Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1179

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

378
ния истолковывалось философами-идеалистами и некоторыми физи- ками именно как исчезновение материи, превращение ее в энергию, которая не является вещественной. По этому поводу С.И. Вавилов писал, что под «исчезновением материи» следует на самом деле по- нимать только исчезновение ньютоновской постоянной массы.
Исчезает не материя, а лишь тот предел, до которого она была по- знана. Поэтому недопустимо сводить материальную основу мира к тем или иным простейшим физическим первоэлементам, будь то ато- мы, электроны, кванты поля и т. п., хотя естественнонаучные пред- ставления о свойствах и строении материи необходимы для конкрети- зации философского понимания материи.
Суть философского понимания материи состоит в выделении та- кого ее всеобщего, универсального свойства, как объективность су- ществования. Анализируя кризис в естествознании, возникший на рубеже ХIХ–ХХ вв., В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпирио-
критицизм» пришел к выводу, что понятие материи гносеологически не означает ничего иного, кроме как быть объективной реальностью, существующей независимо от человеческого сознания и отображае- мой им.
Философское определение материи как объективной реальности делает ее независимой от познания частных свойств конкретных об- ластей мироздания на том или ином этапе развития науки. Оно вклю- чает в себя не только известные, но и еще неизвестные науке явления.
Философское определение материи является мировоззренчески и методологически ценным не только для естествознания, но и для об- ществознания. Оно позволяет рассматривать общественную жизнь как сложную материальную систему.
Однако в современной философии в соответствии с западноевро- пейской традицией многие философы продолжают считать материей только то, что выступает в вещественной форме. При этом они обра- щают внимание на то, что материю нельзя отождествлять с физиче- ской реальностью, поскольку современная физика различает два вида реальности — вещество и поле. На этом основании они приходят к выводу, что понятие «материя» по своему объему уже понятия физи- ческой реальности.

379
С позиций диалектического материализма, понятие материи слу- жит для обозначения объективной реальности как целого. Однако ма- терия существует не в виде сплошной однородной массы, а как рас- члененное целое, части которого, находясь в универсальной взаимосвязи, выступают в качестве самостоятельных материальных образований. Материальные образования, составляя лишь часть ма- терии, не обладают теми свойствами, которые присущи материи в це- лом.
Материи присущи такие всеобщие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, неисчерпаемость.
Несотворимость и неуничтожимость материи означает веч-
ность ее существования во времени. Материя не возникает из ничего и не переходит в ничто. Она есть источник, причина и следствие са- мой себя. При всех ее изменениях материя сохраняется. Принцип со- хранения материи подтверждается современной наукой. Вечность ма- терии является непременным условием существования мира.
Неисчерпаемость материи подразумевает огромное многообразие ее сторон, свойств, явлений и состояний. Она никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. Вечная незавершен- ность, незаконченность процессов и состояний материи есть проявле- ние ее бесконечности в пространстве.
В отличие от материи материальные образования не являются вечными и занимают ограниченное место в пространстве.
Относительно устойчивая совокупность определенных матери- альных образований, имеющих общую природу и представляющих определенную ступень в развитии материи от низшего к высшему, на- зывается видом материи. До недавнего времени было распростране- но деление материи на два вида: вещество и поле. Формами вещества являются атомы, молекулы, газообразные, жидкие и твердые тела, по- лимеры, белок, живые организмы, макротела. Поле также не единооб- разно. Выделяют гравитационное, электромагнитное, биологическое и др. поля. Выдвигается гипотеза о существовании информационно- энергетического поля, которое якобы обусловливает развитие Все- ленной по изначальной программе.
Современные открытия, прежде всего исследования микромира, приведшие к созданию квантовой физики, а затем к разработке кван-


380
товой теории поля и элементарных частиц, показали, что нет строгой дифференциации между полем и веществом, микро- и макромиром.
Обосновывается гипотеза, согласно которой появились объекты, об- ладающие физическими свойствами как макро-, так и микромира.
Речь идет о создании углеродных и полупроводниковых нанотрубок.
С одной стороны, они имеют все характеристики макромира (строго заданную геометрическую форму, объем, массу и др.), а, с другой стороны, напрямую описываются только законами квантовой физи- ки
75
Совокупность различных видов материи, в пределах которой они объединяются господствующим типом связей и взаимодействий, об- разует системно-структурный уровень материи. Весь материаль- ный мир делится на три системы: неживая природа, живая природа и общество.
В неживой природе выделяются субмикроэлементарный, микро- элементарный, ядерный, атомный, молекулярный уровни, уровень макроскопических тел разной величины, геологический и космиче- ский уровень, охватывающий звезды, планеты, системы планет и объ- единяющие их метагалактики.
После того, как материальные образования поднялись на молеку- лярный уровень, шло усложнение молекул углеродистых соединений, что привело к органическим образованиям и, наконец, к возникнове- нию жизни. Живая природа представлена такими уровнями, как моле- кулярный и клеточный, уровни микроорганизмов, тканей и органов, организмов в целом и колоний организмов, видов и популяций, био- геоценозов и всей биосферы, то есть области распространения жизни на Земле.
Общество имеет следующие уровни: индивид, семья, коллектив, социальные группы; племена, расы, национальности, нации; государ- ство, союзы государств, общество в целом. Некоторые ученые допус- кают, что за пределами земной цивилизации существуют гигантские космические цивилизации, созданные разумными существами. Эти
75
См.: Голод С.В. Новые аспекты реальности микромира в искусственных нанообъектах / сб. «Новые» и «вечные» проблемы философии. М., 1999. С. 91–101.

381
космические цивилизации могли бы составить метасоциальный уро- вень в развитии общества.
Описанные структуры уровней материи, конкретных для каждого вида материи являются иллюстрацией единства материи и разнообра- зия ее свойств и качеств.
§ 4. Движение, пространство и время
Философов всегда волновал вопрос о причинах бесконечного многообразия материальных форм. Еще в античности высказывалось предположение, что это многообразие есть результат активности са- мой материи. Одни философы объясняли активность материи ее оду- шевленностью, другие — взаимодействием вещей.
Посредством взаимодействий складываются связи и отношения вещей и происходит изменение их состояний. Любые взаимодействия, ставшие изменением, обозначаются в философии понятием «движе- ние».
Движение — это изменение вообще.
В истории философии сложилось два противоположных подхода к пониманию изменчивости мира. Одни философы, следуя Гераклиту, полагают, что весь мир находится в непрерывном движении. Другие, придерживаясь взглядов элейской школы, утверждают устойчивость мира. Для них движение — лишь тень вечного и неизменного бытия.
Исторически первым было изучено движение механических сис- тем. В последующие периоды развития философии наблюдалась тен- денция абсолютизации механической формы движения материи.
Движение трактовалось как перемещение тел в пространстве. Такое понимание движения не охватывало всего многообразия изменений, свойственных материи. Наряду с механической существуют более сложные формы движения.
В Х1Х в. Ф. Энгельсом была осуществлена систематизация форм движения материи. Он выделил пять основных форм: механическую,
физическую, химическую, биологическую и социальную. Все они связаны с определенными уровнями структурной организации мате- рии и каждой из них присущ свой материальный носитель.


382
Под физическим движением Энгельс понимал целую группу фи- зических форм: теплоту, свет, электричество, магнетизм. Материаль- ной основой этой формы движения являются атомы.
Химическое движение материи связано с процессом образования молекул из атомов. В качестве примера самой простой формы хими- ческого движения Энгельс приводил образование озона в атмосфере во время грозы.
С точки зрения науки, именно в рамках химических процессов на
Земле зародилась жизнь. Существование и развитие живых организ- мов представляет биологическое движение. Жизнь, по определению
Энгельса есть способ существования белковых тел. Таким образом, материальным носителем биологической формы является белок, имеющий сложную молекулярную структуру.
Социальное движение — самая высшая форма движения материи.
Оно охватывает собой всю совокупность явлений и процессов обще- ственной жизни, в том числе, процессы человеческого мышления.
С диалектической точки зрения, между высшими и низшими формами движения материи имеет место генетическая связь. Это оз- начает, что высшие формы возникают из низших, и закономерности, характеризующие высшие формы движения материи, могут быть по- няты на базе соответствующих законов низших форм. При этом выс- шая форма движения обладает по отношению к своим исходным ос- новам относительной самостоятельностью, своеобразием, то есть несводима к ним. Например, биологические явления обладают свой- ствами, не присущими химическим процессам, а социальные явления отличаются от биологических и развиваются по своим собственным законам.
Наряду с диалектическим подходом к пониманию взаимосвязи форм движения существует тенденция, которая отрицает качествен- ное своеобразие высшей формы движения материи и сводит ее к низ- шей. Такая тенденция получила название редукционизма. Одной из его разновидностей является механицизм, который все явления мира объясняет, исходя из законов такой всеобщей и универсальной формы движения материи, как механическая. Терминами «физикализм»,
«биологизм», «психологизм» обозначаются соответствующие ситуа- ции искажения соотношений между формами движения материи.

383
Редукционизму противостоит другая тенденция, которая абсолю- тизирует качественное своеобразие высшей формы движения материи и каждую форму рассматривает как абсолютно автономный процесс.
Например, витализм, отрицает взаимосвязь биологической формы с химической и физической формами движения материи. Поэтому сто- ронники этого учения для объяснения специфических свойств биоло- гической формы движения материи с неизбежностью обращаются к сверхъестественным силам.
Энгельс разрабатывал классификацию основных форм движения материи, опираясь на конкретные достижения естествознания своего времени, и не считал ее завершенной и окончательной. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно конкретизировала уже известные формы ее движения и обнаружила новые.
Новыми проявлениями физического движения стали взаимодей- ствия элементарных частиц и субэлементарные взаимодействия, а также галактические взаимодействия.
До сих пор слабо разработан вопрос о форме движения, следую- щей за химической. Еще Энгельс высказал предположение, что пере- ход к биологической форме движения материи следует искать в исто- рии Солнечной системы и истории Земли. На сегодняшний день наиболее научно обоснованной точкой зрения по данному вопросу является выделение минеральной формы движения материи, следую- щей за химической и представляющей собой способ существования кристаллической формы вещества.
В самостоятельную форму движения материи в наше время выде- лили геологические процессы. Идеи, очень близкие к признанию осо- бой геологической формы движения материи, развивали отечествен- ные ученые Вернадский, Обручев и др. Самой существенной особенностью геологических процессов, позволяющей считать их осо- бой формой движения, является то, что они в своей основе имеют взаи- модействие твердого, жидкого и газообразного состояний вещества.
Учение о формах движения материи совершенствуется с прогрес- сом научного знания о мире.
Вопрос об источнике движения является одной из «мировых зага- док». Даже в рамках материалистической философии он не решается


384
однозначно. Материалисты признают, что движение есть способ су- ществования материи. При этом материалисты-диалектики источник движения видят в противоречивом характере самой природы, а мате- риалисты-метафизики утверждают внешнюю по отношению к миру причину движения. Тем самым они допускают существование Бога или других высших сущностей.
Как неотъемлемое, необходимое, существенное свойство материи движение абсолютно. Но, имея в виду, что движение вещи осуществ- ляется только в отношении к некоторой другой вещи, можно говорить и об относительности движения. Таким образом, материалистическая философия рассматривает движение как единство абсолютного и от- носительного.
Из относительности движения вытекает понимание покоя как мо- мента движения. Понятием «покой» фиксируются устойчивость и равновесие в абсолютном движении материи. Покой есть движение в равновесии. Все законы сохранения являются яркими примерами ус- тойчивых, равновесных состояний связи и взаимодействия соответст- вующих сторон. Покой всегда относителен, обрести абсолютный по- кой значит признать, что движение привнесено в материю извне
Богом, Разумом и т. п.
Каждый уровень организации материи состоит из определенных объектов, которые обладают той или иной протяженностью и дли- тельностью существования.
Пространство — это философская категория, обозначающая про- тяженность материальных объектов, их величину и расположение от- носительно друг друга.
Время — это философская категория, выражающая длительность существования материальных объектов, определенную последова- тельность событий реальной действительности.
Проблемы пространства и времени волновали человека с древ- нейших времен. В первобытном обществе время определялось в соот- несении с природными явлениями, с цикличностью биологических процессов, а пространство понималось ограниченным, соизмеримым с населяющими его племенами. Эпоха великих географических от- крытий позволила развернуть пространство в бесконечность и рас-

385
сматривать время не только как биологически заданную цикличность, но и как фактор, обладающий свойством преемственности.
Проблема теоретического описания пространства и времени впер- вые была поставлена в античном обществе в знаменитых апориях Зе- нона против движения. Нахождение способа теоретического описания механического движения привело к созданию классической механи- ки, в которой пространство и время выступают в виде самостоятельно существующего фона для совершающихся событий. В дальнейшем на основе достижений электромагнитной теории, теории гравитацион- ных полей и создания специальной и общей теории относительности была обоснована идея Эйнштейна о неразрывной связи пространства- времени с гравитационным полем.
Таким образом, в истории философской мысли сложились две ос- новные тенденции в истолковании пространства и времени, которые оформились в виде так называемых субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени.
На протяжении столетий преобладала субстанциальная концеп-
ция, опиравшаяся на атомистическую картину мира. Эта картина бы- ла представлена еще Демокритом и просуществовала более двух ты- сячелетий, подвергаясь лишь незначительным изменениям. Согласно взглядам античных атомистов и сторонников механистической карти- ны мира, материя понималась как совокупность отграниченных друг от друга пустотой атомов, действующих друг на друга мгновенно.
Например, Ньютон считал пространство пустым вместилищем, в ко- тором пребывают и размещаются тела и которое служит средой для передачи действия сил на расстоянии. Даже если из такого простран- ства убрать все тела, все свойства пространства сохранятся. Время, по
Ньютону, есть равномерная, непрерывная, чистая вечная длитель- ность, некий всепоглощающий поток, течение которого ни от чего не зависит. Таким образом, отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между самостоятельными субстанциями, что вело к выводу о независимости свойств простран- ства и времени от вещественного начала бытия.
Развитие электромагнитной теории поля привело к необходимо- сти отбросить представления о пустом пространстве, в котором свет и силы тяготения распространяются мгновенно, с бесконечной скоро-


386
стью. В науке было выяснено, что пустота как объект физического исследования не существует. В действительности есть вакуум, обла- дающий вполне определенными физическими характеристиками. В нем непрерывно рождается огромное количество частиц и античас- тиц. Такие пары живут непостижимо короткий срок, а затем анниги- лируют, испуская при этом световые кванты, которые в свою очередь тоже аннигилируют. Это явление назвали нулевыми колебаниями ва- куума, а частицы — виртуальными частицами. Экспериментально было установлено, что все частицы связаны друг с другом в единые системы полем, действие которого передается с конечной постоянной скоростью — скоростью распространения света в вакууме. В резуль- тате пространство и время стали рассматривать в органической связи с взаимодействием материальных объектов и систем, как неотъемле- мые внутренние аспекты материи, как всеобщие формы существова- ния всех предметов, явлений, процессов.
У истоков такого понимания стоял Аристотель, взгляды которого на пространство и время впоследствии развивались Лейбницем, от- части Декартом и Гегелем. Например, для Лейбница, протяженность объектов и длительность процессов, в конечном счете, зависят от простейших субстанций-монад, которые активны, наделены способ- ностью к самодвижению и божественно одухотворены. Взгляды
Лейбница в дальнейшем во многом способствовали пониманию про- странства и времени как системы отношений, образуемых взаимодей- ствующими материальными объектами.
Современная наука подтвердила реляционную (relatio — отноше- ние) концепцию пространства и времени. Созданная Эйнштейном теория относительности вскрыла непосредственную связь простран- ства и времени с движущейся материей. Эйнштейн показал, что нали- чие материальных тел порождает поле гравитации, а оно есть не что иное, как изменение геометрии пространства. Материальные массы как бы «прогибают» пространство (подобно тому как свинцовые ша- ры прогибают натянутое полотно) и делают его искривленным, то есть неевклидовым. А каким именно — это зависит от распределения материи, вернее, от плотности ее распределения.
Итак, Эйнштейн пришел к выводу, что гравитационные массы и поля обусловливают структуру пространства и времени: чем больше

387
масса тела, тем больше пространство отклоняется от евклидова и приобретает свойства, описываемые в геометрии Н.И. Лобачевского или Б. Римана. Одновременно с искривлением пространства меняется и течение времени. Согласно общей теории относительности, в очень сильном гравитационном поле течение времени замедляется.
На основе достигнутого уровня исследования пространства и вре- мени выделяют их основные характеристики. Свойства пространства определяются природой физических взаимодействий. Одним из важ- нейших свойств пространства является протяженность. Это воз- можность прибавления к каждому данному объекту некоторого дру- гого объекта. Соотношения «слева», «справа», «ниже», «выше» есть пространственные соотношения. Правда, для микрочастиц трудно или даже невозможно установить их координацию или последователь- ность состояний.
К основным свойствам пространства относится однородность.
Согласно ньютоновской космологии, в пространстве нет никаких особых, выделенных точек. Это значит, что материя примерно равно- мерно распределена по пространству и одна область ничем не отлича- ется, в смысле своих физических свойств, от другой области про- странства. Эйнштейн полностью принял такой взгляд, но дополнил его, добавив к однородности изотропию пространства. Изотроп-
ность — это одинаковость свойств пространства по всем направле- ниям.
Общим свойством пространства является также трехмерность.
Математически трехмерность находит выражение в единстве трех на- правлений системы координат. Новейшая физика элементарных час- тиц дает основания считать, что трехмерность пространства харак- терна в основном для макромира, а за его пределами пространство может быть многомерным. Современным немецким ученым- математиком Д. Гильбертом была создана теория многомерности про- странства. В этой теории многомерность пространства выступает ма- тематической абстракцией, которая используется сегодня в квантовой механике, математике и др. науках.
Специфические свойства пространства — это конкретная форма, размеры, местоположение тел и расстояние между ними.