Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1143

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

541
Ответственность — это сознательное осуществление предъяв- ляемых к личности, коллективу и обществу взаимных требований.
Ответственность может быть личной и коллективной. При этом по мере развития человеческой свободы направленность ответственно- сти постепенно смещается с коллектива на самого человека.
Вопрос о личной ответственности за свои поступки перед общест- вом, перед прошлыми и будущими поколениями, перед самим собой — это вопрос о том, должен ли человек отвечать за те последствия своих действий, на которые оказывают влияние внешние обстоятельства, может ли он предвидеть эти последствия.
Одни философы, например, экзистенциалисты, при решении про- блемы ответственности признают человека целиком повинным в по- следствиях его поступков, не учитывая при этом влияния внешних обстоятельств. Другие философы, напротив, полностью оправдывают человека в том, что он не достигает намеченных результатов. Диалек- тико-материалистическая философия утверждает, что каждый человек несет личную ответственность за содержание своей деятельности в пределах тех возможностей, которые определяются достигнутым уровнем общественного развития. Чем шире реальные возможности, тем выше мера личной ответственности.
В современных условиях углубления кризиса, связанного с соци- ально-политической нестабильностью, нерешенностью глобальных проблем, — пределы жизнедеятельности человека, вмешательства его в природу и самого себя должны определяться сознательным самоогра- ничением, основанным на высокой личной ответственности каждого.
Контрольные вопросы
1. Определите предмет философской антропологии.
2. Какие решения проблемы антропогенеза Вы знаете?
3. Как менялись представления о человеке с развитием философ- ского знания?
4. Что такое природа и сущность человека?
5. В чем суть биологизаторской трактовки природы человека?
6. Каковы особенности социологизаторских концепций человека?

542 7. Какими аргументами обосновывается биосоциальная природа человека?
8. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «индивиду- альность» и «личность»?
9. Какое значение для человека имеет вопрос о поиске смысла жизни?
10. Существует ли единый для всех людей смысл жизни?
11. Как решается вопрос о ценности жизни в различных философ- ских концепциях?
12. Какие пути к бессмертию предлагают философы?
13. Что такое «ценности» и какова их классификация?
14. Что такое свобода?
15. Чем отличается фатализм от волюнтаризма?
16. Связана ли свобода человека с его ответственностью? Обос- нуйте Ваш ответ.
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 2009.
Введение в философию : учеб. пособие для вузов / авт. колл. :
Фролов И.Т. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. — М.,
2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Фи- лософия. — М., 2009.
Марков Б.В. Философия. — СПб., 2009.
Налетов И.З. Философия. — М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. — М., 2006.
Философия : учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. —
М., 2008.
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
А.В. Разина. — М., 2009.
Философия : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2008.
Дополнительная литература
Бердяев Н.А. Самопознание. — М., 1990.
Бердяев Н.А. Назначение человека. — М., 1993.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990.


543
Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устой- чивое развитие. — М., 2000.
Каган М.С. Философская теория ценностей. — СПб., 1997.
Коган Л.Н. Человек и его судьба. — М., 1988.
Комаров В.Н. Человек в мироздании. — М., 1990.
Кон И.С. В поисках себя. — М., 1979.
Кон И.С. Открытие «Я». — М., 1978.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. — М., 2009.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
Макаров В.М. Проблема человека в истории философской мысли. —
М., 1986.
Мир философии: книга для чтения. — М., 1991. — Ч. 2.
Новая философская энциклопедия : в 4-х т. — М., 2000–2001.
Огородников В.П. Цель, смысл и свобода в жизни человека. —
СПб., 1997.
Проблема человека в западной философии. — М., 1988.
Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. — М., 1990.
Смысл жизни: диалог мировоззрений. — М., 1991.
Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // соч. : в 2 т. — М., 1988. — Т.1.
Сумерки богов. — М., 1990.
Теория личности. Хрестоматия Саратов. 1996.
Толстой Л.Н. Путь жизни. — М., 1993.
Философия / под ред. В.П.Кохановского. — Ростов-на-Дону, 1996.
Философия : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. —
М., 2009.
Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
Фролов И.Т. Перспективы человека. — М., 1987.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в чело- века. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — Т. 20.
Это человек. — М., 1995.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

544
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41

ГЛАВА 6. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ФИЛОСОФИИ
Объектом изучения социальной философии, как и многих других наук, является общество. Но в отличие от них социальная философия — теория высшей степени обобщения знаний об обществе. Она исследу- ет наиболее общие, прежде всего, мировоззренческие принципы су- ществования, функционирования и развития общества. Основная за- дача социальной философии, по словам русского философа С.Л. Фра-
нка, заключается в том, чтобы ответить на «вопрос, что такое, собст-
венно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в
чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает?»
99
§ 1. Общество как предмет философского анализа
Понятие «общество» определяется как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле под обществом понимают и опреде- ленный этап исторического развития человечества, и конкретную страну, а также определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. На- пример, феодальное общество, российское общество, общество соба- ководов.
В широком смысле слова обществом называют обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира, кото- рая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объеди- нения.
Из всех явлений действительности общественная жизнь — одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между матери- альными образованиями осуществляются без вмешательства созна- тельных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием лю-
99
Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 12.

545
ди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей складываются многооб- разные общественные отношения, которые и формируют общество как устойчивую и в то же время сложноорганизованную, динамиче- скую, саморазвивающуюся, открытую систему.
С древнейших времен философов интересовали вопросы общест- венного развития. Уже в древневосточной и античной философии разрабатывались учения об общественном устройстве, о взаимоотно- шениях людей, о государстве. Существенный вклад в теорию госу- дарства внесли Платон и Аристотель, у которых понятие государства мало чем отличалось от понятия общества.
В средние века Августином Блаженным и Фомой Аквинским была дана религиозная трактовка общества, утверждалась идея сотворен- ности общества Богом.
Только к XVIII в. философское истолкование общества вышло за пределы средневекового учения. К этому времени относятся первые серьезные попытки создать науку об обществе, вскрыть естественные законы общественной жизни. В это же время начинает оформляться
идея историзма, в которой общество рассматривается как непосред- ственное продолжение развития природы. В рамках данной концеп- ции немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) утверждал, что история общества сливается с историей природы. Че- ловек неразрывно связан со всеми природными стихиями, раститель- ным и животным миром. Причины общественного развития Гердер усматривал во взаимодействии природных, географических, климати- ческих факторов и социальных, культурных сил. В истории, как и в природе, все развивается из определенных естественных условий в соответствии со строгими законами. Закон прогресса в истории осно- вывается на законе прогресса в природе и обнаруживается в духовных устремлениях человечества.
Стремление философов естественными причинами объяснить происхождение и существование общества привело к разработке на-
туралистических концепций. В них общество предстает как сумма индивидов, удовлетворяющих свои природные потребности, и отри- цается качественная специфика общественных законов.


546
Размышления над проблемой связи человека и общества привели к выделению в социальной философии субъективистского и объекти- вистского подходов к данной проблеме.
Субъективистский подход отрицает наличие объективных зако- нов общественного развития. В общественной жизни человек руковод- ствуются законами, вытекающими из его собственной природы. В си- лу этого общество понимается как сумма автономных индивидов, способных к осмысленным поступкам и сознательному выбору.
Субъективизм был свойственнен немецкому философу и социоло- гу Максу Веберу (1864–1920), создавшему концепцию социального действия. Социальное действиеэто действие, мотив которого осознается индивидом; это действие, которое имеет общественную реакцию, то есть направлено на других людей и вызывает их реак- цию. Общество, согласно Веберу, есть совокупный результат осмыс- ленного поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникнове- ние капиталистического общества, например, он объяснял формированием у человека способности к рациональному поведению в хозяйственной области и повседневной жизни.
Для объективистского подхода свойственнен детерминизм: об- щество производит тех людей, которые ему нужны. Он утверждает объективные основанияобщественной жизни и истории. При этом эти основания могут трактоваться как с идеалистических, так и с мате- риалистических позиций. Примером объективистского понимания взаимосвязи человека и общества с идеалистических позиций может служить учение известного французского философа и социолога
Дюркгейма, а с материалистических позиций — марксистское учение об обществе.
В отличие от М. Вебера Эмиль Дюркгейм (1858–1917) утвер- ждал объективные основания общественного развития. При этом объ- ективность трактовалась им как независимость только от индивиду- ального сознания. Поэтому общественное сознание он рассматривал в качестве объективной причины общественной жизни.
Общество Дюркгейм понимал как совокупность социальных фак- тов. Социальными фактами он называл образы мыслей и действий, которые имеют коллективную природу и обладают таким признаком, как оказывать принуждение на индивида. Именно коллективное соз-

547
нание, общественное мнение направляют поведение индивида, кото- рый не может произвольно выбрать путь жизни, не продиктованный обществом. Он не волен выбрать свой язык или отказаться от сущест- вующей денежной системы. Индивид вынужден подчиняться коллек- тивному сознанию. Дюркгейм обращал внимание на то, что изучать общественное сознание следует по его объективным проявлениям в различных памятниках культуры: по кодексам права, по пословицам, обычаям, нравам и т. п.
Материалистическое понимание истории было создано К. Марк- сом и Ф. Энгельсом. До этого на протяжении многих веков абсолюти- зировалась духовная сторона жизни общества, и общественная жизнь рассматривалась исключительно с идеалистических позиций. Так, философы эпохи Просвещения полагали, что основной движущей си- лой общественного развития является Разум. Они были убеждены в том, что распространение знаний позволит организовать обществен- ное устройство, соответствующее разумной природе человека, и обеспечит общественный прогресс. Невежество и различного рода предрассудки они считали тормозом развития общества.
Гегель, развитие человеческого общества рассматривал как само- развитие разума, под которым понимал надындивидуальное начало — абсолютную идею, или объективный дух. Носителем объективного духа в ту или иную эпоху является дух какого-то одного народа. Ге- гель обосновывал мысль, что именно немецкий народ выступает но- сителем всемирно-исторического прогресса.
Другие представители немецкой классической философии опре- деляющую роль в развитии общества отводили моральному, правово- му или религиозному сознанию.
Господство идеалистических взглядов на общество и вся слож- ность формирования материалистического понимания истории за- ключались в том, что в обществе трудно найти явления, независящие от человеческого сознания, существующие вне его. Не отрицая роли идей в общественной жизни, классики марксизма пытались опреде- лить причину господства в определенные исторические периоды тех или иных взглядов. Оказалось, что взгляды людей изменяются вместе с изменениями условий их жизнедеятельности.


548
Реальный процесс жизни людей Маркс определил как общест-
венное бытие. Общественное бытие включает в себя всю совокуп- ность общественных материальных отношений, возникающих между людьми в процессе производства и распределения материальных благ, в семье, в культурно-бытовой сфере. Общественное бытие обуслов- ливает содержание общественных идей, воззрений, чувств.
Решающее значение в осмыслении общественной жизни в рамках концепции материалистического понимания истории придается пре- жде всего материальному производству и производственно- экономическим отношениям. Общественное сознание определяется экономическими условиями жизни людей.
В марксистской философии преодолевается натуралистический редукционизм, сводящий общественные законы к законам природно- го мира, а также субъективистский подход к пониманию законов об- щественного развития. В ней утверждается, что законы общественно- го развития столь же объективны, как и законы природы, но при этом имеют свою специфику. Она заключается, прежде всего в том, что в механизм действия общественных законов включена сознательная деятельность людей.
В XIX в. благодаря эмпирическим социальным исследованиям на- чалась разработка социологии как самостоятельной науки. Понятие
«социология» было введено французским философом Огюстом Кон-
том (1798–1857). Придерживаясь позиции натурализма, он писал, что нет принципиального различия между естественными и обществен- ными науками и что общественные науки должны строиться по об- разцу естественнонаучного знания. Поэтому социологам следует изу- чать эмпирические факты и их закономерности.
В представлении Конта, социология — это единственная и уни- версальная наука об обществе, которая растворяет в себе все специ- альные общественные науки.
В современном понимании социология изучает функционирова- ние и развитие отдельных социальных систем в их связи с общест- венным целым.
Изначально идеи социальной философии и социологии были тес- но переплетены. И в настоящее время сложилось два понимания ос- новного смысла социальной философии: собственно философское и

549
социологическое. В собственно философском смысле социальная фи- лософия выявляет качественное своеобразие общества, общие законы, движущие силы и этапы общественного развития, определяет фунда- ментальные цели, идеалы, ценности и перспективы общества. В со-
циологическом смысле социальная философия исследует общетеоре- тические общественные проблемы с помощью категорий общей социологии.
Взаимосвязь социальной философии и социологии выражается в том, что социальная философия, с одной стороны, нередко становится источником социологии, а с другой стороны, сама получает дальней- шее творческое развитие в рамках разнообразных социологических теорий, например, Э. Дюркгейма и М. Вебера.
В современной философии широкое распространение получили социальные концепции, относящиеся к сциентистскому направле-
нию. В этих концепциях доминантными факторами общественного развития считаются наука, техника, научно-техническая и иная ин- формация. К сциентистскому направлению относятся теория пяти
стадий экономического роста американского экономиста и социоло- га Уитмена Ростоу (р. 1916), теория индустриального общества французского ученого и публициста Раймона Арона (1905–1983),
концепция постиндустриального общества американского социолога
Даниела Белла (р. 1919) и др.
Многообразие социальных концепций обусловлено и многообра- зием существующих обществ, и сложностью социальных систем, их многоаспектностью и многофакторностью.
§ 2. Общество и природа
Выявление качественной специфики общества осуществляется в социальной философии через определение характера его связи с при- родой. Как сложная открытая система общество испытывает на себе большое влияние со стороны природной среды, одновременно оказы- вая на нее обратное воздействие.
Вопрос о взаимосвязи общества и природы является крайне важ- ным не только в теоретическом, но и в практическом отношении, по-