Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1147

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

523
оставили на Земле человеческие существа. Идеи неземного происхо- ждения человека придерживалась, например, Н.П. Бехтерева, извест- ный специалист в области изучения человеческого мозга. Она полага- ла, что сверхвозможности человеческого мозга поддаются объяснению при допущении инопланетарного происхождения человека. Должна су- ществовать такая планета во Вселенной, на которой к мозгу предъявля- ются гораздо более высокие требования, чем на Земле.
§ 3. Природа и сущность человека
В философской антропологии имеют место различные направле- ния, школы, которые нередко с диаметрально различных позиций ре- шают вопрос, что такое человек. При ответе на этот вопрос философы исходят из того, что человек всегда двойственное по своей природе существо: материальное и духовное. Такое понимание восходит к ан- тичной философии, которая сначала растворяла духовное в природ- ных телах, а затем рассматривала материю, тело как темницу для ду- ши. Продолжая традиции античных философов, Ф. Ницше также выделял два начала: дионисово и аполлоново. Дионисово начало ха- рактеризует темное, хаотичное, природное, иррациональное, а апол- лоново — светлое, упорядоченное, разумное, рациональное в челове- ке. В отечественной философии сложилось представление о человеке как о духовном существе, который погружен в природный мир, явля- ется частью этого мира.
В философской антропологии под природой человека понимают то, что сближает его со всеми другими живыми существами и в то же время отличает от них. Так, с одной стороны, человек как телесное существо принадлежит к высшим млекопитающим и подобно им об- ладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами, кото- рые подчиняются законам биологии и физиологии. С другой стороны, человек неразрывно связан с обществом, и как существо социальное он обладает такими свойствами, отличающими его от животных, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, нравственность, свобода выбора, ответственность и т. д.
Противоречивая природа человека породила в философии про- блему соотношения биологического и социального в человеке.

524
Одни философы при определении природы человека исходят из того, что природа человека является исключительно биологической, а другие утверждают, что она всецело социальна. Не отрицая в челове- ческом существовании биологических и социальных факторов, они существенным образом расходятся при решении вопроса о том, какие из них определяют поведение человека.
Противопоставление биологического и социального и абсолюти- зация одной из этих сторон в природе человека привели к возникно- вению в философской антропологии биологизаторского и социологи- заторского подходов к решению проблемы природы человека.
В биологизаторских концпециях утверждается, что природные качества человека оказывают основное влияние на жизнь и поведение человека. Человек в данных концепциях рассматривается исключи- тельно в рамках генетически наследуемого механизма и физиологиче- ских факторов. Например, классическая психоаналитическая теория
Фрейда утверждала врожденность механизмов развития человеческой личности, выделяя в качестве таковых сферу бессознательных влече- ний, инстинктов, в основном сексуального и агрессивного характера.
Сторонники биологизаторской трактовки человека ссылаются на данные современной социобиологии, созданной Э. Уилсоном.По его утверждению, индивидуальное развитие человека изначально детер- минировано его генетическим кодом, и любые представления о праве и морали коренятся в биологическом прошлом человека. Большинст- во стереотипных форм человеческого поведения социобиологи счи- тают присущими и млекопитающим. К таким формам Уилсон отно- сил взаимный альтруизм, защиту определенного местообитания, агрессивность, социализацию с помощью отработанных эволюцией механизмов. Он подчеркивал, что каждой из этих форм вовсе не предшествует никакое сознательное намерение. Социобиологи ут- верждают, что биология человека оказывает тонкое влияние на фор- мы, в каких он мыслит и действует.
В рамках биологизаторского подхода к проблеме человеческой природы разрабатывал свое учение Ф. Гальтон.Будучи последовате- лем эволюционной теории своего кузена Ч. Дарвина, индивидуальные различия человека он объяснял наследственными факторами. Он счи- тал, что способности человека наследуются также, как и физические


525
признаки. По его убеждению, на основе законов наследственности можно вывести породу особо одаренных, умственно и физически сильных людей. Эту идею Гальтон развил в специальную область —
евгенику.
В социологизаторских концепциях рассмотрение человека огра- ничивается рамками культурологического подхода и подчеркивается, что общественная жизнь полностью изменяет и подчиняет себе био- логическое начало в человеке. В них высказывается уверенность в том, что можно быстро и необратимо изменить человеческую приро- ду в нужную для общества сторону посредством одного только вос- питания. Подобные взгляды нашли выражение в утопическом социа- лизме. Так, Т. Кампанелла, провозгласив задачу формирования нового человека будущего коммунистического общества, надеялся на всеси- лие воспитания. Подобную задачу ставили перед собой и большевики во главе с В.И. Лениным.
В современной отечественной философии и психологии делается попытка преодолеть крайности биологизаторских и социологизатор- ских подходов к трактовке человека и утверждается, что природа че- ловека представляет собой единство биологического и социального.
Резюмируя взгляды представителей биосоциальной концепции,
А.Г. Спиркин пишет, что механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Наследственность снабжает новорожденного не только биологическими свойствами. Он изначально оказывается обладателем способностей мыслить, действовать, огорчаться, радоваться. Правда, эти способности даны человеку только в виде задатков. Поэтому че- ловек рождается лишь кандидатом в человека
93
. Природные задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка со взрослыми. Природное в чело- веке является необходимым условием развития его социальных ка- честв.
Биосоциальный подход открывает простор для исследования че- ловека как единого живого целого средствами и естественных, и об- щественных наук.
93
См.: Спиркин А.Г. Философия. М., 1998. С. 346.

526
Сущность человека — это глубинные качества, которые обу- словливают специфику человека и которые внешне проявляются в чертах, свойственных его природе.
Вопрос о сущности человека также не имеет однозначного реше- ния. В биологизаторских концепциях сущность человека усматрива- ется в самой его природе. Предполагается, что сущность дается чело- веку до его рождения и предопределена его биологической природой.
Социум, культура понимается лишь как превращенная форма биоло- гической природы человека. Так, один из видных представителей
«философской антропологии»
94
А. Гелен считал человека «ущерб- ным» существом, поскольку в отличие от животных он слабо оснащен инстинктами. Именно в силу своей природной ущербности, по его мнению, человек вынужден быть активно деятельным и проявлять се- бя в различных областях культуры. Именно культура компенсирует природную ущербность человека.
Биологический подход к сущности человека приводит к оправда- нию любых человеческих действий, поскольку в их основе оказывает- ся неизменная, несовершенная природа человека.
Если в философско-антропологической теории Гелена культура — это нечто внешнее по отношению к человеку, то в культурной антро-
пологии, представителем которой является Э. Кассирер, культура вы- ступает самодовлеющим основанием определения сущности челове- ка. Человек — создатель культуры и ее создание. По сути дела, человек и вся его жизнь сводится к культуре. А поскольку Кассирер понимал культуру не более как совокупность символов, то он утвер- ждал символическую сущность человека.
Такой подход к пониманию сущности человека также основыва- ется на признании того, что она дана человеку заранее, но предопре- делена не его биологической природой, а тем обществом, в котором он живет.
Экзистенциализм же исходит из того, что существование человека предшествует его сущности. Свою сущность человек создает сам. Она формируется в ходе индивидуальной деятельности человека.
94
В данном случае понятием «философская антропология» обозначается не раздел фило- софского знания, а одно из направлений в современной западной философии.


527
В религиозно-идеалистических учениях подчеркивается духовная сущность человека. В них внимание акцентируется на внутреннем мире человека — его чувствах, переживаниях, настроениях. В хри- стианстве, например, человек оценивается с точки зрения сердца, а его душа трактуется как дуновение самого Бога.
В философии нового времени утверждалась разумная сущность человека. Человек — это прежде всего разумное существо. Именно благодаря разуму он выделился из животного царства и обладает спо- собностью познавать мир и самого себя.
В марксистской философии говорится о социальной сущности че- ловека. Возражая Фейербаху, К. Маркс писал, что «…сущность осо-
бой личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстракт-
ная физическая природа, а ее социальное качество»
95
Сущность человека состоит в совокупности всех общественных отношений.
Лишь вступая в определенные общественные отношения, которые складываются в процессе общественного производства, человек ста- новится человеком.
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41

§ 4. Человек, индивид, индивидуальность, личность
Важнейшими категориями философской антропологии являются
«человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
Категория «человек» выражает общие черты, свойственные выс- шему биологическому виду Homo sapiens.
Понятие «индивид» (в пер.с лат. — «неделимый», «неразделен- ный») — предельно абстрактная характеристика человека. Это поня- тие указывает лишь на то, что человек отделен от других людей, что он — единичный «атом» некой социальной общности, то есть описы- вает человека в аспекте его отдельности, обособленности от других людей. Однако отдельность не составляет существенную характери- стику человека, так как отделены друг от друга и в этом смысле «ин- дивидны» все объекты в мире.
Углубленное постижение сущности человека предполагает рас- смотрение его как существа индивидуально-самобытного. Для обо-
95
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.1. С 242.

528
значения уникального, неповторимого своеобразия проявлений всего богатства присущих человеку качеств и свойств используется понятие
«индивидуальность».
Человек индивидуален уже на биологическом уровне: ребенок по- является на свет с даром уникальности. Все клетки его организма имеют в себе генетически контролируемые специфические молекулы, которые делают данного индивида биологически неповторимым.
Причем индивидуальность человека заключается не только в его внешнем облике. Она проявляется в темпераменте и характере, в спе- цифике восприятия, в памяти и мышлении, в преобладающих интере- сах и способностях, в стиле деятельности, связана с манерой поведе- ния, общения с людьми и с природным миром.
Понятие личности определяется в зависимости от того, как реша- ется вопрос о сущности человека. Поэтому в тех философских учени- ях, где, скажем, утверждается духовная сущность человека, уяснение того, что такое личность, предполагает раскрытие, прежде всего, та- ких понятий, как «сознание», «душа», «дух».
Советская отечественная философия и психология, имевшие еди- ную философско-методологическую основу — марксизм, при анализе личности исходили, хотя и с различными нюансами, из положения о детерминации личности человека общественными условиями его жизни. Все люди в своем развитии как бы вбирают в себя все много- образие социальных связей и отношений. Становление личности про- исходит в процессе усвоения человеком социального опыта. Личность не появляется готовой при рождении, а формируется в индивидуаль- ном развитии.
Категорией «личность» обозначают общественно развитого че- ловека, человека как субъекта сознательной деятельности, обладаю- щего совокупностью социально значимых свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Поэтому каждый человек, если только у него нет тяжелых врож- денных дефектов головного мозга, в процессе развития своей индиви- дуальности в конкретной исторической обстановке является лично- стью. Другое дело, что личность может быть «зрелой» и «незрелой».
Определение степени зрелости личности происходит на основе ее поведения в определенных ситуациях. Зрелость личности устанавли-


529
вается по оценке ее действий в соответствии с требованиями, сущест- вующими в системе отношений данного общества. Соответствие этим требованиям означает усвоение норм и форм общественного созна- ния, которое происходит в процессе общественного воспитания и осуществляется в той мере, в какой у каждого человека вырабатыва- ется контроль за собой, за своей деятельностью.
Человек в той или иной степени может утратить личностные чер- ты вследствие развития, например, хронического алкоголизма, нар- комании, тяжелых заболеваний.
Масштаб и характер личности определяется всей совокупностью мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни.
Важнейшим фактором развития личности является самосознание.
Появление самосознания означает развитие собственной личности, а также то, что в развитых формах оно выполняет функцию определе- ния внутреннего смысла тех задач, которые решает человек в своей жизни.
В настоящее время отечественная философия, не отрицая соци- альной сущности человека, рассматривает духовность в качестве не- посредственной характеристики его сущности. Духовность человека в данном случае представляется как его устремленность к определен- ным ценностям и идеалам. Личность — это человек, действующий в соответствии с идеалом и стремящийся к совершенствованию.
§ 5. Ценности и их роль в жизни человека
Совершенствование сущностных сил человека происходит в про- цессе его целенаправленной деятельности. Деятельностьэто спо- соб отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразова- нии и подчинении его целям человека.
Именно творческо-преобразующее отношение к окружающему миру принципиально отличает деятельность человека от активности животного. Человек адаптируется к природной среде не путем пере- стройки собственного организма, как это делают животные, а посред- ством создания искусственной среды своего существования. Такое приспособление человека к условиям среды обусловлено сознатель- ной, целеполагающей деятельностью человека, в процессе которой он

530
использует орудия труда, изготовленные им с помощью ранее соз- данных средств. В то время как животные в своей целесообразной, инстинктивной активности для воздействия на природные условия могут использовать только органы своего тела или, в крайнем случае, орудия, данные им природой. Другими словами, в отличие от творче- ской, созидательной деятельности человека, активность животного носит потребительский характер. Животное не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.
Деятельность человека, как и активность животного, является способом, посредством которого они удовлетворяют свои потребно- сти. Но потребности человека намного богаче и разнообразнее, ибо в деятельности человек проявляет себя всесторонне: он познает и пре- образует окружающую его природу, создает культуру как оптималь- ную среду своего существования и развития, формирует художест- венно-эстетическое отношение к миру, оценивает свое поведение с точки зрения общепринятых традиций, норм, идеалов.
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять не только биологические, но и неразрывно связанные с ними социальные и духовные потребности.
Биологические (материальные) потребности относятся к первич- ным, врожденным потребностям человека. Это потребности в пище, дыхании, воспроизводстве рода, жилище, отдыхе и т. д. К социальным
потребностям относятся, прежде всего, потребности в общении с дру- гими людьми, в общественной деятельности, в общественном призна- нии, во внимании к себе и т. п. Духовные потребности — это потреб- ности в знаниях, творческой деятельности, самовыражении, самореализации.
Все эти потребности составляют то основание, на котором только в рамках духовно-практической деятельности возникает ценностное отношение человека к окружающему миру, к самой деятельности и ее результатам.
Ценности играют важную роль в человеческой жизни, выступая важнейшим фактором, определяющим мотивацию личности. Рас- смотрением вопросов, касающихся природы ценностей и их места в жизни человека, занимается такой раздел философского знания, как
аксиология.