Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1175

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

405
кого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Как только нару- шается и разрушается структура организации мозга, разрушаются и структуры сознания. Однако, сознание, будучи результатом развития и деятельности высокоорганизованной материи, характеризуется не только его физиологическим механизмом, но и содержанием, то есть тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности.
§ 9. Содержание и сущность сознания
Содержание сознания формируется и развивается субъектом, оно зависит от задач, целей, потребностей субъекта, от его отношения к объекту. Сознание есть всеобщая связь между субъектом и объектом.
Объект отражается в сознании субъекта в форме образа. Сознание —
это субъективный образ объективного мира. Оно как бы раздваивает бытие на объективное и субъективное, делая такие срезы действи- тельности, как сам объект и образ объекта, сама вещь и образ вещи, само свойство и образ свойства и т. д.
Выражение бытия объекта в субъективном, мыслительном образе есть идеальное. Это значит, что отображаемый в сознании объект от- личается от самого объекта. Образ объекта не содержит в себе ни од- ного материального свойства, присущего объекту. Например, воспри- ятие человеком той или иной вещи внешнего мира вовсе не означает, что точно такая же вещь, только меньших размеров, возникает в его голове.
Идеальное означает также, что оно неуловимо для материальных способов обнаружения. Нейрофизиолог, проникающий внутрь мозга, не находит там ни одной мысли и фиксирует лишь нервные процессы.
Иными словами, идеальное не сводится к тем нейрофизиологическим процессам, благодаря которым возникает сознание. Физиологические процессы головного мозга выступают лишь как носители идеального содержания.
Идеальное есть результат освоения человеком мира, представлен- ный в формах не только его сознания, но и культуры. Поэтому иде- альное основывается как на нервно-мозговых процессах, так и на вы- работанных в процессе исторической деятельности человека феноменах культуры. Отражая мир, человек постоянно обращается к

406
социальному опыту, знанию, воплощенному в языке, науке, искусст- ве, морали и т. д.
Сознание идеально, поскольку оно скреплено определенной соци- ально обусловленной идеей. Тем и отличается идеальное по своей су- ти сознание человека от психики животного, что благодаря ему чело- век способен соизмерять свое поведение с общепризнанными нормами и оценивать его с точки зрения общезначимых ценностей.
Процесс формирования сознания — это одновременно процесс выделения человеком себя из окружающего мира. В сознании четко закреплено противопоставление субъекта объекту, «Я» человека от его «НЕ-Я». Отделение «Я» от «НЕ-Я» происходит в онтогенезе чело- века. В среднем до двух лет, отлично узнавая других людей, ребенок еще не узнает себя ни в зеркале, ни в кино, ни на фотографии и гово- рит о себе в третьем лице, то есть даже к себе относится как к объек- ту; все его внимание сосредоточено на внешнем для него мире.
Между двумя и тремя годами, когда ребенок впервые научается узнавать себя в зеркале и на фотографии, он овладевает местоимени- ем «Я» и начинает различать себя и окружающий его мир. С этого момента человек получает возможность обратить свою психическую деятельность на исследование самого себя.
Из различения в сознании объекта и субъекта вытекает такая ха- рактерная черта сознания, как интенциональность, или направлен- ность на какой-либо предмет. Эту черту сознания открыла еще антич- ная философия, исходя из мироощущения греков, внимание которых было всецело направлено на окружающий мир. Само же понятие «ин- тенциональность» восходит к средневековой схоластике. На рубеже
ХIХ–ХХ вв. оно вновь было введено в философию Ф. Брентано и
Э. Гуссерлем. С точки зрения материалистической философии, ин- тенциональность сознания проявляется в том, что идеальные образы, возникающие в нашей голове, понимаются как отражение вещей, на- ходящихся вне нас. Интенциональность сознания формируется в том случае, когда осуществляется взаимодействие органов чувств челове- ка с предметами окружающего его мира. Мы видим не просто белое, а белый снег, белый цветок, белый халат, мы слышим звуки человече- ского голоса, пение птиц и т. п. Таким образом, интенциональность сознания есть соотнесенность сведений, получаемых из внешнего ми-


407
ра, к предметам этого мира. Она позволяет избирательно подходить к предметам действительности в зависимости от их значимости в прак- тике человека.
Дифференциация отражаемых в сознании предметов по степени их значимости для субъекта предполагает такую существенную черту сознания, как его активность. Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания через силу мысли, чувств, воли, так и в форме внешнего ее проявления — в практической дея- тельности. Генератором активности сознания выступают потребно- сти, интересы, убеждения, идеалы, цели людей. Приступая к какому- либо виду деятельности, человек ставит перед собой те или иные це- ли, заранее предвидит, планирует ожидаемый результат своих дейст- вий и выбирает адекватные средства и способы их достижения. По- этому в первую очередь активность сознания видят в его
избирательности и целенаправленности.
Человек, первоначально моделируя программу своей деятельно- сти в уме, не обязательно ограничен непосредственным восприятием предметов, явлений, ситуаций. Он может выстраивать ее на основе знания закономерностей развития внешнего мира. Это позволяет соз- нанию человека прогнозировать закономерное наступление событий, как бы с опережением отражая действительность. Способность созна- ния отражать мир в отрыве от его непосредственного восприятия обу- словливает творческую активность сознания. Сознание по своим соб- ственным законам воспроизводит различные образы и представления, генерирует идеи, развивает мысли. Все они в конечном счете оказы- ваются творчески преобразованным отражением вещей и претворя- ются в действительность в ходе практической деятельности. Именно так, согласно материализму, сознание творит мир.
Напротив, идеализм, абсолютизируя творческую активность соз- нания, утверждает, что сознание творит мир из самого себя. Вспом- ним, например, концепцию И. Канта, согласно которой мир есть не более чем определенным образом организованные нашим сознанием впечатления, поступающие в него извне от совершенно непознавае- мых «вещей в себе».
Существенной характеристикой сознания, позволяющей рассматри- вать его в качестве высшего уровня развития психики, является рефлек-

408
сия. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблю- дать за самим собой, за своими ощущениями, за своим состоянием.
Потребность человека наблюдать за самим собой, за своими ощуще- ниями, за своим состоянием, сосредоточиться внутри себя не прорабаты- валась в античности и была осмыслена христианской философией. Пы- таясь найти способы выражения религиозных переживаний, мыслители открыли способность человеческого сознания к самонаблюдению.
§ 10. Структура сознания
Сознание представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных от- ношениях. Становление рефлексивного сознания начинается с само- сознания. Самосознание зарождалось на основе переориентации мышления человека с окружающей среды, затем с других людей на самого себя. Усложнение хозяйственной деятельности, разделение труда, развитие кооперации, увеличение пространственно-временной дистанции, отделявшей производство орудий от их применения, объ- ективно требовали координации деятельности отдельных участников производства и потребления, реального сопоставления своих дейст- вий с поступками сородичей, с общей целью коллектива. В процессе общения с другими людьми, сравнивая себя с ними, индивид позна- вал себя, свои свойства, возможности, строил представления о самом себе, создавал свой собственный идеальный образ. Самосознание, как осознание себя, есть идеальное отражение самого себя.
Самосознание человека принципиально отличается от самочувст- вования животных. Обезьяна, например, главным образом, путем так- тильно-осязательного общения с матерью, сверстниками и половыми партнерами создает определенное представление о себе, ориентиро- ванное на схему тела. Но дальше узнавания себя в зеркале, а также выклянчивания лакомств, ласк и игрушек «самосознание» не развива- ется даже у шимпанзе, несмотря на самую изощренную изобретатель- ность экспериментаторов
78 78
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. С. 80.


409
В зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, само- сознание может принимать различные формы и проявляться как са- мопознание, самооценка и самоконтроль.
Поскольку самосознание есть познание человеком самого себя в его соотнесенности с другими людьми в совокупной и, прежде всего, в трудовой деятельности, первой исходной формой самосознания и его сущностью выступает самопознание. Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом се- бе, определяющей его отношение к себе. Благодаря самопознанию человек строит свои взаимоотношения с другими людьми.
На самопознании основывается самооценка личности. Самооценка включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Экспериментальные исследования свидетельствуют, что люди в принципе способны адекватно оценивать собственные качества и возможности, будь то психические свойства, подготовленность к опре- деленной деятельности или положение в обществе. Самооценки и осно- ванные на них прогнозы зачастую не уступают по надежности специаль- ным психологическим тестам. Самооценки варьируются в зависимости от содержания деятельности, от достигнутых в ней результатов, от кон- кретной ситуации и социальных условий. На самооценку личности силь- но влияет сравнение ее с оценкой других людей.
Самопознание выступает также основой самоконтроля человека.
Самоконтроль проявляется в регуляции субъектом своих собственных действий, психических состояний. Самоконтроль — это целенаправ- ленное управление содержанием собственного сознания.
Важнейшим элементом сознания являются эмоции. В процессе фор- мирования сознания человек приобрел возможность субъективного пе- реживания, а затем субъективного познания действительности. Отраже- ние в форме субъективного переживания значения отображаемых предметов и ситуаций называется эмоциональным отражением.
С усложнением эмоционального отражения у человека появляется способность воспроизводить мир в виде простейших образов. Так возни- кают ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже че- ловек стал отражать мир с помощью понятий, в которых фиксируются внутренние, существенные связи предметов и явлений действительно- сти. Отражение в обобщенной форме существенных характеристик и

410
связей мира становится важнейшим признаком знания. Знание составля- ет сердцевину сознания, основной способ его существования.
Сознание не ограничивается эмоциональной сферой и познава- тельными процессами. Наши намерения претворяются в дело благо- даря усилиям воли. Воля проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Главное в волевом акте — это осоз- нание ценностной характеристики цели действия, сознательное пре- одоление человеком трудностей на пути осуществления действия.
В философии сложилось доминирующее представление о том, что средоточие мышления, воли, чувств, воображения, их концентрация и целенаправленность на активное преобразование мира и самого человека образует духовный мир человека. В античной философии, например, было принято рассматривать разум как направленный на благо. Высший, заряженный благом разум выступал стержнем духовности, основой эти- ки и эстетики. Традиционно с тех пор понимание духовного связывалось со сферами науки, морали и искусства. Научные, нравственные, эстети- ческие ценности стали ориентирами в обретении человеком своей инди- видуальности, в построении им своего внутреннего мира. Овладение ду- ховностью, которая создана трудом других людей и хранится в виде произведений искусства, религии, философии, науки, составляет основу духовного мира каждого индивида и развивает его сознание.
Однако понятия духовного мира и сознания не являются идентич- ными. Сознание не исчерпывает духовный мир человека. Духовный мир включает в себя все психические способности человека, все то, что побуждает его к деятельности, определяет его поведение. Значи- тельная же часть психических состояний и процессов не представлена в сознании человека и составляет сферу бессознательного. Исследо- вание проблем бессознательного является необходимым условием создания целостной картины духовной жизни личности.
§ 11. Сознание и бессознательное в психической
деятельности человека
Человеческая психика действует в единстве сознательного и бес- сознательного. Но в рамках этого единства данные проявления пси-


411
хики могут выступать относительно независимо. Так, в определенные периоды интеллектуальной деятельности бессознательное может без- действовать, а в состоянии сна или гипноза сознательное отключает- ся, и бессознательное действует вполне самостоятельно. Однако в пределах сознательной жизни человека решающая роль принадлежит сознанию. Оно управляет самыми сложными формами его поведения.
Сознание необходимо человеку для решения не имеющих очевидного ответа интеллектуальных задач, для нахождения оптимального выхо- да из сложной конфликтной ситуации и ситуации, содержащей для человека угрозу в случае непринятия немедленных действий, а также для преодоления трудностей, которые возникают на пути при дости- жении поставленных целей.
Сознание находится в сложном соотношении с различными фор- мами бессознательной психической деятельности.
Бессознательное есть совокупность психических явлений, со- стояний и действий, которые лежат вне сферы сознания и не подда- ются целенаправленному контролю и оценке, но оказывают влияние на поведение человека.
Бессознательное представлено практически во всех процессах, со- стояниях и свойствах человека. Оно довольно часто прорывается наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, интуициях, аффектах. К бес- сознательному относятся и некоторые патологические явления, возни- кающие в психике больного: бред, галлюцинации и т. п.
На протяжении своей истории философия обращалась к проблеме бессознательного. Эта проблема нашла отражение, например, в учении
Платона о познании как воспоминании. Лейбниц трактовал бессозна- тельное как низшую форму духовной деятельности человека. Кант свя- зывал бессознательное с интуицией, а для Шопенгауэра бессознательное выступало как воля, как стихийное жизненное начало. Но только
З. Фрейд сделал бессознательное предметом специального анализа. Он впервые исследовал взаимоотношения сознания и бессознательного.
Фрейд выстроил такую иерархию элементов духовной структуры личности, основу которой составляет бессознательное. Оно связано как с сознанием, так и с действием, оказывая на них влияние, и в свою очередь испытывает их влияние на себе. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут сдерживаться сознанием.

412
Дочерью Фрейда А. Фрейд были изучены и описаны различные механизмы психологической защиты. Психологическая защита —
это способы неосознаваемой регуляции деятельности, с помощью ко- торых снимается дискомфортное эмоциональное напряжение.
А. Фрейд выделила следующие механизмы психологической защиты: вытеснение, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, рацио- нализация, изоляция, смещение, реактивное образование, сублимация и некоторые другие.
Основным из этих механизмов является вытеснение,а все другие, по существу, — лишь средства его реализации. Вытеснение пред- ставляет собой такой защитный механизм, в результате действия ко- торого неприемлемые для человека мысли и переживания переводят- ся из сознания в сферу бессознательного, но продолжают при этом оказывать определенное влияние на поведение человека.
З. Фрейд рассматривал все механизмы психологической защиты как патогенные, за исключением сублимации. Сублимация, в его по- нимании, означает преобразование энергии бессознательного в раз- личные формы творческой деятельности, приемлемой для общества.
Вслед за Фрейдом некоторые исследователи считают, что творче- ство — это всецело бессознательный процесс. Они утверждают, что неожиданные творческие ассоциации возникают сначала в подсозна- нии, и лишь затем рождается продуктивная идея.
В сфере бессознательного выделяют следующие разнообразные его формы.
Надсознательноеэто усвоенные субъектом как членом той или иной социальной группы образцы типичного для данной общно- сти поведения, влияние которых на его деятельность не осознается и не контролируется субъектом. Например, этнические стереотипы ус- ваиваются человеком через подражание или идентификацию. К. Юнг обозначал индивидуальные надсознательные явления как «архетипы коллективного бессознательного». Фактически надсознательное ста- новится соединением сознания и бессознательного.
Подсознательноеэто те представления, желания, действия, устремления, которые в настоящее время ушли из сознания, но могут появиться вновь.


413
О существовании подсознательного стало известно благодаря ис- следованиям постгипнотических состояний. Например, загипнотизи- рованному человеку внушалось, что он после выхода из гипноза дол- жен подойти к одному из сотрудников и развязать ему галстук.
Испытуемый выполнял это указание, хотя и не мог объяснить свой поступок. Все происходящее во время гипнотического сеанса выпало из его памяти. Побуждение функционировало на уровне бессозна- тельного, и испытуемый был уверен в том, что действовал целена- правленно и правильно.
Предсознательное— это неосознаваемые стереотипы автомати- ческого поведения, которые возникают в процессе перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных задач и опираются на про- шлый опыт субъекта. Если на пути привычного автоматического по- ведения встречается неожиданное препятствие, то воздействия, ак- туализирующие стереотипы, могут осознаваться человеком.
Собственно бессознательноеэто такое бессознательное, ко- торое не становится сознательным ни при каких обстоятельствах.
Интерес к проблеме бессознательного в современную эпоху воз- растает, так как в век научно-технического прогресса важно выяс- нить, каковы возможности расширения информационной емкости че- ловеческой психики.
Контрольные вопросы
1. Что является предметом онтологии?
2. Какие формы бытия Вы знаете?
3. Перечислите основные онтологические категории.
4. Какова эволюция понятия «материя»?
5. Что означает абсолютность движения?
6. Что является критерием для выделения основных форм дви- жения материи?
7. Что такое редукционизм?
8. Чем отличается субстанциональная концепция пространства и времени от реляционной концепции?
9. Каковы основные категории и законы диалектики?
10. Сформулируйте основные положения синергетики.

414 11. Каковы предпосылки возникновения сознания?
12. Что такое отражение?
13. Какова сущность сознания?
14. Что собой представляет структура сознания?
15. Что такое бессознательное и каковы формы его проявления?
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 2009.
Введение в философию : учеб. пособие для вузов. / авт. колл. :
Фролов И.Т. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. —
М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Фи- лософия. — М., 2009.
Марков Б.В. Философия. — СПб., 2009.
Налетов И.З. Философия. — М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. — М., 2006.
Философия : учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. —
М., 2008.
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
А.В. Разина. — М., 2009.
Философия : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2008.
Дополнительная литература
Аршинов В.И. Синергетика как феномен постклассической науки. —
М., 1999.
Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволю- ция, перспективы. — М., 1982.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевро- пейской философии. — М., 1986.
Дубровский Д.М. Проблема идеального. — М., 1983.
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983.
Концепции самоорганизации: становление нового образа научно- го мышления. — М., 1994.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. — М., 2009.