Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1157

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

478
аспект входит в самую сердцевину кибернетической проблематики, особенно, в области «искусственного интеллекта».
Современная кибернетика апеллирует, как правило, к самооргани- зующимся системам, которым присущи следующие свойства: актив- ность, внутренняя целесообразность, оптимальная надежность и веро- ятностная детерминация (стохастичность). Для самоорганизующейся системы доминирующей является внутренняя цель, которая может интерпретироваться как следование определенной программе, напри- мер, действие биологической системы на основе какой-либо закоди- рованной в генотипе информации. Аналогично обстоит дело в само- обучающихся системах, в которые закладывается алгоритм методики обучения.
Необходимость освоения сложных саморазвивающихся систем, практического решения комплексных проблем экономики, экологии, со- циологии, политики обусловила актуальность системных исследований.
Один из основоположников общей теории систем австрийский биолог и философ Л. фон Берталанфи за образец системного строе- ния любых вещей взял живой организм. Он утверждал, что организм есть целостная изменяющаяся система взаимосвязанных между собой элементов, обладающая свободой выбора как в развитии своей струк- туры, так и своего поведения. Важными признаками живых систем
Л. фон Берталанфи считал их иерархичность и открытость.
Открытые системы — это такие системы, которые обменивают- ся с окружающей средой веществом и энергией. Это позволяет им достигать конечного состояния независимо от начальных условий.
Общие принципы рассмотрения живого организма ученый рас- пространил затем и на физические, химические и социальные систе- мы, обратив внимание на то, что системные исследования выявили наличие системных законов, которые проявляются в виде аналогий и представляются формально идентичными, но относящимися к совер- шенно различным дисциплинам.
Широкий поиск междисциплинарных аналогий — один из наиболее естественных путей выявления системных законов. Системные законы позволяют по-новому и специфически подойти к явлениям сложной ре- альности, отразить не только традиционные причинно-следственные свя- зи, но и присущее сложным системам внутреннее целеполагание. Сис-

479
темные законы способны описать реальность огромного диапазона — от мыслящего мозга, социальных явлений и технических комплексов до от- носительно простых систем механики, доставляя новые средства позна- ния и прогнозирования. Например, закон энтропии может применяться практически в любой области. Согласно этому закону, рост информации в системе оборачивается еще большим ростом энтропии (дезорганиза- ции, неупорядоченности) в каких-либо подсистемах этой системы или же в ее среде. Особый интерес к этому закону вызван обострением эко- логического кризиса. Широкая системная его оценка позволяет на основе закона энтропии сделать вывод, что любые нововведения, представляю- щиеся вполне полезными с некоторой узкой точки зрения, в силу неуст- ранимых энтропийных эффектов, могущих проявиться в другом месте и в другое время, способны оказаться сугубо вредными в более широком контексте. Таким образом, абсолютно необходимо научиться заранее оп- ределять те локальные области, подсистемы и элементы, ценой деграда- ции которых достигается итоговый прогресс в интересующей нас систе- ме. Поэтому не случайно, что сегодня среди общенаучных методов выделяются системный и структурно-функциональный подходы, в осно- ве которых лежит анализ объектов как динамических, развивающихся систем.
Системный подход предполагает рассмотрение всех без исклю- чения элементов системы, всех связей и отношений между ними, об- разующих ее внутреннюю структуру; исследование характера иерар- хичности, присущей данной системе, и всех внешних отношений между элементами системы и лежащей вне ее действительностью.
Структурно-функциональный подход требует выявить связь между строением системы и присущим ей способом поведения; ис- следовать каждый элемент структуры с точки зрения тех функций, которые он выполняет в системе других элементов; изучить, каким образом в системе осуществляются те функции, которые являются необходимыми для ее существования.
Важное методологическое значение имеют синергетические
идеи, которые широко внедряются в конкретно-научные дисциплины и нацеливают ученых на выявление закономерностей эволюции от- крытых, неравновесных природных, социальных и познавательных систем. Согласно синергетике, для сложноорганизованных систем


480
существует несколько альтернативных путей развития и, зная тенден- ции самоорганизации системы, можно выбрать наиболее оптималь- ный из них, ускорив тем самым процессы ее эволюции.
Формирование информационного подхода к познанию действи- тельности связано с выделением и исследованием именно информа- ционного аспекта изучаемых явлений. Наукой все глубже осознается тот факт, что без изучения информационного среза реальности позна- ние мира не может считаться сколько-нибудь полным и адекватным, поскольку информация является одним из основных универсальных свойств объективного мира. Практически все существующие в мире взаимосвязи имеют информационный характер. Осознание главенст- вующей роли информации в природе и социальных явлениях и введе- ние понятия информации в научный обиход позволило подойти с единой точки зрения к изучению самых различных процессов взаимо- действия объектов природной и социальной действительности.
Информация есть отражение разнообразия в любых объектах и процессах этого мира. В неорганической природе информацией будут те изменения объекта, которые вызваны в нем воздействием другого объекта, а в органической природе информация представляет собой сигналы, которые становятся фактором существования живых орга- низмов, например, приспособление животного к меняющимся усло- виям внешней среды. Информация является носителем смысла всех процессов, происходящих в природе и обществе.
Информационный подход как новый общенаучный метод позна- ния позволяет при изучении любого предмета или явления выявлять и анализировать в первую очередь характерные для них информацион- ные процессы.
В каждом познавательном и социальном действии информация при- сутствует как сведения, знания, которые могут передаваться и объекти- вироваться. В рассмотрение информационных процессов, связанных с человеческим познанием и обществом, так или иначе включаются такие факторы, как содержание, смысл и ценность информации, цель ее пере- дачи, приема, накопления и использования, побудительные мотивы всех участников информационных процессов и т. п.
Со второй половины ХХ в. в связи с прогрессом технических средств массовых коммуникаций и ростом объема передаваемой ин-

481
формации значительно усовершенствовалась технология сбора, пере- дачи, переработки и использования информации. Эта технология спо- собна заметно влиять на важнейшие области социальной практики.
Канадский философ и социолог М. Маклюэн, разработавший кон- цепцию о доминирующей роли средств передачи информации в раз- витии общества, подчеркивал, что вся суть заключается в средствах общения. С развитием средств коммуникации он связывал даже смену общественного строя, отмечая, что устной речи как главному средст- ву общения отвечал общинный строй, письменной — корпоративный строй средневековья, печатной — индивидуалистическое общество нового времени с его отчужденным «типографским человеком». Ко- нец ему и всей «гутенберговой галактике», по его мнению, несет по- явление и развитие в ХХ в. электронных средств общения, ведущих к
«мировой деревне», в условиях которой обеспечивается цельность че- ловеческого восприятия.
Особая роль в становлении грядущей информационной цивилиза- ции принадлежит развитию компьютерной технологии. Компьютер- ная технология появилась в конце Второй мировой войны для реше- ния, прежде всего военно-технических задач (управление зенитным огнем и т. п.). Постепенно сфера деятельности компьютеров расши- рилась, вышла за пределы отдельных производственных и управлен- ческих операций и потребовала создания больших систем комплекс- ной автоматизации, основное назначение которых состоит в том, чтобы передать им лишь некоторые функции управления, осуществ- ляемые человеком. На это обращал внимание Н. Винер, когда писал:
«Люди с психологией машинопоклонников...надеются, что мир авто-
матов возьмет на себя наиболее трудную часть нашей умственной
деятельности — как тот греческий философ, который в качестве
римского раба был принужден думать за своего господина. Это яв-
ное заблуждение. Целенаправленный механизм вовсе не обязательно
будет искать путей достижения наших целей, если только мы не
рассчитаем его специально для решения этой задачи»
84
Совершенствование информационной культуры привело к воз- никновению нового вида общения, общения между человеком и ма-
84
Винер Н. Творец и робот. М., 1966. С. 73–74.


482
шиной. Такой информационной связи не было выработано в процессе эволюционного развития в природе, поскольку речь идет о связи ме- жду живой и неживой материей, между живой материей и ее продук- том, то есть овеществленной в предмете интеллектуальной деятель- ности. Кибернетические машины представляют собой самоуправ- ляющуюся систему, которая функционирует на основе восприятия и переработки информации.
В конце ХХ в. были созданы РС и глобальная сеть Интернет с но- выми техническими решениями по хранению и переработке инфор- мации. Появились принципиально иные способы выражения и изло- жения мысли. Благодаря новейшим информационным технологиям стало возможным устанавливать непосредственные связи между раз- личными частями текста и отдельными понятиями в тексте, распако- вывать любой фрагмент текста. Коренным образом изменился про- цесс коммуникации. Интернет резко увеличил аудиторию и разнообразил тематику коммуникаций, позволил на равных каждому общаться с каждым, обогатил общение видеорядом, кроме того, он приучает к более рациональной организации коммуникации, к более обоснованным рассуждениям. Но в то же время он заменяет живое человеческое общение на квазиобщение посредством компьютерных сетей.
Системный, структурный, информационный и др. подходы — од- ни из ряда возможных подходов в науке. Их значение не следует аб- солютизировать, даже если они имеют общенаучный характер. Каж- дый из них выступает своеобразным дополнением друг друга и образует еще одно качественно новое звено философской и специаль- но-научной методологии.
Контрольные вопросы
1. Какое знание называют научным?
2. Какой период в развитии науки называют классическим?
3. Каковы особенности неклассической науки?
4. Перечислите основные черты постнеклассической науки.
5. Чем отличается эмпирический уровень научного познания от теоретического уровня?

483 6. Каковы важнейшие методы эмпирического уровня научного познания?
7. Какие методы применяются в теоретическом исследовании?
8. Какие формы научного знания Вы можете назвать?
9. Что такое «метод познания»?
10. Охарактеризуйте общелогические методы познания.
11. Какие общенаучные подходы к познанию Вы знаете?
12. Сравните диалектический и метафизический методы позна- ния.
13. Какие еще философские методы познания Вы можете назвать?
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 2009.
Введение в философию : учеб. пособие для вузов / авт. колл. :
Фролов И.Т. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. —
М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Фи- лософия. — М., 2009.
Марков Б.В. Философия. — СПб., 2009.
Налетов И.З. Философия. — М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. — М., 2006.
Философия : учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. —
М., 2008.
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
А.В. Разина. — М., 2009.
Философия : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2008.
Дополнительная литература
Введение в историю и философию науки : учеб. пособие для вузов / под ред. С.А. Лебедева. — М., 2005.
Ильин В.В. Философия науки. — М., 2003.
Канке В.А. Основные философские направления и концепции нау- ки: итоги ХХ столетия. — М., 2000.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. — М., 2009.


484
Лебедев С.А. Философия науки. Словарь основных терминов. —
М., 2004.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. —
М., 2000.
Микешина Л.А. Философия науки. Современная эпистемология.
Научное знание в динамике культуры. Методология научного иссле- дования. — М., 2005.
Наука в культуре. — М., 1998.
Новая философская энциклопедии : в 4-х т. — М., 2000–2001.
Рациональность. Наука. Культура. — М., 2002.
Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эво- люция. — М., 2000.
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. — М., 2006.
Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 1994.
Томпсон М. Философия науки : пер. с англ. — М., 2003.
Философия науки : хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А. Микешина. —
М., 2005.
Формирование современной естественнонаучной парадигмы. —
М., 2001.
Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. —
М., 1997.
Этика и ответственность науки // Человек. — 2000. — № 5.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

485
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   41

ГЛАВА 4. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ТЕХНИКИ
Техника как область человеческой деятельности с древних времен привлекает к себе внимание философов. Проблемы, связанные с тех- никой, на протяжении веков рассматривались в рамках социальной философии, философской антропологии, философии истории. И толь- ко во второй половине ХХ в. техника стала предметом анализа такой относительно самостоятельной области исследований, как философия техники.
То, что вопросы, касающиеся феномена техники, становятся фи- лософскими, смысложизненными вопросами именно в это время обу- словлено тем определяющим влиянием техники, которое она оказы- вает на все сферы жизни общества: производство, культуру, образование, политику, искусство. В круг проблем, поднимаемых фи- лософией техники, попадают следующие вопросы: что такое техника, каковы ее истоки и природа, как взаимосвязаны техника и наука, на- сколько наука зависит от технического знания, какое влияние оказы- вает техника на экономические, политические, социальные, экологи- ческие процессы, меняет ли технический прогресс самого человека, что такое техноэтика?
§ 1. Понятие техники
Понятие «техника» в переводе с греческого «techne» означает
«искусство, умение, мастерство, виртуозность». Как способ человече- ской деятельности техника может выступать в качестве специально выработанных навыков и приемов, а может принимать форму вещно- го средства деятельности.
Уже Аристотель зафиксировал глубокое различие между приро- дой («физисом») и техникой. В природе, которая возникает и проте- кает сама по себе, форма и материя не отделены друг от друга, а ис-

486
точник и цель развития находятся в самом объекте природы. Что ка- сается технического процесса, то его источник и цель коренятся в мыслящей душе мастера, и форма выступает как нечто относительно внешнее для материала. Формообразованием занимается мастер, ре- месленник. Он навязывает природному материалу конструкцию, по- лезность, ценность. Но при всем различии между способностью при- роды к творчеству и развитием творчества человека их, согласно
Аристотелю, объединяет наличие цели в реализации формы.
Древние греки отмечали также, что техника способна совершен- ствовать то, что недоступно природе. В процессе формообразования совершенствуется искусство самого мастера, развиваются его способ- ности конструировать под влиянием общественных потребностей все более дерзкие для природной материи творческие формы. Раз выра- ботанный прием или созданное средство требует от человека совер- шенно определенных повторяющихся действий. Человек научился за- креплять найденные решения задач, повторяющиеся действия, превращая их в «дело техники». В этом смысле говорят, например, о технике живописи, технике танца, технике строительства, технике ма- тематических вычислений, социотехнике и т. д.
Техника, по словам Гегеля, есть «совершенная объективность», обладающая собственной основой, позволяющей ей совершенство- ваться, модифицироваться, перестраиваться. Техника есть мастерство или искусство во всяком роде деятельности. Для обозначения общей совокупности того, что является соответствующим искусством, в ла- тинском языке появилось выражение «техника искусства» («technica ars»).
Техника пронизывает все бытие человека, сопровождает любой род его деятельности, дает ему возможность преобразовывать приро- ду, менять условия своего существования и изменять самого себя. Это позволяет вслед за М. Хайдеггером утверждать, что техника является
«корневой» основой культуры. Действительно, культура возникла в результате человеческого умения, технэ и передачи накопленного опыта из поколения в поколение. В этом плане интересна семантика латинского термина «cultura», который означает «возделывание, об- работка, земледелие, воспитание, почитание». В первых трех поняти- ях заложен важнейший принцип техники — принцип преобразования