Файл: Учебнометодическое пособие томск 2010 ббк 74. 37 С 32.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 370

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При выполнении данного задания Вы можете добавить строки в таблице и заполнить их, применяя полученные ранее знания.
Литература

  1. Методы обследования речи детей / Под ред. Г. В. Чирки- ной. М.: ВЛАДОС, 2005.

  2. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанце- ва, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева и др. – Ростов-на-Дону: Фе- никс, 2005.

  3. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева.

  • Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.


ТЕМА 4. ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

План

    1. Обследование произвольной общей моторики.

    2. Обследование мелкой моторики и действия с предметами.

    1. Обследование произвольной общей моторики

Обследование состояния общей моторики служит дополни- тельным материалом для дифференцированной диагностики речевых нарушений. Невролог при определении неврологиче- ского статуса ребенка обычно обследует состояние произвольной
общей моторики, результаты которого фиксируются в медицин- ской карте, которую обязан изучить учитель–логопед на предва- рительном этапе логопедического обследования.

С целью обследования общей моторной сферы используются тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца. Обследу- ются как статическая, так и динамическая координация, одно- временность, отчетливость движений.

  1. 1   2   3   4   5   6

года

  1. Стояние в течение 15 с. с закрытыми глазами; вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой но- ги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при вы- ведении балльной оценки учитывается как минус).

  2. Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указатель- ным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала кос- нется другого места, а потом - кончика носа. Допускается повто- рение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)

  3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невы- полненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 с. производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.

  4. Обследуемому предлагается в течение 10 с. указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой в обратном направлении. (Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового размера. Зада- ние может повторяться не более 3 раз.)

  5. Подать руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.





  1. лет

  1. Стояние в течение 10 с. на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжа- ты, пятки и носки сомкнуты. (Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.)

  2. Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается.(Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.)

  3. Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоя- нии равном длине спички) расположены тесно в ряд вертикаль- но) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук, попеременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с. должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок про- изводит движения, разновременно или уложил за 20 с. менее 5 спичек. Допускается и повторение задания.)

  4. Обследуемому предлагается оскалить зубы широко улыб- нуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.

  1. лет

  1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с. попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, кос- нулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и припод- нимание подогнутой ноги балансирование, подпрыгивание.

  2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель – квадрат- ная доска 25 X 25 см на стене, на уровне груди обследуемого.



Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сна- чала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки – 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для ка- кой руки задание не выполнено. Задание можно повторить.

Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, про тяну- тую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испы- туемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев её. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.

Обследуемый марширует по комнате в любой темпе. Мар- шируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с неё нитку и наматывать её на указательный палец правой руки в те- чение 15 с. После перерыва в 5–10 с. предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается не выполненным, если обсле- дуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проде- лывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось), Допускается повторение 2 раза.

Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оцени- вается по трехбалльной системе.
Вопросы и задания

  1. Укажите, основываясь на каких принципах, строится об- следование произвольной общей моторики ребенка.

  2. Обоснуйте необходимость данного этапа обследования ребенка для уточнения его речевого статуса.



    1. Обследование мелкой моторики и действия с предме- тами


Обследование тонких движений пальцев рук и определение качества и степени дифференцированности движений прово- дится в следующей последовательности:

  1. Сжать пальцы в кулак.

  2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).




  1. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Обследование действий с предметами содержит задания:

  1. Выложить узор мозаики.

  2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.

  3. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлино- ванной тетради.

  4. Нанизывать на нитку бусинки.

  5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).

Оценка: 1 балл – четкое выполнение всех заданий; 2 – выпол- нение не более 5 заданий из предложенных; 3 выполнение одного – двух заданий из числа предложенных; плохая коорди- нация, неловкость движений.

На основании вышеописанных тестов разрабатываются со- временные методики обследования тонкой пальцевой моторики, приведем одну из них, наиболее распространенную в логопеди- ческой практике.

Обследование мелкой моторики детей по методике Г. А. Вол- ковой.

В основе методики лежит обследование мелкой моторики детей с речевыми нарушениями. Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей. Используются наглядные, словесные и практические методы.

В методике представлены следующие задания: