в реальную, которая в свою очередь переходит в действительность. И в этом проявляется общая линия развития.
То, что противоречит законам развития, есть невозможность.
Например, невозможно создать вечный двигатель, ибо необходимые для этого предпосылки и условия вступают в противоречие с объек- тивными законами природного мира.
Численная мера возможности выражается в понятии «вероят- ность». Вероятность есть мера превращения возможности в дейст- вительность в ситуациях неопределенности; это степень необходимо- го в возможном. Чем больше степень необходимости, тем большую вероятность осуществления имеет возможность. Вероятность придает понятию возможности более конкретный характер.
Возможность и действительность тесно связаны между собой. От- рыв возможности от действительности приводит к беспочвенным рассу- ждениям, а отрыв действительности от возможности — к потере чувства нового и перспективы. Отождествление возможности и действительно- сти ведет к пассивности, самоуспокоенности, к снижению творческой активности в борьбе за реализацию тех или иных возможностей.
Все формы развития в своей основе содержат механизм возникно- вения и уничтожения всего существующего в результате действия оп- ределенных причин. Причинность есть связь, которая всегда вызыва- ет появление нового качества. Причинность имеет всеобщий характер. Это значит, что у любого явления или события есть своя причина, беспричинных явлений не бывает.
Причиной называют взаимодействие между телами или элемен- тами одного и того же тела, вызывающее определенные изменения во взаимодействующих телах или элементах. Причина генетически свя- зана со следствием, производит следствие. Следствие — это измене- ния, появляющиеся во взаимодействующих телах или элементах в ре- зультате их взаимодействия.
Причинно-следственная связь является необходимой, то есть оп- ределенная причина при наличии соответствующих условий вызывает