Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1159

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

468
раздвоения единого на взаимоисключающие стороны, взаимоотношения которых, с одной стороны, характеризуют объект как нечто целое, а, с другой стороны, составляют внутренний импульс его изменения, пре- вращения в новое качество. Принцип противоречия формирует у челове- ка гибкость мышления, способность адекватно оценивать изменяющиеся отношения между взаимосвязанными сторонами, тормозить или уско- рять осуществление того или иного процесса, выявляя благоприятные или неблагоприятные тенденции его развития.
Из принципа всеобщей связи вытекает принцип причинности (кау-
зальности). Причинность означает, что каждое явление имеет свою причину и одновременно является причиной другого явления. При- чинность лежит в основе детерминизма, но не исчерпывает всего его содержания. Диалектический детерминизмпризнает различные фор- мы обусловленности явлений: это не только генетическая связь, но и функциональная зависимость, и пространственно-временная корреля- ция, и иные коррелятивные связи.
Корреляция, или связь соответствия, которая часто проявляется в различных видах функциональной зависимости, составляет основу системных отношений. Принцип системности предполагает рассмот- рение объекта, во-первых, в его соотнесении с внешним окружением и, во-вторых, путем внутреннего расчленения с выделением его структуры — элементов, свойств, функций. Генезис структуры под- чиняется принципу причинности, а ее функционирование — корреля- тивным законам. Совмещение принципов причинности и системности осуществляется в рамках диалектического детерминизма, который со- ставляет основу процесса развития и дает возможность более глубо- кого его понимания.
Принцип детерминизма, исходя из того, что все в мире взаимосвя- зано и взаимообусловлено, утверждает возможность познания и пред- сказания явлений и процессов, имеющих не только однозначно опре- деляемую, но и вероятностную природу. Поэтому особо важное методологическое значение этот принцип приобретает при исследо- вании таких областей действительности, как, например, мир элемен- тарных частиц или общество, развитие которых во многом определя- ется действием статистических (вероятностных) закономерностей.

469
Метафизику как метод подхода к предметам и явлениям дейст- вительности называют антидиалектикой. В таком смысле понятие ме- тафизики стал употреблять Гегель. Мышление, оперирующее одно- сторонними, застывшими понятиями, он определял как метафизическое. Односторонность, абсолютизация, преувеличение
той или иной стороны объекта являются характерными особенно- стями метафизического метода. Широкое распространение метафизи- ческие взгляды получили в естествознании и философии XVII–
XVIII вв. В этот период наука только собирала факты, расчленяла природу на отдельные, не связанные между собой части. Это вырабо- тало у исследователей привычку рассматривать вещи и их составные части вне сложного взаимодействия между ними, вне развития.
Метафизика как метод имеет, подобно диалектике, ряд своих принципов. Во-первых, все предметы, явления, процессы рассматри- ваются как оторванные и не зависимые друг от друга. Во-вторых, ут- верждается абсолютность, завершенность всех мировых связей.
В-третьих, изменения, присущие конечным вещам, понимаются либо как процесс роста, то есть как только количественные изменения, ли- бо как повторение пройденного. И, наконец, в-четвертых, единствен- ным источником изменений признается столкновение внешних про- тивоположных сил.
Разновидностями метафизического метода являются софистика и эклектика. Внешне они очень похожи на диалектику, но по сути это есть «поверхностная, пустая диалектика» и они принципиально отли- чаются от подлинной диалектики.
Основу софистики составляет абсолютизация изменчивости и от- носительности познания, которая приводит к убеждению, что каждый человек имеет свою особую истину. Подобный релятивизм в конеч- ном счете породил уверенность в возможность убедительно, аргумен- тировано защищать любую точку зрения, даже заведомо ложную.
Софистика — это сознательное использование в споре и доказа- тельствах софизмов. Софизмом называют умышленно ошибочное рассуждение, выдаваемое за истинное. Как правило, софизмы осно- вываются на двусмысленности слов, на подмене понятий, на том, что событие вырывается из общей связи событий, на преднамеренно не- правильном подборе исходных положений.


470
Во все времена софистика подвергалась критике. Еще Аристотель называл софистов учителями мнимой мудрости и проводил разбор софистических уловок, при помощи которых в споре можно ввести оппонента в заблуждение. Однако софистика сыграла и определен- ную положительную роль, прежде всего в становлении техники фило- софской дискуссии, в развитии искусства логической аргументации, а, нарушая неизвестные еще законы мышления, способствовала их открытию.
Эклектика — это методологический прием, основанный на вы- хватывании отдельных, часто несовместимых и исключающих друг друга мыслей, фактов, взглядов, воззрений и их механическом сме- шении.
Одним из видных представителей эклектики в философии был древнеримский философ Цицерон. Свою эклектическую позицию он обосновывал тем, что при решении философских вопросов следует все обсуждать с противоположных сторон, чтобы составить правдо- подобное мнение о той или иной вещи. В своей философии Цицерон соединил и стоицизм, и скептицизм, и платонизм, и аристотелизм.
Эклектика содержит в себе потребность синтезировать целостное воззрение на мир, но собственной целостной системы, основываю- щейся на едином принципе, не создает. Поэтому нередко понятие эк- лектики употребляется в значении «неоригинальный», «нетворче- ский».
Эклектика может быть результатом либо плохого знания иссле- дуемого явления, либо сознательного искажения действительности, когда различные точки зрения смешиваются для того, чтобы доказать, что между ними нет никакой разницы, а затем протащить точку зре- ния, сообразную поставленной цели.
Софистика и эклектика, зародившиеся еще в Древней Греции, применяются и в настоящее время. Они широко используются в рек- ламе, пропаганде, средствах массовой коммуникации и особенно в политике.
Метафизический метод также включает в себя любые односто- ронние действия практической деятельности людей (волюнтаризм, бюрократизм, консерватизм и т. д.) и все те разновидности, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм,

471
этапов познавательного процесса, например, рационализм, эмпиризм, релятивизм и т. п.
Наряду с диалектическим и метафизическим методами существу- ют и иные философские методы: интуитивистский, феноменологиче- ский, герменевтический и др. Все они правомерны и необходимы в рамках своей компетенции. Диалектический метод наиболее эффек- тивен при анализе развивающихся, органически целостных структур.
Метафизический метод вполне уместен на уровне обыденного созна- ния, когда не требуется рассматривать предмет в развитии и во всех взаимосвязях.
Интуитивистский метод ориентирован в основном на художест- венную модель познания, на знание-переживание, на все, что обнару- живает себя посредством интуиции.
Феноменологический метод нацелен на исследование сознания, на анализ приобретенных установок сознания, проблем значения и смысла, на выявление возможностей многообразных способов смыс- лообразования.
В современной западной философии широкое распространение получила герменевтика. Герменевтика — это метод истолкования и понимания. Он успешно применяется при исследовании процессов интеграции всего научного познания в личностные знания.
§ 6. Общелогические методы научного познания
В самых различных отраслях науки используются такие общело-
гические методы, как анализ и синтез, обобщение и абстрагирова- ние, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, ин- дукция и дедукция, аналогия и моделирование.
Анализэто метод исследования, состоящий в мысленном или практическом расчленении предметов, свойств предметов или отноше- ний между предметами на составляющие их элементы, каждый из кото- рых затем изучается в отдельности. Анализ является успешным только в том случае, если он позволяет восстановить целое, осуществить синтез.
Синтез — это объединение полученных в результате анализа элементов в единое целое. Но синтез не является простым суммиро- ванием частей. В процессе синтезирования осуществляется познание


472
взаимодействия частей как целого. Например, разобранный на части мотор можно вновь собрать, но если нарушить связи и отношения частей, то вместо мотора получится просто груда металла.
Абстрагированиеэто процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений предметов. В процессе мышления человек в первую очередь абстрагируется от тех признаков, свойств и связей, знание которых затрудняет ход исследования. Если перед исследова- телем ставится задача, например, раскрыть сущность предмета или явления, то в процессе абстрагирования выбираются основные, об- щие, необходимые свойства и отношения и отбрасываются случай- ные, несущественные, побочные.
Результатом процесса абстрагирования является абстрактное, или абстракция. Научная абстракция — это не просто нечто отвлеченное от многообразного целого, это общее в форме мысли.
Абстрактное противопоставляется конкретному, и процесс дви- жения мысли представляется восхождением от абстрактного к
конкретному. Впервые описание мыслительного процесса подобным образом было дано Гегелем. Развитие содержания абсолютной идеи он рассматривал в направлении от наиболее бедных (абстрактных) определений к определениям все более и более богатым, наполнен- ным конкретным содержанием.
С точки зрения материалистической гносеологии, на основе изу- чения конкретного, то есть реального, чувственно воспринимаемого объекта, человек создает абстрактное, а затем от абстрактного восхо- дит к конкретному, но уже в теоретически обогащенном виде. Напри- мер, при изучении определенного художественного произведения с помощью абстракции мысленно выделяют его идейное содержание, композицию, сюжет, типичные образы и т. п., а затем устанавливают органическую взаимосвязь между всеми его сторонами. В результате исследуемое произведение предстает как единое целое, и таким обра- зом мы получаем теоретически обогащенное конкретное знание о нем. По выражению К. Маркса, мышление усваивает себе конкретное, воспроизводя его как духовно-конкретное.
Благодаря методу восхождения от абстрактного к конкретному создается возможность познать то, что недоступно чувственному, не- посредственному созерцанию, и отразить его глубже и полнее.

473
Те признаки предметов, которые были выделены посредством аб- страгирования подлежат процессу их мысленного объединения. Этот процесс получил название обобщения. Например, ученые, изучая фи- зические и химические свойства отдельных металлов, выделили такие присущие им необходимые свойства, как ковкость, теплопроводность, электропроводность, особый металлический блеск. Обобщение этих существенных отличительных признаков нашло отображение в поня- тии «металл» и стало характеризовать весь класс металлов. Таким об- разом, в процессе обобщения происходит переход от единичного к общему, причем обобщению подлежат и суждения, и научные теории.
Получение обобщенного знания означает более глубокое проникно- вение в сущность действительности.
С процессами абстрагирования и обобщения тесно связана идеа- лизация. Идеализация — это способ образования понятий абстракт- ных объектов. Такие понятия отличаются от остальных понятий тем, что в них наряду с признаками, присущими реальным объектам, от- ражаются признаки, которые значительно отходят от реальных свойств или в чистом виде совершенно отсутствуют в исследуемых объектах. Например, такие понятия, как «геометрическая линия»,
«квадрат», «окружность», «идеальный газ», «абсолютно черное тело»,
«точка» и т. п. существуют только в абстракции. В природе мы не найдем евклидову «точку», которая не имела бы ни частей, ни вели- чины; она есть результат нашего мыслительного конструирования.
Поэтому идеализированные объекты называют еще теоретическими
конструктами. Они упрощают и облегчают решение задач, в силу че- го их вводят и изучают самые разные науки.
Индукция — это метод исследования, заключающийся в переходе от знания единичных утверждений к знанию общих положений. На- чиная познание окружающего мира с изучения единичных вещей, яв- лений и фактов, человек приходит к общим суждениям, в которых отображается знание общих закономерностей. Теоретическое мышле- ние возможно именно в силу того, что человек индуктивным путем устанавливает те или иные общие положения. Новые общие правила можно, конечно, логически вывести из других общих правил, но при этом не следует забывать, что сами исходные общие положения были получены в процессе индукции.


474
Различают полную индукцию и различные виды неполной индук- ции. Полной индукцией называют общий вывод о классе каких-либо предметов в целом на основании знания о всех без исключения пред- метах этого класса.
Знания, полученные в результате полной индукции, являются вполне достоверными. Однако к слабым сторонам полной индукции относится ограниченность сферы ее действия: она применима лишь к множествам, допускающим исчерпывающий перебор входящих в них элементов. Поэтому в научной практике широко используется непол- ная индукция.
В неполной индукции общий вывод обо всем классе предметов де- лается на основании знания лишь о некоторых предметах данного класса. Примером такой индукции может служить индукция через
простое перечисление. Такая индукция дает нам возможность перейти от известных фактов к неизвестным и таким образом расширить наши знания об окружающем нас мире. Однако выводы ее не являются дос- товерными, поскольку единственное основание этих выводов состоит в незнании случаев, которые противоречили бы им. Так, открытие ав- стралийских черных лебедей опрокинуло державшееся столетиями утверждение о том, что «все лебеди белые».
Индукция в процессе реального опытного исследования осущест- вляется в неразрывной связи с дедукцией. Именно это и дает возмож- ность приходить к вполне достоверным выводам в процессе такого исследования.
Дедукцияэто метод, посредством которого новое знание о предметах выводится чисто логическим путем из уже имеющегося некоторого знания об исследуемых предметах. Огромную роль дедук- тивный метод играет в математике. Известно, что все теоремы выво- дятся по правилам логики с помощью дедукции из небольшого ко- нечного числа исходных начал — аксиом. Дедуктивный метод получил широкое применение не только в математике, но и во всем комплексе теоретических наук как орудие их логического упорядоче- ния и построения.
Дедуктивный метод, как правило, применяется после того, как на- коплен фактический материал в определенной области знания и тре-

475
буется более глубокое познание опытных данных, их систематизация, строгое выведение из исходных предположений всех следствий.
С помощью дедукции, при условии истинности посылок и соблю- дения правил вывода, с необходимостью получают достоверные зна- ния. Но обосновать истинность самих изначальных общих предпосы- лок дедукция не может, поэтому научная дедукция предполагает обоснование этих предпосылок в ходе обобщения результатов анали- за соответствующих фактов, то есть посредством индукции.
В науке часто приходится изучать одни явления на основе позна- ния других, если первые нельзя исследовать непосредственно. В этих случаях прибегают к аналогии. Аналогия — это процесс переноса знания, полученного из рассмотрения одного объекта, на менее изу- ченный, но сходный с ним в существенных признаках другой объект.
Так, например, аналогия между падением яблока и движением небес- ных тел привела Ньютона к открытию закона всеобщего тяготения.
Ученый рассуждал следующим образом: если яблоко падает на землю, то должна быть причина, заставляющая его стремиться к земле, — при- тяжение. Если Луна постоянно вращается вокруг Земли, значит при- чина этого — опять притяжение Земли; но Земля и другие планеты обращаются вокруг Солнца. Так, переходя от сходства явлений к за- ключению о сходстве причин этих явлений, Ньютон пришел к выводу о всеобщем тяготении небесных тел.
Используя метод аналогии, важно не просто найти как можно больше общих свойств у сопоставляемых объектов, но и учесть их возможное отношение к переносимому признаку.
Рассмотрим это на примере сравнения двух любых книг. Они имеют множество аналогичных элементов: переплет, книжный блок, форзац, титульный лист, поля и т. д. Однако на этом основании нельзя сделать достоверный вывод о том, что имеющийся в одной книге предметно-именной указатель должен по аналогии присутствовать и в другой книге. Для такого вывода важно выявить определенную зави- симость переносимого признака от действующих в издательстве пра- вил подготовки книг определенного типа и объема. Поэтому нас должны интересовать иные аналогичные черты сопоставляемых книг: относятся ли они к разряду научной литературы, их объем, издатель- ство, в котором их подготовили к выпуску.


476
Выводы по аналогии верны только с определенной долей вероят- ности, поскольку на основе того, что предметы имеют одни общие свойства, не всегда с уверенностью можно сказать, что у них общие и другие свойства. Однако, надлежащую оценку выводные операции данного типа могут получить в достаточно широком контексте кон- кретных обстоятельств, которые в состоянии существенно повысить или понизить вероятность заключения.
Кроме того, выводы по аналогии должны быть обоснованы даль- нейшими исследованиями. В противном случае применение аналогии может привести к ошибочным выводам, как это случилось, например, с Кантом, который, сравнивая Землю и Луну, обнаружил ряд призна- ков, общих этим небесным телам, и на этой основе предположил, что
Луна, как и Земля, обитаема. Однако не смотря на то, что аналогия дает лишь вероятностное знание, она имеет важное эвристическое значение, так как несет в себе нечто новое, помогающее нам разби- раться в окружающей обстановке и предвидеть направление развития событий и явлений.
В науке нередки случаи, когда непосредственный доступ к объек- ту затруднен, например, из-за его слишком больших или слишком ма- леньких размеров, значительной удаленности, экономической нецеле- сообразности и т. п. Тогда ученые прибегают к помощи модели- рования.
Аналогия лежит в основе построения модели. Моделью называют систему элементов, воспроизводящей определенные стороны, связи, функции изучаемого объекта (оригинала) и служащей источником информации о нем. Метод исследования объектов путем построения модели, замещающей эти объекты называется моделированием.
Моделирование означает соответствие между оригиналом и его моделью, что позволяет переходить от модели к самому объекту и пе- реносить на него результаты, полученные с помощью модели.
По способу воспроизведения информации об оригинале модели делятся на вещественно-технические (материальные) и знаковые.
Материальные модели широко используются при изучении явлений органических и неорганических систем, при испытании различных инженерных устройств, при исследовании разнообразных физиче- ских, химических, биологических и социальных процессов.

477
Современная наука все чаще прибегает к знаковому моделирова-
нию, при котором моделями выступают схемы, чертежи, формулы, уравнения, определенным образом построенное словесное описание объекта. Важнейшим видом такого моделирования является матема- тическое моделирование. Например, если построить систему уравне- ний, выражающую связи и процессы, характерные для той или иной экономической системы (предприятия, отрасли промышленности), то это будет математическая модель данной системы.
Особое значение знаковое моделирование приобрело благодаря появлению кибернетики, теории информации, общей теории систем, теории структур и алгоритмов и др. Эти новые области знания стоят на более высокой ступени абстрагирования, нежели традиционные ес- тественные дисциплины. Осознав первостепенную важность взаимо- действия частей в создании целого, они формировали свой предмет не столько за счет изучения вещей и их свойств, сколько за счет иссле- дования отношений между объектами самой различной природы, изу- чения функционирования и развития целостных систем.
§ 7. Общенаучные подходы к познанию действительности
Эволюция понятий системы, элемента, структуры, функции, веро- ятности, определенности, неопределенности, информации и т. п. по- зволила сделать вывод о формировании в ХХ в. качественно нового типа познавательных средств науки — общенаучных категорий. Одну из важнейших особенностей общенаучных категорий составляет то, что на их основе постепенно складывались особые подходы к позна- нию действительности, которые носят предельно широкий, общена- учный характер. Именно таковыми являются системный, структурно- функциональный, синергетический, информационный подходы.
Системные науки основываются на единстве законов природы и общества. «Отец кибернетики» американский ученый Н. Винер объе- динил ученых различных специальностей, полагая, что все они долж- ны уметь трудиться сообща, знать интересы друг друга и исследовать новое предложение коллег до тех пор, пока оно не будет сформулиро- вано в совершенстве. В кибернетике осуществляется взаимосвязь гу- манитарных и естественных наук. Можно сказать, что гуманитарный