Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1142

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

66
Гераклит высказал идею о безмерности пространства души. Логос души так же беспределен, как и Логос космоса. Поэтому, «…идя к
предметам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: та-
ким глубоким она обладает Логосом».
С представлениями о душе связано осознание Гераклитом гносео- логических вопросов. Термин «знание» (гносис) берет начало в его учении. Философ признавал тесную связь чувства и разума. Для него познание представляло собой сложный процесс, сочетающий «то, что можно увидеть, услышать и изучить» с рациональным, разумным мышлением, которое обще всем. Но у Гераклита намечается преобла- дание разума над чувствами. Познание, осуществляясь через чувства, которые связаны с влажной природой души, не дает истинного зна- ния. Эфесский мыслитель подчеркивал: «Плохие свидетели глаза и
уши у людей, которые имеют грубые души». Истинное знание приоб- ретается только разумом, который связан с огненной природой.
«Мышление — великое достоинство, и мудрость состоит в том,
чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, по-
ступать с ней сообразно».
Познание Логоса, следование природе Гераклит считал величай- шей добродетелью. Но добродетель присуща немногим. Большинство людей, по его мнению, произвольно полагают одно справедливым, а другое несправедливым, не осознавая того, что справедливость со- стоит только в соответствии с Логосом. Субъективные мнения людей, их нравственное несовершенство мешают им познать Логос и дейст- вовать согласно природе. Познавший же Логос является полезнейшим человеком, ибо его воля может играть роль государственного закона.
Гераклит был убежден в том, что люди будут жить достойно, а не делать, что кому вздумается, «как если бы у них был особенный рас- судок». «Все человеческие законы, — писал Гераклит, — зависят от
одного, божественного: он простирает свою власть так далеко, как
только пожелает, и всему довлеет, и все превосходит».
Суждения эфесского мыслителя были мало понятны его совре- менникам. Создавались пародии на его учение. Так, одна из комедий выдающегося сицилийского драматурга конца VI — начала V в. до

67
н. э. Эпихарма содержит пародию на диалектику Гераклита. Суть этой комедии заключается в том, что должник отказывается вернуть долг заимодавцу, аргументируя это тем, что они оба уже не те люди, что прежде. Заимодавец колотит его, а затем, привлеченный побитым должником к суду, разъясняет судье, что жалобщик и побитый уже не одно и то же лицо.
Лишь спустя века, учение Гераклита о единстве противоположно- стей привлекло к нему внимание многих великих философов, вклю- чая Гегеля, и стало расцениваться как начало диалектики.
Наряду с развитием ионийской философии шел процесс становле- ния философии в «Великой Греции» (Юг Италии и Сицилия). Ита- лийская философия была представлена учениями пифагорейцев, шко- лы элеатов и Эмпедокла.
Пифагореизм в широком смысле представляет собой совокуп- ность разнородных учений, относящихся к концу VI — I вв. до н. э., которые связаны общей идеей, восходящей к воззрениям Пифагора. В узком смысле под пифагореизмом понимают учение Пифагорейского союза, основанного Пифагором в конце VI в. до н. э. и разгромленно- го в середине V в. до н. э.
Пифагор объединил орфические секты и на этой основе создал
Пифагорейский союз как религиозно-политический орден. Он был за- крыт для посторонних, в него принимались граждане обоего пола только после многолетних испытаний. Устав ордена изобиловал все- возможными, даже странными запретами, к примеру, нельзя было есть бобы и ходить по столбовым дорогам. Пифагорейцы давали обет молчания и неразглашения тайн учения ордена. Это учение исходило из орфического мировоззрения, которому были присущи вера в само- стоятельность души и понимание смысла жизни как очищения души и ее освобождения от тела. При этом в орфизме отрицалась идея по- вторного воплощения души в тело.
В отличие от орфиков Пифагор придерживался учения о метем-
психозе (учения о странствиях души).
По свидетельству Диогена Лаэртского, Пифагор, увидав однажды, что кто-то обижает щенка, попросил не бить его, ибо по вою щенка он признал в нем душу дорогого друга.


68
И М Е Н А
Пифагор Самосский
(ок. 570 — ок. 496 до н. э.) — древнегреческий философ, зна- чительную часть своей жизни проведший на о.Самос в Ио- нии. Учился в Милете, где слушал Анаксимандра. В Егип- те и Вавилоне постигал древ- невосточную математику и ас- трономию.
Из-за тирании
Поликрата вынужден был поки- нуть родину, переселившись в
Южную Италию в город Кро- тон,где создал религиозно- философскую школу — Пифаго-
рейский союз. Поскольку политический идеал союза про- тиворечил принципам господствующей греческой демокра- тии, в начале V в. до н.э. школа была сожжена, боль- шинство преподавателей погибло, в том числе и
Пифагор. По другим версиям, после гибели школы он скрывался, а затем уморил себя голодом. Вообще, дос- товерных источников о жизни Пифагора сохранилось ма- ло. В сознании эллинов его имя ассоциировалось с чу- десами, аскетическими подвигами и со славой великого математика. Среди своих сторонников он пользовался непререкаемым авторитетом. Его чтили как посланца от
Зевса, как пророка, дарующего своим последователям божественную истину. В пословицу вошло выражение, свидетельствующее о даре Пифагора убеждать людей:
«Сам сказал!»
Согласно учению о метемпсихозе, бессмертная душа, в результате первородного греха получившая телесную оболочку, чтобы искупить свою вину, вынуждена после смерти тела переселяться в другое тело.
Чем более грешен человек, тем в более низменное животное перево- площается его душа после смерти тела. Цель жизни Пифагор видел в том, чтобы освободить душу от тела, выведя ее из круговорота во- площений. А достигается это пифагорейским образом жизни, кото- рый характеризуется отвращением к чувственным наслаждениям,

69
стремлением к одухотворению жизни и осуществляется через стро- гую дисциплину нравов. Побеждать свои страсти было первым дол- гом посвященных в тайны пифагорейского учения. Только тот, кто привел собственную природу в гармонию, способен отражать гармо- нию божественную. Посредством интеллектуальной и духовной дис- циплины душа пробуждается к познанию и актуализирует свою боже- ственную природу.
Задачей Пифагорейского союза (как политической партии) его ос- нователь считал нравственное очищение общества. Он рассматривал общественные отношения с нравственно-религиозных позиций. Ис- ходя из того, что добру присущи порядок, форма, размер, Пифагор выдвинул учение о порядке в общественной жизни, противопоставив соразмерность и гармонию общественному беспорядку и анархии, ибо всякая неопределенность, хаос трактовались им как зло. Он верил в то, что порядок в обществе обеспечивается аристократией ума и добродетели. Внешним благам жизни он придавал незначительную ценность, полагая, что общественная деятельность должна быть на- правлена на развитие наук.
Сам Пифагор большое внимание уделял математической науке, им были созданы некоторые основополагающие математические и геометрические теоремы, дошедшие до наших дней. Под влиянием математики религиозно-этические идеи мыслителя со временем реа- лизовались в своеобразном философском учении пифагорейцев.
В Пифагорейском союзе выделились акусматики и математики.
Первые заучивали наизусть «акусмы» — правила поведения, вторые занимались «математа» — науками. Именно математики внесли весо- мый вклад в становление научного знания и философской методоло- гии, поставив проблему числа и выдвинув идею о том, что общие су- ждения о характере истины могут быть выведены из самоочевидных истин — математических формул.
Согласно пифагорейцам, порядок во Вселенной и обществе обра- зуют числа. Число есть основа упорядоченности и познаваемости все- го сущего. Они полагали, что у чисел больше сходных черт с вещами природы, чем у огня, воздуха и других физических стихий.


70
Под числами и сам Пифагор, и ранние пифагорейцы понимали живые, действенные материальные тельца, которые обладают вполне конкретными качествами, имеют определенные пространственные формы, отделены друг от друга пустотой и чувственно воспринима- ются. Их можно видеть, а также слышать как музыкальные тоны.
Другими словами, подобно ионийским натурфилософам ранние пифа- горейцы основу всего сущего считали материальной. В силу этого
Аристотель причислял пифагорейцев, также как и ионийцев, к «гили-
кам» (от греч. «гиле» — материя, почва).
Все вещи, согласно пифагорейцам, состоят из чисел и существуют на основе подражания числам. Особое значение придавалось единице.
Единица (или монада) — это единство чета и нечета, порождающее все числа, а тем самым и вещи. Из сложения нечетных чисел получа- ются числа квадратные, а из сложения четных — прямоугольные. Ре- зультатом сложения по порядку четных и нечетных чисел являются треугольные числа. Все эти числа выражались математическими фор- мулами. Геометрические фигуры являлись одновременно и телесны- ми фигурами и сопоставлялись с природными стихиями, например, огонь — с пирамидой, а земля — с кубом. Другими словами, пифаго- рейцы осуществляли геометрическую интерпретацию физических объектов, предваряя тем самым современную математическую физи- ку.
Со временем в пифагореизме все отчетливее проявлялась тенден- ция отхода от понимания вещей как суммы конечного количества ма- териальных телец (чисел) к превращению числа в самостоятельную божественную сущность, отличную от вещей. Число теперь трактова- лось в качестве прообраза вещей. В силу этого можно сказать, что учение пифагорейцев явилось одним из путей к становлению идеали- стической философии в античности.
Придание числу господствующего значения привело к абсолюти- зации числа, к мистике чисел, которая составила ядро пифагорейского идеализма. Бог обозначался единицей (1); Бог, проявленный в двух своих началах (мужского и женского) — числом 2; мир, проявленный как мир божественный, природный и человеческий — числом 3. Чет- верица (4) заключала в себе тайну декады (10), которая образуется из сложения первых четырех чисел (1+2+3+4). Декада — это священное

71
и самое совершенное число: все остальные числа есть повторение первых десяти.
Числа 1, 2, 3, 4 в пифагореизме также считались священными, по- скольку, складывая или помножая их между собой, можно получить все остальные числа. Число 7 тоже является священным. Это число великих посвященных.
Поскольку все в мире подчиняется числам, то познать мир — это значит познать управляющие им числа. Один из наиболее известных пифагорейцев Филолай (р. ок. 470 до н. э.) утверждал, что предметом познания может быть лишь то, что доступно количественным измере- ниям. По сути дела, пифагорейцы поставили вопрос о значении коли- чественной стороны мира, правда, выделив при этом лишь эту одну грань в его понимании.
Тем не менее, величие Пифагора и его последователей состояло именно в установлении математических соотношений в астрономии, музыке, скульптуре, архитектуре. Они заложили основы теории му- зыки, обнаружив, что высота тона находится в строгой зависимости от длины струны. Интерес к симметрии, гармонии, числовым пропор- циям привел их к занятиям «золотым сечением», то есть выяснению правильных количественных соотношений между отдельными частя- ми зданий или скульптур.
С теорией чисел у пифагорейцев связано учение о противополож- ностях. Они признавали такие противоположности, как предел — беспредельное, четное — нечетное, единое — многое, правое — ле- вое, мужское — женское, покоящееся — движущееся, прямое — кри- вое, свет — тьма, хорошее — дурное, четырехугольное — разносто- роннее. Особое значение для Пифагора имели противоположности предельного и беспредельного. Условием возникновения мира явля- ется ограничение беспредельной воздушной пустоты. Пределом для философа выступал огонь. Поэтому он понимал мир как состоящий из взаимодействия огня и воздуха. Эти противоположности удерживает вместе гармония, без которой мир не смог бы существовать.
Гармония — это соединение, смешение противоположностей.
Для пифагорейцев гармония — высший мировой закон. Они учили о гармонии небесных сфер и утверждали, что планеты, проходя сквозь эфир, издают звуки разных тонов в зависимости от своих размеров,


72
скорости движения и удаленности от земли. О Пифагоре говорили, что он мог слышать гармонию небесных сфер в их вечном движении.
Еще одна тенденция, приведшая к идеалистическим построениям и оказавшая колоссальное влияние на развитие всей современной фи- лософии, связана с деятельностью элейской школы.
Элейская школа, как и Пифагорейский союз, сложилась в «Вели- кой Греции», в городе-полисе Элея, отсюда и название школы. Воз- никнув в середине VI в. до н.э. после прихода в город эмигрантов из
Ионии, школа просуществовала до середины V в. до н. э. Родоначаль- ником школы принято считать Ксенофана из Колофона.
Ксенофан (ок. 570 — после 478 до н. э.) первым из философов выступил с критической оценкой олимпийской мифологии. По его мнению, народные представления о богах есть результат воображения людей, создающих богов по своему образу и подобию. Он остроумно отмечал, что, если бы быки, львы или лошади умели рисовать, то они изображали бы богов похожими на себя. Подлинный же Бог не обла- дает человеческими качествами, он не подобен смертным ни внешним видом, ни мыслью.
Антропоморфическому представлению о Боге Ксенофан противо- поставил понятие шаровидного и неизменного Бога, являющегося во- площением идеи целостности. Он утверждал, что Бог есть единое, он есть мир в целом, вся бесконечная Вселенная. Будучи пантеистом, он приписывал миру божественные атрибуты: мир вечен, един, повсюду однороден и не подвержен никаким переменам.
Представления Ксенофана о мире, вне которого ничего нет и ко- торый в силу этого есть единое и единственное сущее, или Бог, опре- делили философскую проблематику элейской школы. Центральной для этой школы стала проблема бытия, разработка которой связана с именем Парменида.
Парменид сосредоточил внимание на понятии единого бытия. В своей поэме «О природе» он писал: «Быть или вовсе не быть — вот
здесь разрешенье вопроса». Решение этого вопроса он видел в том, что бытие есть, а небытия нет. Этот вывод философа основывался на противопоставлении им мнения и истины.

73
И М Е Н А
Парменид (ок. 540-470 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик
Анаксимандра, главный представитель элейской школы.
Принимал активное участие в поли- тической жизни города-полиса Элея в Южной Италии и был его законо- дателем. Главное его сочинение — философская поэма «О природе», из которой сохранилось около 160 стихов. Полагают, что он первым пришел к выводу о шарообразности
Земли, разделил ее на климатиче- ские зоны и установил, что утрен- няя и вечерняя звезда есть планета Венера.
В своей поэме Парменид описал путешествие, которое предпринял философ в поисках источников познания. Колесница доставила его к бо- гине справедливости Дике, ибо в понимании древних греков истинное познание ведет человека к добру и справедливости. Богиня поддержала философа словами: «Все должен знать ты: истины круглой моей не-
устрашимое сердце и не присущие ей туманные мнения смертных».
Как видим, Парменид противопоставил истину мнениям, и первую часть своей поэмы назвал «Об истине», а вторую — «О мнении». Все, что связано с восприятием изменчивого чувственного мира он отнес к мнению. Путь мнения — это способ объяснения мира, исходя лишь из свидетельств органов чувств. Но поскольку органы чувств нередко об- манывают нас, то они не могут привести к истинному знанию. Согласно
Пармениду, путем мнения идут невежды, люди о двух головах. Одна го- лова не может вместить два взаимоисключающих утверждения. Поэтому двухголовыми он называл Гераклита и его последователей, которые
«…бытие и небытие тем же самым и не тем же самым зовут. И путь
всюду видят обратный». По сути дела, Парменид открывает один из ос- новных законов мышления — закон непротиворечия.
Путь мнения дает картину видимого, кажущегося мира, мира мнения (докса), управляемого Афродитой. Этот мир навязывает лю-


74
дям представление о своей множественности и изменчивости, кото- рые могут объясняться лишь с помощью противоположностей, преж- де всего бытия и небытия. Но поскольку противоречивость чувствен- но воспринимаемого мира свидетельствует о его неистинности,
Парменид предложил путь исследования мира при помощи разума.
Только разум приводит к достоверным, непререкаемым истинам.
Признав единственным источником и критерием истины разум, Пар- менид тем самым заложил основы рационалистической традиции.
Путь истины — это способ объяснения мира, исходя из разума.
Путь истины дает картину мира как единого и вечного бытия. В мире истины бытие совпадает с мышлением
: то, что мыслится в разуме, и является существующим. Парменид подчеркивал: «Одно и то же
есть мысль и то, о чем мысль существует». И далее он выстраивает первую в истории систему аргументации своих идей.
Парменид пишет о том, что разум позволяет доказать, что суще- ствует только бытие, а небытия нет. Из утверждения тождества бытия и мышления следует, что если мысль о небытии существует, то оно становится предметом мысли, приобретая тем самым статус бытия, ибо, по определению, что существует и есть бытие. А раз небытия нет, то бытие должно быть единым и неподвижным. Единым бытие является потому, что разделять его на части может только небытие, которого нет. Никакого множества вещей не существует, так как ме- жду вещами нет пустых промежутков. А неподвижным бытие являет- ся потому, что движение предполагает изменение из бытия в небытие, что также невозможно в силу отсутствия небытия.
Итак, бытие характеризовалось Парменидом как единое, недели- мое, неподвижное, доступное только разуму.
Противники учения Парменида о бытии пытались показать, что дви- жение и множественность в их очевидности неопровержимы. С защитой взглядов Парменида выступил его ученик Зенон. Вот как эта ситуация была описана А.С. Пушкиным в стихотворении «Движение».
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить,
Хвалили все ответ замысловатый,
Но, господа, забавный случай сей

75
И М Е Н А
Зенон (ок. 490-430 до н.э.)- древнегреческий философ и оратор, родом из Элеи, ученик Парменида.
Есть версия, что он был приемным сыном Парменида. Посещал Афины, где давал уроки Периклу. На склоне лет организовал политический заговор против элейского тирана, но, потер- пев неудачу, был схвачен и казнен.
Согласно легенде, на допросе он от- кусил себе язык и выплюнул его в лицо тирану. От многочисленных тру- дов Зенона («Споры», «Против философов», «О природе») сохранилось лишь несколько фрагментов. Прославился
Зенон своими апориями — аргументами против движения.
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Зенон, также как и Парменид, исходил из того, что истинное бы- тие является неподвижным и непознаваемым чувствами. В своих апо-
риях (неразрешимых противоречиях), он доказывал что движение мыслимо противоречиво, и на этом основании делал вывод о том, что движения в мире не существует.
Сохранилось четыре апории Зенона против движения: «Дихото-
мия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Стадион». В них движение сводится к некоторым пространственно-временным отношениям, при этом пространство признается состоящим из отделенных друг от дру- га частей, а время — из отделенных друг от друга моментов.
В «Дихотомии» («разрубание надвое») Зенон утверждал, что тело не может ни начать движения, ни закончить его. Дело в том, что тело, движущееся из одного пункта в другой, должно сначала пройти поло- вину пути, но прежде, чем пройти эту половину, ему надо пройти по- ловину этой половины, и дальше тело вынуждено преодолевать эти бесконечные половины.