Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1151
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
516 3. Какие выделяют этапы в историческом развитии техники и технологии?
4. Что собой представляют технические знания?
5. Какова специфика технических наук?
6. Как складывались отношения между наукой и техникой в их историческом развитии?
7. Каковы сущность и содержание современной научно- технической революции?
8. Каковы основные положения сциентизма и антисциентизма?
9. В чем отличие инженерной деятельности от деятельности тех- нической?
10. В чем суть научно-технического творчества?
11. Каковы основные требования техноэтики?
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 2009.
Введение в философию : учеб. пособие для вузов / авт. колл. :
Фролов И.Т. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. —
М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Фи- лософия. — М., 2009.
Марков Б.В. Философия. — СПб., 2009.
Налетов И.З. Философия. — М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. — М., 2006.
Философия : учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. —
М., 2008.
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова
А.В. Разина. — М., 2009.
Философия : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2008.
Дополнительная литература
Иоселиани А.Д. Теоретические и социальные основы техносферы. —
М., 2004.
Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. —
М., 2000.
517
Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. —
М., 2004.
Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. — М.,
1998.
Канке В.А. Этика. Техника. Символ. — Обнинск, 1996.
Князев В.И. Человек и технология. — Киев, 1990.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. — М., 2009.
Ленк Х. Размышления о современной технике. — М., 1996.
Лобачева Е.Н. Научно-технический прогресс. — М., 2004.
Мамфорд Л. Мир машины. Техника и развитие человечества. —
М., 2001.
Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
Ортега-и-Гасет Х. Размышления о технике // Избранные труды. —
М., 2000.
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М., 1993.
Розин В.М. Философия техники. — М., 2001.
Тавризян Г.М. Техника. Культура. Человек. — М., 1988.
Философия науки и техники : учеб. пособие / под ред. В.В. Ильи- на. — М., 2003.
Философия техники // Вопросы философии. — 1993. — № 10. —
С. 24–151.
Философия техники в ФРГ. — М., 1989.
Философия : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. —
М., 2009.
Фромм Э. Революция надежды. К вопросу о гуманизации техни- ки. — М. 2000.
Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. — М., 2004.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
518
1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 ... 41
ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ
На протяжении многих веков проблема человека была и остается одной из самых важных. Для человека нет более интересного объекта, чем он сам. И нет ни одного значительного философа, который бы не попытался решать эту проблему. Однако человек, по-прежнему, оста- ется величайшей загадкой в мире. Многие конкретные науки, изу- чающие человека, вносят свою лепту в ее разрешение. Философия всегда стремилась к постижению человека в его целостности, в един- стве всех проявлений его духовно-практической деятельности. Раздел философского знания, специально посвященный анализу проблем че- ловека, называется философской антропологией.
§ 1. Предмет философской антропологии
Философская антропология — это философское учение о чело- веке. Философская антропология изучает человека как особый род сущего, осмысливает проблемы человеческой природы и бытия чело- века, особенности его мировосприятия. Она ставит вопросы о том, ка- ковы сущность человека и его положение в мире, является ли человек свободным существом, в чем смысл его существования, какие факто- ры определяют его поведение, какое место в его жизни занимают ду- ховные ценности.
Пытаясь ответить на эти вопросы, философская антропология пре- тендует на построение наиболее общего образа человека. В каждую но- вую историческую эпоху она формировала такое представление о чело- веке, которое соответствовало потребностям этой эпохи. Так, древние греки определяли человека как двуногое без перьев, то есть видели его отличие от животного лишь в строении тела. Но уже для Аристотеля че- ловек выступал как политическое животное (political animal), который в отличие от животного подчиняется в своей жизни, прежде всего, законам
519
государства. В средневековье человек выступал как образ и подобие Бо- га. Для эпохи первоначального накопления капитала характерной была трактовка человека как животного, делающего орудия (toolmaking animal), как человека производящего (Homo oeconomicus). В век совре- менной научно-технической революции человек выступает, прежде все- го, как потребитель (Homo consumer). Для эпохи коммунизма марксист- ская антропология выработала идеал человека, стремящегося к всестороннему гармоническому развитию.
Акцентируя внимание на определенных свойствах человека, фи- лософская антропология предлагает целый ряд определений человека.
Человек — это Homo sapiens (человек разумный), Homo liber (человек свободный), Homo creator (человек-творец), Homo ludens (человек иг- рающий), Homo naturel (человек естественный), Homo civil (человек- гражданин) и т. д.
Обращение философской антропологии к данным естественных и общественных наук позволяет ей выявлять новые свойства и факторы, определяющие человеческое бытие, закономерности его развития и тем самым получить цельную картину человека. Философская антро- пология выступает основой достижения диалектического синтеза ес- тественнонаучных и гуманитарных знаний о человеке, позволяет из- бежать одностороннего, специализированного подхода каждой из конкретных дисциплин к изучению человека.
В системе наук о человеке доминирующее положение долгое вре- мя занимало естествознание. Считалось, что изучить человека можно лишь при помощи естественнонаучного метода и эмпирического экс- перимента. Такая точка зрения является характерной, например, и для различных версий «научного материализма». В них отрицается прин- ципиальное отличие человека от других феноменов природы, а созна- ние человека сводится лишь к особенностям функционирования го- ловного мозга.
Однако природа человека такова, что делать относительно нее ка- кие-либо обобщения, подобные существующим в естественных нау- ках, невозможно. Многогранная структура сознания человека, систе- ма его нравственных и эстетических ценностей, любая форма его целеполагающей деятельности не подлежат экспериментальной про- верке. Однако общественные науки все же добились определенных
520
успехов в их понимании. Таким образом, претензии естествознания на монопольное владение истиной в изучении человека оказались не- обоснованными.
Философская антропология призвана охватить каждую грань че- ловеческой природы, любую форму человеческой деятельности (пра- во, мораль, религию, искусство, политические институты). Сегодня философская антропология — не только область философского зна- ния, но и особый метод мышления. Исходным пунктом нового антро- пологического философствования выступает человек в конкретной ситуации — исторической, социальной, психологической, экзистен- циальной.
Важнейшим для философской антропологии является вопрос о месте человека в мире. В различные исторические эпохи этот вопрос решался по-разному. Античная философия выработала космоцентри-
ческое понимание положения человека в мире. Человек подобен Кос- мосу и по отношению к нему является как бы маленьким миром, мик- рокосмом. В то же время сам Космос рассматривался как некий живой, одушевленный, упорядоченный организм, подчиненный Лого- су, закону. Космос наделялся человеческими свойствами.
Характерной особенностью средневековья был теоцентризм, со- гласно которому Бог является творцом, основой и центром всего, в том числе и человека. В иерархии мира человек занимал промежуточ- ное положение между ангелами и животными.
С эпохи Возрождения господствующее положение в философской антропологии занял антропоцентризм, который возвышает человека и заставляет на все смотреть с точки зрения человеческих потребно- стей и интересов.
В настоящее время рождается новая идея, идея коэволюции, или сотрудничества, человека и окружающего мира как необходимого ус- ловия дальнейшего существования того и другого.
§ 2. Проблема антропогенеза
Проблема антропогенеза — это проблема происхождения чело- века. Однозначного ответа на вопросы, когда именно возник человек и как именно он возник, философская антропология не дает.
521
Долгое время господствовала религиозная концепция происхож- дения человека как творения Бога. Для верующего человека она и по сей день остается неоспоримой.
Одним из вариантов религиозной креативной концепции является
гипотеза «направленной эволюции» французского философа и бого- слова Тейяра де Шардена. В ней утверждается, что человек появился в процессе осуществления Программы-Цели, которую Творец (Орга- низатор, «Направитель» мира) «встроил» в мир. В соответствии с этой
Программой мир развивается от менее совершенного состояния к бо- лее совершенному. Русские космисты вслед за Шарденом также при- знавали внутреннюю направленность эволюции к порождению созна- ния и его носителя — мозга. Согласно Н. Федорову, например, человеческий разум порождается эволюцией как сознательное орудие для ее дальнейшего разворачивания. Таким образом, человек имеет свою задачу во Вселенной.
Русские космисты по-разному формулировали эту задачу. Одни полагали, что человек должен участвовать в антиэнтропийных про- цессах во Вселенной, то есть в процессах, уменьшающих беспорядок, хаос. Согласно другим, человек должен стать лидирующей антиэн- тропийной силой и овладеть «осью эволюции» и внести согласие во
Вселенную.
В современной философии эта идея получила разработку в ан-
тропном космологическом принципе, согласно которому внутренняя направленность вселенной приводит к тому, чтобы на некотором эта- пе ее эволюции мог существовать наблюдатель.
После создания Ч. Дарвином эволюционной теории оформились эволюционистская и трудовая концепции происхождения человека.
Эволюционистская концепция руководствуется исходными принципами дарвинизма. Представители неодарвинистской теории
эволюции М. Рьюз и Э. Уилсон признают, что человек подобно всем другим животным является продуктом эволюции путем естественного отбора и генетически связан с высшими млекопитающими. При этом, естественнонаучную теорию эволюции Дарвина они реконструируют в учение о генно-культурной коэволюции. Они утверждают, что со- циальное взаимодействие расширяет эволюционные возможности там, где они сопровождаются повышением репродуктивного успеха.
522
Сторонники общей космологической теории эволюции, например,
М. Максвелл, убеждены в том, что сознательность изначально при- суща эволюционному процессу, но до появления человека она не вы- делялась из природы и не оказывала заметного влияния на эволюцию.
Эволюционный процесс постоянно прогрессирует в направлении все большей сознательности, свободы и целенаправленности, и, наконец, на уровне человека происходит прорыв сознания в бытие.
С позиций неодарвинистской и космологической теорий эволю- ции нельзя объяснить, почему человек, остановившись в изменении своей биологической организации, продолжает совершенствовать свою социальную организацию; почему у новорожденных, выросших в силу определенных обстоятельств в звериной стае, обнаруживается необратимая социальная деградация; почему социальное и интеллек- туальное развитие человека тем выше, чем биологически менее бла- гоприятной оказывается окружающая его среда.
Трудовая теория антропогенеза в основном известна в ее марк- систском варианте. В ней заложены истоки объяснения активно- деятельного отношения человека к миру. В этой теории биологиче- ская эволюция не рассматривается в качестве определяющего фактора антропогенеза. Общественный труд, согласно Ф. Энгельсу, превратил обезьяну в человека. Под влиянием труда сформировались такие спе- цифические качества человека, как сознание, речь, творческие спо- собности. Благодаря труду, развитию производительных сил, созда- нию искусственной, культурной среды обитания прекратилась популяционно-видовая изменчивость биологических признаков чело- века и определилась долгосрочная социальная перспектива его выжи- вания как рода. Но несмотря на то, что трудовая теория демонстриру- ет явные достижения в объяснении происхождения человека, тем не менее остаются открытыми вопросы, почему только одна ветвь при- матов перестала биологически приспосабливаться к природе и начала приспосабливать ее к себе, существовал ли некий биологический тол- чок, приведший к качественному изменению мозга, и др.
Эти трудности привели к тому, что в настоящее время все чаще обращаются к версиям, которые долгое время считались полностью ненаучными. К одной из них принадлежит гипотеза инопланетарного
происхождения человека, согласно которой пришельцы из космоса