Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1177
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
396
во печатной продукции в целом. Первоначально печатная форма была сплошной, нарезанной на деревянной доске. Затем в странах Юго-
Восточной Азии была изобретена наборно-разборная форма, появле- ние которой знаменует качественно новый этап в развитии техники и технологии печатания. В ХIХ в. вновь используют сплошную форму
(стереотип), давшую жизнь ротационным машинам. В отличие от первоначальной, эта форма обладает новым качеством: будучи сплошной, она изготовляется на базе наборно-разборной. Наконец, во второй половине ХХ в. появилась закодированная в памяти ЭВМ рас- члененная форма, что позволило автоматизировать процесс на уровне современных достижений естествознания.
Закон отрицания отрицания указывает направление развития, яв- ляется выражением поступательных прогрессивных изменений, кото- рые включают моменты как кругового, так и прямолинейного движе- ния. Такие изменения осуществляются по спирали, каждый следующий виток которой как бы повторяет предыдущий, но на более высокой основе.
Законы и категории диалектики помогают понять внутреннее единство мира, раскрыть причины происходящих в нем изменений.
§ 7. Проблема сознания в философии
Проблема сознания является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед человечеством. В силу своей сложности сознание является объектом изучения для многих наук. Ученые (фи- зиологи, психологи, педагоги, социологи и др.), в разные историче- ские эпохи, пытаясь разгадать тайну сознания, обращались к анализу разнообразных явлений и сознания, и сознательной деятельности лю- дей.
Философию сознание интересует с точки зрения его природы и сущности, его возможностей в познании и преобразовании мира.
Философия рассматривает сознание, прежде всего, с точки зрения его онтологического статуса. Онтология как учение о бытии не может выводить проблему сознания за свои рамки, ибо бытие, как уже отме- чалось выше, представляя собой единство форм и способов существо- вания, включает в себя и материю, и сознание.
397
Определяя место сознания в структуре бытия, материалисты свя- зывают сознание с функцией высшей формы организации материи
(головного мозга). Идеалисты истолковывают сознание как сущность бытия, как нечто не зависящее от природного и социального бытия и созидающее его. Таким образом, в философии так или иначе призна- ется факт существования сознания и в связи с этим ставится задача объяснить, каковы основания этого существования.
Поиск оснований существования сознания прошел длинный путь.
В истории философской мысли, начиная с античности, сложилась традиция рассматривать всю деятельность человека по восприятию мира как производную души. При этом до Аристотеля душа тракто- валась как нечто внешнее по отношению к телу, независимо от пони- мания ее природы — вещественной (античные атомисты) или немате- риальной (Пифагор, Сократ, Платон). Аристотель же пришел к выводу, что душа является формой живого органического тела, а не самостоятельной сущностью. Душа суть тела, причина и цель всех его действий. Душа, согласно Аристотелю, движет живое существо неко- торым решением и мыслью. С незначительными изменениями учение
Аристотеля о душе господствовало вплоть до ХVII в.
Благодаря прогрессу естественных наук в ХVII в. началась новая эпоха в развитии философского знания, ориентированного на механи- ку. Р. Декарт причины всех движений усматривал в мышечном дви- жении, которое осуществляется посредством нервов, и поэтому об- ращение к душе как движущей силе он считал излишним. Он возвел душу в степень субстанции, которая существует наряду с материаль- ной субстанцией, и трактовал духовную субстанцию как субъект по- знания, хотения, воображения, ощущения и т. п., обозначив эти свой- ства общим понятием «мышление», или «сознание».
Учение о двух абсолютно противоположных субстанциях породи- ло психофизическую проблему, то есть проблему соотношения духов- ных и физических явлений. Декарт решал данную проблему с пози- ций психофизического взаимодействия, определив в головном мозге человека центр, в котором душевная субстанция связывается с телес- ной субстанцией.
Картезианской идее взаимодействия души и тела был противопос- тавлен психофизический параллелизм. Одним из его вариантов яви-
398
лось учение о предустановленной Богом гармонии, которое было раз- работано Лейбницем для объяснения несомненного факта согласо- ванности независимых друг от друга духовных и телесных явлений.
В философии и науке психофизическая проблема решалась не только с дуалистических позиций, предлагались различные модели редукционизма духовного к физическому. Например, качественное отличие сознания от физических явлений отрицалось вульгарными
материалистами Л. Бюхнером, О. Фогтом и М. Молешоттом. По их мнению, сознание принципиально не может быть отличимо от ма- терии, от тех процессов в нашем мозгу, с которыми имеет дело фи- зиолог. Чтобы составить себе точное понятие об отправлениях, ре- зультатом которых является мысль, следует, как писал Фогт, рассмотреть головной мозг в качестве определенного органа, предна- значенного для ее производства, подобно тому, как желудок и кишки совершают пищеварение, а печень вырабатывает желчь.
Диалектический материализм решает психофизическую про- блему, исходя из экспериментальных данных разных наук, которые свидетельствуют о том, что мозг человека с его сложными биохими- ческими, физиологическими, нервными процессами является матери- альным субстратом сознания. При этом диалектический материализм не приписывает сознанию физические характеристики мозговых про- цессов. Рассматривая психические явления как качественно особую реальность, он утверждает, что психическое и физиологическое тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловливают поведение чело- века.
Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга чело- века с психическими явлениями внесли русские физиологи И.М. Се-
ченов и И.П. Павлов. Они раскрыли рефлекторную природу психи- ческих процессов.
1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 ... 41
§ 8. Биологические и социальные предпосылки
возникновения сознания
Признание сознания функцией головного мозга позволяет рас- крыть вопрос о происхождении сознания. В религиозных учениях та-
399
кой вопрос по сути дела не ставится, поскольку не подвергается со- мнению тот факт, что душа дана человеку Богом, и сам человек рас- сматривается как творение Бога.
Идеалисты трактуют сознание как явление надындивидуальное, надбиологическое, космическое. Они исходят из того, что Разум Все- ленной, существующий вечно, лежит в основе человеческого созна- ния. Например, П. Тейяр де Шарден считал сложный мир сознания человека заранее запланированным свыше итогом эволюции космиче- ского сознания.
Космическая природа сознания признавалась и материалистиче- ски ориентированными философами. Так, Гераклит в своем учении о
Логосе утверждал, что человеческая душа составляет часть космоса, частицу мирового огня, который, будучи наделенным Логосом, явля- ется разумным. Логос души также глубок и беспределен, как и Логос космоса.
Французские материалисты ХVIII в. рассматривали сознание как природное явление и отстаивали идею зависимости психических яв- лений от организации материи. Они признавали существование еди- ной материальной субстанции, которой присущи способности ощу- щать и мыслить. Д. Дидро, выступая против утверждения о божественном происхождении сознания, полагал ощущение свойст- вом всей материи и высказал мысль о том, что сознание возникает по мере усложнения органической материи.
С возникновением и развитием диалектического материализма распространение получила теория отражения. Согласно этой теории всеобщим свойством материи признается отражение. Основу отраже- ния составляет взаимодействие вещей. В неорганической природе процесс отражения заключается в том, что любая вещь воспроизводит в своих свойствах особенности воздействующей на нее вещи. Отра- жение в неживой природе осуществляется в механической, физиче- ской и химической формах. Примерами такого отражения могут слу- жить деформация предметов при их столкновении, след ботинка на поверхности почвы, эхо в горах, фотография и т. п.
При переходе к живой природе отражение становится средством самосохранения и ориентировки живого организма в окружающей среде. Развитие форм отражения в органической природе диалектиче-
400
ский материализм рассматривает в качестве биологической предпо-
сылки возникновения сознания.
Наукой доказано, что различие между живой и неживой природой состоит в специфических химических процессах, постоянно происхо- дящих между живым организмом и окружающей его средой, и в осо- бом строении живых существ. Длительная эволюция живого начина- ется с появления одноклеточных организмов. У них можно наблюдать лишь элементарные реакции раздражимости, которые выступают простейшей формой биологического отражения.
Раздражимость — это способность живого организма реагиро- вать на те внешние воздействия и условия окружающей среды, кото- рые имеют для него непосредственное биологическое значение. На- пример, инфузории, помещенные в трубку, которая с одного конца нагрета до 40
o
С, а с другого — до 15
o
С, тотчас же собираются в зоне благоприятной для них температуры — 26–27
o
С.
С усложнением организмов, с появлением многоклеточных жи- вотных, происходит специализация клеток. Выделяются клетки, единственной функцией которых становится восприятие сигналов из внешней среды и ответ на них. Развитие этих клеток привело к воз- никновению определенного типа нервной системы и связанного с ней психического отражения действительности. Начальную форму психи- ки животных составляет чувствительность, то есть способность к ощущению. Чувствительность — это реакция животного не только на биологически значимые для него факторы, но и на биологически нейтральные, которые, однако, связаны с биологически значимыми.
Примером может служить следующий эксперимент. Дождевых чер- вей поместили в Т-образный лабиринт, в наиболее длинный коридор, образующий основание буквы «Т». Когда черви доползали до его конца, им предоставляли выбор повернуть направо или налево. «На- право» их ожидало затемнение и пища, а «налево» — удар электриче- ским током. После серии ударов током черви приучались безошибоч- но направляться в нужную сторону. Затемнение для них выступало сигналом, несущим информацию о пище. Само затемнение являлось для червей биологически нейтральным фактором в том смысле, что им нельзя удовлетворить органическую потребность, но оно приобре-
401
тало сигнальное значение, поскольку указывало на биологически зна- чимый фактор — пищу.
У животных, обладающих нервной системой, существует сложная врожденная форма реагирования на определенные условия среды —
безусловные рефлексы, или инстинкты. Они строго приурочены к стандартным условиям, а потому теряют свою целесообразность, ко- гда эти условия изменяются. Однако деятельность таких животных не исчерпывается безусловными рефлексами, у них вырабатываются также условные рефлексы. И чем выше ступень развития нервной системы, как, например, у позвоночных животных, особенно у млеко- питающихся, тем более на первый план выдвигаются индивидуально изменчивые формы поведения — навыки и интеллектуальные дейст- вия.
Навыки, в отличие от инстинктов, не являются врожденными, они приобретаются в процессе жизненного развития. Инстинкты и навыки охраняют животный организм от перенапряжения.
В случае серии неудач животное реагирует наиболее высоким по уровню способом — интеллектуальным поведением, основу которого составляет восприятие сравнительно сложных отношений между предметами внешнего мира. Интеллектуальное действие предполагает выбор из нескольких возможных вариантов поведения.
Итак, по мере усложнения и развития нервной системы наблюдал- ся постепенный переход от пассивного избирательного поведения животных к их активному приспособлению к изменяющимся услови- ям внешней среды. Процесс этот ускорился, когда в ходе эволюции у позвоночных животных образовалась центральная нервная система — спинной и головной мозг. С развитием мозга росло значение психики как регулятора поведения животных.
Опыты, проводимые с обезьянами, свидетельствовали о зачатках элементарного мышления у высших животных, которое является предпосылкой возникновения человеческого сознания. Однако
«мышление» человекообразных обезьян обладает рядом специфиче- ских животных признаков, которые четко обозначают эволюционный барьер между «умными» животными и человеком сознательным.
Высшие животные, обладающие элементарными интеллектуальными возможностями, не отражают внутренних, существенных связей яв-
402
лений, они не способны к абстрагированию. Поэтому можно сказать, что психика животных, даже самых «умных», предстает динамиче- ским посредником между физиологическими потребностями, обеспе- чивающими выживание вида, и экологической нишей его обитания.
Выход человека за пределы природного бытия предопределил формирование качественно нового способа жизнедеятельности — предметно-практическое освоение действительности. Эта деятель- ность предполагала создание орудий труда и установление специфи- ческих отношений между людьми в процессе производства. В отли- чие от животных человек создает орудия труда по заранее продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет их.
Поведение человека характеризуется способностью отвлекаться от конкретной, наглядной ситуации и поступать сознательно. Созна- ние свойственно только человеку и является социальной формой от- ражения. Это означает, что в собственно биологическом аспекте фи- зиологической основой сознания выступает высокая степень организации центральной нервной системы, прежде всего головного мозга. Однако становление и функционирование человеческой психи- ки, в отличие от психики животных, определяются не законами био- логической эволюции, а закономерностями исторического развития. К
социальным предпосылкам возникновения сознания относятся об- щественный труд и речь.
В процессе труда появляются специфически человеческие отно- шения. Окружающие человека люди представляют для него значи- мость не только с точки зрения биологической (обеспечение сохране- ния и продолжения рода, как у животных), но и с позиций тех производственных функций, которые они выполняют. Формируется сфера качественно новых социальных потребностей, прежде всего в орудиях труда и в других людях для осуществления трудовой дея- тельности. Именно эти потребности становятся главными стимулами деятельности и подчиняют себе биологические потребности, которые из цели превращаются в средство развития человеческого существо- вания. Кроме того, меняются способы удовлетворения самих биоло- гических потребностей, они теряют животный характер. Так, удовле- творение потребности в пище требует не только необходимого продукта, но и определенного способа его приготовления.
403
Трудовая деятельность связана с предвидением развития событий, с сознательной постановкой цели. Трудовая цель, подчиняющая себе процесс труда, стала механизмом единения людей и стимулятором их социальной коммуникации. Поэтому наряду с трудом, как общест- венным феноменом, одним из необходимых факторов возникновения человеческого сознания выступили язык и речь. Необходимость обу- чать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними, передавать опыт предшествующих поколений порождала потребность в новой форме общения — посредством речи.
Выявляя качественное различие между высшей нервной деятель- ностью человека и животных, И.П. Павлов создал учение о двух сиг- нальных системах. Первая сигнальная система — это сенсорные сиг- налы. Вторая сигнальная система, основанная на первой — это речевые сигналы. Животные в своем поведении руководствуются сигналами первой системы. Человек, в отличие от животных, наряду с первой обладает и второй сигнальной системой. Это слова, они заме- щают сигналы первой сигнальной системы и могут вызывать все те действия, которые вызывают первые сигналы.
Сочетание отдельных слов с определенными действиями образует у человека словесно-двигательные условные рефлексы, и в его мозгу формируются обобщенные образы поступков, каждый из которых имеет свое название. В силу этого человек, вслух или мысленно вос- производя слово, приобретает способность управлять своими поступ- ками, планировать их. Звук, превратившись в слово, не только сооб- щает, но обобщает; он фиксирует понятия, а не конкретные единичные предметы и явления.
Отражение внешнего мира с помощью понятий свидетельствовало о развитии у человека способности оперировать этими понятиями, то есть о развитии у него мышления. Таким образом, вторая сигнальная система явилась не только средством общения между людьми, но и орудием мышления, интеллектуальной деятельности человека.
Система знаков — слов и правил их организации — образует
язык. Простая звуковая сигнализация является врожденной функцией языка. В процессе становления человека она постепенно превращает- ся в членораздельную речь. Членораздельная речь является приобре- тенной функцией языка. Об этом свидетельствует жестокий экспери-
404
мент, который в средневековье поставил один из восточных монар- хов. Он заключил в тюрьму новорожденного младенца, чтобы выяс- нить, заговорит ли он на языке своих предков. Поэтому под страхом смертной казни было запрещено произносить в присутствии ребенка хоть одно слово. В результате тот остался немым и умственно совер- шенно неразвитым.
Речь не передается генетически, наследуется лишь биопсихиче- ская предрасположенность к ней. Процесс становления речи в инди- видуальном развитии человека имеет общественную природу. Овла- девая речью, человек получает возможность социального наследования. В то время как животное генетически наследует от предшествующих поколений лишь ограниченное количество врож- денных безусловных рефлексов, а все навыки должно приобретать каждый раз заново. Человек же благодаря именно речи становится обладателем знаний, накопленных человечеством на протяжении всей его истории.
Подводя итог сказанному выше, дадим определение сознания.
«Сознание — это высшая, свойственная людям и связанная с речью
функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном
отражении действительности, в предварительном мысленном по-
строении действий и предвидении их результатов, в разумном регу-
лировании и самоконтролировании поведения человека»
77
Трудовая и речевая деятельность содействовала дальнейшей эво- люции головного мозга. В сравнении с мозгом неандертальца очевид- ны рост верхней лобной доли и интенсивное развитие сенсорной и моторной зон коры головного мозга «человека разумного». От уровня сложности организации мозга зависел и уровень развития сознания. В силу своей слабой развитости мозг первобытного человека мог слу- жить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного че- ловека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган с разви- тыми отражательными способностями. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что созна- ние ребенка формируется с развитием его мозга, а когда мозг глубо-
77
Спиркин А.Г. Философия. М., 1998. С. 383.