Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1167

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

433
рукцию, объем, пространственное расположение. Всего различают пять основных видов (модальностей) ощущений по количеству орга- нов чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осяза- тельные. Кроме того, существуют еще двигательные и внутренние ощущения, которые отражают соответственно движение и положение самого тела и внутреннее его состояние.
Упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и явлений приводит к появлению следующей фор- мы живого созерцания — восприятию. Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений действительно- сти во всем многообразии их свойств и сторон. Садясь за парту, мы видим ее цвет, прямоугольную форму, чувствуем твердость дерева, гладкую поверхность, то есть посредством ощущений определяем свойства парты. Одновременно у нас возникает целостный образ пар- ты со всеми ее особенностями — конструкции, цвета, твердости ма- териала и т. п. Можно сказать, что восприятие выражается совокуп- ностью ощущений, но при этом не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувст- венного познания с такими присущими ей чертами, как предметность, целостность, константность.
Предметность восприятия формируется только в том случае, ес- ли происходит взаимодействие органов чувств с самими предметами внешнего мира.
Целостность восприятия означает, что в сознании человека от- ражаются именно предметы, а не отдельные линии, штрихи, пятна и т. п. Другими словами, живя в мире целостных предметов и их изо- бражений, люди выработали способность именно так воспринимать все то, что их окружает.
Константность есть независимость восприятия свойств предме- тов от условий, в которых это восприятие происходит. Благодаря это- му свойству человек воспринимает окружающие его предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. д. Известно, что изображение предмета увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и уменьшается, если расстояние до него увеличивается.
Действительно, при изменении дистанции наблюдения величина изо- бражения предмета на сетчатке глаза изменяется, а вот его восприни-

434
маемая величина остается неизменной. Лектор видит лица всех сидя- щих в аудитории примерно одинаковыми по размеру, хотя лица сту- дентов, находящихся за последними партами, должны были бы быть значительно меньше лиц студентов, сидящих в первых рядах. Полу- чается, что сетчаточные размеры изображений психика человека иг- норирует, и мы видим величину и форму вещей такими, какими они есть на самом деле, независимо от расстояния и расположения их в пространстве. Правда, константность — это относительное постоян- ство, поскольку она имеет свои пределы. Например, с самолета мы видим внизу дома резко уменьшенными, а Луна кажется нам величи- ной с тарелку.
Образы предметов, сформированные в процессе живого созерца- ния, впоследствии могут быть воспроизведены в отсутствие этих предметов. Чувственный образ предмета, в данный момент не воздей- ствующего на органы чувств человека, называется представлением.
Но, как и ощущения и восприятия, представление имеет чувственно- конкретный, наглядный характер, ибо в представлении воспроизво- дится образ предмета, который воздействовал на человека в прошлом.
Другими словами, в представлении непосредственный контакт с ок- ружающей действительностью заменяется мнемическими процесса- ми, памятью. Поэтому нередко представления определяют как образы памяти, как восприятие по памяти. Представление можно рассматри- вать в качестве перехода от чувственной ступени познания к рацио- нальному познанию.
Наиболее полно и адекватно рациональное познание выражено в мышлении. Настоящий расцвет мышления возможен лишь на основе представлений. Однако мышление охватывает такие аспекты дейст- вительности, которые не могут быть выражены посредством пред- ставлений. Нельзя, например, представить народ как таковой, свободу вообще, необходимость или случайность и т. п. Вряд ли мы сможем различить зрительные образы 25-угольника и 26-угольника. Между тем мышление свободно оперирует понятиями, которые соответству- ют данным объектам.
Ограниченность чувственной ступени познания заключается, прежде всего, в наглядности, то есть в отражении именно данного предмета, а не предмета вообще. Но не все, что присуще предметам,


435
можно увидеть, обонять или осязать. Например, нельзя непосредст- венно наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человечества тысячу лет на- зад. Однако человек познает и закономерности физиологических про- цессов, и строение атомов, и историю человечества. И делает он это благодаря мышлению. В отличие от чувственного познания, которое раскрывает внешние свойства предметов, мышление отражает глу- бинные, сущностные стороны познаваемых явлений, отвлекаясь от их чувственно наглядных признаков.
§ 6. Рациональное мышление и его формы
Мышление — это высший познавательный процесс опосредо- ванного и обобщенного отражения человеком закономерных связей действительности и их выражения в системе абстракций. Более крат- ко мышление можно определить как познание мира в абстракциях.
Основными свойствами мышления являются отвлеченность, или спо- собность к абстрагированию, и обобщенность. Эти свойства усилива- лись по мере исторического развития мышления. Так, мышлению первобытного человека была свойственна чувственная конкретность и предметность, а для мышления современного человека характерны большие обобщающие способности.
Отвлеченность мышления выражается в том, что, думая о каких- либо предметах, явлениях, устанавливая связи между ними, человек выделяет только те их свойства и признаки, которые важны для ре- шения поставленной задачи, отвлекаясь от других признаков, которые в данном случае не являются значимыми.
Обобщенность мышления проявляется в том, что, выделяя наи- более существенные связи и отношения, индивид тем самым сосредо- точивает свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений.
На разных этапах развития мыслительных способностей человека преобладал тот или иной тип мышления. Первобытный человек обла- дал образным типом мышления. Поставленные перед ним в нагляд- ной форме задачи он решал посредством практических действий. Со- временному человеку свойственны понятийный и знаковый типы

436
мышления. Для решения поставленных перед ним задач он использует абстрактные понятия, теоретические знания, а также символы как средство выражения результатов мыслительной деятельности.
В философии, начиная с античности, сложилась традиция выде- лять два основных уровня мышления — рассудок и разум. Наиболее подробно эти категории рассматривались Кантом и Гегелем. Согласно
Канту, рассудок имеет дело с многообразным чувственным материа- лом, и задача рассудка заключается в том, чтобы по определенным правилам упорядочить этот материал с помощью понятий и катего- рий. Рассудку доступны лишь явления, составляющие содержание нашего опыта, где наличествует только преходящее и конечное. Вый- ти за пределы опыта, постичь сущность вещей, понять их такими, ка- кими они существуют сами по себе, может исключительно разум.
Правда, Кант не разделял безграничной веры людей в силы человече- ского разума. Разум, призванный привести знание к абсолютному единству, найти безусловные основания для познания, запутывается в противоречиях.
Гегель, считая вслед за Кантом рассудок исходным уровнем мышления, задачу рассудка видел в том, чтобы расчленять целое на части, фиксировать их противоположные стороны, давать односто- ронние и твердые определения, без которых нельзя обойтись ни в теоретической, ни в практической областях. В отличие от рассудка разум диалектичен. По Гегелю, только диалектическое мышление яв- ляется разумным. Через постижение внутреннего единства противо- положных сторон становится возможным познание объектов в их це- лостности и конкретности.
В современной теории познания рассудок понимается как умение строго и четко систематизировать данные, последовательно и ясно рассуждать, делать выводы, основанные на логических законах. Рас- судок рассматривает предметы и выражающие их понятия как нечто устойчивое, неизменное и оперирует абстракциями в рамках заданной схемы. Выход за пределы готовой системы знаний на основе выдви- жения новых идей означает переход рассудка в разум.
Разум — это диалектическое мышление, направленное на позна- ние универсальной связи вещей и всех явлений. Разум творчески опе- рирует широкими обобщениями, сознательно исследует природу са-


437
мих абстракций. Он обусловливает активность мышления. Используя открытие новых научных фактов, разум обнаруживает противоречия в старой системе знаний, выдвигает новые идеи и создает новую сис- тему знаний. Когда же осуществляется формализация этой системы и она приобретает относительную устойчивость, происходит обратный переход от разума к рассудку. Таким образом, развитие мышления представляет собой процесс взаимосвязи и взаимоперехода рассудка и разума.
Главной опорой мышления является язык. Связь языка с мышле- нием не оспаривается ни одной философской концепцией. Первона- чально язык выполнял указательную функцию, обозначая словом конкретные предметы и действия. Постепенно слово, закрепляясь за целым классом сходных предметов и действий, стало выделять их общие устойчивые связи. Другими словами, в слове начали фиксиро- ваться результаты познания — понятия.
Итак, значения употребляемых нами слов закрепляются в понятиях.
Для каждого понятия есть слово или слова, так же как для каждого слова есть соответствующее понятие. Одно не может существовать без друго- го: ни одно слово не может получить существование иначе, как выражая собой понятие, а понятие не может образоваться без образования в то же самое время нового слова, являющегося его выражением.
Понятие является одной из познавательных форм мышления. За- крепляясь в словах, понятие сохраняет накопленные человечеством знания и передает их из поколения в поколение.
Понятие — это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях. Все понятия образуются пу- тем абстрагирования. Понятием «стол», например, обозначают все возможные наглядно воспринимаемые столы, независимо от их раз- мера, формы, окраски, материала и т. п. При образовании данного по- нятия мы отвлекаемся, абстрагируемся от перечисленных непосредст- венно данных единичных, несущественных признаков и выделяем лишь то необходимое и существенное, которое позволяет нам объе- динить конкретные столы понятием «стол» и которое отражается в его корне («стлать», «настилать», «настил»).
В реальном процессе познания понятия связаны между собой, и эта связь осуществляется в форме суждения. Суждение — это выска-

438
зывание, с помощью которого связываются понятия и в котором не- что утверждается или отрицается. Утверждающим, например, будет суждение: «Все книги полезны». «Вечные двигатели не существуют»
— это пример отрицательного суждения. Характерной особенностью суждения является то, что их можно оценивать с точки зрения истины или лжи. К понятиям такая оценка не применима. Кроме того, в фор- ме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие, как в понятии.
Умозаключение — следующая форма абстрактного мышления.
Умозаключение — это сопоставление и анализ различных суждений, и образование на этой основе новых общих или частных выводов.
Умозаключения выражают процесс получения новых результатов в познании.
Итак, мышление осуществляется в трех основных формах: поня- тиях, суждениях и умозаключениях. Это основные логические формы мышления, их изучением занимается логика. Она отвлекается от не- посредственных условий возникновения и развития тех или иных мыслей, ее интересуют готовые продукты мышления.
§ 7. Мышление и творчество
Мышление по самой своей сути — процесс творческий. В творче- стве создаются социально значимые культурные ценности, открыва- ются неведомые доселе факты, свойства и закономерности, раскры- ваются новые методы познания и преобразования действительности.
Одной из отличительных особенностей творческой деятельности яв- ляется способность человека преобразовывать непосредственно дан- ное в конкретно-образной форме, создавая из обычных впечатлений необычные комбинации. Процесс создания нового в форме образа, представления или идеи есть воображение. Воображение во многом зависит от восприятий того, что в данный момент действует на чело- века, а также от представлений того, что воздействовало на него раньше.
По своей природе воображение тесно связано с мышлением. Как и мышление, воображение возникает в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения. Как и в мышлении, в воображении осуще-


439
ствляется опережающее отражение действительности. Важнейшее на- значение воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, в предвосхи- щении того, что еще не существует. Однако опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир, а в про- цессах воображения — в конкретно-образной форме.
Включение мышления или воображения в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации. Ес- ли исходные данные задачи известны, то ход решения задачи подчи- няется преимущественно законам мышления. Если же имеется дефи- цит информации, то действует механизм воображения. При отсутствии необходимых для мышления знаний воображение может приобрести относительную самостоятельность, выйти за пределы обычных норм мышления.
Особенно важную роль воображение играет в научном и художе- ственном творчестве. Ученому воображение позволяет строить гипо- тезы, мысленно проигрывать научные эксперименты. Задумывая по- становку опыта, ученый, исходя из своих гипотез и учитывая уже установленные законы данной области, может в воображении пред- ставить такую конкретную ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить выдвинутую им ги- потезу. Такое мысленное создание конкретной ситуации эксперимен- та является актом творческого воображения в научном исследовании.
Роль воображения в научном творчестве заключается в том, что оно позволяет преобразовывать закрепленную научными традициями па- радигму и смотреть на вещи по-новому. Подчеркивая значение вооб- ражения для творческого процесса, А. Эйнштейн отмечал, что вооб- ражение важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение охватывает все на свете, стимулируя прогресс и являясь его источни- ком.
Важнейшей особенностью воображения, участвующего в художе- ственном творчестве, является его эмоциональность. В творческой деятельности писателя, художника или музыканта воображение и чувства, воплощенные в художественных образах, неотделимы друг от друга.

440
Необходимым условием претворения в жизнь творческих сил че- ловека является мечта. Мечта, будучи формой проявления вообра- жения, представляет собой образы желаемого будущего, не вопло- щенные непосредственно в те или иные продукты деятельности.
Мечта вдохновляет человека, помогает ему бороться с трудностями жизни, дает возможность заглянуть вперед. Но мечта может вызвать энтузиазм и привести к цели только в том случае, если она реально выполнима.
Беспредметные образы и представления, оторванные от жизни, но связанные с потребностями человека, называют грезами. В них чело- век сполна удовлетворяет все те потребности, реализовать которые он не способен в настоящей жизни.
Сила воображения, его значение для познания и творчества опре- деляется прежде всего тем, насколько воображение учитывает меру, за пределами которой оно может утратить смысл и объективную зна- чимость своей продуктивности, а также тем, насколько новым и ори- гинальным является результат его продуктивности. Если воображение не удовлетворяет этим условиям, то оно оборачивается творчески бесплодной фантазией.
Термин «фантазия» выступает часто в качестве синонима вообра- жения. Однако отождествлять эти понятия не следует. Дело в том, что если воображение всегда связано с реальностью и ориентировано на нее, то фантазия, как правило, использует образы-символы, которые сознательно гипертрофируют, извращают действительность.
Творчество неразрывно связано с интуицией. Выделяется не- сколько видов интуиции, но предпочтение отдается интеллектуаль-
ной интуиции как способности прямого, непосредственного постиже- ния истины без предварительных логических рассуждений и доказательств. Гуссерль, например, понимал под интуицией непо- средственное созерцание общего. Необходимым условием интеллек- туальной интуиции, по его мнению, является редукция, то есть пере- ключение внимания с эмпирических фактов на смыслы, непосредственно открывающиеся сознанию.
Интуиция — это процесс, который, как правило, происходит внезапно и неосознанно. Поэтому интуиция нередко понимается как бессознательный процесс. Например, Фрейд рассматривал интуицию


441
как скрытый, бессознательный первопринцип творчества. В действи- тельности же интуиция детерминируется не только бессознательны- ми, но и сознательными моментами, в ней проявляется единство чув- ственной и рациональной сторон познания. Правда, интуиция не поддается описанию по законам формальной логики, ибо строго ло- гическое мышление гарантирует успех лишь в решении типовых за- дач. Однако нельзя считать интуицию алогичным процессом, по- скольку она является особым видом умозаключения, когда осознается и остается в памяти не весь его ход, а лишь окончательный вывод.
В процессе познания окружающего мира человек благодаря ощу- щениям, восприятиям, мышлению не только отражает в сознании раз- личные предметы, их свойства и разнообразные связи между ними, для него они приобретают определенный личностный смысл. Внут- реннее переживание смысла познаваемого объекта порождает эмо- ции. Эмоции являются необходимым моментом познания. Образ дей- ствительности, возникающий на основе единства чувственного и рационального, — это, прежде всего переживаемый субъектом позна- ния образ.
§ 8. Понимание
Познание как единство чувственного и рационального тесно свя- зано с пониманием. Понимание — это такая форма освоения дейст- вительности, в процессе которой осуществляется постижение и вос- произведение смыслового содержания природных и социально- культурных объектов.
Понимание представляет собой единство двух процессов: смыс- лопорождения и смысловосстановления, или расшифровки, интерпре- тации смысла.
Особенностью понимания является то, что оно развивается в про- цессах общения, диалога. В узком смысле диалог есть обмен инфор- мацией между двумя людьми, а в широком смысле говорят о диалоге цивилизаций, культур, поколений. В процессе диалога рождается но- вое знание, основанное на общности менталитета культур, создаются предпосылки для духовного общения, совместного практического действия. Понимание можно толковать как установление определен-

442
ного отношения между новым и известным, как подведение нового знания под известное.
В основе понимания лежат операции со смыслами. Понять можно только то, что имеет смысл. Наиболее изученной является лингвисти- ческая проблема смысла, поскольку смысл всегда получает лингвис- тическое воплощение в некотором языковом выражении. В аналити- ческой философии в процессе анализа семантических связей в языке было выделено два вопроса: о чем идет речь и что говорится в речи, что в ней утверждается или отрицается.
С точки зрения Л. Витгенштейна, понимание — это процесс, на- правленный на обнаружение скрытой логической структуры предло- жения. Процедура понимания, неотделимая от логического анализа, непрерывно происходит во время общения людей, в ходе которого осуществляется мгновенная полная редукция предложения до уровня элементарных предложений. В результате логическая форма предло- жения становится упорядоченной, а смысл предложения — понятным слушателям.
Понимание бывает донаучное и научно-теоретическое. К донау-
ным видам понимания, которые складываются в непосредственном жизненном процессе,относятся: освоение и понимание языка, пони- мание других людей, понимание социальных норм, знаков, символов и ценностей.
Научно-теоретические виды понимания основываются на исполь- зовании методологических правил и выступают в качестве интерпре- тации. К ним относятся: историческое понимание как интерпретация жизненного мира людей прошлых эпох; филологическое понимание
как перевод и истолкование древних текстов; естественнонаучное
понимание как толкование природных объектов и интерпретация на- учных теорий; понимание в социально-антропологических исследова-
ниях как интерпретация культурных норм и ценностей.
Понимание является основным понятием такого современного философского учения, как герменевтика.
Контрольные вопросы
1. Что является предметом гносеологии?