Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1178

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

388
Важнейшей характеристикой времени выступает длительность, которая выражается в факте возникновения каждого последующего момента за предыдущим и определяется соотношениями типа «рань- ше», «позже» и т. п. В отличие от пространства, время одномерно, то есть для его математического задания достаточно одной переменной.
Кроме того, время необратимо, или однонаправлено. Течение време- ни идет в направлении только от прошлого через настоящее к буду- щему, но не наоборот. В противном случае нарушился бы принцип причинности. Неизвестно откуда взявшийся дым, к примеру, должен был бы сконцентрироваться в дрова, которые в свою очередь превра- тились бы в деревья. Такое развитие событий является противоесте- ственным и исключается фундаментальными законами природы.
Понимание основных свойств пространства и времени конкрети- зируется в соответствии со складывающейся научной картиной мира.
Понятия пространства и времени применяются и к исследованию общественной жизни. Социальное пространство создается людьми в рамках конкретного отрезка социального времени. Социальное про-
странство представляет собой множество социальных институтов, процессов и отношений и несет на себе печать своего времени. Соци-
альное время есть определенный исторический период, конкретная историческая эпоха. Единство социального пространства и времени образует всемирную историю человечества.
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   41

§ 5. Диалектика и метафизика. Диалектика и синергетика
Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. В ней имеют место циклические процессы, например, взаимопревращение элементарных частиц, и развитие, которое отличается обязательными качественными преобразованиями. Различают восходящее развитие, или прогресс, то есть движение от простого к сложному, от низшего к высшему, и нисходящее развитие, или регресс. Это изменения, иду- щие от высшего к низшему, например, деградация биологических ви- дов, вымирающих в силу неспособности адаптироваться к новым ус- ловиям.
Общей теорией развития является диалектика. Она исследует причины развития, его механизм и направление.

389
Понятие «диалектика» имеет несколько значений.
Во-первых, диалектика — это искусство ведения философского спора, метод и стиль мышления. Так понимали диалектику Сократ и
Платон. Сократ называл диалектическим свой метод, посредством ко- торого вскрываются внутренние противоречия в речи оппонента, со- поставляются различные представления, понятия, их сравнения и оп- ределения и выявляются мнения, ведущие к истине.
Во-вторых, диалектика — это учение о тождестве противополож- ностей и о противоречиях. Следствием отождествления противопо- ложностей стало представление Гераклита об абсолютной изменчиво- сти и текучести бытия: все течет, все переходит в свою противоположность. В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество. Гераклит в своих утверждениях опирался на житейский опыт и лишь придал некоторую теоретическую форму своим конкретно-чувственным наблюдениям. Его толкование диалек- тики можно назвать стихийно-материалистическим.
В немецкой классической философии была разработана идеали-
стическая диалектика, которая достигла своего наивысшего разви- тия в гегелевской философии. Гегель ввел в духовную культуру Ев- ропы начала ХIХ в. темы истории и развития. Он подчеркивал, что невозможно понять предмет, не уяснив всего предшествующего пути его развития. Источником развития является противоречие. Это ут- верждение Гегель относил к мысли. Процесс мышления есть необхо- димое движение мысли, подчиненное законам собственной логики.
Диалектические противоречия — это противоречия духа в его само- развертывании, которые в конечном счете оказываются противоре- чиями субъекта мышления. Гегель создал диалектику как теорию, ло- гику и метод деятельности абсолютного разума, гениально угадав, что логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объек- тивного мира в его целостности и развитии.
Материалистическая диалектика, созданная классиками марк- сизма, представляет собой учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универ- сальный метод мышления и действия. Она исходит из того, что разви- вается сам объективный мир, а сознание отражает это развитие.


390
Антиподом диалектики является метафизика. Первоначально по- нятие «метафизика» понималось только как синоним философии, как учение о сверхчувственных принципах бытия. Однако в новое время метафизика стала трактоваться как антидиалектика, как односторон- ний способ мышления. Впервые термин «метафизика» в значении ан- тидиалектики употребил Гегель.
Диалектика и метафизика по-разному интерпретируют процессы изменений. Основными принципами диалектики являются принципы всеобщей связи и развития, которое осуществляется посредством взаимосвязи предметов между собой. Эти принципы обязывают изу- чать любые предметы всесторонне, в их развитии.
Метафизика же рассматривает вещи и явления вне развития, од- носторонне, абсолютизируя состояние их обособленности, раздельно- сти. В отличие от диалектики, которая утверждает всеобщий, необра- тимый, внутренне противоречивый характер развития, обязательно включающего в себя качественные изменения, метафизика рассмат- ривает только либо количественные изменения (простое увеличение или уменьшение), либо повторение, вечное движение по кругу (кон- цепции круговорота), либо внутренне непротиворечивое движение. В силу этого в качестве источника изменений она признает не внутрен- ние, а внешние причины. Таким образом, метафизика, основываясь на количественном понимании движения, отрицает саморазвитие.
Естественнонаучным уточнением принципа самодвижения и раз- вития материи является синергетика. Синергетика выступает как бы посредником между всеобщими диалектическими законами и кон- кретно-научным знанием. Объект синергетики, как и диалектики, — весь мир во всех его проявлениях. Сравнение категориального аппа- рата диалектики и общих понятий синергетики приводит к выводу, что в рамках синергетики складывается своеобразная форма диалек- тики. Но если предметом диалектики служат всеобщие законы миро- здания, то предметом синергетики являются законы самоорганизации мира.
В отличие от диалектики, которая понимает развитие как особый вид изменений, характеризующийся качественной перестройкой структур, синергетика рассматривает развитие как единство моментов хаоса и порядка. Хаос здесь представляется не в форме сугубо дест-

391
руктивного начала, а как сверхсложная упорядоченность, которая су- ществует неявно, потенциально и которая может проявиться в огром- ном многообразии организованных структур. Один из основателей синергетики, бельгийский физик и химик И. Пригожин писал, что порядок рождается из хаоса. В синергетике впервые был раскрыт ме- ханизм возникновения порядка через отклонение системы от некото- рого среднего состояния (флуктуации). Флуктуации расшатывают прежнюю структуру и приводят к новой.
Структурное единство самоорганизующихся систем, которое в синергетике получило отражение в понятии фрактала,имеет сле- дующее строение: ядро с двумя комплиментарными ветвями и его среда. В качестве яркого примера двойственного строения ядра мож- но привести генный аппарат живой клетки — две комплиментарные нити ДНК. Одна из ветвей ядра выступает посредником между другой ветвью и средой. Образование второй ветви в ядре системы является признаком ее зрелости и целостности. Ядерное строение обусловлено стремлением системы к максимальной устойчивости. Ядерные эле- менты имеются на всех уровнях самоорганизующихся систем — от элементарной частицы до Галактики.
Развитие в синергетике проявляется в том, что системе свойст- веннен автоколебательный режим, при котором движение от целого идет к части, то есть к ядерному элементу системы, и затем обратно.
В синергетике диалектический закон перехода количества в качество конкретизируется в законе фазового перехода, в результате которого происходит укрупнение эволюционирующей системы при сохранении ее принципиальной структуры.
Итак, самоорганизующиеся системы характеризуются такими диалектически противоречивыми тенденциями, как беспорядок и по- рядок, неустойчивость и устойчивость.
Диалектика не является единственным философским учением о развитии. Одновременно с диалектико-материалистической теорией формировалось другое всеобщее учение о развитии — натуралисти-
ческий эволюционизм. Наиболее видным его представителем был английский философ Герберт Спенсер (1820–1903), чья эволюцион- ная теория несколько опередила дарвиновскую.


392
Спенсер исходил из того, что идея непрерывного изменения видов растений и животных благодаря изменениям во внешней среде более согласуется со здравым смыслом, чем идея творения. В отличие от
Дарвина, который обосновывал развитие только живых существ, он утверждал положение об эволюции всех природных явлений.
Спенсер определял эволюцию как движение по линии наимень- шего сопротивления. Главным свойством эволюции он полагал ее медленность, постепенность. Она идет путем плавного накопления незначительных изменений, без скачков. Природа, по убеждению
Спенсера, скачков не делает, и в общественном развитии нет места революциям.
За абсолютизацию постепенности эволюции спенсеровское уче- ние о развитии получило название плоского эволюционизма.
§ 6. Основные законы и категории диалектики
Диалектика как область теоретического знания включает в свою структуру, наряду с указанными выше принципами всеобщей связи и развития, законы и категории. Основные законы диалектики есть кон- кретизация ее принципов, а сами законы выражаются через опреде- ленные соотношения диалектических категорий.
Посредством законов и категорий диалектики раскрываются такие важные мировоззренческие вопросы, как: Что такое развитие? Каковы его источники и механизмы? В каком направлении оно протекает?
Одним из основных законов диалектики является закон единства
и борьбы противоположностей.Он вскрывает источник развития и объясняет развитие как самодвижение, саморазвитие. Единство и борьба противоположностей есть противоречие. Гегель писал, что именно противоречие движет миром, оно есть корень всякого движе- ния и жизненности и составляет принцип всякого самодвижения. Не внешние силы порождают движение, как думают метафизики, а опре- деленные противоречия конкретного объекта, которые постоянно разрешаются, воспроизводятся, возникают вновь.
Противоречия имеют место и в природе, и в обществе, и в челове- ческом мышлении. В физическом мире противоречия между прерыв- ностью и непрерывностью характеризуют структуру материи. В лю-

393
бом атоме можно наблюдать противоречия между притяжением и от- талкиванием: с одной стороны, существует притяжение между поло- жительно заряженным ядром и отрицательно заряженным электро- ном; с другой стороны, без отталкивания все электроны слились бы с ядром, и атом как динамическая система прекратил бы свое сущест- вование.
В живой природе противоречие между жизнью и смертью (асси- миляция и диссимиляция) постоянно разрешается в воспроизведении вида, то есть в порождении новых организмов. А противоречие между наследственностью и изменчивостью определяет процесс развития живых организмов.
Общественная жизнь также полна противоречий: между произ- водством и потребностями людей, между обществом и природой, ме- жду различными партиями и т. д.
Противоречия между сущностью и явлением, между чувственным и рациональным, между теорией и практикой, между относительным и абсолютным и т. п. стимулирует развитие познавательного процес-
са.
Итак, в окружающем нас мире существуют самые разные проти- воречия, но все их можно классифицировать по месту в системе
(внутренние и внешние), по роли в развитии (основные и неосновные), по характеру возникновения (необходимые и случайные), по типу
(антагонистические и неантагонистические). Среди этих противоре- чий определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета (явления, процесса). Именно они выступают в качестве ре- шающего источника его развития.
Закон взаимного перехода количественных и качественных
изменений вскрывает механизм развития, отвечает на вопрос, как оно происходит. Развитие совершается в форме перехода от одного каче- ства к другому. При этом закон фиксирует характер взаимосвязи ко- личественных и качественных изменений. Переход в новое качество, качественные изменения могут происходить только через посредство количественных изменений. В этом заключается суть закона взаимо- перехода количественных и качественных изменений.
Качественные изменения осуществляются лишь тогда, когда ко- личественные изменения достигают определенного предела. Взаимо-


394
связь качества и количества находит отражение в категории «мера».
Мера есть интервал, внутри которого количественные изменения не приводят к возникновению нового качества. Таким образом, качест- венные изменения наступают только тогда, когда количественные из- менения выходят за рамки той или иной меры. Например, если воду нагревать, меняются некоторые ее свойства, увеличивается скорость движения ее молекул, но она остается водой, правда, горячей. Однако при достижении критической точки, то есть точки кипения, вода пе- реходит в новое качество, в новое агрегатное состояние.
Переход от одного качества к другому называется скачком. При чем этот переход может быть нечетко выраженным, нередко имеют место промежуточные стадии, совмещающие старое и новое.
В общественном развитии выделяются такие виды скачков, как эволюция и революция. Эволюция означает постепенность количест- венных изменений при сохранении основы качества, а революция —
прерыв постепенности в развитии, ломку старого. Между собой эво- люция и революция взаимосвязаны и образуют противоречивое един- ство.
В развитии объективного мира наблюдается и обратный процесс, когда качественные изменения, возникшие в результате определен- ных количественных изменений, обусловливают соответствующие изменения в количественных характеристиках предмета или процес- са. Например, новое агрегатное состояние вещества обладает новыми скоростями частиц, объемом, удельным весом и т. д. Или повышение уровня культуры и образования в обществе порождает более высокие темпы его развития, рост производительности труда.
Как и закон единства и борьбы противоположностей, закон взаи- моперехода количественных и качественных изменений имеет всеоб- щий характер и отражает наиболее общие черты всякого развития.
Закон отрицания отрицанияхарактерен только для прогрессив- ной линии развития. Отрицание отрицания есть процесс, как бы по- вторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их уже на бо- лее высокой основе. Гегель представлял развитие как двойное отрицание. Для него было важным соблюдение триадичности: тезис — антитезис — синтез. Однако в действительности наряду с этой зако- номерностью наблюдается возвращение к исходному пункту не через

395
два отрицания, а через самое различное число отрицаний, что зависит от специфической природы отрицаемых предметов. Например, пере- ход от химического элемента с ярко выраженными металлическими свойствами к химическому элементу с ярко выраженными неметал- лическими свойствами (от лития к фтору) происходит через шесть от- рицаний: Li — Be — B — C — N — O — F.
Диалектическое отрицание
76
, или снятие, представляет собой всеобщую форму связи низшего и высшего, старого и нового, которая осуществляется путем уничтожения того, что уже не соответствует новым сложившимся условиям, и сохранения, переноса в новое обра- зование всего положительного, соответствующего изменившимся ус- ловиям.
Сочетание качественной новизны и преемственности находит ме- сто во всех областях объективной действительности. Например, в ми- ре животных при отрицании вида часть его особенностей отсутствует у вида, приходящего ему на смену; другие его особенности, сущест- венно изменившись, сохраняются, и возникают особенности, не имеющие никакого аналога в прошлом.
Диалектическое отрицание характерно и для развития науки. Оно нашло отражение в сформулированном Н. Бором принципе соответ- ствия. Согласно этому принципу, теории, объясняющие ту или иную область явлений, с возникновением новой, более общей теории, не устраняются, а включаются в новую как ее частный случай и сохра- няют свое значение для прежних областей. Например, значимость теории тяготения Ньютона не умаляется общей теорий относительно- сти. Это следует из того факта, что все расчеты, связанные, так ска- зать с земными проблемами, вполне удовлетворяются законами клас- сической механики. Более того, расчеты траекторий ракет и спутников тоже не нуждаются ни в каких поправках теории относи- тельности и вполне обеспечиваются ньютоновской теорией тяготения.
Действие закона отрицания отрицания проявляется и в развитии полиграфической техники, например, в совершенствовании конст- рукции печатных форм, оказавшем огромное влияние на производст-
76
Недиалектическое (метафизическое) отрицание — это деструктивное отрицание, по- скольку его результатом является полный отказ от всего того, что связано с прежним со- стоянием предметов или явлений. После такого отрицания развитие уже невозможно.