Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1155

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

487
действительности в процессе человеческой деятельности, а в послед- них двух понятиях прослеживается сходство с одним из основных проявлений технэ — ремеслом, которое предполагает следование об- разцу, воспитание мастером ученика и почитание учеником своего мастера.
В современном понимании техника в широком смысле слова представляет собой область человеческой деятельности, направлен- ной на изменение природы и господство над ней в соответствии с по- требностями человека; совокупность умений и навыков, составляю- щих профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности; искусство и мастерство человека, зани- мающегося этой деятельностью.
Техника в узком смысле слова есть совокупность артефактов.
Артефакты — это искусственно созданные объекты. Артефакты представляют собой результат опредмечивания человеческой дея- тельности, овеществление знания в виде орудий труда, машин, меха- низмов, приборов, устройств, различного рода приспособлений, кото- рые применяются как в процессе производства, так и для обслуживания непроизводственных потребностей общества во имя получения наибольших результатов при наименьшей затрате челове- ческого труда.
Прогрессируя, техника определяет культурный образ жизни чело- века, содействует повышению эффективности его трудовых усилий и рационализации хозяйственного и бытового уклада. Однако, как ут- верждают некоторые мыслители, искусственно созданные техниче- ские объекты, цивилизация, набирая силу, становятся чуждыми чело- веку, его культуре. О. Шпенглер, А. Швейцер, Н. Бердяев вообще отказывали технике в принадлежности к культуре. Бердяев, например, называл цивилизацию смертью духа культуры.
Начало философскому спору о технике положил немецкий фило- соф, профессор Гейдельбергского университета Эрнест Капп. В 1877 го- ду с выходом в Германии его книги «Основные направления филосо-
фии техники» началось осознание того, что техника, будучи способом преобразования действительности и воспроизводства всякой живой деятельности, естественно и органично входит в число феноменов, которые осмысливает философия, включая результаты этого осмыс-

488
ления в системы предельно общего характера. Но в относительно са- мостоятельную область философско-методологических исследований феномена техники в современном мире философия техники стала оформляться лишь с середины ХХ столетия.
§ 2. Исторические этаны развития техники и технологии
Весь смысл развития техники состоит в том, что человек последо- вательно передает нетворческие стороны отдельных трудовых функ- ций техническим устройствам для повышения эффективности своих трудовых действий.
По мере совершенствования технических объектов, которые по- степенно замещали трудовые функции человека, понятие техники на- полнялось новым содержанием. Первым историческим этапом разви- тия техники было создание орудий ручного труда, которые лишь удлиняли и усиливали работающие органы человека. Э. Капп, при- держиваясь антропологического подхода к проблемам техники, счи- тал, что техника представляет собой проекцию человеческого орга- низма, она есть продолжение человеческих органов. Археология показывает, что уже каменное рубило или каменный топор имели оп- тимальные формы, которые на протяжении веков сознательно вос- производились с некоторыми вариациями, зависящими от условий, средств, материалов, целевого назначения, но всегда в соответствии с антропометрическими данными человека. По своим приемам техника этого периода находилась на уровне ремесленничества, была кустар- ной, примитивной.
Второй этап развития техники связан с созданием машин. То, что изготовлял ремесленник, стала производить машина. Теперь не толь- ко машина была продолжением человека, но и сам человек сделался ее придатком, дополнил ее своими органами труда. Труд стал механи- зированным, а техника как бы отделилась от человека и превратилась в самостоятельную силу. В XVIII в. в немецком языке утвердился термин «Technic» для обозначения прежде всего совокупности тех средств и действий, которые относятся к производству орудий труда и машин.


489
На третьем этапе развития техники осуществляется переход к ав- томатизированным, компьютеризированным системам. Современное автоматизированное производство освобождает человека от выполне- ния механических, энергетических, транспортных функций в процес- се производства и в то же время усиливает значение духовных сторон его деятельности, которые связаны с переработкой информации, при- нятием ответственных решений, планированием работы технических устройств, управлением и контролем за их работой. Другими слова- ми, человек получает возможность для творческого использования своих способностей.
Качественное состояние техники неотделимо от технологических процессов. Практически всякий пространственно-временной процесс и событие является продуктом некоторого всеобщего технологиче- ского процесса, лежащего в основе бесконечно развивающейся Все- ленной. Технология есть отношение и реальный процесс взаимодей- ствия материальных тел. Естественная природная технология представляет собой совокупность биологических процессов прямого изменения предметов среды посредством функциональных органов и организма в целом, то есть все многообразие «действий», связанных с вещественно-энергетическим обменом.
Социальная технология в основных своих чертах как бы повторя- ет природную технологию. Формируясь в антропосоциогенезе, она становится возможной и необходимой везде, где человек относится к окружающим его процессам активно и целенаправленно, везде, где он стремится сознательно и планомерно изменить естественную или со- циальную среду.
Социальную технологию определяют как сложную реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные ци- вилизационные завоевания, а по сути представляет собой сферу целе- направленных усилий разного рода: политики, управления, модерни- зации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т. п.
Технология гарантирует получение конечного результата или дос- тижение заданной цели в любом виде деятельности, а также ее повто- ряемость.
Все технологические процессы можно дифференцировать по трем основаниям: во-первых, по объектам технологических воздействий

490
(вещество, энергия, информация); во-вторых, по видам технологиче- ских изменений (получение, преобразование, транспортировка, нако- пление, хранение); в-третьих, по основным формам движения мате- рии, ассимилированных технологией (механотехнологический, физико-технологический, химико-технологический, биотехнологиче- ский виды технологии и их сочетания, а также социальные техноло- гии).
Основное направление развития технологии выражается, прежде всего, в повышении функциональных параметров технических средств и их экономической эффективности во всех сферах воспроиз- водства, в совершенствовании содержания и характера труда. Как уже отмечалось выше, каждому этапу развития техники соответствовала определенная степень разделения функций между человеком и техни- ческими средствами. Если на предшествующем этапе современной научно-технической революции технический прогресс в основном за- ключал в себе возможность технизации в первую очередь физических функций человеческого труда, то сегодня открываются все большие перспективы для передачи техническим средствам функций умствен- ного труда. Это связано с появлением информационной техники, ба- зирующейся на микроэлектронике, которая с конца ХХ в. стала клю- чевой технологией. Без микроэлектроники сегодня невозможно ни технически, ни экономически реализовать такие базисные инновации, как биотехнология, ядерная технология, более полное использование энергоносителей, создание новых материалов с заданными свойства- ми, экологически чистые технологии и т. п.
Специфической чертой современных высоких технологий являет- ся уменьшение материалоемкости и увеличение наукоемкости и капи- талоемкости процессов.
§ 3. Техника как реализованное знание.
Специфика технических наук
По мере технического прогресса техника все в большей степени выступает как материализованное человеческое знание.


491
Та часть человеческого знания, которая реализуется в технике, то есть служит для проектирования, конструирования, развития и функ- ционирования искусственно созданных средств целесообразной дея- тельности людей, есть техническое знание.
Техническое знание имеет свои особенности.
Во-первых, объектам технического знания присуща не естествен- ная, а искусственная природа.
Во-вторых, для технического знания характерна ярко выраженная практическая направленность. Оно в первую очередь ориентировано на достижение заранее планируемого практического результата. От технических систем требуется, чтобы они легко обслуживались и контролировались, имели возможно более длительный цикл и были бы экономичными в изготовлении и употреблении.
В техническом знании выделяют три уровня.
Первый уровень технического знанияпрофессионально- техническое знание рабочих. Это знания, полученные на базе произ- водственного опыта, производственной деятельности рабочих и их профессионально-технического образования. Это знание — преиму- щественно эмпирическое. Большую роль здесь играет индивидуаль- ное мастерство работника, его сноровка, учет его прошлого опыта и опыта других, нахождение решения методом проб и ошибок, а также определенная производственная интуиция.
Второй уровень технического знанияинженерно-техническое знание. Это знание о законах проектирования, конструирования, функционирования технических объектов и практическом использо- вании законов природы и общества в этом процессе и в общественном производстве в целом. Это знание синтезирует собственно техниче- ские знания с социальным.
Третий уровень технического знаниянаучно-техническое зна- ние. Это знание об искусственно созданных средствах деятельности людей, отвечающее всем признакам научности.
В своем развитии технические знания прошли несколько этапов.
Первый этап — донаучный. На этом этапе формируются различ- ные типы технических знаний, как правило, без опоры на научные знания.

492
Со второй половины ХVIII в. начинается этап зарождения техни-
ческих наук. Этот процесс связан с использованием в инженерной практике знаний естественных наук и формированием технических наук механического цикла — теории машин и механизмов, деталей машин, баллистики, теплотехники.
Классический этап (вторая половина ХIХ — середина ХХ в.) ха- рактеризуется построением ряда фундаментальных технических тео- рий, отличающихся от естественных наук как по объекту исследова- ния, так и по внутренней структуре.
Для современного (неклассического) этапа свойственна интегра- ция технических наук не только с естественными, но и с обществен- ными науками. И вместе с тем происходит процесс дальнейшей диф- ференциации и «отпочкования» технических наук от естественных и общественных. На данном этапе технические науки ориентированы на решение комплексных научно-технических задач, требующих уча- стия многих научных дисциплин. Например, в разработке проблем информатики принимают участие не только инженеры и кибернетики, но и лингвисты, логики, психологи, социологи, экономисты, филосо- фы.
В большинстве случаев обычно выделяют общетехнические нау-
ки, дающие общую теорию технических систем (теоретическая ме-
ханика, электротехника, сопротивление материалов, теплотехника,
гидравлика, теория механизмов и машин, технология машинострое-
ния и др.) и частные технические науки (технология сварочного
производства, станки и инструменты, автоматизация производст-
венных процессов, приборы точной механики, технология литейного
производства, робототехника, мехатроника, информатика и др.).
Эта структура технических наук считается общепринятой.
Технические науки — это особая форма научно-технического знания.
Специфика технических науквыявляется путем их сопоставле- ния с другими науками. А поскольку технические науки ближе всего естественным наукам, то их специфику легче усмотреть на основе их сравнения.
Для естественных наук основная задача сводится к познанию еще не раскрытых явлений и процессов природы, к овладению законами


493
природы. Основная же задача технических наук заключается в изуче- нии законов, процессов и явлений не в том виде, в каком они даются природой, а в том, как они проявляются в практико-преобразующей природу деятельности людей.
Для естественных наук характерны открытия. Они открывают то, что существует. Технические науки конструируют, изобретают то, че- го еще нет.
Естествознание открывает, что может быть использовано челове- ком в процессе его практической деятельности. Технические науки открывают, как естественнонаучные знания могут быть использованы в интересах людей.
Если в науках о природе важно достижение истины, то в техниче- ских науках — обладание не просто истинным знанием, но знанием эффективным в контексте инженерных разработок.
То, что в других науках проходит идеализацию, в технических науках реализуется путем моделирования.
Результаты технических наук выступают не только в логических формах фиксации полученного знания, что характерно для естество- знания, но и в виде конструктивных и технологических решений, практических рекомендаций, инженерно-справочного материала. Они включают в свой состав расчеты, описания технических устройств, методические предписания.
Ряд философов абсолютизируют специфику технического знания, что приводит к разведению науки и техники и возникновению техно- логического детерминизма.
Сторонники технологического детерминизма, исходя из анализа так называемой «донаучной» техники, которая формировалась по ме- ре накопления элементарных практических навыков, не связанных с конкретно-научным знанием, делают вывод о первичности техники по отношению к науке, обосновывают концепции технического и технологического сообществ. Основное назначение этих концепций состоит в том, чтобы обеспечить автономный статус техники и техно- логии, их право на оценку и выбор возникающих проблем и решений, утвердить определяющую роль технологического развития. При этом обращается внимание на преимущество технических сообществ по сравнению с соответствующими структурами в науке, которые, со-

494
гласно Куну и Фейерабенду, в историческом и синхронном плане распадаются на сообщества приверженцев разных фундаментальных теорий, не принимающих и не понимающих взглядов своих оппонен- тов. В технических же сообществах само содержание технических ис- следований и разработок обусловливает преемственность и непроти- воречивость технического прогресса, исключает взаимное непонимание специалистов. Как писал американский философ
Л. Лаудан, технолог работает в хорошо согласованном пространстве технического знания, которое дает возможность выбирать те пробле- мы, которые он считает разрешимыми. Кроме того, организация ис- следовательских работ в области техники и технологии в гораздо большей степени, чем в науке, определяется не внутренней логикой развития технической дисциплины, а интересами бизнеса, конкурен- ции, политической конъюнктуры.
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   41

§ 4. Проблема взаимоотношения науки и техники
Проблема взаимоотношения науки и техники — одна из важней- ших проблем в философии техники. Существуют разные подходык решению данной проблемы. Одни исследователи данной проблемы рассматривают технику как прикладное естествознание. Другие пола- гают, что наука и техника развиваются как автономные, но скоорди- нированные процессы: на определенных стадиях своего развития нау- ка использует технику инструментально, а техника задает условия для выбора научных вариантов.
Существует точка зрения, согласно которой техника как бы ведет науку, то есть наука развивается, ориентируясь на развитие техниче- ских устройств, исследуя способ их функционирования. Представите- ли другой позиции утверждают, что до конца ХIХ в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно имеет место в настоящее время, в силу чего происходит сциентизация техники и технизация науки.
В реальном процессе исторического развития общества выделяют следующие периоды соотношения науки и техники.
Первый период охватывает древнюю и средневековую историю. В античности производство осуществлялось главным образом рабами с

495
помощью ручных орудий на основе эмпирических знаний, веками выработанных навыков. В средневековье, когда познание мира рас- сматривалось как нечто греховное, наука не могла развиваться нор- мально, да и натуральное хозяйство, которое продолжало обходиться ручными орудиями и ограничивалось преимущественно индивиду- альным искусством и опытом мастера, не нуждалось в научных зна- ниях.
Таким образом, в течение многих веков наука и техника развива- лись, не обнаруживая явной взаимосвязи друг с другом, шли как бы параллельно друг другу. Наука тяготела к умозрительным построени- ям, к логическим выводам и философским обобщениям, в то время как техника и технология совершенствовались на основе опыта, ин- туитивных догадок и случайных находок. Тайны мастерства нередко передавались только по наследству, что препятствовало широкому распространению технических новаций.
Второй период характеризуется сближением и пересечением науки и техники, которое наметилось в эпоху Возрождения, эпоху великих от- крытий и превращения естествознания в самостоятельную отрасль зна- ния. Изобретение компаса, пороха и особенно книгопечатания положило начало союзу научной и технической деятельности.
Приоритет в изобретении печатного станка, в разработке книгоиз- дательского процесса в целом принадлежит И. Гутенбергу, который в середине ХV в. создал первую стандартную деталь в истории евро- пейской техники — литеру. Это позволило получать произвольное число идентичных оттисков текста с формы, составленной из под- вижных и заменяемых литер. Производственно-технологическая дея- тельность по получению оттисков в печатных процессах, специфика самих печатных процессов, которые отличаются многообразием свя- зей на отдельных стадиях формирования печатного изображения, пе- реноса краски на запечатываемый материал, закрепления краски на оттиске, побуждали к научным исследованиям в области физики, ма- тематики, механики, химии. Достижения науки в свою очередь стали воплощаться в технических нововведениях.
Однако ренессансное естествознание не опиралось еще на строго разработанный эксперимент, в него входили и непосредственные на- блюдения, и народные поверья, и свидетельства древних и современ-