Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1164
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
443 2. Дайте характеристику основных моделей познания.
3. Что такое субъект и объект познания?
4. Как в истории философской мысли решался вопрос о позна- ваемости мира?
5. Какова роль практики в процессе познания?
6. Чем отличается заблуждение от лжи?
7. Раскройте суть основных концепций истины.
8. Что является критерием истины?
9. В чем ограниченность рационализма и эмпиризма?
10. Каковы основные формы чувственной ступени познания?
11. Каковы основные формы абстрактного мышления?
12. Как связаны между собой язык и мышление?
13. Что представляет собой воображение?
14. Какова роль интуиции в процессе познания?
15. Что такое понимание и каковы его виды?
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 2009.
Введение в философию : учеб. пособие для вузов. / авт. колл. :
Фролов И.Т. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. —
М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Фи- лософия. — М., 2009.
Марков Б.В. Философия. — СПб., 2009.
Налетов И.З. Философия. — М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. — М., 2006.
Философия : учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. —
М., 2008.
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
А.В. Разина. — М., 2009.
Философия : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2008.
Дополнительная литература
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. — М., 1996.
Загадки человеческого понимания. — М., 1991.
444
Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. —
М., 1987.
Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — М.,
1993.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. — М., 2009. Лек- торский В.А. Субъект, объект познания. — М., 1980.
Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. —
Екатеринбург, 1993.
Маритен Т.О. О человеческом знании // Вопросы философии.
1997. — № 5.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. — М.,
2002.
Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реально- сти. — М., 1997.
Мир философии. Книга для чтения : в 2 ч. — М., 1990.
Нарский И.С. Современные проблемы познания. — М., 1989.
Новая философская энциклопедия : в 4-х т. — М., 2000–2001.
Субъект, познание, деятельность. — М., 2002.
Философия: энциклопедический словарь / под. ред. А.А. Ивина.
— М., 2009.
Эволюция, культура, познание. — М., 1996.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
445
1 ... 26 27 28 29 30 31 32 33 ... 41
ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
НАУКИ
Значительное по своим масштабам развитие современной науки повышает интерес к самому явлению науки. Наука — важнейшая форма человеческих знаний. Она открыла практическую силу знания о вещах и предметах окружающего человека мира, его законах.
§ 1. Понятие науки
Наука — это особая форма общественной духовной деятельно- сти, в процессе которой осуществляется выработка логически органи- зованного, систематизированного, объективно-истинного знания о существенных сторонах и связях явлений природы, общества и само- го процесса познания. Наука — это также особый социальный инсти- тут, представляющий собой совокупность разнообразных исследова- тельских организаций.
Научное знание возникает еще в античности и формируется в рамках философии. Философия стала первой формой мировоззрения древнего мира, которая посредством разума решала основные миро- воззренческие проблемы, с помощью логики обосновывала свои по- ложения, устанавливала достоверные и общезначимые принципы.
Именно с философии началось построение логически связанных и со- гласованных систем знания — теорий.
По мере накопления эмпирического материала и совершенствова- ния методов исследования появлялись новые формы теоретического освоения действительности — конкретные науки. Уже в школе Ари- стотеля происходит дифференциация теоретического знания. Аристо- тель отделял собственно философию (метафизику) как учение о са- мых общих началах бытия от физики как учения о природе, от психологии как учения о душе, от формальной логики как учения о правильном мышлении и т. д. Он отличал теоретическое знание от
446
знания практического. Согласно Аристотелю, теория — это такое знание, которое ищут ради него самого, а не для каких-то утилитар- ных целей.
Теорияв переводе с греческого означает наблюдение, рассмотре- ние. И это отражает суть античной науки. Она носила исключительно созерцательный характер, и главное в ней было соотнесение логиче- ских схем с наблюдаемыми явлениями в их естественном течении.
Поэтому идея эксперимента была чужда античным ученым.
Начиная с конца средних веков, происходит постепенная подмена понятия «наука» понятием «естествознание». Первый естествоиспы- татель средневековья Р. Бэкон объявил опыт, эксперимент и матема- тику краеугольными камнями всего здания науки. В эпоху Возрожде- ния была признана возможность математического описания результатов, получаемых экспериментальным путем. Г. Галилей рас- сматривал природу как совокупность объективных законов, позна- ваемых с помощью эксперимента и математики. Для адекватного ма- тематического описания законов природы необходимо было обратиться прежде всего к пространственным свойствам физических тел: величине, фигуре, количеству, движению. Именно эти свойства, а не качественное своеобразие вещей, могут быть выражены в матема- тических закономерностях. Согласно Галилею, весь мир пронизан бесконечной причинной цепью, он становится объектом каузального объяснения на основе экспериментально-математических методов ис- следования.
Идеи Галилея нашли свое продолжение в трудах таких великих ученых и философов нового времени, как Ф. Бэкон, Р. Декарт,
И. Ньютон. Экспериментально-математическое естествознание на- долго определило идеал научности. В соответствии с этим идеалом осуществлялась организация научных исследований вплоть до конца
ХIХ в. Науку ХVII–ХIХ вв. называют классической.
Революционные открытия в естествознании на рубеже ХIХ–ХХ вв. в корне изменили научные представления о мире и обусловили воз- никновение неклассической науки.
Начиная со второй половины ХХ в. современная наука вступает в новую фазу своего развития и квалифицируется как постнеклассиче- ская.
447
Классическая наука исходила из того, что мир можно описать объективно, и требовала исследовать объект сам по себе, абстрагиру- ясь от воздействия на него познающего субъекта. Необходимо было элиминировать (исключить) все, что относится к человеку- наблюдателю, к средствам и приемам его деятельности.
Объектом изучения в классической науке выступает макромир, предметы которого доступны восприятию органов чувств непосред- ственно, либо посредством несложных технических средств. При этом мир признается строго упорядоченным, а, следовательно, под- дающимся рациональному объяснению. В нем господствуют динами- ческие закономерности, которые позволяют предсказывать поведение объектов точно и определенно.
Классическая наука использует математические приемы построе- ния теории и опирается на методы экспериментального исследования.
На основе классической науки, в которой синтез знаний осущест- влялся как сведение различных явлений к механическим, сложилась первая общенаучная механистическая картина мира. Вселенная в ней предстает состоящей из атомов, связанных между собой законом тяготения. Вселенная — это гигантский механизм, развивающийся без участия какого бы то ни было сознания, действующий исключи- тельно по законам механики, механики атомов.
Неклассическая наука, прежде всего, отвергает объективизм классической науки и раскрывает субъектность научного знания. Она утверждает антропный принцип, согласно которому мир такой, какой он есть потому, что это мы глядим на него, и всякое изменение в нас меняет картину мира. Поэтому для неклассической науки важным яв- ляется осмысление связи между знанием об объекте и характером средств и операций деятельности познающего субъекта. Только через раскрытие этих связей и возможно объективно-истинное объяснение мира. Таким образом, признав воздействие познавательной деятель- ности субъекта на объект, неклассическая наука вовсе не отрицает объективности научного познания. Хотя объект и реагирует на позна- вательные действия субъекта, характер его реакции обусловлен объ- ективными законами природы.
Поскольку становление неклассической науки было связано с раз- работкой квантовой теории, объектом ее исследования наряду с мак-
448
ромиром является микромир, а также мегамир, наблюдать которые можно только с помощью сложнейших технических устройств.
Физика микромира обнаружила принципиальную непредсказуе- мость поведения элементарных частиц. Идея классической науки об упорядоченности мира сменилась представлениями неклассической науки о его хаотичности и неопределенности. В силу этого в неклас- сической науке все большую роль играют статистические закономер- ности. В рамках неклассической науки допускается плюрализм в формировании картины мира, складывается квантово-механическая
картина мира, которая основана на механике не атомов, а сил.
Среди методов научного исследования на первый план в неклас- сической науке выходит моделирование, прежде всего построение математических моделей.
Для математической модели безразлична природа моделируемых процессов (материальные они или идеальные, органические или неор- ганические, природные или общественные). Поэтому математическое моделирование выражает тенденцию к интеграции научного знания, которая особенно ярко проявилась в постнеклассической науке.
Постнеклассическая наука, утверждая субъектность научного знания, учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций, которым подвергается объект в процессе познавательной деятельности субъекта, но и с цен- ностно-целевой ориентацией субъекта.
В постнеклассической науке происходит осознание универсаль- ной связи между неживой, живой и социальной материей, и все боль- шее значение приобретает антропный принцип, который требует рас- сматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. В результате меня- ется объект научного исследования. Таковым в постнеклассической науке становятся сложные самоорганизующиеся открытые системы.
В силу этого происходит активное внедрение в науку идей и методов синергетики. Идет активный процесс интеграции наук, преодолевает- ся разрыв между естественными и социально-гуманитарными наука- ми, создаются общенаучные дисциплины и методы, возрастают меж- дисциплинарные исследования.
449
Постнеклассическая наука «…восстанавливает общенаучную кар-
тину мира как единого системного образа Универсума»
79
§ 2. Эмпирический и теоретический уровни
научного познания
Развитие науки идет от простого собирания фактов через их изу- чение и раскрытие отдельных закономерностей к логически стройной теории, которая объясняет уже известные факты и предсказывает но- вые. Как развивающаяся система знаний наука включает в себя два взаимосвязанных уровня — эмпирический и теоретический.
Понятия «эмпирический» и «теоретический» не являются тожде- ственными понятиям «чувственное познание» и «рациональное по- знание», поскольку первые представляют собой разные способы вы- ражения познавательной деятельности в науке, а вторые характеризуют познавательную деятельность вообще и познаватель- ные способности человека. Выделение в науке эмпирического и тео- ретического уровней связано с характером добываемого материала и различием применяемых методов.
На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, что обусловливает специфику эмпирического исследования. Оно базиру- ется на непосредственном практическом взаимодействии исследова- теля с изучаемым объектом и предполагает осуществление наблюде- ния и экспериментальную деятельность. На основе обобщения, систематизации данных наблюдений и экспериментов устанавлива- ются эмпирические зависимости, которые описывают поведение на- блюдаемых объектов и представляют собой вероятностно-истинное знание. Все эти операции невозможны без деятельности мышления, ибо даже простое выражение в словах полученных результатов есть мыслительный процесс. Этого не отрицал основатель опытной науки нового времени Ф. Бэкон, который при анализе фактов в максималь- ной степени опирался на разум. Он осуждал грубых эмпириков, кото-
79
Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.
М., 1994. С. 254.
450
рые подобно муравью собирают все, что им попадается на пути, и сравнивал свой эмпирический метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением.
Итак, эмпирическое исследование не ограничивается использова- нием чувственных форм познания, а предполагает применение раз- личных форм мышления, всевозможных приборов, документов. Важ- нейшими методами эмпирического уровня научного познания являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — это метод, состоящий в преднамеренном, систе- матическом и целенаправленном восприятии предметов и явлений внешнего мира.
Наблюдение бывает житейским и научным. Житейское наблюде-
ние ограничивается регистрацией фактов, носит неорганизованный, случайный характер. Научное наблюдение является организованным, оно в той или иной мере должно отвечать следующим требованиям: иметь ясную установку и план, правильно отбирать и фиксировать факты, анализировать и истолковывать их на основе определенной гипотезы, проверять гипотезы на конкретном материале, устанавли- вать их правильность, делать обобщения и выводы.
Достоверность результатов наблюдения обусловлена квалифика- цией исследователя, его прошлым опытом, субъективными установ- ками, которые могут проявиться в интерпретации данных в духе ожи- даний исследователя. Подобные трудности чаще всего возникают в социальных науках, особенно в социологии и социальной психологии.
Для повышения объективности наблюдения необходимо избегать по- спешных обобщений и выводов, прибегать к помощи нескольких на- блюдателей и использовать для контроля повторное наблюдение или другие методы исследования.
С развитием науки наблюдение становится все более сложным, смыкающимся с экспериментом. Эксперимент отличается от наблю- дения активным воздействием исследователя на объект с целью соз- дания наилучших условий для его изучения. Эксперимент — это ис- пытание изучаемого объекта в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте то или иное явление можно исследовать в разнообразных ситуациях, можно повторить сколько угодно раз при