Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1148

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

506
рующего границы и ответственность за научное и техническое раз-
витие и внедрение, должна исходить, прежде всего, от самих пред-
ставителей научной общественности, от ученого сообщества... Из-
вестно, что сегодня в мире больше ученых, чем их было за
предшествующие века. Как социальная группа они представляют
сейчас достаточно реальную силу, чтобы недвусмысленно и во весь
голос заявить о необходимости всесторонне оценивать технический
прогресс и потребовать постепенного введения контроля за его раз-
витием в мировых масштабах»
91
Профессиональная этика научных и инженерно-технических ра- ботников не противоречит общечеловеческим моральным требовани- ям и запретам, воплощает их в своих нормах. Мораль и ученого, и инженера, подобно морали всех людей, основывается на таких запо- ведях, как «не кради», «не лги» и т. д. Так, преднамеренное искаже- ние данных эксперимента можно рассматривать как нарушение запо- веди «не лги», а плагиат можно квалифицировать как нарушение заповеди «не кради».
При этом помимо общечеловеческих моральных норм этике науки и техноэтике присущи профессиональные нравственные требования, например, аккуратность, дисциплинированность и тщательность в ра- боте инженеров и техников. В настоящее время созданы такие техни- ческие системы, отклонения от технологии или ошибки по эксплуата- ции которых чреваты негативными последствиями не только для обслуживающего технического персонала, но и для большого числа окружающих их людей. Нередко эти ошибки связаны с притуплением ощущения опасности, возникающей при незначительных отклонениях в работе технической системы, а также с прямой недисциплиниро- ванностью, недобросовестностью инженерно-технических работни- ков. Трагический урок аварии на Чернобыльской АЭС заключается не только в том, что первостепенное значение приобретают вопросы на- дежности техники и ее безопасности, но и в том, что не менее важное значение имеют вопросы дисциплины, порядка, организованности при эксплуатации техники. Иными словами, научно-техническая культура инженеров и техников должна подкрепляться соответст-
91
Печчеи А. Там же. С. 209.

507
вующей нравственной культурой, выполнением ими профессиональ- ных моральных требований.
§ 7. Проблема адаптации человека к современному
научно-техническому прогрессу
Технический прогресс может оказывать губительное воздействие не только на окружающую среду, но и на самого человека. Каждый человек, участвующий в изготовлении машин или работающий на этих машинах, для того чтобы производительно и безопасно исполь- зовать их, вынужден, как отмечалось выше, подчиняться дисциплине, установленной в том техническом коллективе, членом которого он является. Его мышление, чувства и воля в значительной мере опреде- ляются этим коллективом. По мнению немецкого социолога А. Вебе-
ра, это приводит к тому, что современный человек становится на путь превращения в функционера технического коллектива и, таким обра- зом, утрачивает свою человечность. Функционер в состоянии совер- шать поступки в высшей степени бесчеловечные. Именно этим объ- яснял А. Вебер возможность возникновения тоталитарных госу- дарств.
Французский философ Ж. Эллюль также отмечал негативное влияние техники на сознание человека, на его ценностные ориента- ции. Он обращал внимание на поглощение личности массовым потре- бительским обществом. Общество потребления способствует тому, чтобы люди ради материальных благ, которые дают им развивающие- ся наука и техника, приносили в жертву индивидуальную свободу и духовные ценности. В конце концов технические средства становятся самоцелью «технологического общества», в котором люди превра- щаются в типичный придаток к машине и делаются объектом «каль- куляций и манипуляций».
Ускоряющиеся темпы роста знаний и технологических изменений усиливают психологическое напряжение людей перед лицом мощной техники (такой, например, как космическая ракета или ЭВМ, произ- водящая миллионы операций в секунду) и порождают ощущение ка- жущейся «слабости» человека по сравнению с ней. Возникает иллю-


508
зорное представление о всемогуществе техники, но при этом упуска- ется из виду то обстоятельство, что любая техника есть орудие труда человека, без которого она остается грудой мертвого металла.
Немецкий философ А. Хунинг в своей книге «Творчество инже-
нера. К философии техники» подчеркивал, что возможности техники связаны с совершенствованием человека. Отсюда вытекает необходи- мость опережающего развития общечеловеческого духа и человече- ской души. В этом случае человек всегда будет социально-культурно и психологически подготовлен к техническим новшествам. Еще в глубокой древности говорили: «Имей дух и умей воспитывать его».
Там, где есть духовность, благородные стремления, там возможна психологическая перестройка людей, их радикальная переориентация на нравственно-эстетические ценности.
Адаптация человека к научно-техническому прогрессу, который на современном этапе представляет собой развертывающийся процесс создания и освоения инноваций, то есть новых технических устройств и материалов, технологий, организационных и экономических меро- приятий, направленных на совершенствование производства и т. п., невозможна без постоянного развития познавательных способностей.
Чем сложнее техника, тем более глубокими и разносторонними зна- ниями и профессиональными умениями должен обладать человек, чтобы преодолевать сложившиеся психологические стереотипы и быть уверенным в том, что он успешно справится с эксплуатацией та- кой техники. В связи с этим возрастает актуальность не только свое- временной подготовки и переподготовки кадров, но также и форми- рования у них способности и постоянного стремления к приобретению новых научных и технических знаний и умений. По- этому не случайно, что вопросы инженерно-технического образова- ния и воспитания попадают в сферу интересов философии техники.
§ 8. Инженерная деятельность
и научно-техническое творчество
Основная роль в разработке принципиально новой техники и тех- нологии принадлежит специалистам инженерного профиля: конст-

509
рукторам, технологам, инженерам-исследователям, организаторам производства и др.
Инженерная деятельность — это самостоятельный, специфиче- ский вид технической деятельности всех научных и практических ра- ботников, занятых в сфере материального производства.
Слово инженер в переводе с латинского означает «хитроумный, остроумный, изобретательный». Этим словом стали называть во II в. создателей сначала некоторых военных машин, а впоследствии — творцов всяких хитроумных устройств.
Собственно инженерная деятельность возникает в эпоху Возрож- дения. Причем это было обусловлено не столько развитием техники, ибо многие важнейшие изобретения принадлежат средневековью, сколько изменением общего восприятия мира. В средние века в роли творца и художника, и конструктора, и ремесленника — выступал только Бог. Поэтому все новое, индивидуальное, оригинальное, вно- симое в сотворенный и творимый Всевышним мир, оценивалось от- рицательно. В связи с этим многие изобретения того времени остава- лись анонимными. В ренессансную эпоху Бог-творец заменяется человеком-творцом и человеком-работником. Это позволило мастеру присвоить себе как бы божественную прерогативу — изобретательство.
Свое современное значение понятие «инженер» приобрело в ХVIII в. с возникновением крупного машинного производства, когда развитие техники как способа деятельности уже не могло основываться только на производственных навыках, традициях и умениях работников, а требо- вало целенаправленного использования научных знаний. Инженер ста- новится проводником научных знаний в производстве.
Это обстоятельство определяет место инженерной деятельности и сам характер этой деятельности. Инженер занимает промежуточное положение между теорией и практикой, его труд является умствен- ным трудом в сфере материального производства.
С одной стороны, инженерная деятельность характеризуется техни- ческой направленностью, что обусловливает ее практический характер.
Ведь инженер имеет дело с реально существующими объектами, и цель его труда заключается в создании техники и эффективном ее использо- вании в системе общественного производства.


510
С другой стороны, большую часть интеллектуального потенциала инженера составляют научные знания. Будучи процессом превраще- ния природного в искусственное, инженерная деятельность невоз- можна без ориентации инженера на науку, изучающую законы разви- тия природного мира. Это становится особенно очевидным в наше время, ибо современную сложную технику нельзя создать без приме- нения научных знаний. Так, компьютер, например, можно создать, только опираясь на знания из области электротехники, информатики и еще целого комплекса наук.
Тем, что инженерная деятельность выходит за пределы техники и предполагает регулярное применение научных знаний, она отличается от технической деятельности, которая является исключительно прак- тической. Направленная на непосредственную реализацию на практи- ке инженерных знаний, идей и проектов, техническая деятельность включает в себя деятельность по производству техники и по ее экс- плуатации.
Правда, в повседневной инженерной практике из-за эмпирической приземленности решаемых задач теоретическое знание часто недооце- нивается. Поэтому реализация творческих потенций инженера сводится лишь к поиску локальных конструкторских решений, к незначительным доработкам уже функционирующих технических систем.
Творчество является важной характеристикой инженерной дея- тельности, призванной творить новые артефакты и вообще вторую форму объективной реальности. Инженеру необходимо затратить не- мало творческих усилий, чтобы материализовать предельно опти- мально при огромном выборе технических возможностей ту идеаль- ную модель, которую он создал в своей голове.
Специфической формой творческого инженерного мышления яв- ляется научно-техническое творчество, высшим выражением которо- го стала проектно-конструкторская и изобретательская деятельность, нацеленная на создание новой техники и технологии.
Инженерная деятельность и научно-техническое творчество являют- ся одновременно наукой и искусством. Здесь присутствуют сила логиче- ской мысли, творческое озарение и воображение. Инженерное дело тре- бует предельного напряжения ума, фантазии, то есть тех качеств, которые необходимы любому ученому, композитору или писателю.

511
Кроме того, научно-техническое творчество имеет четко выра- женный психологический аспект, который в инженерной практике проявляется через систему психологических разрешений и запретов.
Сложившиеся психологические запреты, традиционное отношение к исследуемому объекту тормозят исследовательскую мысль. Для пре- одоления психологической инерции применяют так называемую моз- говую атаку, в ходе которой об объекте познания высказываются лю- бые идеи, в том числе и самые нелепые, и из них постепенно вычленяются рациональные моменты, формулируются новые идеи.
Например, гештальт-психология предлагает отказаться от прошлого опыта исследователя, считая его главным препятствием на пути про- дуцирования новых идей. В концепции эмпатии
92
успех творческой деятельности инженера связывается с его умением посмотреть на объект изнутри, поставить себя на место электрона, пружины и т. п.
Идеальный образ инженера совмещает в себе и естествоиспытате- ля, и техника, и художника и вбирает в себя такие привлекательные черты ремесленника, как целостность, многогранность, заинтересо- ванность в конечных результатах труда. Поиск и реализация новых технико-технологических задач во многом определяется такими на- выками инженерного мышления, как конкретность постановки задач и поиск кратчайшего пути для ее решения; учет противоречивых, иногда взаимоисключающих условий, связанных со свойствами мате- риалов, техническими возможностями и экономической рентабельно- стью; умение доводить задачу до конкретного числового примера, до воплощения в материале и до внедрения в производство; его широта и творческие потенции.
§ 9. Научно-технический прогресс
в полиграфическом производстве
Характерной особенностью современной научно-технической ре- волюции становится все более тесная интеграция науки с производст- вом. Полиграфическое производство не является в этом отношении
92
Эмпатия — это способность исследователя мысленно перевоплощаться в другое «Я», независимо от того, одушевлено оно или нет.


512
исключением. Научные знания, почерпнутые из ряда фундаменталь- ных и прикладных наук (физики, физической, органической и колло- идной химии, механики полимеров и др.), образуют глубинную осно- ву производственно-технологической деятельности при выполнении многочисленных операций в области полиграфии.
Научно-технический прогресс в полиграфическом производстве прежде всего проявляется в автоматизации современных печатных машин. В основе ее лежит использование новейших разработок воло- конно-оптической техники, применение низковольтной аппаратуры, электроприводов совместно с гидравлическими и пневматическими системами, а также микропроцессоров, персональных ЭВМ, инфор- мационных экранов, манипуляторов управления и роботов. Правда, доля ручного труда в цехах многих полиграфических предприятий остается еще значительной, особенно на вспомогательных операциях.
Технологии, в которых вспомогательные операции в отличие от ос- новных технически не обеспечены, тормозят процесс системного пре- образования технико-технологической базы полиграфического произ- водства, его организации и управления им. Поэтому задача автоматизации вспомогательных операций таких, как подборка лис- тов, навивка пружины на квартальные и перекидные календари, сор- тировка готовой продукции и др., требует своего разрешения.
Возрастает необходимость автоматизации процессов набора тек- стов. Скорость ручного ввода текстовой информации оператором со- ставляет несколько знаков в секунду, тогда как вывод информации на пленку наборными автоматами достигает до сотен знаков в секунду.
На кодирование и ввод информации в ЭВМ затрачивается до 80% общего времени, необходимого для решения задач последующей об- работки текста. Применение же программ распознавания позволяет значительно повысить экономическую эффективность ввода инфор- мации в ЭВМ, поскольку одна ЭВМ со сканером заменяют 15–20 опе- раторов, работающих на клавиатуре.
В настоящее время компьютерные технологии являются неотъемле- мой частью полиграфической деятельности. Благодаря им стало возмож- ным создание фотонаборных систем, цветоделителей и цветокорректо- ров, программ и средств автоматизации операций и технологических процессов, использование лазерной техники для изготовления печатных

513
форм, струйной и копировальной техники печатания и т. д. В отечест- венных издательствах и типографиях получают реализацию технологии
«компьютер — печатная форма», или СТР-технологии.
Компьютерные и цифровые технологии расширяют профессио- нальные возможности участников полиграфического производства, формируют работников широкого профиля, готовых выполнять тру- довые операции большого диапазона. Таким образом, при осуществ- лении технико-технологических нововведений необходимо иметь в виду то, насколько данные нововведения, открывая возможности пре- одоления узких рамок односторонней специализации труда, будут способствовать расширению технического кругозора, непрерывному обновлению научных и профессиональных знаний у всех работников, связанных с созданием и обслуживанием новой техники.
Использование компьютерного оборудования существенно со- кращает время подготовки полиграфической продукции, позволяет добиваться высокого качества и эффективно осуществлять его кон- троль. Проблемы качества продукции всегда были актуальны, но с ускорением темпов научно-технического прогресса они приобретают особое значение. При его определении учитываются технико- экономические, конструктивные, художественно-эстетические, тех- нологические, эксплуатационно-потребительские показатели. Кон- троль качества неразрывно связан с полным циклом работ по произ- водству полиграфической продукции. Имеющееся программное обеспечение позволяет контролировать допечатные процессы и обо- рудование, процессы получения печатных форм и непосредственно печатное оборудование, а также производить оперативный контроль отпечатанной продукции.
Автоматизация полиграфического производства связывается в на- стоящее время не только с изготовлением массовых тиражей, но и с переходом на гибкие производственные технологии, позволяющие оперативно переналаживать оборудование на различные форматы и объемы изданий, перепрограммировать полиграфическую технику на реализацию разнообразных функций, на выпуск новых видов продук- ции, осуществлять производственный процесс в оптимальном режи- ме, создавать целые технико-технологические комплексы, которые представляют собой взаимоувязанную цепочку машин, оборудования,


514
приборов, информационного обеспечения, охватывающих весь про- изводственный цикл получения конечного продукта. Однако здесь возникает опасность такого явления, как «ассортица». Суть ее в том, что машины, оборудование, программное обеспечение, создаваемые разными фирмами, нередко не состыкуются по многим сопрягающим и качественным параметрам и, следовательно, не могут быть объеди- нены в целостные технические комплексы. Так, развитие технологии и оборудования допечатных процессов наряду с наглядными дости- жениями в быстроте и удобстве выполнения операций породило про- блемы взаимосвязи допечатного и печатного процессов, настройку и калибровку оборудования, совместимость компьютерных платформ, вопросы сетевого обеспечения.
Актуальным и принципиальным моментом полиграфического производства должно быть минимальное экологическое воздействие на окружающую среду. Недопустимо, чтобы полиграфические пред- приятия сбрасывали кислоты, щелочи, поверхностно-активные веще- ства в реки и водоемы, не заботясь об охране природы. Поэтому при сопоставлении проектных решений следует исходить не только из стоимости машин, технических комплексов и затрат на весь их жиз- ненный цикл, включающий наряду с производством также эксплуата- цию, ремонт и модернизацию, но и учитывать утилизацию отходов полиграфического производства.
Глобальный характер современной научно-технической револю- ции не позволяет «покупать» победы техники ценой экологических катаклизмов и моральной деградации человека. Сегодня общество обязано во главу угла, наряду с нуждами производства и экономиче- ской рентабельностью, ставить вопросы гуманизации техники. Гума- низация развития полиграфической техники требует при определении эффективности любой новой машины, любой новейшей технологии руководствоваться не только производственными показателями, а ис- пользовать всесторонний, комплексный подход к создаваемой техни- ке. Важная роль в решении этой задачи отводится высшей школе.
Современная высшая школа, как правило, готовит инженеров к учету лишь технических требований при конструировании новой тех- ники, в соответствии с которыми должны выполняться необходимые

515
технические функции, осуществляться техническая безопасность ма- шин, проявляться их прочность и надежность.
Однако при конструировании техники должны учитываться фак- торы: экономические (высокая производительность машин, экономное использование сырья и энергии, сокращение трудовых затрат и др.),
экологические (степень загрязнения или повреждения окружающей среды в процессе изготовления и эксплуатации машин, утилизация отходов производства), социальные (содействие или противодействие творческому, гармоническому развитию личности),
медико-
биологические (характер и степень вредных воздействий на здоровье человека — вибраций, шума, химических воздействий, ионизирую- щих излучений, электромагнитных полей, психофизиологических воздействий и т. п.), эстетические (эстетический уровень создавае- мых машин, согласованность их облика с другими компонентами ок- ружающей предметной среды), эргономические (согласованность тех- нических характеристик машин, в особенности их органов управления, с физическими и психологическими возможностями че- ловека, степень взаимодополнительности человека и машины в со- циотехнических комплексах).
Как правило, об этих проблемах конструируемой техники будущие инженеры получают весьма смутное представление. Достижение же наивысшего народнохозяйственного эффекта во многом зависит от того, научат ли инженеров всесторонне учитывать взаимосвязи создаваемой техники с основными компонентами общественной и природной среды.
В связи с этим возрастает роль инженера-технолога как специали- ста, способного не только повышать коэффициент использования производственной мощности печатного оборудования, сократить не- производственные затраты времени на основных, а также на подгото- вительных (приладка) и заключительных операциях печатного про- цесса, но и учитывать социальные аспекты внедрения новых научно- технических достижений в производственный процесс.
Контрольные вопросы
1. Как определяется понятие «техника»?
2. Что такое технология?